Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана здоровья

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Окружающего мира на тему «Охрана здоровья: мой организм и органы чувств»
Тема урока: Охрана здоровья: мой организм и органы чувств (3 класс, Е.Д. Худенко, И.А.Терехова)
Целевые установки урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Предметные результаты: продолжить формирование системы знаний об охране своего здоровья, в частности охране здоровья органов чувств;
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить перед собой задачи;
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Средства обучения: Для проведения опытов: платок, колокольчик, вата, лук, чеснок, апельсин, ветка ели, конфета, лимон, соленый огурец, кубик, чашка, карандаш, шарик или мячик; проектор, презентация, диск со звуками природы, плакат с изображением человека без лица, маршрутные листы для учащихся.
Ход урока
Оргмомент
Отвечай скорей дружок, (СЛАЙД 1)
Ты готов начать урок?
Проверяй-ка по порядку:
Книжка есть? И есть тетрадка?
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
-Сегодня прекрасный солнечный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, давайте повернемся друг к другу, улыбнемся соседу и подарим ему кусочек своего тепла.
Мотивация
- Встречаясь с людьми, мы говорим: "Здравствуйте", а задумывались ли вы над смыслом этого слова?
- С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.
- Сейчас, ребята, перед нами откроется еще одна из страниц «Охрана здоровья: мой организм и органы чувств» (СЛАЙД 2)
Но для начала вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
От чего зависит здоровье человека?(СЛАЙД 3)
Что значит «больной», «здоровый» человек?
Разделить слова на 2 столбика.
Больной человек Здоровый человек
Слова: пить, много гулять, курить, делать зарядку, плохо
кушать, спать в хорошо проветриваемой комнате, не
отдыхать, работать без отдыха.
Целеполагание
- Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу.
-Как вы понимаете, что такое здоровье? (ответы детей)
- Каждый с юных лет должен заботиться о себе, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.
– Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение.
У меня не болеет ни один из моих помощников. Отгадайте, о каких помощниках идет речь? (ответы детей)
Есть пять помощников на службе у тебя, (СЛАЙД 4)
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- К нам пришел очень странный человечек. ( Вывешивается плакат с человеком без лица) (СЛАЙД 5)
- Что на ваш взгляд в нем странного?
(У этого человечка нет лица, у него нет ушей, нет глаз, рта.)
Освоение нового содержания и способов действий
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
- Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
-У человека есть очень важный орган. Отгадайте, что это за орган?
День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (Глаза) (СЛАЙД 6,7)
Задание:- Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу.
- Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие предметы?
- С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны?
- Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке?
- Какое яблоко больше?
- Что же мы можем делать благодаря зрению?
- Глаза - это орган зрения. С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем:
движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое.
Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глаза.
– Зрение необходимо беречь.
– Какие правила охраны зрения вы знаете? (СЛАЙД 8)
Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров
Не наклоняться низко при письме
Не читать лежа.
Не тереть глаза грязными руками.
А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глаза.
Физкультминутка (СЛАЙД 9, 10)
проводится для глаз: Повторять движения солнышка.
- А сейчас мы познакомимся с другим органом чувств. Отгадайте загадку. (СЛАЙД 11,12)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...(ушки)
- Заткните уши ватой. Что произошло? (сразу исчезли все звуки).
- Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)
- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания.
- Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь.
- (СЛАЙД 13)Давайте поиграем в игру “Угадай, кто это?” Я буду включать разные звуки, а вы попробуйте угадать, кто или что воссоздает такой звук. (Корова, комар, машина, шмель, барабан и др.)
- Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши? (СЛАЙД 14)
- Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой.
- Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники.
- Чистить уши каждый день.
- Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу.
- Давайте дорисуем нашему человеку уши, ведь это тоже важный орган.
А теперь давайте познакомимся с другим органом чувств. (СЛАЙД 15,16)
На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже,
С удовольствием он может. (Нос)
- Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос?
- Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.
Определите предмет по запаху.
(Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, ветка ели).
- Какой орган помог вам это определить. (Нос.)
Нос - орган обоняния. Он помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи.
- Скажите, необходимо ли беречь нос?
- А как это можно сделать? (СЛАЙД 17)
Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде
Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют
Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина.
Физкультминутка. (СЛАЙД 18)
Человек должен уметь правильно дышать.
- Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабьтесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох - через рот и голову опускаем.
Делаем два раза.
Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение.
- А вот и следующий орган чувств. (СЛАЙД 19,20)
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
- Учащимся предлагается определить по вкусу с завязанными глазами конфету, лимон, соленый огурец.
- Какой орган помог определить, что вы съели? (Язык.)
- Язык – это орган вкуса.
- Язык находится в ротовой полости. Он помогает определить сладкую, горькую, соленую, кислую пищу.
- Как нужно ухаживать за полостью рта? (СЛАЙД 21)
Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы
Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды
Мойте руки перед едой.
Упражнения для языка.
- Сейчас мы выполним несколько упражнений для языка. (СЛАЙД 22)Повторяйте за мной.
Чистим зубки язычком.
Футбол.
Цоканье.
Надувание щечек.
- А где находится язык? (ответы детей). Давайте дорисуем нашему человеку рот.
Ну, а теперь познакомимся с еще одним органом чувств. (СЛАЙД 23, 24)
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…(кожа)
Опыт. Игра "Волшебный мешочек".(СЛАЙД 25)
- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).
- Что "рассказали" тебе твои пальцы? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.)
- Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).
- Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)
Кожа – орган осязания.
Мыть руки после загрязнения.
Носить свободную одежду и обувь.
Закаляться.
Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения.
- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
Физкультминутка. (СЛАЙД 26)
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Давайте раскрасим лицо нашему человечку и покажем, где у него кожа.
- Ребята, посмотрите на нашего человечка и на человечка в учебнике. Теперь наш персонаж похож на настоящего человека. Благодаря нам он приобрел все органы чувств.
Закрепление и включение в систему знаний
- Наше исследование закончилось. А теперь соедините линиями: (СЛАЙД 27, 28)
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
Игра «Путаница». Помогите Незнайке найти правильный ответ. (СЛАЙД 29, 30)
Голова нужна, чтобы нюхать.
Руки - чтобы ходить.
Глаза – чтобы дышать.
Ноги - чтобы думать.
Нос – чтобы рисовать.
Рот – чтобы смотреть.
Игра «Полезно – вредно». (СЛАЙД 31)
- Если это полезно, надо сделать 2 хлопка, а если вредно – надо поднять правую руку.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
Ответь на вопросы. (СЛАЙД 32)
С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака?
С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, аромат духов?
С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?
Рефлексия
-Что вы исследовали на сегодняшнем уроке? (Организм и органы чувств).
- Какие органы чувств вы знаете?
К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств.
- Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался. (СЛАЙД 33)
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой ,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.
- Вам понравилось, как вы работали на уроке?
- Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу?
- Сегодня мне понравилось, как вы работали…
Домашнее задание
Учебник стр. 131-132, оформить памятку «Как сберечь органы чувств». (СЛАЙД 34)
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И. ученика: __________________________________________
Класс: 3 класс
Тема урока: Охрана здоровья: мой организм и органы чувств
Выполнить задания:
1. Разделить слова на 2 столбика:
Слова: пить, много гулять, курить, делать зарядку, плохо кушать, спать в хорошо проветриваемой комнате, не отдыхать, работать без отдыха.

Больной человек Здоровый человек
_________________________________ ___________________________
________________________________ ___________________________
________________________________ ___________________________
________________________________ ___________________________
2. Запиши и запомни:
Орган зрения - _________________
Орган обоняния-__________________
Орган слуха - __________________
Орган вкуса - __________________
Орган осязания -_________________
3. Соедините линиями:
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе | Конспект урока рисования в 3 классе с презентацией (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)
Опубликовано: 2987 дней назад (23 января 2016)
Просмотров: 4397
+1
Голосов: 1
Светлана Игоревна Жучкова # 24 января 2016 в 12:11 0
Здравствуйте Ольга Михайловна.Я педагог дошкольник, а ваше занятие для школьников,но что- то можно взять и для подготовительной группы на занятие по приобщению детей к ЗОЖ.В Вашем занятие много интересных моментов.
Ольга Михайловна Завалишина # 24 января 2016 в 13:37 0
Спасибо,большое!
Александра Павловна Мухтанова # 26 января 2016 в 19:57 0
Ольга Михайловна,спасибо за конспект урока.Я как учитель биологии приветствую такие уроки.Технологическая карта составлена продуманно,маршрутный лист интересный.
Ольга Михайловна Завалишина # 28 января 2016 в 10:58 0
благодарю!