Конкурсы для педагогов и детей

Рекомендации родителям старших дошкольников по развитию детей с задержкой психического развития

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Автор: Киселева Ольга Николаевна, педагог-психолог, ГБОУ ООШ №6 СП «Детский сад «Бабочка» г. Новокуйбышевска Самарской области.
Цель: Оказание методической помощи родителям в организации обучения и развития детей с ЗПР в домашних условиях.
Задачи:
1. Пополнить знания родителей о развивающих дидактических играх и упражнениях.
2. Мотивировать родителей на совместную коррекционно-развивающую работу с детьми.
Описание. Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям детей с ЗПР. Данный материал позволит педагогам и родителям научиться понимать и использовать различные способы взаимодействия с детьми с ЗПР для организации коррекционно-развивающей работы в детском саду и дома.
Если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то родителю следует получить особые знания. Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.
Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
- предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
- начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
- сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
- оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;
- привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;
- помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;
- старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;
- включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;
- составлять план занятий примерно на 2-3 недели с помощью педагога.
В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить подчиняться требованиям взрослых.
Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания. Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
2. Концентрация внимания на предмете или звуке.
3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.
Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Примерные игры и упражнения для детей с ЗПР, которые можно использовать в домашних условиях. Они просты и понятны детям уже с самого младшего возраста, но выполняя их, можно развить многие психические процессы.
КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. птицы -.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Игра «Черный ящик».
Цель: развитие мыслительных операций.
Детям показывают «черный ящик» или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д. - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.
3. Игра «Хлоп-хлоп».
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания
Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, игра повторяется с начала.
4. Игра «Птица - не птица».
Цель: на развитие внимание и уточнение знаний о птицах. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»
5. Игра «Кто это?»
Цель: уточнение знаний о названиях профессий.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
Необходимо помнить о том, что только терпеливое отношение взрослых к проблемам детей с ЗПР, системный подход к организации коррекционно-развивающего процесса не только в детском саду, но и дома даст положительные результаты. Дети смогут социализироваться и адаптироваться в дальнейшей жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Опубликовано: 273 дня назад (11 марта 2016)
Просмотров: 1437
+4
Голосов: 6
Наталья Александровна Ермакова # 11 марта 2016 в 21:53 +1
Ольга Николаевна, здравствуйте! Поздравляю с дебютом, статья интересная, а Ваши советы несомненно пригодятся родителям, принимайте первый голос!
Елена Владимировна Орлова # 14 марта 2016 в 14:50 +1
Спасибо за вашу работу, примите голос!
Татьяна Александровна Толстикова # 28 марта 2016 в 10:25 +1
Ольга Николаевна, здравствуйте! С первой публикацией Вас! С интересом познакомилась с содержанием статьи, т.к. работаю с разными детьми, среди которых немало ребят и с ЗПР, которые нуждаются в особенном подходе. Нашла для себя новые игры, которыми обязательно воспользуюсь в своей работе. Спасибо! Примите мой голос. Удачи!
Ольга Ивановна Гринева # 17 апреля 2016 в 17:18 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна. С большим удовольствием ознакомилась с вашей работой, работая в "Центре коррекции и развития детей" именно с такими детьми с диагнозом ЗПР мне несомненно поможет в работе ваша статья. Очень полезно именно из уст педагога-психолога получить данный материал.Спасибо!