Конкурсы для педагогов и детей

Финал городского смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-летию Победы в Великой. Сценарий

Сценарий финала городского смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг


Автор: Дыкина Ольга Николаевна, методист по краеведению МБОУ ДОД "Детский оздоровительно-образовательный Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы"
Описание материала: представленный мною сценарий может быть полезен учителям, организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, при подготовке мероприятий посвященных празднованию Дня Победы, материал рассчитан на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: активизация музейной деятельности в школах города.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к поисковой исследовательской музейной деятельности.
2. Развитие деловых качеств и коммуникативной культуры учащихся.
3. Воспитание чувства ответственности за сохранение историко-культурного наследия наших предков
Предварительная работа: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в школьных музеях г. Читы была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей и учеников. Ими были собраны письма, фотографии, награды, воспоминания участников тех трагических событий. Все это стало основой для создания новых школьных музеев и для оформления стендов в уже существующих. На протяжении смотра-конкурса руководители школьных музеев вместе с ребятами активно сотрудничали с Читинским городским советом ветеранов войны и труда, представители которого помогали ученикам организовать встречи с ветеранами в школе, составить списки ветеранов живущих в прилегающем к школе микрорайоне. По итогам смотра-конкурса была проведена выставка презентация передвижных экспозиций и награждение участников. Ниже представлен сценарий церемонии награждения участников городского смотра-конкурса школьных музеев.
Часть 1: Театрализованное представление
Исполняется хоровод.

Голос за кадром:
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы ни спросили
Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить –
И нам, порой, так нужно оглянуться.

Звучит голос Левитана.
Выходит Родина, в сопровождении хореографической композиции, по окончании голоса Левитана тени одевают платки.

Родина:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная
Священная война!

Звучит песня «Священная война». На экране демонстрируются кадры военных боев в сопровождении хореографической композиции.

Голос за кадром:
22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна, они не пощадили своей жизни ради Победы. Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70-ти тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров ж/д путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее. И все четыре года вместе с долгожданными весточками – «жив, здоров» - с фронта летели похоронки и извещения «пропал без вести».

Под музыку И. Скляр «Песня о тишине» выходит почтальонка. А навстречу ей жители «деревни».

Председатель:
Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?

Почтальонка:
Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

Почтальонка отдает сводку председателю. Председатель вслух читает сводку, остальным жителям деревни.

Председатель:
«В результате семидневных боев на одном из участков Западного направления фронта части товарища Юшкевича нанесли тяжелый удар противнику, вынудив его оставить укрепленные позиции. За неделю части товарища Юшкевича уничтожили 18 рот фашистской пехоты. На поле боя подобрано 2300 трупов немецких солдат и офицеров. Уничтожено 18 вражеских танков, 41 автомашина с боеприпасами, 10 минометных батарей, разрушено 10 дзотов. Много фашистских солдат взято в плен. Среди захваченного исправного вооружения 48 орудий, 19 минометов, 64 пулемета, 2 радиостанции и большое количество винтовок».

Звучит музыка И. Скляр «Песня о тишине». Председатель уходит.

Женщина:
Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?

Почтальонка:
Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.

Почтальонка отдает женщине письмо. Звучит музыка М. Таривердиев «Двое в кафе». Женщина читает письмо. Мать и тени слушают и радуются все вместе.

Мужской голос за кадром:
«Здравствуйте, дорогие мои, Лида и дочь Неля! Я в настоящее время нахожусь еще пока жив и здоров. Того и вам желаю. Только что окончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Интересно знать, что-то вы поделываете сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу – электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю вас. Вот и сейчас хочется поговорить обо всем, что переживаю… Я видел как умирали мои товарищи. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь – и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне и суждено погибнуть, я хотел бы умереть в бою и лицом на запад.
Ваш до последнего вздоха муж и отец Казимир».

Женщина с ребенком уходит. Звучит музыка И. Скляр «Песня о тишине».

Мать:
Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!

Почтальонка:
Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди.
Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
«В почтальонки не ходи!»

Почтальонка и мать читают похоронку. Мать, прочитав похоронку, плачет, почтальонка ее обнимает и пытается утешить, после чего уходит. Звучит музыка П. Мориа «Мама». Мать обступают скорбящие тени. Мать читает стихотворение.

Мать:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной,
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала –
И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой
Шинелька нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!

Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет.

Три тени уводят мать со сцены. Затем на экране демонстрируются кадры победы, звучит песня «Последний бой». Три тени выводят Родину.

Родина:
Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: «Победа».

Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший пол неба?
Ты помнишь друзей? К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.

Минута молчания.
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».
Все кто находится на сцене встают на одно колено в поклоне.

Родина:
Время героев обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Жизнь и работу на мирной, счастливой земле!

Во время стихотворения тени постепенно встают с колен
Часть 2. Церемония награждения
Звучит песня «День Победы», все участники представления уходят со сцены. Выходят ведущие.

Ведущий 1:
Спасибо Вам за все, отцы и деды
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.

Ведущий 2:
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Ведущий 1: Великая Отечественная война – это героическая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.

Ведущий 2: Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, и в том числе историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2: Память о ней хранится в школьных музеях нашего города.

Ведущий 1: Мы начинаем церемонию награждения участников смотра-конкурса школьных историко-патриотических музеев, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне!

Звучит гимн России.

Ведущий 1: Слово предоставляется председателю комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Кирик Оксане Ивановне.

Ведущий 1:
Благородство школьного музея
Прошлых лет неугасимый свет
Пишут дети, ищут чей-то след,
Чтобы не ушло ничто в забвенье.

Ведущий 2: Итак, мы представляем лучшие школьные музеи.

Ведущий 1: На сцену приглашаются школы № 38, 8, 7, 14, ДДТ № 2.

Ведущий 2: Музей боевой славы школы № 38 основан в 1985 году. Первым руководителем музея была Лапкина Роза Михайловна, которая и сейчас помогает организовать поисковую работу. Особое место в экспозиции музея уделено истории эвакуационных госпиталей, которые в военные годы располагались на территории Забайкалья. Благодаря работе актива школьного музея сегодня мы имеем возможность узнать о фронтовой жизни врачей и медсестер. Сейчас руководителем музея является Козырев Андрей Валерьевич.

Ведущий 1: Историко-краеведческий музей школы № 7 является одним из молодых школьных музеев. Он был основан в 2004 году. Несмотря на то, что музей находится в одном из отдаленных районов нашего города, в нем ведется активная поисковая и исследовательская работа. Разнообразны его фонды. Здесь можно увидеть предметы домашнего обихода, познакомиться с историей Черновских копей и забайкальского казачества. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, здесь был открыт выставочный зал, где перед нами предстают воспоминания, документы и фотографии, повествующие о тех далеких, героических днях. Основателем и руководителем музея является Комарова Тамара Николаевна.

Ведущий 2: Обновленной, современной экспозицией встречает нас краеведческий музей школы № 8. Здесь вы можете окунуться в загадочный мир археологии, познакомиться с бытом коренного населения Забайкалья, оказаться в избе семейских. Как и во многих школьных музеях, особое место в экспозиции уделено истории Великой Отечественной войны. Ребята встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания, благодаря которым мы можем прочувствовать то, что было на душе участников тех страшных событий. Руководит работой музея Бахметьева Елена Александровна.

Ведущий 1: Музей имени Изабеллы Гориной был открыт в Доме детского творчества № 2 в 2007 году. Здесь собран богатый материал по истории Московского землячества, революции и гражданской войны, этнографии, истории Великой отечественной войны. Каждый год здесь открывает свои двери музейная гостиная, где ребят ждут незабываемые встречи с забайкальскими писателями и краеведами, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Продолжает дело Изабеллы Гориной Заболоцкая Маргарита Арсентьева.

Ведущий 2: Военно-исторический музей школы № 14, посвящен истории 26\93 гвардейской стрелковой дивизии, которая была сформирована в поселке Антипиха и прошла свой боевой путь от Москвы до Восточной Пруссии. Активное участие в создании музея принимали ветераны, их родственники и жители поселка. Здесь представлены письма и фотографии воинов – гвардейцев, их награды и личные вещи. Кроме этого, в стенах музея проводятся экскурсии рассказывающие об истории поселка Антипиха, истории школы № 14, и множество других экскурсий, помогающих воспитывать в подрастающем поколении любовь к своей малой Родине. Руководитель музея – Евдокимова Татьяна Юрьевна.

Ведущий 1: Для награждения приглашается начальник отдела воспитательной работы дополнительного образования и молодежной политики комитета образования администрации городского округа «Город Чита».

Ведущий 2: Также поздравить победителей мы приглашаем на эту сцену участника Великой Отечественной Войны, члена Союза журналистов России Батурина Николая Ивановича.

Ведущий 1: Вас приветствует хореографический ансамбль «Ягодка» - «Смуглянка»
«Ой, моя Россия» исполняет вокальная группа «Россияночка»

Ведущий 2:
Что нынче счесть большим и малым –
Как знать, что люди не трава;
Не обратить их всех навалом
В одних – не помнящих родства.

Ведущий 1: Музеи бережно хранят память о давно ушедших в историю поколениях. И сколько бы не прошло времени это благородное дело никогда не потеряет своей значимости.

Ведущий 2: Приглашаем школы № 40, 26, 6, 3.

Ведущий 1: Совсем недавно заявил о своем существовании Историко-краеведческий музей школы № 26. В его фондах уже хранится 57 подлинных памятников истории и культуры. Здесь представлены письма с фронта, фотографии и документы забайкальцев – участников Великой Отечественной войны. Сейчас в музее работает выставка «Детство, опаленное войной». Она рассказывает об обычных забайкальских школьниках, которые внесли свой вклад в общенародное дело победы над врагом. Кроме этого, для школьников проводятся «Уроки мира», с заботой о старшем поколении организована акция «Подарок ветерану». Руководит работой музея Зубцова Надежда Александровна.

Ведущий 2: В 2008 году в школе № 40 начал свою работу историко-краеведческий музей Изначально это был музей истории школы, открытый к ее 60-летию. Затем, в результате поисковой деятельности музейного актива, экспозиция была пополнена, другими ценными материалами. Здесь вы можете познакомиться с историей забайкальского казачества, узнать о тех людях, которые в годы войны, отдавая фронту последнее, приближали долгожданный день победы. В музее ведется переписка с родственниками нашего земляка - Героя Советского Союза Владимира Николаевича Подгорбунского. Руководит поисковой деятельностью музея Попрядухина Людмила Семеновна.

Ведущий 1: В здании, которое является историческим памятником, находится музей школы № 3. В конце ХIХ – начале ХХ века здесь располагалась Учительская семинария, ее истории и посвящена часть экспозиции музея. Здесь можно окунуться в события революции и гражданской войны, увидеть фотографии ее участников. Отдельные стенды посвящены истории школы и судьбам выпускников. Под девизом «Чтобы помнили, чтобы гордились» оформлена экспозиция, посвященная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь представлены фотографии и воспоминания свидетелей тех далеких событий. Руководитель музея – Беломестнова Галина Ивановна.

Ведущий 2: Музей школы № 6 открылся совсем недавно. Однако, история школы была увековечена в фотографиях, летописях, документах, а судьбы многих выпускников стали ее золотой страницей. Так, памяти героя России Третьяка Василия Владимировича посвящен стенд в музее, и открыта мемориальная доска. Кроме этого, ребята поисковой группы встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания, тем самым, пополняя экспозицию музея. К 70–летию Победы в Великой Отечественной войне была проведена работа под девизом «И мужество, как знамя, понесли наши ветераны», итогом которой стало оформление одноименного стенда. Руководит этой работой Репина Елена Юрьевна.

Ведущий 1: Для награждения приглашается главный специалист отдела воспитательной работы дополнительного образования и молодежной политики комитета образования администрации городского округа «Город Чита»

Ведущий 2: На сцене дуэт «Кнопочки» - «Росиночка-Россия»
«Россия» - Вокальная группа «Фантазия»

Ведущий 1:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века
Храни огонь родного очага.

Ведущий 2: Память бесценна, она хранится в многотомных изданиях, на кино и фотопленке, но тем она светлее, чем больше сердец ее хранит.

Ведущий 1: На сцену приглашаются школы № 9, 49, 42

Ведущий 2: К 70-летию победы в Великой Отечественной войне в этих школах была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей и учеников. Ими были собраны письма, фотографии, награды, воспоминания участников тех трагических событий, которые стали основой для оформления стендов и дальнейшей работы по созданию музеев.

Ведущий 1: Для награждения приглашается Председатель Читинского городского Совета ветеранов войны и труда

Ведущий 2: «Купала» хореографический ансамбль «Ягодка»
Ведущий 2:
Давно смолкли залпы орудий.
Над нами лишь солнечный свет.
На чем проверяются люди,
Если войны уже нет?...

Ведущий 1: Многие школы делают первые шаги в благородном и подчас нелегком деле сохранения памяти.

Ведущий 2: На сцену приглашаются школы № 22, 48, 15

Ведущий 1: Очень важно сделать первый шаг: собрать первые экспонаты, записать первые интервью, оформить выставку, ведь все это первые шаги к созданию настоящего школьного музея.

Ведущий 2: Для награждения приглашается заместитель председателя читинского городского совета ветеранов войны и труда

Ведущий 1: «Соловьиная роща» исполняет Порш Александр

Ведущий 1:
Давно окончена война
И небо мирное над нами
Да только в памяти она
Острее видится с годами.

Ведущий 2: На сцену приглашаются школы 5, 29, 17, 16, 10, 44, 43.

Ведущий 1: Может быть – это уже школьный музей или, это только стенд, оформленный к памятной дате, главное, что в наших школах есть люди, которые готовы отдать частичку сердца ради того, чтобы воспитать из подрастающего поколения достойных граждан нашей страны.

Ведущий 2: Для награждения приглашается директор детско-юношеского центра туризма и краеведения
Ведущий 1: И снова на сцене вокальная группа «Россияночка» - «Хохлома»


Ведущий 2: На протяжении смотра-конкурса руководители школьных музеев активно сотрудничали с городским советом ветеранов войны и труда

Ведущий 1: Слово предоставляется Председателю Читинского городского Совета ветеранов войны и труда

Ведущий 1: Медленно история листается
Летописный тяжелеет слог
Все стареет, Родина не стариться,
Не пускает старость на порог.

Ведущий 2: И дорог немало будет пройдено
Коль зовут в грядущие пути,
Но святей и чище чувства Родины,
Людям никогда не обрести.

Ведущий 1: С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

Хоровод «Сохрани земля» без объявления

Ведущий 1: На этом наша церемония награждения заканчивается, но мы искренне надеемся, что работа школьных музеев будет продолжаться, откроются новые музеи, создадутся стендовые экспозиции, сохраняя историю нашей великой Родины.

Ведущий 2: Ведь еще в 19 веке великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Клянусь честью ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Литература:
1. И помнит мир спасенный… Сборник стихов о Великой Отечественной войне/ Под общ. ред. Иванова В.М. М: Просвещение, 1988г.
2. Данилова И.М. Коренева Ю.И. Патриотическое воспитание школьников. Сборник сценариев. – Волгоград: «Учитель», 2003 г.
3. Запомните нас молодыми… Воспоминания и письма. – Чита: «Поиск» 2005 г.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе Внеклассное мероприятие для 5-9 классов к 9 мая. Сценарий Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников Вечер памяти к 9 мая - День Победы в школе. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе

Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 2 класс

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая – День Победы. Сценарий

Участник №74 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Открытие городской финальной краеведческой игры «Победа во имя живущих…». Сценарий | Игра - путешествие в летнем лагере по сказкам
Опубликовано: 624 дня назад (22 марта 2015)
Просмотров: 1969
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Ивановна Симонова # 22 марта 2015 в 22:48 0
Музей в школе - это важное событие, это творческая, исследовательская работа в жизни всего коллектива. Огромная работа проделана в школах города. Ольга Николаевна, ваш сценарий очень поучительный, созидательный. Я уверена, что он принесет большую пользу и опытным учителям, и молодым коллегам, начинающим свою педагогическую деятельность. Ваш сценарий подал мне интересную идею. Образ почтальона очень важен в данном сценарии, ведь именно он является проводником между солдатами и их близкими людьми.
С уважением Н.И.Симонова
Зульфия Алиевна Хамидулина # 29 марта 2015 в 01:37 0
Читала и плакала, очень за душу берет.Спасибо за замечательный сценарий!!!