Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

НОД по декоративно-прикладному искусству для старшей группы детского сада

К истокам народного творчества «Русская матрешка». НОД по декоративно-прикладному искусству
Автор: Тихонкова Ольга Николаевна. Воспитатель детского сада № 19 г. Калининграда.

Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не познал.
Народная мудрость.

Цель НОД:
- Формирование у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи НОД:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.
- Обратить внимание на яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму матрешки. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
- Формировать умения создавать рисунки с помощью тампонов.
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материалы: сундук, игрушки матрёшки, готовые шаблоны матрешек, гуашь, ватные палочки, кисти, стаканчики с водой, Фонограмма русских песен и плясок.
Предварительная работа:

1. Загадывание загадки о матрешке.
2. Рассматривание матрешки, игры с ней, игра « Матрешкин сарафан».
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрешки- Крошки», физкультминутки «Мы веселые матрешки».
4. НОД по лепке.
Ход занятия:
НОД проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.
Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: шаблоны матрешек, гуашь, ватные палочки, кисти, стаканчики с водой.
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?
В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!
- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Загадка про матрёшку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе – сувенир
Дети: Матрёшка.
После того, как дети отгадывают загадку, Хозяйка достает матрешку, открывает ее, выставляет всех матрешек по порядку на стол. Обращает внимание детей на их раскраску.
Хозяйка: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.
Уточняет у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираем матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Хозяйка: А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки.
Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем — узкоглазым, сердитым на вид стариком.
Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей.
Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.
Наиболее известны три вида матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская.
Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи. Давайте внимательно их рассмотрим.
Хозяйка показывает детям образцы матрешек, объясняет, чем они отличаются друг от друга.

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.
Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе — Семенове.
Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.
Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом "тычка".
Часто мастера работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным наносят светлое пятно, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.
Уточняет у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираем матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Хозяйка: Эта матрешка теперь будет жить у нас в горнице, и она хочет с вами поиграть в игру, а вы хотите?
Дети: ДА
Матрешка предлагает поиграть в игру :
Дидактическая игра "Матрёшкин сарафан".
- Одна матрешка упала и потеряла все свои украшения, и теперь никак не может расставить их на место. Помогите, пожалуйста, ребята!
Физкультминутка
"Мы веселые матрешки".
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
Хозяйка:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Вот тут у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает...
Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус.
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко —
Станет радостной матрешка!
Сейчас еще раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек, и дружно примемся за дело! (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.)
Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и тампончики, как мастера из города Загорска.
Тампончиками у нас будут ватные палочки.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек. По окончании работы дети аккуратно наклеивают своих матрешек на длинный лист обоев, оформленный в виде зеленого лужка. Коллективную работу можно затем поместить на выставку.
Хозяйка: Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Им очень нравится на этом весеннем лугу. Давайте составим им компанию и дружно пустимся в пляс!
Дети исполняют «Русскую пляску» под русскую народную мелодию.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Опубликовано: 3423 дня назад (13 ноября 2014)
Просмотров: 11824
+9
Голосов: 9
Татьяна Алексеевна Зеленкова # 13 ноября 2014 в 18:34 +2
добрый вечер. ознакомилась с конспектом НОД. интересная информация для детей. молодец.
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 19:36 +1
Спасибо))!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 13 ноября 2014 в 18:45 +2
Добрый вечер. Ознакомилась с вашей НОД, очень интересно, познавательно, хотелось бы посмотреть как справились дети. Даю голос!
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 19:06 +1
Спасибо! Дети справились)))), НОД прошел на " одном дыхании"
Раиса Владимировна Коломыцева # 13 ноября 2014 в 19:03 +1
Добрый вечер, Ольга Николаевна! С удовольствием посетила ваше занятие, дети узнали о русской матрёшке, познакомились с народной культурой, но хотелось бы увидеть результат работы. Мой голос +1, желаю успеха! v
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 19:36 +1
Спасибо))!
Светлана Олеговна Часовских # 13 ноября 2014 в 19:07 0
Очень познавательное у Вас занятие получилось,Ольга Николаевна.Беру себе на заметку, а Вам мой голос.
Ольга Николаевна Тихонкова # 14 ноября 2014 в 11:22 0
Спасибо!!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 13 ноября 2014 в 19:14 0
Интересный конспект НОД по декоративно – прикладному искусству. У детей формируются представление о культуре русского народа, интерес к народному искусству. Мне бы интересно было увидеть, какие работы получились у детей.
Хочу Вам немного подсказать: пока не закончилось время на редактирование работы, уберите лишние символы, в некоторых местах есть большие пробелы, шрифт H2 используйте только для заголовков, если есть возможность, вставьте фото. Успехов!
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 19:37 0
Спасибо))!
Вера Александровна Орехова # 13 ноября 2014 в 19:45 0
Ольга Николаевна, спасибо за приглашение. Поздравляю с первой публикацией. Очень интересный материал Вы представили. В ходе занятия Вы формируете систему знаний о русской народной культуре и истории. У детей необходимо формировать представления о культуре, истории и жизни русского народа. Очень интересная информация о матрешках, понравилась и дидактическая игра и физкультминутка.
Ольга Николаевна, пока есть время замените шрифт Н2 , где пишете автора на шрифт В. Цель отвечает на вопрос что?, то есть у Вас должно быть формирование..... Уберите лишние пробелы. Шрифт Н1, Н2, Н3 используйте только для заголовков.
Спасибо за познавательный материал. +1. Желаю удачи!!!
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 20:04 0
Спасибо.
Ольга Сергеевна Сальникова # 13 ноября 2014 в 20:11 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за интересный материал! Очень подробный конспект, всё прекрасно изложено - любому воспитателю можно брать и использовать в своей работе. Понравилось сочетание художественного слова, музыки, использование образа хозяйки русской горницы. Но вот образовательные области уже нужно, по-моему, писать в соответствии с ФГОС, а не с ФГТ, как у Вас.
Ольга Николаевна Тихонкова # 13 ноября 2014 в 20:19 0
Спасибо, Ольга Сергеевна! Я с Вами полностью согласна, но конспект был написан раньше в соответствии с ФГТ, по новым стандартам пока еще ничего не писала)))
Марина Дмитриевна Афишина # 13 ноября 2014 в 20:48 0
БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО и за сам сценарий и за собранный материал! Очень интересно и материал кстати- проводим "неделю игрушки", КЛАСС!
Ольга Николаевна Тихонкова # 14 ноября 2014 в 11:22 0
Спасибо!!!!
Татьяна Алексеевна Глоба # 13 ноября 2014 в 21:24 0
Очень важно в наше время .как и во все времена знакомить детей с русским искусством.Чтобы они видели всю ширь и масштабы нашей красоты во всем, а не китайских современных "кукол".Спасибо вам!
Ольга Николаевна Тихонкова # 14 ноября 2014 в 11:22 0
Спасибо!!!!
Ольга Анатольевна Купцова # 13 ноября 2014 в 22:21 0
Хороший материал! Хорошо,что дети с раннего детства детям прививается любовь и интерес к НАШЕМУ народному творчеству!
Ольга Николаевна Тихонкова # 14 ноября 2014 в 11:23 0
Спасибо!!!!
Людмила # 14 ноября 2014 в 10:37 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
Благодарю вас за представленную интересную работу и отдаю вам Голос+2.
С первого взгляда мне показалось, что материал одного занятия будет трудным для усвоения дошкольниками. Но мои сомнения быстро рассеялись, так как вами была проделана огромная подготовительная работа с использованием различных технологий по данной теме. Историю создания русской матрешки и основные отличительные признаки изготовления различными мастерами дети, без сомнения, усвоят и неоднократно воспроизведут на различных уроках по требованию школьной программы.
Ольга Николаевна Тихонкова # 14 ноября 2014 в 11:22 0
Спасибо!!!!
Елена Дмитриевна Шадрина # 14 ноября 2014 в 14:27 0
Добрый день, Ольга Николаевна! Спасибо за приглашение. С удовольствием прочитала Вашу разработку непосредственной образовательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте нужно прививать любовь детей к нашим русским истокам, традициям. Цели и задачи поставленные вами достигнуты. Все написано грамотно. Есть загадки, физкультминутки, что очень важно для детей дошкольного возраста. Мне ваша разработка очень понравилась.
Творческих успехов!
Примите голос.