Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока: Суккуленты. Опунция, Алоэ в коррекционной школе VIII вида в 8 классе

Конспект урока: Суккуленты. Опунция, алоэ. (Урок профильного обучения, по предмету декоративное цветоводство в коррекционной школе VIII вида в 8 классе)
Автор: Гоголинская Ольга Николаевна, учитель трудового обучения,ОКГУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области.
Цель: расширение представлений о растениях экологической группы суккулентов: опунция, алоэ.
Задачи:
дать представление о группе суккулентов на примере: Опунции, алоэ.
формирование эстетического восприятия природы;
бережного отношения к природе, осознание необходимости защиты всего живого;
развитие художественного вкуса,любознательности к изучению растений.
Оборудование: компьютер, физическая карта полушарий, иллюстрации комнатных растений, натуральные объекты, горшки для посадки цветов, земля, дренаж, лейки с водой, черенки растений—хлорофитума, зигокактуса, алоэ, кактусов, иллюстрации комнатных растений, листики комнатных растений, стаканы для проведения опыта, кипяченая вода в чайнике.
Ход урока.
1. Организационный момент.
--Каждый день—
всегда, везде,
На занятиях, в игре;
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
--Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы—
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставания.

--Дорогие ребята! Приглашаю вас в путешествие, посвященное комнатным цветочно-декоративным растениям.. Путешествие наше будет проходить на корабле «Цветолет», где находятся 2 команды матросов.
Под руководством капитана корабля—Ольги Николаевны.
Но сразу хочу сказать, что в каждой группе матросов есть мои помощники—это Аня и Рита и Даша и Ксюша. Которые будут вашими направляющими и экспертной группой, анализируя деятельность матросов на протяжении всего плавания. Девочки, ваша задача смотреть, наблюдать, как ребята в команде работают над тем или иным заданием. В завершении нашего плавания, вам нужно дать оценку работе команд матросов той и другой группе.

Мы побываем с вами:
--В тропических лесах Амазонки, Индонезии;
--Заглянем в субтропики Африки;
-- Побываем в пустынях Мексики;
--Наше путешествие необыкновенное: оно будет мысленным, в то же время растения, которые мы будем рассматривать с борта—настоящие, живые, они присутствуют рядом с нами или есть у нас дома.
2.Повторение материала
А теперь –внимание!
ТРОПИКИ.
Мы отправляемся в тропические леса.( идет заставка на компьютере тропического леса).
Остановимся в лесах Бразилии.
---Какие там природные условия для роста растений?
+там очень жарко, влажно, душно.
В зеленую массу тропического леса трудно пробраться. Приходится прорубаться в растительной чаще топором или саблей. Таким путем в день можно продвинуться на 2 часа. Нужно потратить 7 часов, чтобы прорубить тропинку, которую можно пройти за 15 минут.
Есть еще более легкий способ передвижения, сядем в пироге( челнок из коры) и поплывем по тихим заводям, наклоняя головы под низко свисающими ветвями и громадными листьями. Здесь не так темно, как в нашем еловом лесу. Вверху стоит как бы туман. Воздух влажный, теплый—трудно дышать, как в бане, в парном отделении.
Посмотрим, какие же растения здесь встречаются.

Я выдаю каждой команде растения, а ваша задача, определить, какие растения обитают в тропиках.
Кактус бегония
Монстера бальзамин
Фикус алоэ.
--Что лишнее?( кактус, алоэ). Они растут в пустынях.

--Скажите, к какой группе относятся эти цветы ?
+ Декоративно—лиственные.
--Почему эта группа растений так называется?
+ По красивой окраске листьев.
--Какие есть приспособления у данных растений для жизни в тропиках?
+У монстеры на листьях есть «дырочки», «отверстия», которые помогают лишней воде спускаться вниз. Бальзамин лишнюю влагу отправляет вниз в виде капелек воды. Фикус имеет очень прочные, упругие листья, которые не впитывают воду, а она легко стекает вниз, отражаясь, как зеркальная.

--Вот это растение как называется? (бегония) .
Что мы знаем про бегонию кленовидную?( Паспорт на бегонию кленовидную).
+Оно родом из тропических лесов Индии.
Она не цветет, у нее декоративная листва.
Лучше растет в полутени, не переносит прямых солнечных лучей.
Летом полив регулярный, зимой умеренный, но нужно опрыскивать листву.
Размножается листовыми и стеблевыми черенками.
-- Ребята, растения дышат или нет?
+Да, дышат; они поглощают углекислый газ. На свету они выделяют кислород.
-- У всех растений в основном листва зеленая. Посмотрите у бегонии листва красная. Как же она питается углекислым газом? А может не питается? Сейчас проверим.
Поставим опыт.
--Возьмем по стакану кипятка—опустим красные листья в кипяток. Что произошло?(Опыт лучше получится, если лист бегонии разделить на более мелкие частички и хорошо перемешать).
+Лист стал зеленым. Вода окрасилась в красный цвет.
--Что это доказывает?
+Это доказывает, что бегония так же питается углекислым газом.
--Но зачем же ей нужна красная окраска листьев? Где мы у нас видели красную окраску листьев?
+Вещество, окрашивающее растение в красный цвет, дополнительно улавливает зеленые лучи, превращает их в тепловые, повышая температуру листьев.
--Красная окраска листьев в зеленоватом сумраке тропического леса способствует поглощению дополнительных лучей света.
Продолжаем остановку в тропиках...
Послушайте легенду про растение. Как называется это растение?

«В Бразилии один пастух заметил, что козы, поевшие ягоды с этого куста, не спят, а всю ночь резвятся. Он рассказал об этом мулле, который решил на себе испытать действие этих ягод, чтобы не засыпать в мечети. Пастух оказался прав.» Что это такое за растение, ягоды которого поешь, и не хочется спать?
+ Кофе.
--Правильно, это кофе. У нас в теплице оно есть.
--Скажите, в каких условиях растут растения тропических лесов?
+ Там очень жарко, душно, сыро, испарение большое.
--Какие у них для этого есть приспособления?
+Яркая окраска листьев, специальные отверстия--разрезы на листьях.
--Наше путешествие продолжается дальше на корабле «Цветолет».
СУБТРОПИКИ.
Заглянем в субтропики Африки и сделаем там остановку.(Идет на компьютере заставка субтропиков).
---Что значит, субтропики?
-- Находятся около тропиков.
Растения субтропиков многообразны по своей приспособленности к изменчивой среде. Засушливое время там сменяется влажным и прохладным периодом. Весна кратковременна, ее сменяет жаркое, сухое лето.
Мы попали в африканские субтропики.
Перед вами листья растений—
Ваша задача, определить, что это за растение и назвать его.
--герань роза
--папоротник хлорофитум
--К каким группам относятся данные растения?
+Герань—красивоцветущая;
+Папоротник—к папоротникам;
+Роза—красивоцветущая;
+Хлорофитум—декоративно-лиственный;
Мы с вами делали паспорта растениям. Я выбрала самые лучшие паспорта и слово предоставляется—моей помощнице Ксюше.
Какую характеристику мы можем дать герани?
+Семейство Гераневые;
Родина—Южная Африка.
Цветет весной, летом, цветки яркие красные, белые.
Размещение— Любит свет, но может расти и в полутени.
Уход—Умеренный полив растения. Легко переносит небольшую засуху, но плохо переносит переувлажнение.
Размножение—черенками весной, в конце лета.
-- Предоставляю слово Даниилу.
Характеристика хлорофитума.
Родина—Южная Америка.
Цветет—весной, осенью, цветки небольшие белого цвета.
Неприхотливое растение.
Размещение—Хорошо растет на свету, но может переносит и полутень.
Уход—Регулярно поливать, но может долгое время находится без воды.
Размножение—отпрысками, делением куста.
--Что мы знаем интересного про него? (Хлорофитум полезно держать на кухне, он забирает неприятные запахи, как бы является очистителем воздуха).
Практическая часть занятия.
--Ребята перед вами два горшка, дренаж, земля, отростки хлорофитума.
Ваша задача—правильно посадить эти растения и рассказать, как вы это делали.
--Мы с вами побывали в субтропиках. Какие там условия, для роста растений?
+Дождливая холодная зима, лето сухое, жаркое.
--Скажите, а растения размножаются легко или трудно?
+Растения размножаются легко, так как нам погодные условия меняются ,не бывают постоянными.
--Наш корабль делает небольшую остановку в Атлантическом океане.
Остановка—ПЕРЕРЫВ.
--Сделали перерыв, двигаемся на « Цветолете» дальше.
3.Изучение нового материала.
ПУСТЫНЯ.
Дальше у нас на пути пустыня. Мы ,конечно, здесь ни плыть, ни летать не можем.
Мы едем на машине по пустыни.
--Мы ехали через громадные поля кактусов. Это были кактусы—гиганты. Они росли группами и в одиночку и были похожи на огромные и поставленные стоймя огурцы. Они покрыты ложбинками и волосками.
У них есть придатки—короткие, толстые. Эти придатки делают гигантские кактусы необыкновенно выразительными. Одни кактусы молятся, воздев руку к небу, другие обнимаются, третьи нянчат детей. А некоторые просто стоят в горделивом спокойствии, свысока посматривая на проезжающих».
Родиной кактусов является Мексика.
Посмотрите ,вот здесь вам представлены ряд растений обитающих в пустыне.
Это цереусы, толстянка, алоэ, опунция.
--Внешне ,что заметили интересного у этих растений?
+ В отличие от всех остальных растений, которые на встречались на пути эти растения нам напоминают фигурки людей, животных. Они кажутся нам, как живые существа.
--Почему это так происходит?
+У них очень крупные стебли. А листьев как таковых нет.
--Правильно вы заметили.
Раз это пустыня, значит там очень жарко, сухо, дожди бывают очень редко. Растениям приходится приспосабливаться к данным условиям.
Во первых у них видоизмененные листья—иголки.
Зачем?
+Меньше испарять влагу.
--Во вторых, почему у них такие мощные стебли, а у некоторых и листья?
+Они накапливают там влагу.
--Правильно растения накапливают влагу.
Ребята, внимание. Растения, которые накапливают влагу в листьях, стебле, а потом в период засухи ее используют называются суккуленты.
Столбовые кактусы—цереусы, про которые я вам читала отрывок. Они растут очень медленно—за 25 лет всего на 30 см.Но жить могут до 200 лет. Высотой вырастают с четырехэтажный дом.
Взрослый цереус содержит столько воды, что ею можно наполнить 100 ванн.
--Еще хочется рассказать про одного такого представителя, как опунция.
Опунция— семейство кактусовые. Имеет форму круглых, плоских колючих лепешек. Пойдемте посмотрим у нас в стеллаже более крупную опунцию. Опунции образуют большие заросли. Опунция цветет в начале лета желтыми красивыми цветками.
Обратите внимание, какие у них иголки. Но люди научились применять
опунцию.
Мексике у опунции есть плоды, величиной с кулак человека, называются туны.
Собирает опунцию в специальных перчатках, с деревянными планками на пальцах и ладонях.
Из опунции делают крепкие, легкие весла.
Используют в качестве живой изгороди. Опунция может достигать высоты от 2,5 до4,5 метров.
Из мякоти опунции делают пастилу. Из сока—сироп. Опунцию солят, консервируют, как огурцы.
Мясистыми корнями опунции лечили переломы костей.
Еще хочу сказать, что колючки предохраняют само растение от животных, которые могли бы полакомится кусочками сочных растений, но мешают колючки.
У моих помощников на корабле может что-то есть дополнить?
Следующим представителем суккулентов является алоэ.
Посмотрите внимательно стебель у алоэ тонкий, изогнутый желтовато-коричневый. От одного корня отходят несколько стеблей. На стебле сидят листья, плотно обхватывающие его своим основанием.
Обратите внимание, какие листья у алоэ. Толстые, мясистые, снизу выпуклые, сверху вогнутые. Края листья зазубрены, но без колючек.
Вот я взяла в руки лист алоэ потрогайте его. Если я его полью водой. Что происходит?
+Вода скатывается с него. Лист остается совсем сухим.
Если мы потрем лист пальцем—лист станет ярко-зеленым, гладким.
Что произойдет?
+Мы стерли налет воска. Он предохраняет лист от смачивания и тем самым от большего испарения.
--Сок алоэ очень ценен.
Он идет для приготовления слабительных лекарств.
Из некоторых видов алоэ изготовляют волокна из них –ковры, морские канаты.
--Ребята, в каких целях еще используют алоэ?
+При простуде, насморке, при болезни желудка.
--У моих помощников есть дополнения по алоэ.
Составляем этикетку на алоэ вместе со мной.
Я вам раздаю готовые этикетки, где нарисано:
--Родина---
---Размещение—
---Уход—
---Размножение--
Родиной является Южная Африка.
Размещение—светолюбивое растение.
Уход—летом умеренный полив, зимой—редкий (раз в один, два месяца).
Размножение—верхушками побега, прикорневыми розетками.
Это растение можно использовать в качестве лекарства—при простуде, при язве желудка, при насморке.
--Какие растения мы называем суккулентами?
++Растения называются суккулентами, которые накапливают в своих листьях, стебле влагу, в период засухи ее используют.
--Какие приспособления есть у растений, чтобы расти в пустыни?
+Видоизмененные листья, накопление влаги, защитный слой на листьях, что бы меньше было испарение.
--Как люди используют суккуленты в своей жизнедеятельности?
++ Изготовляют весла, волокна, приготовляют сироп, маринуют, используют в медицине.
Ребята, а так как мы с вами в пустыне, то мы попробуем составить небольшую ландшафтную композицию, напоминающую фрагменты пустынь.
Перед вами растения:
Кактус кактус
Зигокактус зигокактус
Алоэ алоэ

( Готовые горшки с землей, лейки с водой).
Учитываем высоту растений, расположение света.
--Объясните, почему вы так расположили свои растения?
Что нужно соблюдать, когда мы пересаживаем растения?
+После посадки, полить растение, подрыхлить землю, чтобы воздух проходил.
4. Закрепление материала.
В заключении нашего путешествия небольшой блиц-опрос на знание комнатных растений.
1.Растение, которое похоже на зеленого ежа.
2. Растение, которое состоит из лепешек, нарастающих друг на друга.
3.Это растение используется в качестве лекарства при простуде, насморке.
4.Как называются столбовые кактусы?
(кактус, опунция, алоэ, цереус).
В заключении нашего путешествия слово предоставляется моим помощникам.
Как они оценивают работу своих матрасов на корабле?
( Делают вывод мои помощницы по работе групп).
Ребята, мы сегодня с вами познакомились еще с одной экологической группой—это суккуленты. Более подробно поговорили про таких представителей, как алоэ, опунция. Составили небольшие мини пустыни.
Капитан благодарит команды моряков за успешное плавание. Так держать!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по технологии для 6 - 8 классов. Кулинарный поединок Выгонка тюльпанов в зимнее время Описание опыта работы (инновационного опыта) учителя технологии Конспект урока технологии в 8 классе для девочек. Интерьер жилого дома
Участник №174 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Выгонка тюльпанов в зимнее время | Внеклассное мероприятие для 4-5 класса. Экскурсия в оранжерею
Опубликовано: 646 дней назад (27 февраля 2015)
Просмотров: 1013
+3
Голосов: 3
Галина Васильевна Егорова # 28 февраля 2015 в 12:28 +1
Посмотрела вашу работу. Тема интересна для изучения особенностей цветов. Через игровые моменты и интересные вопросы вы повторили изученный материал и познакомили с новым. Весь ход урока направлен на развитие и коррекцию памяти, внимания, мышления, воображения. На воспитание интереса к домашним цветам. Хочу вам подсказать про оформление материала. Все задачи должны быть в глаголах. У вас есть и существительные. Вы не указали возраст учащихся, для которых написан конспект. В самом содержании лучше пользоваться шрифтами, а не писать полностью заглавными буквами. После темы не ставьте точку. Для наглядности и лучшего восприятия текста добавляйте иллюстрации. Сам урок мне понравился. Примите первый голос.
Ольга Николаевна Гоголинская # 28 февраля 2015 в 20:58 +1
Спасибо за внимание и понимание. Приму к сведению.
Татьяна Петровна Цуканова # 1 марта 2015 в 15:52 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна! познакомилась с Вашей публикацией - Конспект урока: Суккуленты. Опунция, алоэ. (Урок профильного обучения, по предмету декоративное цветоводство в коррекционной школе VIII вида в 8 классе). Мне понравился конспект, понравился подход и предложенное путешествие. Повторяя и проговаривая дети лучше запоминают, а у Вас ещё и осязают! это расцениваю на отлично! Спасибо за идею проведения занятия-путешествия! Мой голос. С уважением Т.П.
Ольга Николаевна Гоголинская # 1 марта 2015 в 21:28 0
Спасибо за добрые слова.
Сидорова Зоя Григорьевна # 21 марта 2015 в 00:33 0
Ольга Николаевна! Конспект урока: "Суккуленты. Опунция, алоэ" разработан в соответствии с возрастом учеников. материал урока даёт возможность дать представление о группе суккулентов на примере опунции, алоэ, формировать эстетического восприятия природы, бережное отношение к ней, развивать любознательность. Материал преподносите, используя разнообразные формы и методы. Это, естественно, должно приводить к тому, что дети любят предмет, интересуются дополнительным материалом, развиваются в данном направлении. Успехов в профессиональной деятельности! Голос!
Зоя.