Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие для 4-5 класса. Экскурсия в оранжерею

Методическая разработка. Экскурсия в оранжерею.
(для детей 10-12 лет).
Цель: познакомить воспитанников с богатством и разнообразием видов мировой флоры, представленной на городской станции юных натуралистов, а также биологией отдельных представителей растительного царства.
Пояснительная записка.
Городская станция юных натуралистов—учреждение дополнительного образования детей и, следовательно, одним из основных видов деятельности является образовательная. Особенностью организации учебного процесса можно считать активное использование объектов живой природы. В связи с этим на станции юннатов развита база уголка живой природы, оранжереи, учебно—опытного участка.
Одним из направлений работы станции является сотрудничество с другими учреждениями образования. Важная форма —экскурсии, так как они позволяют рассказать в целом о деятельности станции и помочь педагогом в привлечении детей при наборе объединений, кроме того экскурсии имеют образовательное и воспитательное значение.
Первое определяется возможностью более близко и конкретно познакомиться с растительным миром, его многообразием, значением в природе и хозяйственной деятельности человека. Правильная постановка экскурсии дает возможность рассмотреть такие моменты, которые в природе наблюдать и изучать крайне сложно(цветение и плодоношение редких культур), а также познакомиться с видами, редкими в нашей климатической зоне.
Воспитательное значение экскурсии заключается в ее эмоционально значимом содержании, содействии и формировании любви к природе, воспитании мира как единого, неразрывного целого.
Предложенная разработка имеет своей целью помочь педагогам дополнительного образования в подготовке и проведении экскурсии по оранжерее городской станции юных натуралистов.
При проведении экскурсии следует учитывать особенности базы, на основе которой она проводится. Первое, что следует учесть—это обширность и разнородность материала. Охват его полностью практически невозможен, да и в этом нет необходимости, так как на экскурсии предполагается рассматривать лишь наиболее интересные и важные объекты.
Кроме того , очень часто на мероприятие накладываются и достаточно жесткие временные рамки, что требует очень точного соблюдения временного регламента, а также тщательной проработки информационной части, которая должна быть емкой, целостной и конкретной.
При изложении материала следует избегать использования в чистом виде такой формы представления информации как лекция, основанная на изложении « сухих» фактов, в связи с тем что в этом случае она малоэффективна в организации внимания воспитанников, в особенности младшего и среднего звена, и излагаемый материал практически не воспринимается.
В дополнении к лекции нужно шире использовать метод беседы, с привлечением жизненного опыта ребят, что повышает эффективность процесса передачи знаний.

Общие рекомендации по методике проведения экскурсии.
1. Рассказывать следует только о том, что имеется в наличии и имеется возможность показать.
2. В рассказе необходимо избегать многословия, не несущего конкретной, полезной информации.
3. Каждый участник экскурсии должен иметь возможность осмотреть объект.
4. Желательно активнее вовлекать воспитанников в экскурсионную деятельность.
5. Во время проведения экскурсии необходимо выделять время для вопросов воспитанников.
Перед проведением мероприятия следует проверить условия, в которых оно будет проводиться. Обязательно нужно провести предварительный инструктаж по правилам поведения на станции и технике безопасности.
Основные приемы, которые используются на экскурсии—это демонстрация растений, показ коллекций, фотографий.
Главная цель предложенной экскурсии—это познакомить воспитанников с богатством и разнообразием видов мировой флоры, представленной на городской станции юных натуралистов, а также биологией отдельных представителей растительного царства.
Ход экскурсии.
Среди растений, украшающих нашу оранжерею, встречается группа растений, которую называют суккулентные—это значит продолжительно сочные растения. Они расположены в левом стеллаже от входа.
Представителем такого вида является агава американская; название этого растения происходит от слова «удивительный». Именем этого растения называется Мексика, что в переводе означает «место агавы».
На своей родине, в Мексике, агавы развиваются довольно быстро. Их листья достигают длины до трех метров, а через 8-10 лет агавы начинают выгонять стебель высотой в 12 метров, на конце которого распускается соцветие, имеющее 4 тысячи желтоватых цветков.
Но, несмотря на благоприятные условия для цветения агавы, им не дают цвести. Когда в середине розетки листьев становится заметной молодая почка, ее вырезают. В получившейся ямке собирают сок. Каждый день по три раза вычерпывают сок из ямки, собирая около 5 литров. Сок подвергают брожению и получают вино. Из листьев, корней и стеблей выгоняют спирт.
Из волокна агав делают очень прочный шпагат, веревки, канаты, гамаки, сетки, обувь, сумки.
Мы узнали, что агава зацветает на восьмой год, после цветения и плодоношения листья ее истощаются и засыхают. Но рядом с засохшей розеткой листьев и стеблей на старых корнях появляются молодые отпрыски.

Столетником называют не только агаву , но и другое растение—алоэ древовидное. Родина алоэ—Африка. Это растение легко отличить от агавы—стебель тонкий, изогнутый; на стебле заметны кольцевые углубления—следы от опавших листьев.
Листья алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, края листа зазубрены.
Если мы потрем лист пальцем—он станет ярко-зеленым, гладким. Мы стерли матово—серый налет воска; воск предохраняет лист алоэ от большого испарения.
Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте вдоль и приложите внутренней частью к ранке. Ранка быстро затянется.
Настой алоэ с медом употребляют как лекарство, принимаемое внутрь при заболевании туберкулезом.
Высушенный сок алоэ идет на приготовление слабительных лекарств.
Из листьев алоэ добывают волокна, из которых делают морские канаты, ковры.
Алоэ цветет; из середины пучка листьев вырастает цветочная стрелка с кистью или целой метелкой желтовато-красных трубчатых цветков.
Алоэ, так же как и агава, зацветает значительно раньше ста лет.
Наши столетники в комнатных условиях севера растут, но не развиваются. Для цветения и плодоношения им не хватает тех условий какие они имеют на своей родине.

У нас есть и другой вид кактусов—это опунция. Имеющая форму круглых плоских колючих лепешек размером с полметра, вырастающих друг из друга в различных направлениях. Опунции образуют большие заросли. Родиной опунции является Южная Америка.
В Мексике плоды опунции величиной с кулак носят название туны. Собирают их в перчатка.
Но почему же они такие уродливые и не имеют листьев?
Кактусы растут в пустыне, где 3—4 года нет дождей.
Растения, имеющие листья испаряют очень много воды. Кактусы являются родниками пустыни, запасными бочками с водой.
Кактус—очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.
Из древесины кактусов опунции делают крепкие и легкие весла; используются в качестве живой изгороди.
Из мякоти плодов опунции делают пастилу, из сока—сироп, вино. Их солят и консервируют, как огурцы.

Почему представители группы суккулентов имеют такую необычную форму и не имеют листьев?
Чем отличается агава от алоэ?
Как алоэ применяют в народной медицине?

Прямо перед нами раскинулась огромная лиана из семейства виноградных—тертастигма. Вы наверное часто видели такие лианы в мультфильмах, как легко и быстро по ним перебираются обезьяны.
Лиана очень быстро растет, у нее есть специальные органы прикрепления—усики.

Далее на центральном стеллаже расположилось типичное растение индийских джунглей—фикус.
Но в джунглях оно совсем не такое. Это огромное дерево 30 метровой высоты с листьями длиной до 1 метра. Это фикус эластика, или резиновое дерево. В нем содержится млечный сок, имеющий каучук.
Из каучука делали обувь. Галоши или сапоги хорошо служили в дождь, но стоило выглянуть и припечь солнцу, как они растягивались, начинали прилипать к тротуару. В мороз же такая обувь становилась хрупкой, как стекло.
Следующее не менее интересное растение—хлорофитум. Родина этого растения—мыс Доброй Надежды. У кого дома есть такое растение? Хлорофитум—неприхотливое растение, и поливать его можно редко. Растение светолюбивое, хорошо растет лишь на светлом месте, около окна. Его хорошо держать на кухне—он очищает воздух.
У нас есть хлорофитум хохлатый и раскидистый.

Двигаясь далее по теплице мы видим луковичные растения—это амаририллис. Родина этого растения—Южная Африка.
Амариллис зацветает осенью, в то время, что и у себя на родине. Из луковицы вырастает стрелка в 0,5 метра высотой, с зонтиком из 4-6 красных цветков, похожих на лилию.
Листья амариллиса в наших условиях развиваются в течение зимы и весны, а к лету засыхают. Обрезать увядающие листья не следует, так как из них органические вещества переходят в луковицу. Все лето луковица находится в покое, и поливать ее не нужно.

Напротив, в центральном стеллаже, расположены растения, листья которого, как и у амариллиса, ремневидные, с параллельными жилками, несколько более темные, но они не засыхают круглый год. В нашей теплице это растение зацветает в марте месяце оранжево-красными цветками.
Цветки такие же, как у амарилисса, но раза в два меньше, и в зонтике их штук 12. Родиной кливии является побережье Южной Африки.

Чем схожи амариллис и кливия?

Почему у амариллиса нельзя обрезать увядающие листья?
Двигаемся с вами далее. Что напоминает вам это растение?
*Пуховые перышки птицы.
Действительно это растение с темно-зелеными ветками, легкими, нежными, почти сквозными. Это аспарагус. Оно может расти как вблизи рек, так и на сухой песчаной почве. Самое интересное , что это растение не имеет листьев. У аспарагуса не листочки , а веточки.

У следующего растения, посмотрите, «листья» тоже фальшивые. Это плоские продолговатые веточки.
Фальшивые листья иглицы являются своеобразным приспособлением к выживанию в сухих местах на песчаных и скалистых склонах гор.

Вот это комнатное растения , всеми называемое геранью, на самом деле не герань. Комнатная герань называется пеларгонией. В переводе с греческого означает «журавлиный нос».Столбик цветка после опыления разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Пеларгонии насчитывается более 170 видов. У нас же здесь представлена пеларгония крупноцветковая и душистая.

Пахучие эфирные масла не только приятны, но и полезны: они освежают воздух, очищая их от вредных примесей, их используют в парфюмерии, в кондитерской промышленности.

У западного побережья Африки на высокой горе растет странной формы дерево с толстым стволом и большим дуплом внутри. Местные жители, населявшие остров, считали дерево священным и поклонялись ему. Через определенное время вершина дерева была сломана бурей. Ботаники считают, что это самое старое дерево в мире За древность и странную форму оно названо драконовым деревом.
Драцены растут и на Черноморском побережье. Они не только декоративны; из волокна листьев драцены изготовляли щетки.
Настоящие драцены часто называют пальмами, на которые они и похожи издали.

Скажите, а как называется вот это растение? «Ванька-мокрый».
Другое название –бальзамин.
Бальзамин—одно из наиболее старинных комнатных растений. Это растение из тропических лесов острова Занзибар, что у восточного берега Африки.
Из корней этого растения, только дикорастущего, получают желто-красную краску—хну.
За яркую окраску цветков бальзамин называют огоньком. Каждый распустившийся цветок находится под листом, как под зонтиком. Это защита цветков от дождя—их пыльца не намокает. Есть и еще одно прозвище у этого цветка—«недотрога», что очень точно отражает способ, которым он распространяет семена: прикосновение к зрелым плодам вызывает их «взрыв», а семена разлетаются на расстояние до 1-2 м.

Скажите, какое растение похоже на пуховые крылышки птицы?
Назовите растения, у которых нет листьев?
Почему это растение называют драконовым деревом, какое у него еще название?
Из какого растения можно получит краску?

Двигаемся по теплице дальше.
Перед вами растение, которое называют –царицей цветов.
Что это за растение?
Роза всегда остается непревзойденной царицей цветов.
Очень много произведений искусств посвящены этому цветку, исторические события, с которыми так или иначе связан этот цветок. Родиной культурной розы является Юго-Восточная Азия.
Когда розы появляются в Европе, там устраивают праздники роз, на котором выбирают самую красивую девушку королевских роз—розьеру.Ей надевали венок из роз.
Из лепестков роз получают ценное ароматическое розовое масло. Для получения килограмма масла требуется 500 килограммов розовых лепестков, поэтому оно ценится на вес золота. Двух капель розового масла достаточно для получения литра духов.
Из роз делают духи, варенье, мороженое, ликеры, чай.

А вот посмотрите, это еще одна роза.
Посмотрите, но чем же внешне они отличаются друг от друга?( размерами, формой листьев, цветами).
Это растение называется китайской розой или гибискус. Родиной этого растения является Китай.
Китайская роза ничего общего с настоящими розами не имеет, она принадлежит семейству мальвовых. Это растение хорошо растет на солнечных окнах, круглый год не теряет листвы. У нас в оранжерее это растение зацветает в июне месяце. Для получения густой кроны следует весной обрезать растение. Гибискус имеет практическое применение: его соком чернят обувь.

Обратите внимание как много у нас видов бегоний—это и королевская, Мэсона, клещевинолистная, воротничковая и другие. Посмотрите, какие у них красивые листочки. На что похожи эти листики? ( на сердце, на ушко).
Родиной бегонии являются тропические леса острова Ява.
Мы видим, что у листьев бегонии на поверхности есть морщинки, выпуклости выросты в виде волосков, все эти приспособления способствуют большему испарению влаги.
Еще одной особенностью являются красные листья. В тропическом лесу данная окраска способствует дополнительному поглощению лучей света.
И еще одна особенность-это способность быстро размножаться кусочками листьев.

Посмотрите, вот это растение, что вам напоминает?
На самом деле это растение называется папирус. В переводе с египетского языка папирус означает «дар реки». Оно растет на заболоченных местах реки Нил. Мы видим длинный голый стебель, на верхушке которого густые мутовки тонких листьев. В древности стебли папируса, или его еще называют циперус, связывали пучками и делали двухместные челноки для ловли рыбы и птиц. Из коры делали сандалии, а из волокна—ткани. Самое главное—из растения папируса делали род бумаги. Из срезанных стеблей выделяли сердцевину, разделяли ее на тонкие длинные полосы, эти полосы укладывали на гладкую доску и смачивали водой. На первый ряд настилали другой ряд, но уже поперек. Скоблили, разглаживали, клали под пресс, высушивали на солнце. К полученной полосе подклеивали другие полосы. Для того чтобы чернила лучше держались, папирус окунали в клейстер и опять высушивали. Таким способом получали плотный, слегка желтоватый папирус.
Корневища этого растения съедобны- вкусом напоминают миндаль. Египтяне ели их сырыми и поджаренными. Эти корневища являются главной пищей гиппопотамов.

Еще не менее важное и интересное растение—монстера деликатесная. Это крупная лиана с большими листьями, густо усеянными отверстиями и свисающими воздушными корнями, похожими на щупальца. Деликатесной монстера считается тоже не зря: на станции юннатов она уже не первый год приносит плоды, похожие на початки кукурузы, и напоминающие по вкусу ананас.
Как вы думаете, зачем на листьях имеются отверстия?
Обычно в сезон дождей в тропиках идут исключительно сильные ливни, и эти отверстия служат как предохранительные клапаны для стока избытка воды, предупреждая обламывание черешков.

Почему бегонии имеют красную окраску листвы?
Почему растение называется папирус?
Зачем нужны отверстия на листьях у монстеры?

Если мы вернемся к началу нашей экскурсии, то вы заметили, что мы ничего не сказали про растения, которые находятся по правую сторону от входа.
Посмотрите как величаво и красиво возвышается это растение. Может кто то знает, как называется это растение? Это финиковая пальма.

В Древнем Египте была птица с женской головой, жившая 500 лет, которая, почувствовав приближение смерти, сама себя сожгла, но затем из пепла снова возродилась молодой и еще более красивой. Птица феникс-это символ вечного возрождения жизни. Это легенда о вещей птице феникс, этот сказочный образ возник в далекой древности в связи с финиковой пальмой.
Из раскаленного мертвого, как пепел, песка пустыни вырастает стройная, красивая пальма, только спустя 150-200 лет засыхающая от палящих лучей солнца. Финик—это искаженное название «феникс».
Финиковая пальма на своей родине—в Африке достигает высоты 20 , а иногда и 40 метров. Крона дерева состоит из 40—80 листьев, длиной 2-3 метра каждый. Зацветает пальма на шестой год.
Плоды созревают довольно медленно. В апреле они чуть желтеют, в мае имеют величину вишни, только в августе вполне созревают. Одно дерево дает от 100 до 250кг. фиников.
При сборе фиников, их раскладывают на землю и сушат на солнце. Для сохранения их зарывают в песок. В песке они могут храниться до 2 лет.
Финиковая пальма не только дает плоды, но и защищает почву от палящих лучей солнца своей широкой зеленой кроной.
В Древнем Египте финиковая пальма служила первым календарем: в течение месяца на пальме развивается один новый лист и отмирает один старый.
Из финиковой пальмы делали балки, столбы, двери в хижине, а крыши покрыты ее листьями.
Но больше всего финиковую пальму используют для приготовления продуктов питания. Верхушечные почки дают так называемую пальмовую капусту. Их заквашивают и получается «пальмовый сыр». Финиковая пальма при надрезании стебля выделяет сладкий сок. Но самую большую ценность конечно же имеют финики. Их употребляют в свежем, сушеном и вареном виде. Неурожай фиников так же страшен, как неурожай хлеба.

По соседству с финиковой пальмой разместилась традесканция. Свисающие, густо покрытые торчащими в стороны ланцетовидными листиками, так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти конец или начало ветки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению. Стебли у него хрупки, легко отламываются, но кусочки стеблей быстро дают корешки.
Традесканция бывает не только зеленая, встречаются и с белыми, и с коричневыми, и с серебристыми полосками.

По соседству с традесканцией разместился папоротник—это нефролепис. Красивые розетки листьев никогда не бывают украшены цветами—это растение размножается спорами.

Посмотрите, а вот это растение что вам напоминает?
Это растение еще называют –колбасное дерево, оно чем-то похоже на колбаску. Правильное же его название—диффенбахия. Растение прибыло к нам из дождливых тропических лесов Бразилии. Стебель высотой достигает до 1,5 метров, толщиной до 5 см.. Листья длиной до 60 см. и шириной 30 см, зеленые в белых пятнах. Неприхотливое растение. Оптимальная зимняя температура 15 градусов. Нужно
быть осторожным, имеет ядовитый сок, вызывающий ожоги на коже.

Вот мы и познакомились с самыми яркими уголочками нашей теплицы.
Как связано название финиковой пальмы с понятием «феникс»?
Как используют финиковую пальму?
Почему это растение называют колбасным деревом?
Какие у вас есть еще вопросы?
Спасибо за внимание.
Используемая литература.
1. Бобылева О. Н. Цветочно-декоративные растения защищенного грунта. М.: «Академия», 2008 г.
2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика, 1995 г.
3. Герасимова С. О. ,Журавлев И.М.Комнатное цветоводство. М. : Нива России,1992 г.
4. Ридерз Дайджест 1000 советов и идей для вашего сада. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2000г.
5. Чувикова А. А., Потапов С. П., Черных Т.Г. ,Коваль А. А.
Практикум по цветоводству. М.: Колос,1984г.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Конспект внеклассного мероприятия в 5-6 классе по теме: Привычки хорошие и плохие

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие

Литературный час в начальной школе. Конспект

Конспект урока: Суккуленты. Опунция, Алоэ в коррекционной школе VIII вида в 8 классе | Торжественная линейка в школе, посвященная Дню учителя
Опубликовано: 3092 дня назад (1 ноября 2015)
Просмотров: 3969
+1
Голосов: 3
Татьяна Александровна Толстикова # 1 ноября 2015 в 20:26 0
Ольга Николаевна, добрый вечер! Очень понравилась Ваша экскурсия. Замечательно, что есть возможность с детьми воочию познакомиться с этими растениями. Увидела среди них драцену, бальзамин, герань и розу, которые растут у меня, с интересом прочитала информацию о них. Ваши рекомендации по проведению таких экскурсий будут полезны педагогам. Вот только хочу посоветовать исправить шрифт и увеличить некоторые фотографии. Примите мой голос. Удачи!
Ольга Николаевна Гоголинская # 4 ноября 2015 в 21:28 +1
Спасибо за комментарии.