Конкурсы для педагогов и детей

Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления

Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления
Автор: Зарицкая О.Н., Психолог КВУЗ «Донецкий педагогический коледж» г. Донецк

Актуальность. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.
Основной материал. Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Зеер Э.Ф.) [1].
Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности [2].
Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, учителя, военнослужащие, медицинские работники).
Степень выраженности профессиональной деформации учителя определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности.
В передаче профессиональной дефор¬мации от одного учителя другому большое влияние имеет системное поведение людей, то есть закрепленные в сознании учителей многовековые нормы и стереотипы, представления о способах общения и типичном поведении в школе. В групповом профессиональном сознании закрепилась совершенно определенная техника взаимодействия учитель - ученик, которая как приложение к многовековой классно-урочной системе передается из поколения в поколение через десятилетия и столетия. Профессиональная дефор¬мация прочно закрепилась в существующих школьных и университетских учебниках, в методических пособиях, являющихся информационными моделями принятой педагогической системы.
Личностные Профессиональные
Авторитарность
Демонстративность
Доминантность
Агрессия
Равнодушие(педагогическая индифферентность)
Поведенческий трансфер
Социальное лицемерие
Выученная беспомощность
Неадекватная самооценка Педагогический догматизм
Информационная пассивность
Формализм
Некомпетентность
Консерватизм
Ролевой экспансионизм
Монологизм
Дидактичность
Таблица.1. Основные профессиональные деформации педагога.
Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов [3]:
1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.
2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, что снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.
3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
6) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
7) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
8) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
9) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.
11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
12) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
13) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;
14) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
15) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. 16) Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».
17) Некомпетенность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.
Как уже было выше упомянуто, одим из фукторов профессиональной деформации является переутомление, хроническая усталость, не умение распределять своё время и досуг. В этом могут помочь способы снятия напряжения, усталости за короткое время, например:
1) Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.
Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень…Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.
Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.
Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.
2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.
Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?
Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.
Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, возможно, их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя дикту¬ется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в пря¬мой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.
Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:
1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).
2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.
3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия»).
Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии).
4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.
7. Использование инновационных форм и технологий обучения.
8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.
10. Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции.
Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций.
Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:
1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.
3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе[4] .


Упражнение «Моя профессиональная роль»
Каждому выдаётся карточка, на которой зафиксирована определённая профессиональная коммуникативная позиция: «Помощник», «Мама», «Воспитатель»,«Авторитет», «Идеал»,«Предметник», «Сухарь, «Друг», «Судья», «Интеллектуал», «Добряк», «Наблюдатель»,«Посредник между учеником и родителем» и.т.д. Каждый объявляет свою позицию: «самый лучший учитель…(называет свою позицию), потому что…. Следующий по кругу: «А я не согласен, потому что…. Самый лучший учитель…» И так пока круг не замкнётся.
Обсуждение: какие ассоциации вызвала роль (с собой, с кем то из коллег, учителей из детства), какие рабочие ситуации вспомнились?
В конце снять со всех роли: «Я не только Помощник» и т.д.
Вывод. Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога, а учет влияния профессиональных деформаций на качество преподавания любого предмета, - предметом психологических исследований ближайшего будущего.

Список использованных источников
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240с.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272с.
3. Рыженко С.К. Статья. Профессиональные деформации и пути их преодоления // Курсы тьютеров., 2010 год.
4.Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. – С. 22–24.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе Тьюторское сопровождение молодых специалистов

Похожие статьи:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Требования к программе дополнительного образования детей

Одиночество и особенности его проявления в юношеском возрасте
Опубликовано: 934 дня назад (16 мая 2014)
Просмотров: 10316
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Светлана Анатольевна Савостьянова # 16 мая 2014 в 18:54 +1
Спасибо за интересную статью! Я не психолог, но тема мне интересна, так как в своё время готовила сообщение об эмоциональном сгорании педагогов. Успешная профессиональная деятельность учителей предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Поэтому так важно быть готовым к напряжённым ситуациям, анализировать и своё поведение, стремиться к самосовершенствованию, хотя порой это бывает нелегко. В вашей статье открыла для себя список характеристик деформаций, «пробежалась» по ним, кое-что взяла на заметку. Хорошие упражнения, простые, но достаточно эффективные способы эмоциональной саморегуляции.+1
Извините, но добавлю по оформлению статьи, она бы читалась легче, если бы Вы некоторые подзаголовки выделили жирным шрифтом.
Ольга Николаевна Зарицкая # 1 июня 2014 в 11:31 +1
Спасибо!!!! smile
Анна Александровна Мальцева # 3 июня 2014 в 13:50 +1
Интересная статья, но хотелось бы побольше упражнений joke
Ольга Николаевна Зарицкая # 3 июня 2014 в 14:14 0
Спасибо!!! dance