Конкурсы для педагогов и детей

Проект для 3 класса на тему: Фразеологизмы

Проект по теме "В гостях у фразеологизмов"
Содержание
I.Введение
II.Основная часть
2.1 Многообразие фразеологических оборотов
2.2 Классификация фразеологизмов
2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
V. Приложение
I.Введение
Актуальность темы:
Участвуя в школьном Интеллектуальном марафоне, я не смогла справиться с одним заданием по русскому языку. Нужно было объяснить значение фразеологических оборотов: «яблоку негде упасть», «сесть в калошу», «точить лясы», «комар носа не подточит». Было очень обидно не получить баллы за такое, на первый взгляд простое задание. Почему я и мои сверстники знаем так мало фразеологизмов, почему так редко употребляем в своей речи, почему не хотим задумываться над их смыслом и значением, когда слышим их из уст своих родителей и учителей? Я задала себе эти вопросы и попыталась ответить на них в своей работе, которую назвала так: «В гостях у фразеологизмов».
Цель и задачи:
Целью моей работы является обогащение своего словарного запаса фразеологическими оборотами.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по теме «Фразеология»;
2) разобраться в истории возникновения фразеологических оборотов;
3) провести анкетирование и опрос среди сверстников, родителей и учителей школы, и выяснить, какие фразеологизмы употребляют в речи мои знакомые;
4) раскрыть значение хорошо знакомых мне фразеологизмов.
Объект и предмет исследования:
Фразеологизмы в русском языке. Использование фразеологических оборотов в речи сверстников, родителей, педагогов.
Структура работы
Свои исследования я начала проводить в январе 2014г.
Моя работа состояла из нескольких этапов:
1. Изучение литературы о фразеологизмах.
2. Проведение опроса и анкетирования родителей, учеников, педагогов школы.
3. Презентация проекта.
II. Основная часть
Фразеология исследует наиболее
живой, подвижный и разнообразный
отряд языковых явлений. В.В.Виноградов.

2.1 Многообразие фразеологических оборотов.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений над общественными и природными явлениями («ближе к делу», «далеко пойти», «мороз по коже», «как небо от земли», «стоять горой»), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (« пусто, словно Мамай прошёл»), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («добрый молодец, молочные реки, обливаться горючими слезами»).
Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Например, выражение «Бить баклуши» в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек», т.е. делать несложное, нетрудное дело.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга) личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

2.2 Классификация фразеологизмов.
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что – нибудь вроде «мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом, силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным». А можно обронить короткое - «Напрасный труд»,- и всем всё станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это то же самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек сообщает ещё и о своём отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие взаимоотношения человека с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить, стоять на задних лапах - угодничать, прислуживаться;
2.Мылить голову (кому) - сильно бранить, ругать кого-либо.
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы – заниматься пустой болтовней
2.Вертеть, крутить вола – говорить, болтать ерунду.
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, делать что-либо.
2.Бить баклуши - бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1. Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2. Как осиновый лист дрожит - трясётся – обычно от волнения, страха.
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов, я выделила основные группы:
- Фразеологизмы русского происхождения (зарубить на носу – запомнить, очки втирать – надувать, обманывать, как пить дать – точно, несомненно).
- Заимствованные фразеологизмы (из древнегреческой и древнеримской мифологии: ахиллесова пята (уязвимое место), сизифов труд (бесполезная работа).
Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, я решила познакомить ребят с фразеологическими оборотами на классном часе. Для того чтобы заинтересовать их данной темой, я подготовила анкеты для родителей и учеников нашего класса, провела опрос среди педагогов нашей школы.
Выяснив самые популярные фразеологизмы среди своего окружения, я узнала историю происхождения этих фразеологических оборотов, подготовила презентацию и предложила ребятам проиллюстрировать понравившиеся фразеологизмы.

2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых.
Проведённое анкетирование среди одноклассников показало следующее: знают, что такое фразеологизмы – 12 учеников класса (50%), не знают – 7 учеников (30%), употребляют, но не знают, что это фразеологизмы 5 учеников (20%). Самыми популярными фразеологизмами в нашем классе можно считать такие как: щёки горят, где раки зимуют, считать ворон, сесть в калошу.
Анкетирование родителей учеников нашего класса показало, что многие родители употребляют в речи фразеологизмы издавна, но многие не помнят, что это фразеологизмы, а популярные среди них следующие:
1) Вставлять палки в колёса (мешать)
2) Водить за нос (обманывать)
3) Летать в облаках (мечтать)
4) Как с гуся вода! (ему (ей) всё нипочём).
Мне стало интересно узнать, каким фразеологическим оборотам отдают предпочтения наши учителя? Классный руководитель часто говорит такие фразеологизмы: «Спустя рукава», «Засучив рукава», «Брать быка за рога».
Учитель английского языка любит повторять следующие фразеологизмы: «Бить баклуши», «Крокодиловы слёзы»
Библиотекарь напоминает: «Ушки на макушке», «Комар носа не подточит», «Развесить уши».
Завуч начальной школы порадовала своими любимыми фразеологизмами: «Заруби себе на носу», «Заметать следы», «Как снег на голову».
Завуч старшего звена, не задумываясь, сказала: «Воробью по колено», «Потерять голову».
А директор школы сказала: «Как две капли воды», «Только пятки засверкали, «На краю Земли»
А мне пришлись по нраву фразеологизмы со словом язык: «Корова языком слизала», «Чесать языком», «Типун тебе на язык» и т.д.
Эта работа увлекла моих одноклассников, и мы составили рассказ о школе (Приложение1)
Таким образом, фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

III.Заключение
Выводы:
1. Изучив литературу по теме «Фразеология», я убедилась, что русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

2. Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.

3. Фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

4. Узнавать значение фразеологизмов очень увлекательное занятие!

IV.Список используемой литературы:
1) Баранов М.Т. «Русский язык» - Москва: Просвещение, 1993 – с.25
2) Быстрова Е.А. Краткий фразеологический словарь русского языка – Санкт – Петербург: Просвещение, 1994 – с.3 – 8
3) Волина В.В. «Учимся играя» - Москва: «Новая школа», 1994 – с.406 – 424
4) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – Москва: Просвещение, 1980 – с.3 -18
5) Лехина И.В. – Словарь иностранных слов – Москва: «Русский язык», 1985 – с.540
6) Яранцев Р.И. «Русская фразеология» - Москва: «Русский язык», 1997 – с.6 – 8
Приложение 1
Рассказ о школе
Утром я просыпаюсь ни свет, ни заря, но, собираясь в школу, тяну канитель, и поэтому приходится мчаться стрелой, чтобы не опоздать на уроки. Во весь дух врываюсь в фойе. А тут народу – яблоку негде упасть. В гардеробе учеников набилось, как селедки в банке. Вот и звонок на урок. Труднее всего приходится с русским языком. Здесь я ни в зуб ногой! Спряжение, глаголы, суффиксы – для меня темный лес. Немного проще обстоит дело с литературным чтением, хотя у меня зуб на зуб не попадает, когда у нас проверяют скорость чтения. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щелкаю как семечки. Вот так нелегко приходится мне грызть гранит науки!

Рекомендуем посмотреть:

Сказка на основе фразеологизмов для младших школьников Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Фразеологизмы Литературная викторина с ответами для учащихся 2 - 3 классов. Фразеологизмы

Похожие статьи:

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Опубликовано: 7 дней назад (26 ноября 2016)
Просмотров: 60
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!