Конкурсы для педагогов и детей

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие

ренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие"
________________________________________

Цель:
- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;
- способствовать определению, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях современной школы;
- развитие навыков управления своим состоянием;
- создание благоприятных условий для работы группы;
- накопление психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах, симптомах и способах преодоления;
- самодиагностика.
Материалы и оборудование:
- презентация «Личностные особенности педагога»;
- цветные карандаши, фломастеры;
- поле для составления таблицы «СЭВ»;
- карточки с симптомами;
- набор качеств «Листья», «Корни»;
- раздаточный материал;
- магнитофон
Ход занятия
Ведущий: Сегодня мы:
- продолжим знакомство с таким явлением, как профессиональное выгорание в учительской среде;
- вспомним симптомы его проявления;
- разберемся в себе, поймем, насколько велик наш запас прочности в отношении стрессовых факторов;
- найдем способы противостоять этим факторам;
- представим примеры упражнений по повышению эмоционального тонуса.
Давайте начнем занятие как обычно с приветствия.
1. Упражнение «Приветствие по кругу».
Ведущий: Я предлагаю Вам закрыть глаза и мысленно сформулировать позитивное послание. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Ведущий: Каждый из вас получил заряд положительной энергии и я предлагаю перейти к выполнению следующему задания.
2. Упражнение «Баланс реальный и желаемый».
Ведущий: Следующее упражнение заставит нас задуматься вот над чем, - какое место в вашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь.
Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение.
Вопросы: Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? «Напрягает» ли вас это? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
3. Работа с симптомами эмоционального выгорания.
Ведущий: Нарушение пропорций между секторами может повлечь развитие симптомов профессионального выгорания, с которыми мы с вами знакомились и сейчас я предлагаю вам актуализировать эти знания и распределить симптомы на 4 сферы их проявления.
Сейчас мы проверим, как вы умеете различать симптомы.
Названия симптомов (отпечатанные на листочках) раздаются участникам, и они должны определить к какой из четырёх сфер относится каждый из симптомов.
Проверка задания и обсуждение.
Вопросы:Все ли согласны? Давайте зачитаем.
Ведущий: Систематизировав, таким образом, проявления выгорания, нам будет проще анализировать свое состояние в напряженной ситуации, различать симптомы какой сферы сигнализируют нам о том, что нужно остановиться на какое – то время, отдохнуть и соответственно симптомам подбирать способы само - регуляции своего состояния.
И сейчас, давайте устроим паузу, я предлагаю вам немного расслабиться и снять напряжение, сделав упражнение «Снеговик».
4. Физминутка «Снеговик».
Ведущий: Давайте встанем и превратимся в снеговика - «замерзнем». Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания»: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам предлагается повторить упражнение друг с другом.
Ведущий: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
5. Упражнение «Дерево качеств».
Ведущий: Все мы знаем, что рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессионального выгорания, выделяют следующие. Для знакомства с ними обратимся к презентации.
Ведущий: В свою очередь, вы из набора качеств в виде листочков будете выбирать те качества, которые появляться на экране и выкладывать перед собой.
Участники работают индивидуально.
Ведущий: Конечно, что учитель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней. Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов.
Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор.
По завершении этой работы психолог предлагает сверить свой вариант с «ключом» (продолжение презентации, начиная с 12 слайда).
Ведущий: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас. Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни».
Ведущий: Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).
- Представляется ли Вам необходимым и возможным усилить дерево. Посмотрите на ваше дерево. Обратите внимание на ваши качества – помощники, которые вас поддерживают. А теперь, подумайте о том, чего вам может быть не хватает, но вы хотели бы, чтобы это качество у вас было, вы знаете, что оно вам будет полезно для укрепления вашего дерева качеств. Для этого мы выполним упражнение.
6. Упражнение «Волшебный магазин».
Ведущий: Давайте мы сыграем в волшебный магазин. Точнее это будет биржа, каждый может выставить на продажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например, я говорю: меняю 500 граммов уравновешенности на 100 граммов общительности». Если у кого-то из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей общительности и получить за это 500 граммов моей уравновешенности, то это, значит, что сделка состоялась. При этом вы можете сделать рекламу, предлагаемому качеству: чем оно замечательно, полезно, в чем может помочь. Важно, чтобы каждый участник предложил на рынок свой товар.
Упражнение заканчивается либо после того, как каждый участник группы по крайней мере один раз выступит на бирже со своим товаром, либо после того, как все участники группы удовлетворят свои потребности в получении нужных им личностных качеств.
Вопросы:
- «Какие чувства вызвало у вас это упражнение?» (часто это ощущение потерянности в момент, когда не находится человек, который мог бы совершить с вами обмен, и чувство поддержки, теплоты, исходящей от группы в конце упражнения)
- «Какое новое знание о себе вы получили в результате упражнения?» (помогает сконцентрироваться на проблемах иерархии внутренних ценностей, принятия самого себя, самокритичности и способности относится к себе с юмором).
Ведущий: Теперь давайте усилим дерево. Посмотрите, с каким «листочком» вам теперь представляется реальным распрощаться? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте свое дерево «корнем», замените им оторванный «лист».
- Итак, вы укрепили свое дерево. Это – ваш потенциал. Вы поняли, что у вас есть качества, которые помогают вам в профессии и, которыми вы можете поделиться. Вы осознали, чего вам не хватает и поняли, что над этим нужно и можно работать. Таким образом, вы разобрались в себе.
7. Демонстрация практических навыков.
Ведущий: Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к нашим навыкам саморегуляции.
Участникам предлагается в течение 1 минуты обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций (Участники делятся на тройки и каждая группа предлагает свое упражнение – все остальные повторяют).
Вопросы: Чем вам понравилось это упражнение? Применяли ли вы его? В каких ситуациях оно было вам полезно? Трудно ли его вам было выполнять?
Ведущий: Мне приятно видеть, что вы пользуетесь знаниями, которые получаете на занятиях, что это вам помогает в решении ваших вопросов, что вы видите необходимость и пользу наших встреч. Таким образом, и я вижу значимость подобной работы со своей стороны.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
8. Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
9. Рефлексия занятия.
Ведущий: - Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания себе самому, ведущему. Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня...»
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
10. Подведение итогов занятия.
Список литературы
1. Психологические основы педагогического общения / Целуйко В.М. - М.: Владос, 2007.
2. «Путь к вершине» Бобрикова Л., Щепкова Т., Дулилова Р. - Школьный психолог, №11, 2007.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).
4. В. Леви «Ближе к телу» (70 приглашений в хорошее самочувствие). - Изд – во: Метафора, М, 2003.
Приложение
Сферы проявления симптомов эмоционального выгорания
5.
Поведенческие
1. Сопротивление выходу на работу
6. Частые опоздания
7. Откладывание деловых встреч
8. Уединение, нежелание видеть коллег
9. Нежелание видеть детей
10. Нежелание заполнять документацию
11. Формальное исполнение обязанностей
Эмоциональные
12. Утрата чувства юмора
13. Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
14. Повышенная раздражительность
15. Ощущение придирок со стороны других
16. Равнодушие
17. Бессилие, эмоциональное истощение
18. Подавленное настроение
19. Познавательные
20. Мысли о смене профессии, уходе с работы
21. Слабая концентрация внимания, рассеянность
22. Ригидность мышления, использование стереотипов
23. Сомнения в полезности работы
24. Разочарование профессией
25. Циничное отношение к клиентам, коллегам
26. Озабоченность собственными проблемами
Физиологические
27. Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
28. Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
29. Длительно текущие незначительные недуги
30. Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
31. Усталость, быстрая физическая утомляемость
32. Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
33. Обострение хронических заболеваний

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку» Конфликт и пути его решения Коррекционно – развивающее занятие для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, по теме «Про
Конфликт и пути его решения | Коррекционно – развивающее занятие для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, по теме «Противоположности»
Опубликовано: 935 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 1623
+1
Голосов: 1
Лариса Дорогина # 19 июня 2014 в 12:59 0
Ольга Николаевна, спасибо за предоставленный материал. Тема очень актуальна. Удачи вам.