Конкурсы для педагогов и детей

Семинар - тренинг

Психология и профилактика конфликта
Семинар - тренинг
Первый день
Тема нашего семинара «Психология и профилактика конфликта .» Для работы предлагаю выработать правила. Эти правила
обязательны для всех:
1. Правила.
1. Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только
эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
2. Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только
один, я в этот момент слушаю.
3. Принцип. Я - все высказывания строятся с использовани-
ем личных местоимений – «мне кажется», я думаю.
4. «Конфиденциальность» - все что говорится в группе, дол-
жно оставаться внутри группы.
5. Предложения участников ……..
1. Игра для сплочения группы «Ноев ковчег»
Библейская ситуация: спасаясь от всемирного потопа, в корабле
у нас осталось 7 пар чистых и 7 пар нечистых животных. Наз-
вание животных мужского и женского пола (кобыла – жеребец,
голубь – голубка, свинья боров и т.д.).
Задание: используя только невербальные формы общения (и не показывая карточки с текстом друг другу) найти свою пару.
Вопросы:
1. Кто ощущал себя некомфортно и почему?
2. Помогали или затрудняли общения невербальные каналы пе-
дачи информации в этой игре?
2. Теория. Конфликты, необходимость профилактики конфликтов.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного че-
ловека, развитии семьи, жизнедеятельности коллектива, государст-
ва, общества, человечества в целом. Конфликты в ХХ веке стали
основной причиной гибели людей. Две мировых войны, более
200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, тер-
рор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убий-
ства, самоубийства – все эти виды конфликтов на планете, по са-
мой приближенной оценке погубили в завершившемся столетии
около 300 миллионов человеческих жизней. По итогам ХХ века
Россия, скорее всего, является мировым лидером не только по
людским потерям в конфликтах, но и по другим их разруши –
тельными последствиями: материальным и моральным.
Начало нового века поставило Россию перед альтернативной; либо власть, руководители организаций, каждый россиянин нау- чатся предупреждать и конструктивно разрешать социальные и внутренние личностные конфликты, либо конфликты будут по-прежнему оказывать разрушительное влияние на жизнь страны, общества и каждого человека в отдельности. Наше неумение предвидеть назревающие социальные конфликты, нежелание за- ниматься их профилактикой только за последнюю четверть ушедшего века оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушен- ными судьбами десятков миллионов, едва уцелевших под разва- линами пусть несовершенной, но всё же великой державы.
Профилактика конфликтов необходима:
1. Будет способствовать повышению качества учебного процесса.
Интеллектуальные и нравственные силы станут тратиться не на
борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
2. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десят-
ков серьёзных заболеваний.
Специфика конфликтов между педагогами связано с тем, что
педагогический коллектив преимущественно женский, сказывает-
ся особенность женской психологии. Женщины более эмоциона-
льны в оценках и поступках. Конфликты между женщинами но-
сят личностный характер, Результаты исследования показывают,
что по мнению педагогов чаще всего конфликты случаются с
администрацией, т. к. именно, администрация решает важные для
педагогов вопросы. Прежде, чем перейти к причинам конфликтов
предлагаю определится, что такое конфликт.
4. «Мозговой штурм» - конфликт это….
Конфликт – системный процесс, проявляющий и вскрывающий
уже заложенные противоречия, который может прервать сложив-
шиеся межличностные отношения и связи, а также нарушать и
исказить оценки и ценности личности. Имеет в результате изме-
нения поведения и развития участников конфликта.
5. Теория «Причины конфликтов».
Причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны,
что пока не поддаются строгой классификации. Наиболее часто
встречающиеся:
1) Естественное столкновение значимых материальных и духов-
ных интересов педагогов. В процессе постоянного взаимодейст-
вия интересы людей могут время от времени сталкиваться, не –
редко вопреки их воле и желанию.
2) Недостаточная разработанность правовых и других норматив-
ных процедур разрешения социальных противоречий, возникаю-
щих в педагогических коллективах. Если администрация оскор-
била педагога, то последний вынужден для защиты достоинства
идти на обострение отношений. В нашем обществе не разрабо –
таны эффективные, стандартные способы защиты подчиненных
от произвола начальников. Поэтому педагоги либо уступают, ли-
бо идут на конфликт.
3) Недостаток значимых для нормальных жизнедеятельности пе-
дагогов материальных и духовных благ. Низкая зарплата, дефи –
цит средств имеющихся у администрации для обеспечения нор-
мальной работы – создают противоречия, которые служат основой
конфликтов.
4) Современный образ жизни педагога, связанный с серьезными
объективными трудностями. Это материально-бытовая неустроен-
ность, недостаточность финансовых средств для удовлетворения
элементарных потребностей семьи, невозможность для творчес –
кой реализации, саморазвития. Бедный, неустроенный человек бо-
лее конфликтен.
5) Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгру-
пповых отношений граждан России, СССР, приводят к возникнове-
нию конфликтов. Борьба с внешними врагами, внутренними вред-
ными элементами, воспитание в духе классовой борьбы не могли
не отразиться на характере межличностных отношений. Сегодня
мы недостаточно терпимы к другому мнению и убеждениям. По-
сколько мы унижены, и унижены государством, то всегда готовы
к противодействиям.
6. Задание.
Разделиться на две команды. Доказать достоинства капусты и
картошки;
1 группа – чем полезна капуста,
2 группа – чем полезна картошка.
В кругу поделиться ощущениями, эмоциями. (Каждый уверен в
своей правоте и каждый прав, мнение каждого имеет право на существование).
6. Теория.
Социально – психологические и межличностные причины конфликтов.
Стадии конфликта:
1. Возникновение конфликтной ситуации появляется противоречие.
2. Осознание ситуации.
3. Стадия конфликтного поведения (драка, открытая ругань, не –
приятие другого – молчание)
4. Исход – конструктивный, диструктивный, замораживание.
Социально – психологические причины конфликтов:
1) Значительные потери и искажение информации в процессе
межличностных и межгрупповой коммуникации. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой
делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
2) Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Об-
щаясь каждый должен осознавать в каких ситуациях он в роли
старшего, в каких на равных. (Если администрация общаясь на
равных, потом вдруг перешла на роль старшего, воспитатель об-
щался на равных с няней, потом перешла на роль старшего).
3) Непонимание администрацией, педагогами что при обсужде –
нии проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто
может быть вызвано непринципиальным расхождением во взгля-
дах на одно и то же. Иногда оппоненты болезненно относятся
к критике их взглядов, что нередко является причиной межлич-
ностных конфликтов.
4) Причиной конфликтов в взаимодействии администрации яв –
ляется различие в выборе или способов оценки результатов де-
ятельности и личности друг друга. В основе любой оценки ле-
жит сравнение.
Оценивая других людей, администрация за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом,
нормой. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по
сделанному, т. е. сравнивая их с началом деятельности.
5) Психологическая несовместимость
6) Межгрупповой фаворитизм, то есть предпочтение определен-
ных членов коллектива.
Личностные причины конфликта:
1. Оценка поведения другого, как недопустимого.
Границы допустимого поведения бывают различными по от-
ношению к разным партнерами. То, что позволено одному, могут не позволить другому.
2. Низкий уровень социально-психологической компетентности.
3. Нет достаточной психологической устойчивости к отрицатель-
ному воздействию на психику стрессовых факторов социаль-
ного взаимодействия.
4. Недостаточная способность к эмпатии.
5. Завышенный или заниженный уровень притязании.
6. Человек с холестирическим типом темперамента.
По мнению Козырева Г.И., для учительских коллективов причи-
нами конфликтов являются:
1. Нетактическое отношение друг к другу.
2. Неудобное расписание занятий.
3. Непродуманные нововведения в школе.
4. Перекладывание на воспитателей чужих обязанностей.
5. Неравномерное распределение педагогической нагрузки.
6. Административные и финансовые злоупотребления.
Главные причины:
1. Проблемы общения – например, отсутствия такта, вспыльчиво-
сть, нетерпимость к недостаткам других, завышенная само –
оценка, психологическая несовместимость.
2. Устаревшая административная система школьными заведени-
ями, построенная по принципу начальник – подчиненный, в
которой нет места для человеческого общения.
8. Задание
Поделить на две группы.
Доказать:
1 группа – чем вредны конфликты.
2 группа – чем полезны конфликты.
Вывод: Конфликты не положительны, не отрицательны. Это прос- то явление действительности.
Поделится в кругу ощущениями, чувствами.
9. Теория.
Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в коллективе.
Чтобы управлять конфликтом, нужно:
1. Те, кто вмешивается в конфликтную ситуацию должны обла-
дать общими знаниями о характере возникновения, развития, за-
вершения конфликтов.
2. Знать подробную информацию о конкретном конфликте. Упра-
влять можно тем, что хорошо знаешь. Вмешательство в конфликт
осуществляется компетентными людьми.
3. Попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намере-
ний, не допуская противостояния.
Лучше все же создать условия для защиты своих интере-
сов, путем сотрудничества, компромисса, без конфронтации не
блокировать развитие противоречия, а стремится разрешить не –
конфликтным способом.
Профилактика конфликтов - это предупреждение.
Цель профилактики – это создание таких объективных усло-
вий, препятствующих возникновению и развитию предконфликт-
ных ситуаций.
1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности
Если у человека нет жилья, семья проживает в чужой квартире без удобств, он часто болеет, то у него больше проблем,
больше конфликтов. Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый
в коллективе и обществе, к тому же больной человек более кон-
фликтен.
2. Справедливость и гласное распределение материальных и ду-
ховных благ.
Анализ конфликтов между людьми показал, что типичной объек-
тивной причиной их возникновения является недостаток матери-
альных благ и их несправедливое распределение. Реже причиной бывает несправедливое распределение поощерений, наград, премии.
3. Разработка правовых и других нормативных процедур разреше-
ния типичных предконфликтных ситуаций. Конструктивное разре-
шение таких ситуаций, можно обеспечивать, разработав норматив-
ные процедуры, позволяющие педагогу отстаивать свои интересы,
не вступая в конфликт с оппонентом. К подобным ситуациям от-
носятся; унижение администрацией личного достоинства, определе-
ние размеров учебной нагрузки и зарплаты, назначения на вакант
ную должность, перевод на другую должность.
4. Успокаивающая среда, окружающая человека. Планировка, ок –
раска, комната психологической разгрузки.
Раздать участникам «Рекомендации по предупреждению конфлик-
тов».
10. Игра: Сказка о тройке.
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок прис-
ваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообща-
ет задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой
цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый
игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит.
В – глухой, но может видеть и двигаться.
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигать-
ся.
Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего
решения?
2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
3. Какие чувства испытывали?
11. Теория.
Особенности профилактики конфликтов в педагогическом коллективе.
Для профилактики конфликтов между педагогами администрации
следует организовать оптимальные управление, этому могут спо- собствовать следующие, факторы:
1. Нельзя допускать, чтобы педагог получал противоречивые ука-
зания от руководителей.
2. Необходимо четко определить функциональные обязанности и
меру ответственности всех педагогов и обслуживающего персо-
нала.
3. Равномерно и грамотно распределить учебную нагрузку педаго-
гов в течении дня и недели, т. к. нестабильность рабочего гра-
фика и его неравномерность в течении учебного периода порож-
дает стресс и излишнюю психологическую напряженность.
4. Необходимо учитывать, что значительная часть педагогов не на-
ходит в своей деятельности элементов творчества тяготится низ-
кой социальной значимостью своей профессии.
5. Значительное количество конфликтов в образовательных учреж-
дениях возникает вследствие психологической несовместимости.
Если учесть, что чаще всего конфликтная ситуация возникает
между руководителем и подчиненным, то руководитель должен
учитывать фактор психологической несовместимости в общении
с подчиненными.
Конфликты, вызванные психологической несовместимостью:
1. Взаимное непонимание, когда любое деловое замечание руково-
дителя воспринимается, как ущемление прав и посягательство
на личное достоинство.
2. Психическое насыщение, когда однообразие лиц и условий рабо-
ты вызывает отрицательные эмоции.
3. Негативные черты характера.
4. Несоблюдение общепринятых норм поведения.
5. Несовместимость ролевых функций.
6. Психологическая деформация личности.
Вероятность возникновения конфликтов уменьшает:
1. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только
квалификационных показателей, но и психологических качеств.
2. Авторитет руководителя, который формируется на основе его
личностно – профессиональных и нравственных качеств и явля-
ется залогом стабильности отношений.
Влияние на частоту возникновения конфликтов, оказывает стиль
руководства. (раздать таблицы. Сравнительные характеристика ад-
министративного и демократического стилей руководства)
12. Способы конструктивного разрешения межличностных
конфликтов.
Управление конфликтами осуществляется по двум основным на-
правлениям:
1. Профилактика конфликтов.
2. Конструктивное завершение конфликтов.
Способы завершения: разрешение, урегулирование, затухание, устра-
нение, перерастание в другой конфликт.
Раздать участникам таблицу «Основные способы завершения
конфликта, по А. М. Шипилову; ПАМЯТКУ сотрудникам по про-
филактике конфликтов; Сравнительную характеристику админист-
ративного и демократического стилей руководства.
13. Обратная связь.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект внеурочного занятия по психологии Конспект психологического занятия для школьников. Общительный человек Тренинг знакомства для учащихся

Похожие статьи:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинг знакомства для учащихся | Рекомендации. Предупреждение конфликтов
Опубликовано: 930 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 1176
+1
Голосов: 1
Анна Александровна Мальцева # 3 июня 2014 в 13:40 +1
Спасибо за тренинг, часто возникает необходимость организации подобных занятий
Ольга Николаевна Зарицкая # 3 июня 2014 в 14:11 0
Спасибо!! dance