Конкурсы для педагогов и детей

Рабочая программа по изучению Правил дорожного движения для школьников

РАБОЧАЯ дополнительная общеразвивающая программа «Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения»
Автор: О.Н. Пилипей методист МУДО ДДЮ
Направленность деятельности: спортивно-техническая
Продолжительность освоения программы: 3 года.
Возраст обучающихся: 9-11 лет

Пояснительная записка
Программа «Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения» спортивно-технической направленности является модифицированной и направлена на освоение детьми «дорожной грамоты», правильного поведения на дорогах. Данная программа составлена на основе имеющихся программ по правилам дорожного движения: Старцевой О. В. «Школа дорожных наук», В.А. Горского «Юные инспектора дорожного движения», методических рекомендаций ПДД» И.Г. Швейко и практического опыта педагога.
Новизна программы в том, что содержание программы предусматривает привлечение учащихся к исследовательской деятельности и социальному проектированию.
Актуальность программы исходит из того, что сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Но, исследовав причины проблемы детского дорожно - транспортного травматизма, можно установить, что не только неосторожное поведение влечёт за собой дорожное происшествие, а в большей степени - нежелание выполнять те требования, которые предъявляются к каждому участнику дорожного движения. Немаловажно отметить, что не все юные пешеходы достаточно информированы и обучены основам безопасного движения и поведения на дорогах.
Педагогическая целесообразность определяется возможностью оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной деятельности, позволяющей ученику, в игровой форме, становиться участником ролевых событий, возможных в транспортной среде, и дающее возможность адекватной самооценки своих действий.
Цель: приобретение учащимися необходимого объёма представлений, знаний и навыков, позволяющих им безопасно вести себя в условиях дорожного движения, самостоятельно действовать при угрозе или возникновении опасной ситуации, решать посильные задачи по оказанию различной помощи, требующейся в таких ситуациях.
Задачи:
Знакомить: с государственной системой защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Учить: правилам дорожного движения.
Развивать:
­мотивацию безопасной жизнедеятельности, соблюдению правил дорожного движения;
­способности наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
­качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения при передвижении по проезжей части;
­уверенность и умение рассчитывать на себя, действовать согласно обстановке в нестандартных условиях дороги.
Формировать:
­умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
­культуру безопасной жизнедеятельности, уважения к законам дороги;
­основы научной и исследовательской деятельности.
Воспитывать:
­личность безопасного типа, имеющую осознанное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
­дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно - транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности;
­гражданскую позицию, достоинство и ответственность за свои поступки, которые могут привести к негативным последствиям для других людей;
­патриотическое сознание Гражданина Российской Федерации.
Подготавливать:
­к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Привлекать:
­к пропаганде безопасного поведения детей и их родителей на современных улицах и дорогах и к деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.
В основу Программы положены принципы:
­дополнительное образование является механизмом обеспечения полноты и цельности образования в целом, обеспечивает целостность образа мира;
­развитие индивидуальности каждого ребёнка обеспечивается в процессе внеурочной деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей школьников;
­обучение должно быть прочным и иметь практическую направленность;
­в процессе обучения охраняется и укрепляется психическое и физическое здоровье ребенка;
­партнёрские отношения всех субъектов дополнительного образования обеспечивают единство и целостность образовательного процесса.
Отличительной особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, с использованием общеучебных понятий и умений.
В результате изучения правил дорожной безопасности предполагается, что обучаемый не только научится этим правилам, но и будет понимать сущность понятий и определений дорожной грамоты, овладеет знаниями и умениями, позволяющими воспринимать себя и других в условиях дороги, приобретёт необходимые поведенческие навыки обеспечения безопасности, помощи и самопомощи в условиях повышенной дорожной опасности.
Развитие мотивации к безопасной жизнедеятельности позволит целостно взглянуть на мир, расширится кругозор, сформируется ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью. При таком подходе формируется мотивация к сознательному продолжению изучения предмета ОБЖ на следующих ступенях образования, где будут решаться главные педагогические задачи: развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни, овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 9-11 лет. Продолжительность освоения программы – 3 года. 1 год-144 часа (4 часа в неделю), 2 – 3 год обучения 216 часов (6 часов в неделю).
Занятия проводятся в форме бесед, тестирований, видеопросмотров, наблюдений, анализирования ситуаций по ПДД, статистических данных по происшествиям региона и России в целом, игр, соревнований, контроля знаний, практики.
Ожидаемые результаты. Первый год обучения построен вокруг одних и тех же образовательных объектов (понятия, определения, правила), которые необходимо изучить участнику дорожного движения. Учащиеся приобретают знания пешехода, который способен самостоятельно ориентироваться по отработанному маршруту. Получают навыки пассажира общественного транспорта и легкового автомобиля. Знакомятся с законами улиц и дорог. Ориентируются в основных дорожных знаках. Учаться решать ситуационные задачи.
Второй год обучения направлен на формирование словарного запаса ребёнка, понимания смысла дорожной терминологии и умений использовать приобретённые знания при попадании в транспортную (дорожную) среду. Учащиеся знакомиться с работой и деятельностью юных инспекторов дорожного движения, принимают активное участие в мероприятиях данного направления, а также могут состоять в отряде ЮИД и принимать участие в слетах отрядов в рамках города и региона.
Третий год обучения направлен на формирование компетентности и правильности действий юного участника дорожного движения, полной осведомленности в вопросах безопасного поведения в дорожном движении. Являются активными участниками Юидовского движения. Учащиеся приобретают умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, овладевают основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. А также дисциплинированное и сознательное отношение к правилам дорожного движения со стороны велосипедистов, пешеходов, привитие позитивного отношения подростков к здоровому образу жизни (через беседы, примеры и дорожные ситуации), частичное устранение детского дорожно-транспортного травматизма, развитие транспортной культуры.
Результатом исследовательской (проектной) работы учащихся является создание словаря дорожных понятий, терминов и знаков, необходимых правопослушному участнику дорожного движения (пешеходу), который составляется всеми учащимися. Каждый ребёнок вносит свой вклад в общую копилку научно-исследовательских результатов в виде буклетов, рисунков, сочинений, схем, презентаций по отдельным элементам будущего словаря. Материалы комплектуются в виде папки или альбома в алфавитном порядке и отражают суть и смысл дорожной терминологии глазами юных исследователей. Занятия проводятся на базе МУДО ДДЮ г. Черемхово в автоклассе.
Результативность определяется по итогам участия в школьных, муниципальных и областных конкурса и соревнованиях отрядов ЮИД.
Для определения теоретического блока образовательной программы предусматриваются контрольные билеты с вопросами по ПДД, медицине, тестирование, индивидуальные задания для решения ситуаций.
Общий уровень результатов всего обучения определится позитивным отношением учащихся к самообразованию в области безопасности дорожного движения. Учащиеся научатся самостоятельно находить информацию, систематизировать её и оформлять результаты. Будет достигнут социальный эффект – осознанное желание заниматься пропагандой безопасности дорожного движения.
Учебно-тематический план занятий детского объединения ЮИД
«Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения», 1 год обучения (144 часа)
№ п/п Наименование Разделов Кол- во часов
всего теория практика
1. Раздел 1. Добрая дорога детства. 16 8 8
2. Раздел 2. Дорожные наблюдения, ситуации. 18 9 9
3. Раздел 3. Дорожные знаки. 16 8 8
4. Раздел 4.Дорожное регулирование. 16 8 8
5. Раздел 5. Дорожное движение: права и обязанности участников дорожного движения. 14 7 7
6. Раздел 6. Дорожно-транспортное происшествие. 16 8 8
7. Раздел 7. Дорожный марафон. 16 8 8
8. Раздел 8. Движение без нарушений. 16 8 8
9. Раздел 9. Дорожная памятка участника движения. 16 8 8
Итого: 144 72 72

Содержание программы 1 года обучения (144 часа)
Раздел 1. «Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения».
Введение. Знакомство с курсом дополнительного образования. Знакомство с правами и обязанностями юного инспектора дорожного движения. Понятие о безопасности дорожного движения
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 2. Дорожные наблюдения, ситуации. Знакомство с понятиями «исследование», «наблюдение», «решение ситуаций». Развитие логики.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 3. Дорожные знаки. Знакомство с понятием «дорожный знак». Кто придумал знаки? Где встречаются знаки? Чем отличается дорожный знак от других знаков? Где устанавливаются дорожные знаки?
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 4. Дорожное регулирование. Светофор, регулировщик. Изучение дорожного объекта. Сбор информации об объекте. Знакомство с историей появления светофора.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 5. Дорожное движение: права и обязанности участников дорожного движения. Знакомство с терминологией «права и обязанности». Знакомство с правовыми документами для участников дорожного движения.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, решение ситуаций.
Раздел 6. Дорожно-транспортное происшествие. Знакомство с терминологией «дорожно-транспортное происшествие». Просмотр и обсуждение видеоматериалов по данной теме. Выявление основных причин детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактика ДТП.
Практические занятия: изготовление листовок, участие в диалоге, наблюдение, исследование, решение ситуаций.
Раздел 7. Дорожный марафон. Проведение игровых форм занятий. Решение ребусов, кроссвордов. Проведение командных состязаний. Работа с настольными играми.
Практические занятия: участие в конкурсах и соревнованиях, развитие познавательной деятельности.
Раздел 8. Движение без нарушений. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Знакомство и изучение билетов, предусмотренных для юных инспекторов дорожного движения.
Практические занятия: решение контрольных вопросов, решение билетов, тестирование.
Раздел 9. Дорожная памятка участника движения. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Обобщение знаний.
Практические занятия: участие в конкурсе «Безопасное колесо», тестирование, подведение итогов.
Учебно-тематический план занятий детского объединения ЮИД
«Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения» 2 год обучения (216 часов)

№ п/п Наименование разделов Кол- во часов
всего теория практика
1. Раздел 1. Знание и соблюдение ПДД- основы безопасного движения. 24 8 16
2. Раздел 2. Участники дорожного движения и их обязанности. 24 8 16
3. Раздел 3. Элементы улиц и дорог 24 8 16
4. Раздел 4. Регулирование дорожного движения и дорожные знаки 24 8 16
5. Раздел 5. Железная дорога 24 8 16
6. Раздел 6. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. 24 8 16
7. Раздел 7. Основы безопасного движения за городом, в посёлке 24 8 16
8. Раздел 8. Правила движения для велосипедистов 24 8 16
9. Раздел 9. Безопасное колесо. 24 8 16
Итого: 216 72 144

Содержание программы 2 года обучения (216 часов)
Раздел 1. Знание и соблюдение ПДД - основы безопасного движения. Введение. Понятие о безопасности дорожного движения. Основные законы безопасности дорожного движения. Формирование отряда ЮИД для участия в городских слётах и соревнованиях. Распределение обязанностей.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, изучение.
Раздел 2. Участники дорожного движения и их обязанности. Изучение прав и обязанностей участников дорожного движения. Терминология понятий. Знакомство с историей развития правил дорожного движения.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 3. Элементы улиц и дорог. Знакомство с понятием «разметка», «дорожные знаки». Опасные ситуации на проезжей части. Опасные участки дорог.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 4. Регулирование дорожного движения и дорожные знаки. Светофор, регулировщик. Изучение дорожного объекта. Сбор информации об объекте. Повторение изученного, дополнение информации.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, практическое выполнение заданий и решение вопросов регулирования.
Раздел 5. Железная дорога. Знакомство с терминологией. Знакомство с правилами, предусмотренными для железной дороги. Какие опасности подстерегают, как избежать происшествий на железной дороге?
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, решение ситуаций.
Раздел 6. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Знакомство с терминологией «детский дорожно-транспортный травматизм». Просмотр и обсуждение видеоматериалов по данной теме. Выявление основных причин детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактика ДТП. Изучение вопросов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практические занятия: изготовление листовок, участие в диалоге, наблюдение, исследование, решение ситуаций, практическое выполнение оказания медицинской помощи.
Раздел 7. Основы безопасного движения за городом, в посёлке . Основные правила проезда, правила движения за городом, в посёлке. Опасности, которые могут подстерегать участников дорожного движения за городом, в посёлке. Решение ситуаций.
Практические занятия: решение ситуаций, участие в диалоге.
Раздел 8. Правила движения для велосипедистов. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Изучение правил езды на велосипеде. Изучение билетов, предусмотренных для велосипедистов.
Практические занятия: решение контрольных вопросов, выполнение практических приемов и элементов езды на велосипеде, подготовка к городскому итоговому слёту отрядов ЮИД.
Раздел 9. Дорожная памятка участника движения. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Обобщение знаний.
Практические занятия: участие в конкурсе «Безопасное колесо», тестирование, подведение итогов.
Учебно-тематический план занятий детского объединения ЮИД
«Наши верные друзья - Правила Дорожного Движения» 3 год обучения (216 часов)

№ п/п Наименование разделов Кол- во часов
всего теория практика
1. Раздел 1. Знание и соблюдение ПДД - основы безопасного движения. 24 8 16
2. Раздел 2. Профилактика и пропаганда – основная деятельность ЮИД 24 8 16
3. Раздел 3. Элементы улиц и дорог 24 8 16
4. Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность ЮИД, участие в соцпроектах. 24 8 16
5. Раздел 5. Дорожная безопасность. 24 8 16
6. Раздел 6. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. 24 8 16
7. Раздел 7. Оказание первой доврачебной помощи. 24 8 16
8. Раздел 8. Правила движения для велосипедистов 24 8 16
9. Раздел 9. Безопасное колесо. 24 8 16
Итого: 216 72 144

Содержание программы 3 года обучения (216 часов)
Раздел 1. Знание и соблюдение ПДД - основы безопасного движения. Введение. Понятие о безопасности дорожного движения. Основные законы безопасности дорожного движения. Формирование отряда ЮИД для участия в городских слётах и соревнованиях. Распределение обязанностей.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, изучение.
Раздел 2. Профилактика и пропаганда – основная деятельность ЮИД. Знакомство с историей развития ЮИДовского движения в Иркутской области. Знакомство с терминологией «пропаганда», «профилактика». Проведение статистических исследований. Встреча с инспекторами ГИБДД, с участниками ЮИД прошлых лет.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование, проведение профилактических работ среди обучающихся, проведение рейда.
Раздел 3. Элементы улиц и дорог. Знакомство с понятием «разметка», «дорожные знаки». Опасные ситуации на проезжей части. Опасные участки дорог.
Практические занятия: участие в диалоге, наблюдение, исследование.
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность ЮИД, участие в соцпроектах. Теоретическое знакомство с исследовательской деятельностью. Выбор тем. Выбор проектов. Социальное исследование. Написание работ. Защита работ.
Практические занятия: наблюдение, исследование, написание работ по выбранной теме, защита.
Раздел 5. Дорожная безопасность. Как избежать происшествий на проезжей части? Изучение билетов категории В. Решение ситуаций.
Практические занятия: решение билетов, подготовка к городскому слёту ЮИД.
Раздел 6. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Знакомство с терминологией « детский дорожно-транспортный травматизм». Просмотр и обсуждение видеоматериалов по данной теме. Выявление основных причин детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактика ДТП . Изучение вопросов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практические занятия: изготовление листовок, участие в диалоге, наблюдение, исследование, решение ситуаций, практическое выполнение оказания медицинской помощи.
Раздел 7. Оказание первой доврачебной помощи. Лекция по теме: «Основные правила оказания первой доврачебной помощи». Решение теоретических и практических вопросов по оказанию первой доврачебной помощи.
Практические занятия: практика по оказанию первой доврачебной помощи.
Раздел 8. Правила движения для велосипедистов. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Изучение правил езды на велосипеде. Изучение билетов, предусмотренных для велосипедистов.
Практические занятия: решение контрольных вопросов, выполнение практических приемов и элементов езды на велосипеде, подготовка к городскому итоговому слёту отрядов ЮИД.
Раздел 9. Дорожная памятка участника движения. Воспитание законопослушных участников дорожного движения. Обобщение знаний.
Практические занятия: участие в конкурсе «Безопасное колесо», тестирование, подведение итогов.

Методическое обеспечение программы

1. Мультимедийное электронное пособие по изучению ПДД для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений:
2. Электронный сборник ситуативных задач по изучению ПДД для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений
3. Сайты учителей ОБЖ и физкультуры:
4. Учебник "TeachPro Основы безопасности жизнедеятельности".
5. Интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства». Всероссийский ежемесячник STOP - газета. Детское приложение Добрая Дорога Детства
6. CD диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
7. DVD диск «Уроки тётушки Совы».
8. DVD диск «Азбука безопасности». Мультсериал для всей семьи.
9. CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения.
10. Компьютерная игра «Не игра» разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-20012 годах». ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт»,
11. Бабина Р. П. Занимательная дорожная азбука: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД, 2000.
12. Бабина Р. П. «О чём говорит дорожный алфавит».: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД, 2000.
13. Форштат М. Л. «Учись быть пешеходом» Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы / Сосунова, М.Л. Форштат: часть 1, часть 2. - Издательский дом «МиМ», 2002 г.
14. Кирьянов В. Н. Дорожная безопасность. Учебная книжка тетрадь для 1(2,3,4) класса/ под общ. ред. В. Н. Кирьянова, 2-е изд, преработанное и дополненное – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.
15. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1-4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно-методический журнал для преподавателей. - М: «Роспечать» 2000-2011.
16. Юрмин Г. А. Светофор : рассказы, стихи, сказки, очерки / ; сост. Георгий Альфредович Юрмин . – Москва : Детская литература , 1976 . – 223 с. : цв.ил.- В пер.
17. Юрмин Г. А. «Светофор. Автомобиле и трамваезнание. Улицеведение. Законы дорожного движения» - М: Детская литература 1976г. 223с.
18. Юрмин Г. А. «Красный желтый полосатый» С. Энциклопедический формат - М: Детская литература 1976г. 223с.

Список использованной литературы
1. Бармин А. В. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград: 2011г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: 2010.
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоваельных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: 2011.
4. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза. /авт. сост. Л.Б. Малыхина и др.- Волгоград: Учитель, 2012.
5. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. /Авт.-сост.Л.Орлова. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2006.
6. Жатин С. О. Правила дорожного движения.1-4 классы: занимательные знятия/ авт.-сост С. О. Жатин. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников: методич. рекомендации; пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
9. Козловская Е. А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
10. Козырева Е. А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города, М.: «Центр Пропаганды», 2008.
11. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2007. Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2007.
12. Старцева О. В. Школа дорожных наук. Методическое пособие в помощь педагогам образовательных учреждений.3-е изд., допол. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
13. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. – М.: АПК ПРО, 2002.
14. Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения; 1-4 классы. Мастерская учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: ВАКО, 2011.
15. Правила дорожного движения Российской Федерации
16. Панкратова Е. Дыхание по Стрельниковой. // ФИС. – 2001 г. - №7.
17. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2008. – 2ч. - (Стандарты второго поколения). Ч.1 – программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, рекомендации по организации внеурочной деятельности. Ч. 2. – программы ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку, ОБЖ.
18. Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» для учащихся 1 класса, под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011.
19. Системный проект профилактики безопасного поведения детей на дорогах, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, включая обоснование требований по структуре и связанности её элементов, требований к содержанию деятельности, оснащению и образовательным программам. – М.: 2006.
20. Управление ГИБДД УВД Иркутской области. Безопасность дорожного движения для школьников: методическое пособие в помощь учителю по изучению правил дорожного движения. - Иркутск. Управление ГИБДД УВД Иркутской области, 2000.
21. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников /авт. Н.Б.
22. Эйгель С. И. Словарь дорожных понятий, терминов и знаков / С. И. Эйгель. – М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://standart.edu.ru/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки РФ.- Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
3. Власова, Е. Агентство «ИМА-пресс» оживило человечков с дорожных знаков для социальной кампании ГИБДД. [Электронный ресурс] / http://www.adme.ru/work,naruzhnaya_reklama /2007/01/11/14265/. (11.01.2007).

Вариант контрольных вопросов для 1 года обучения
- Сколько правил пешехода в правилах дорожного движения Российской Федерации
- Почему выбраны именно красный, жёлтый и зелёный цвета светофора?
- Каким словом можно запретить движение?
- Каким словом можно разрешить движение?
- Каким словом можно предупредить о смене сигнала светофора?
- Как должен себя вести пешеход, если красный свет светофора застал его на проезжей части?
- Чем отличается красный треугольник с пешеходом от синего?
- Сколько цветов используется в дорожных знаках?
- Можно ли обходить автобус сзади, если дорога многорядная?
- К какой группе знаков относятся знаки со стрелками
- Является ли восьмиместный личный автомобиль общественным транспортом?
- Назови дорожные слова на букву «П» (10 слов)
- Каким словом можно объединить автобус, трамвай, троллейбус
- Как называется место пересечения более трёх дорог?
- Даёт ли знак с нарисованными на нём детьми преимущество детям?
Конечным результатом обучения по программе 1 года обучения является иллюстрированный альбом (коллекция слайдов) – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся, учителя, библиотекаря школы, родителей и сотрудников ГИБДД и Детского Дома творчества. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках и конференциях.
Формирование словарного запаса школьника по дорожной терминологии
Если ребёнок точно может объяснить что-то своими словами – значит, он это знает. Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. На занятиях по данной Программе « дорожная» речь развивается на основе умения учащихся слушать и понимать речь на слух и проговаривать слова, полностью понимая их значение. Учитель использует словесные методы разговора (беседы), пересказа и рассказывания, которые решают следующие задачи:
- научить детей выявлять смысл событий, происходящих в условиях дорожного движения;
- дать представление об отношениях водителей, пешеходов и пассажиров, опираясь на жизненные образцы и образы художественной литературы;
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к добрым (правильным) поступкам;
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо);
- учить соблюдать правила дорожного движения.
- какой программный материал необходимо давать путем беседы;
- как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
- как привлечь всех к активному участию.
Интерес к беседе учитель поддерживает за счет постановки понятных и важных для обучающихся вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением их активности, стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует высказывания детей, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов. Беседа обязательно должна иметь связь с реальной жизнью, вопросы должны ставиться так, что бы дети чувствовали их важность.
Темы бесед
- Почему дорожные знаки имеют разную форму?
- Почему дорожные знаки красные и синие?
- Один день из жизни водителя.
- Один день из жизни пешехода.
- Почему пассажир опоздал на работу?
-Какой транспорт самый безопасный?
- Когда на проезжей части не опасно?
-Как сделать безопасным маршрут по городу?
- Кому помогает перекрёсток?
- Кто придумал законы уличного движения?
- Кто придумал светофор?
- Куда идет на знаке пешеход?
- Кто нарушает дорожные правила?
- Кто должен уступить дорогу?
- Кто придумал «зебру»?
- Почему у машины мигалки?
- Почему на шинах узоры?
- Почему красный свет запрещает, а зелёный – разрешает?
- Легка ли работа инспектора ДПС?
- Что думает пешеход и водитель?
- Полезны ли деревья, растущие вдоль дороги?
- Может ли автомобиль быть безопасным?
- Нужен ли человеку электрический транспорт?
- Делают ли пешеходы цирковые трюки?
- Есть ли общие знаки для пешехода и водителя?
- Куда надо смотреть при переходе дороги?
- Откуда водитель не ждёт пешехода?
- Имеет ли дорога одежду?
- Зачем придумали правила для пассажиров?
- Что делать, если светофор не работает?
- Проектирую фигурки участников дорожного движения.
- История жезла регулировщика.
- Чем отличается дорожный знак для пешехода от знака для водителя?
- Сколько ошибок делает пешеход?
- Успею ли я перейти дорогу перед движущимся автомобилем?
- Почему водитель превышает скорость, передвигаясь по городу?
- Как образуются дорожные «пробки»
- История возникновения дорожных слов.
- Почему автомобили сталкиваются на широкой дороге?
- Сравнение подземного и надземного пешеходного перехода.
- О чём спрашивают загадки про дорожное движение!
- Чему учат истории про непослушных пешеходов?
- Что говорят поэты о правилах дорожного движения?
- От чего зависит тормозной путь автомобиля?
- Чем отличается правостороннее движение от левостороннего?
- Почему ребёнку нельзя сидеть на переднем сиденье автомобиля?
- Какое место в автомобиле самое опасное?
-Рисую образ нарушителя правил дорожного движения.
- Рисую образ послушного участника дорожного движения
Для обсуждения можно использовать небольшие рассказы и истории следующих авторов: Г. Юрмин, Ю. Клеманов, Ю. Долматовский, Л. Лазарев, Г. Юрмин, В. Берестов, Л. Гальперштейн, С. Баруздин, В. Марамзин, Е. Мар, Елена Аксельрод, Л. Михайлов, А. Соколовский, В. Жулев, А. Шманкевич, Я. Пишумов, Б. Лавренко, О. Бедарев, Н. Носов, А. Дорохов, А. Котов, С. Маршак, В. Ардов.
Учитель так же может использовать на занятиях аудиосборник Л. Рошаля «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама», состоящего из 15 обособленных сказок.
Варианты вопросов и заданий по программе 2 года обучения
При проведении экскурсий, наблюдая за транспортными и пешеходными потоками, полезно не просто знакомить ребят с дорожными знаками, а учить их анализу правильного и неправильного поведения, показывать реальные опасности, создаваемые транспортом и пешеходами, объяснять возможные последствия нарушений правил безопасности.
Эффективным приёмом является сбор информации с помощью фотоаппарата, когда дети с увлечением ищут различные сюжеты, связанные с правилами дорожного движения.
Основной задачей развития интеллектуально-творческих способностей ученика начальной школы является работа учителя, направленная на сочетание в деятельности учащихся единства интеллектуальных и творческих способностей, взаимосвязи развития познавательной и личностной сферы, творческого мышления и творческого воображения. Учитель должен чётко объяснить учащемуся критерии выполнения заданий, указать на возможные ошибки, при необходимости дать план действий, алгоритм выполнения и т.д.
Ниже представлен перечень заданий и упражнений, выполняемых учащимся на занятиях по Программе 2 года обучения.
Работа с картинками.
- Расскажи, что ты видишь на картинке
- Найди на картинке опасные места и обведи их карандашом
- Нарисуй путь пешехода стрелками
- Выбери наиболее безопасный путь пешехода
- Как обойти опасное место, нарисуй путь
- Кто на картинке пешеход, водитель, пассажир?
- Выбери на картинке среди различных предметов транспорт
- Найди предметы, не относящиеся к автомобилю
- Поставь знак + рядом с тем участником движения, кто делает правильно.
- Где на рисунке тротуар, проезжая часть, обочина, кювет? Обозначь стрелочками.
- По тротуару идут люди. Кто идёт правильно? (тот, кто придерживается правой стороны)
- Где на картинке транспорт дорожный, воздушный, водный, железнодорожный?
- Найди на картинке человека, который переходит проезжую часть наискосок
Психологические игры и задания
- Запутавшиеся водители. Обучающемуся предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет у картинки водителя, а концы линий у различных автомобилей. Ребенку предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.
- Запомни детали. Дидактический материал: сюжетная картинка по дорожной ситуации. Обучающимся предлагается рассмотреть картинку и запомнить, что на ней изображено. Затем картинку убирают, закрывают. Дети должны назвать как можно больше деталей изображенных на картинке. Можно задавать вопросы по картинке. Дети должны ответить на все вопросы.
- Кто не на месте? Дидактический материал: 5-10 знаков, видов транспорта или изображений участников дорожного движения. Детям предлагается запомнить, какая картинка на каком месте находится. Затем дети закрывают глаза, а учитель меняет местами картинки, после чего обучающиеся должны расставить картинки игрушки по своим местам. Игру можно повторить несколько раз. Можно эту игру проводить с детьми, расставив их в произвольном порядке, а потом перепутать перед обучающимся.
- Игра в слова: первый участник называет слово, связанное с дорожной терминологией, следующий участник продолжает цепочку следующим словом, начинающимся на последнюю букву предыдущего слова.
- Игра на внимание: Учитель быстро говорит поговорки, дети хором не раздумывая отвечают «Да» или «Нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

Варианты вопросов и заданий по программе 3 года обучения
1. Безопасность пешеходов.
Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
2. Знаем ли мы правила дорожного движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.
3 Проверка знаний Правил дорожного движения.
Повторение материала по Правилам дорожного движения, полученного ранее.
4. Основные понятия и термины ПДД.
Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.
5. Предупредительные сигналы.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
6. Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.
7. Перевозка людей.
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей?
9.Нерегулируемые перекрестки.
Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие дорожные знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.
10.Оборудование автомобилей специальными приборами.
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные,
Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.
8. Разбор дорожных ситуаций на макете.
На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.

Примерный перечень вопросов дня проведения викторин по ПДД
№ Вопрос Ответ
1 Почему нельзя переходить проезжую часть улицы на красный или желтый сигнал светофора? Когда для пешеходов включен «красный», для водителя горит «зеленый». На зеленый сигнал светофора водитель движется быстро и не ожидает появления пешеходов. На желтый сигнал водители могут продолжать движение, освободив перекресток. Красный или желтый сигналы включаются всего на несколько секунд. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти улицу и подождать зеленого сигнала светофора.
2 Почему опасно перебегать проезжую часть дороги? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть, все прыгает перед глазами. А при переходе проезжей части главное - внимательно наблюдать по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется безопасно и вдруг выезжает автомобиль из переулка, со двора, дома или из-за другого автомобиля или автобуса. Еще труднее заметить мотоцикл.
Кроме того, во время бега можно споткнуться и упасть. В этом случае можно угодить под колесо автомобиля, который был далеко.
3 Почему опасно переходить проезжую часть наискосок? Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и их не видно. Кроме того, путь перехода становится длиннее.
4 Что означают надписи «Занос 1 метр» или «Опасно на повороте», написанные на задней части автобуса, троллейбуса? При повороте заднюю часть автобуса (троллейбуса, трамвая) заносит, он может сбить стоящего близко пешехода.
5 Как видит водитель пассажиров автобуса, троллейбуса? Водитель наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров, их поведением в салоне автобуса в специальные зеркала заднего вида. Поэтому ему не надо поворачиваться, чтобы увидеть, что делается сзади
6 Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса? Водитель, посмотрев в зеркало и решив, что все вышли, станет закрывать двери. При этом опаздывающего пассажира может прищемить дверьми. Если пассажир при этом упадет, он может попасть под колесо автобуса.
7 Чем опасны кусты и деревья, растущие на
улице? Опасность кустов и деревьев в том, что они тоже могут мешать осмотреть улицу, из-за них тоже может неожиданно выехать автомобиль и невидно движущихся по улице автомобилей.
8 Чем опасен стоящий автомобиль? Когда автомобиль стоит, он закрывает обзор дороги. Пешеход в этом случае может не заметить другой автомобиль, который движется позади стоящего. Особенно опасны и закрывают обзор улицы автобусы, троллейбусы и грузовые автомобили. Но и легковые автомобили тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на дороге стоит автомобиль, за ним может быть скрыта опасность!
9 Почему опасно переходить проезжую часть улицы, когда она пуста? Пешеход может подумать, что улица пуста и начнет переходить проезжую часть, не осмотревшись. А автомобиль может внезапно появиться, выехав со двора или переулка. Надо всегда внимательно смотреть по сторонам при переходе проезжей части улицы.
10 Мешает ли увидеть опасность движущийся
автомобиль? Мешает. Часто по улице движутся рядом несколько автомобилей. При этом один закрывает другой. Пешеход может не заметить автомобиль, который сзади. Особенно опасно, если один автомобиль обгоняет другой. Кроме того, на проезжей части улицы автомобили часто движутся навстречу друг другу (во встречном направлении). При этом, когда они разъезжаются, один автомобиль загораживает другой. Если пешеход пропустил автомобиль, надо подождать, пока он отъедет подальше. Иначе можно не заметить встречный автомобиль и попасть под его колесо.

11 Почему нельзя ходить по проезжей части улицы? Даже на краю проезжей части идти опасно - может задеть проезжающая машина. Надо идти только по тротуару.
12 Как двигаться по дороге, на которой нет тротуаров? Когда нет тротуара (за городом), надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые движутся навстречу.
13 Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо? Автомобиль занимает самый крайний (первый) ряд, включается и мигает (левый) правый указатель поворота.
14 Чем опасны автомобили с прицепом? Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов.
Во-вторых, невнимательный пешеход, подумав, что автомобиль проехал, начнет переходить проезжую часть и попадет под прицеп.
15 Что самое главное при переходе проезжей части дороги? Самое главное - это перед выходом на проезжую часть дороги остановиться, выбросить из головы мысли о спешке, желание успеть куда-то и правильно оценить обстановку.
16 Сколько метров автомобиль будет двигаться при торможении, если водитель захочет мгновенно остановиться? Даже если бегущий человек захочет остановиться на бегу, он еще «проскочит» два метра. А автомобилю надо, в зависимости от скорости 10, 15 или 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, автомобиль движется несколько метров без торможения.
17 Почему надо переходить проезжую часть улицы только на перекрестке и по
пешеходному переходу? Водитель знает, что по правилам дорожного движения в этих местах разрешается движение пешеходам, он движется внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит в неустановленном месте, и сам может пострадать, и мешает водителю.
18 Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому? Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу, чтобы попасть домой, и может не заметить автомобиль, который в этот момент движется по проезжей части, (переключение внимания)
19 Почему опасно ходить по
улицам группами? Во-первых, школьники могут разговаривать между собой и невнимательно смотреть на улицу. Перед переходом проезжей части улицы надо все разговоры прекратить.
Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на передних и плохо или совсем не смотреть по сторонам.
20 Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки? Когда переходит проезжую часть дороги целая колонна детей, держаться за руки безопасно. А вот, когда переходят двое-трое, то не надо держаться за руки, а особенно под руку. Потому что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны, потеряют самые ценные секунды.
21 Что опаснее на улице:
пешеходный переход без светофора или со
светофором? Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить: далеко автомобиль или близко, быстро он движется или медленно; надо уметь заметить маленький автомобиль или мотоцикл. При этом часто из-за медленно движущегося автомобиля выезжает другой, который едет быстро. Из-за автомобиля, который проехал, может выехать встречный.
Когда светофор, просто; зеленый сигнал - иди, желтый - жди, красный - стой.
22 Чем опасен для пешехода
момент, когда разъезжаются встречные автомобили? Здесь один автомобиль выезжает из-за другого. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметать друг друга.
23 Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса? Оба места для пешехода опасны, но особенно опасна остановка, хотя это и незаметно. На остановке вышедший из автобуса школьник, торопится быстрее перейти проезжую часть на другую сторону улицы и выбегает из-за стоящего автобуса спереди или сзади него. В это время из-за автобуса он может не увидеть другой автомобиль, который объезжает автобус или движется ему навстречу. Часто школьник торопится, чтобы успеть на автобус, стоящий на остановке, на другой стороне улицы, и не замечает автомобиль, который движется по проезжей части. В мокрую погоду, гололед или зимой, автобус может занести при торможении и сбить пешехода, если остановка расположена на уровне проезжей части или имеет наклон в сторону площадки. При посадке или высадке невнимательного пассажира может придавить дверьми автобуса.
24 Всегда ли видит пешехода водитель автомобиля, который подъезжает к пешеходу? Не всегда. Водителю приходится наблюдать за многими водителями и пешеходами. Особенно опасно, когда в сумерки пешеход переходит проезжую часть в свете фар двух встречных автомобилей. Вот
тут его почти не видно.
25 Что самое трудное при движении и переходе проезжей части улицы? Самое трудное - заранее заметить маленький легковой автомобиль или мотоцикл. На улице очень много грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов. Когда они стоят или движутся, за ними могут скрываться другие автомобили, особенно легковые или мотоциклы. Возле проезжей части улицы часто растут деревья, кусты, стоят заборы, рекламные щиты, близко расположены дома. Все это мешает осмотру улицы.
26 Что самое опасное на улице? Многие считают, что самое опасное - это автомобиль, особенно, когда он быстро движется, но еще опаснее - стоящий автомобиль, автобус или грузовик. Почему? Потому что автомобиль, который стоит, закрывает собой другой автомобиль и пешеход его не заметит, подумает, что опасности нет, и выйдет или выбежит на проезжую часть и прямо попадет под
колеса автомобиля.
27 Информационно-указательный знак «Пешеходный переход» дает право преимущества
пешеходу при переходе
проезжей части? Информационно-указательный знак «Пешеходный переход» не дает право преимущества, так как он только указывает пешеходам место, где разрешено переходить проезжую часть. Пункт 3.5 ПДД РК гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Рабочая программа по изучению Правил дорожного движения для школьников

Рекомендуем посмотреть:

ПДД обо всём и для всех Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии Программа ФГТ. Фольклорный ансамбль. Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество

Похожие статьи:

Классный час по ПДД для 1-2 класса

ПДД для велосипедистов

Правила безопасности для младших школьников

Игра по ПДД для 3 класса

Классный час «Правила поведения на улице», 1 класс

Стихотворение о зиме для младших школьников | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Опубликовано: 438 дней назад (28 сентября 2015)
Просмотров: 2658
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!