Конкурсы для педагогов и детей

Работа психолога с одаренными детьми

Работа психолога с одаренными детьми

Цели:
• выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
• создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Определение своих целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.
Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е Гонг,В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И Севанков, В.Д. Шадриков и др.)
К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли, которую мы возьмем за основу. Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности:
Мотивация
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.
Креативность
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез ; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат:
1. Беглость – количество порожденных идей.
2. Гибкость- их разнообразие.
3. Оригинальность – редкость.
4. Разработанность – детализация.
Способности выше среднего уровня
Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1)
Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. (Приложение 2)
В психологии принято различать общую и специальную одаренность. (Приложение 3)
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
1. Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
2. Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.
На первом этапе диагностики мы используем следующие методики:
- Тест «Школьная мотивация» Потапова. Направленность (доминирующая мотивация) личности.
- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.
- Тесты интеллекта Равенна (невербального),
Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных, учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.
На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
. С этой целью мы используем следующие методики:
- Тесты интеллекта ТУР (вербального)
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов
- Методика «Профиль»
- Опросник типа мышления
Психологическое сопровождение одаренных учащихся
Так как вопрос об «общей» и «специальной одаренности» имеет важный возрастной аспект, то наиболее продуктивен путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С ней работают учителя предметники. А психолог на данном этапе оказывает психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися (Приложение 4). Проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.
Как мы уже отмечали, с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная задача в этот период смещается к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
С этой целью психологом проводятся элективные курсы:
- Консультационный час. Цель курса – формирование готовности девятиклассника к обучению в старшей школе в условиях профильности (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, рефлексивная, деятельнастная, креативная и эмоциональная компетентности).
- Профориентационный час. Целью, которого является оказание помощи в приобретении учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.
Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.
Основные задачи работы психолога с учащимися:
1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;
2. развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
5. формирование чувства ответственности за порученное дело;
6. воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;
7. привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Также проводится индивидуальная работа с одаренными учащимися по разрешению проблемности в обучении, воспитании, развитии. Оказывается индивидуальная психологическая помощь учащимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций. Продолжается консультативная работа с учителями и родителями по вопросам одаренности.
Приложение 1
План работы педагога по выявлению одаренных детей.
1. Развернутое на несколько лет наблюдение за ребенком в разных ситуациях – жизненных и учебных.
2. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности.).
3. Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев и т.д.)
4. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для него индивидуальной траектории обучения).
5. Психодиагностика.
Приложение 2
Методика диагностики общей одаренности педагогом
Все личностные характеристики можно объединить в 3 группы:
• Интегративные личностные характеристики.
• Характеристики сферы умственного развития.
• Характеристики сферы личностного развития.
Каждая из этих характеристик имеет несколько параметров. Эти параметры оцениваются по пятибалльной шкале и заносятся в таблицу.
Оценки будут объективными, если будут поставлены не одним педагогом, а несколькими, работающими с детьми. Для этого каждый участники заполняет собственную таблицу. Затем подсчитываются средние показатели, которые потом отмечаются на графике.
Интегративные личностные характеристики оцениваются по направлениям:
• Любопытство – появляется в поиске новой информации, знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности.
• Сверхчувствительность к проблемам – проявляется в способности выявлять и ставить проблемы там, где другие ничего необычного не замечают.
• Способность к прогнозированию – способность представить результат до того, как проблема будет решена.
• Словарный запас – это не только большое количество слов, но и умение строить сложные синтаксические конструкции, придумывание новых слов.
• Способность к оценке – проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Характеристики сферы умственного развития
• Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
• Гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, далеким по содержанию, устанавливать между явлениями связи, находить альтернативные решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
• Продуктивность – или «беглость» мышления рассматривается как способность генерировать большое число идей.
• Способность к анализу и синтезу – проявляется при решении логических задач и проблем.
• Классификация и категоризация – проявляется кроме специальных логических задач в самых разнообразных видах деятельности (стремление к коллекционированию, систематизации материалов).
• Высокая концентрация внимания – выражается в двух особенностях:
o высокая степень погруженности в задачу;
o возможность успешной настройки на восприятие информации даже при наличии помех.
• Память – хорошо развиты разные виды памяти. Но преимущество в творчестве имеет тот, кто быстрее способен извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.
Характеристики сферы личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи – деятельность эффективна, если она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию.
2. Перфекционизм – характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.
3. Нонконформизм – степень самостоятельности и независимости проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения даже, если она противоречит мнению большинства и в стремлении действовать не традиционно.
4. Лидерство – умение легко общаться с другими людьми, чувствовать себя уверенно в окружении людей, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
5. Соревновательность – проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкуренцию.
6. Широта интересов – проявляется в стремлении заниматься самыми разными не похожими видами деятельности.
7. Юмор – способность обнаруживать несуразное, видеть смешное в самых разных ситуациях.
Оценив уровень развития каждой характеристики, мы получим нечто, вроде «портрета личностного потенциала ребенка».
Как подвести итоги
Условно одаренный ребенок получит по всем характеристикам высшие баллы, и на рисунке получится правильный многоугольник.
Реальный ребенок при объективной оценке даст неправильный многоугольник. Это индивидуальное сочетание уровней развития характеристик и дает тот неповторимый портрет личностного потенциала ребенка.
Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы – какие качества развиты хорошо, а какие требуют повышенного внимания.
Приложение 3
Виды одаренности.
Общая интеллектуальная одаренность – дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развита способность переработки информации, что позволяет преуспевать им во многих областях знаний.
Специальная одаренность
 Академическая одаренность – проявляется в успешности отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике и иметь неважную успеваемость по другим предметам.
 Художественная одаренность – этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти учащиеся уделяют много времени, энергии упражнениям, достижениям мастерства в своей области.
 Творческая одаренность – целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Выделяют следующие виды одаренности:
- лингвистический – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск и передавать информацию (поэт, писатель, журналист, редактор)
- логико-математический – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый);
- пространственный – способности представлять, воспринимать объект или манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (хирург, архитектор);
- музыкальный – способности исполнять, сочинять музыку;
- телесно- кинестетический – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде;
- личностный - способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (писатель);
- интраличностный - способность замечать и понимать потребности и намерения людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях
Приложение 4
Рекомендации
Как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей?

В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей.
Одна из них состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия.
Другая – чрезмерное вмешательство в формирование способностей.
Принцип, которого следует придерживаться в противовес указанным крайностям, состоит в том, чтобы найти правильный подход к такому ученику, основанный на его способностях.
Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности?
Дети с яркими проявлениями способностей к отдельным предметам и видам деятельности. В настоящее время проблема решается путем дифференциации и организации системы факультативов. Учителю необходимо осуществлять такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов, которые способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Для таких учащихся должны создаваться условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего предмета, вида деятельности, способствуя формированию специализации. Однако не следует забывать, что гиперболизация одной способности и ее эксплуатации могут привести к отставания развития личности от опережающей это развитие единичной способности. Следует убедительно доказывать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает , имеют определенное отношение к его делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе О работе с одаренными детьми
Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха | Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок одаренных детей
Опубликовано: 931 день назад (18 мая 2014)
Просмотров: 7737
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!