Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока психологии. Восприятие

Урок по общей психологии "Восприятие"

Цель: ученики должны иметь представления о психическом процессе "восприятие"; уметь применять полученные знания; знать: виды, свойства восприятие и его особенности; расширении знаний по разделу "Самопознание"
(На протяжение урока используются материалы презентации. См. приложение 2)
1 слайд (Используйте музыку предложенного файла (Приложение 1) или любую инструментальную, релаксационную музыку)
- Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома. Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями. Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)
- Все что вы сейчас перечислили - это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока "Восприятие" 2 слайд.
3 слайд
(идет опрос):
Что? Какой вопрос мы можем задать.
Из названия темы мы можем сформулировать вопрос: Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?
Где (какой вопрос здесь напрашивается):.. находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?
Когда человеку необходимы знания о восприятии?
- И так мы сформулировали цель нашего урока. Давайте к концу урока попробуем ответить на вопросы: Что? Где? Когда?
- В начале урока вы проговорили, как вы восприняли утро. Что же такое восприятие? Увидев, услышав или почувствовав, этот объект или явление отразили в своих органах восприятия в целом. Например, мы почувствовали запах апельсина и представили в целом апельсин, даже если его не видели. В результате воздействия определенных предметов и явлений (Собака, солнышко, холодный воздух, лай, сигнал машины) на наши органы чувства формируется предметность восприятия, а каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение, лишь при соотнесении ее с целым. Это говорит о целостности восприятия.
Итак: Попробуйте сами сформулировать, что такое восприятие.
4 слайд
Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии (записываем в тетрадь)
- Чтобы быть в гармонии с миром человек использует все виды восприятия. А какие вы знаете? (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание, и возможно подсознание - ясновидение и т.д.) но у каждого из нас есть ведущий тип восприятия и вы его проговорили - кто-то услышал, кто-то почувствовал, а кто-то увидел.
То есть мы выделили основные виды восприятия:
5 слайд
Аудиалный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический
(ощущения).
Из названия видов восприятия выделите, где находятся основные анализаторы, то есть, с помощью чего мы воспринимаем.
(Глаз, ухо, руки)
- А как же это происходит?
6 слайд
-Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.
Понятно?
7 слайд
Давайте проверим, как вы это поняли. Расставьте в правильной последовательности, то есть, поставьте в нужном порядке, как происходит процесс восприятия.
Перед вами на экране и на раздаточных листах - задание.
Расставьте в правильной последовательности
1.Раздражение в нервных клетках
2. Сигналы в участках мозга
3. Анализаторы
4. Воздействие
5. Рецепторы
6. Возбуждение в мозге
7. Восприятие
-Проверяем, показываю правильное решение. 8 слайд
- А как можно узнать какой ведущий тип восприятия у человека без диагностики?
-По его речи, тем словам и оборотам, которые он использует и по его действиям. Попробуйте сами их произнести.
9 слайд
Зрители: Используют следующие выражения - смотри сюда, посмотри на меня, я вижу, я гляжу, наблюдаю, замечаю, взгляни и т.д.речевым
10 слайд
Слушатели: послушай, услышишь, прислушайся, расслышишь, вслушайся, заслушаешься и т.д.
11 слайд
Ощущение: чувствую, ощущаю, сентиментальный, чувствительный, расчувствовался, описание ощущений - твердо, мягко, легкий, жесткий и т. д.
- А какой деятельностью предпочитают заниматься люди с разными видами восприятия?
Зрители: смотрят телевизор, газеты, журналы. Воспринимают информацию - лучше в письменном виде, или когда сами самим напишут (например, конспект)
Слушатели: послушать радио, поговорить по телефону. Воспринимают информацию лекции, личное разъяснение, прослушивание информации.
Ощущение: потрогать что-либо, создать самому. Воспринимают информацию - через схемы, алгоритмы действия, когда сами создают что-либо.
- То есть мы выяснили, что можем по поведению, речи человека, выяснить какой у него ведущий тип восприятия. А зачем нам это надо знать?
(Идет обсуждение)
Упражнение:
Цель: сформировать у учащихся навыки определения ведущего канала получения и переработки информации у собеседника.
Правила: один ученик (а затем каждый из желающих) должен рассказать о каком-либо интересном случае, произошедшем в его жизни. Задача остальных - определить ведущую модальность.
Обсуждение: определить что способствовало, а что мешало при определении.
- Из полученной информации о себе можно выделить информацию как продуктивнее готовиться к экзаменам(зрители - написать конспект, слушатели - записать лекцию на магнитофон и затем прослушать, кинестетик - составить схему или алгоритм ответа)
- В быту - бесконфликтное общение. Например, мама-зритель будет приятно удивлена порядку на вашем столе, папа - кинестетик обрадуется помощи в ремонте, а подружка- слушатель с удовольствием поболтает с вами по телефону.
- А в вашей будущей профессии это может пригодиться?
(Идет обсуждение). Будущие менеджеры по туризму клиентам-слушателям подробно расскажут о путешествии, зрителям покажут буклеты с фотографиями, а кинестетикам дадут подержать в руках сувениры из разных стран. Так ваши клиенты лучше воспримут информацию.
И так. Мы выяснили:
12 слайд
Что такое восприятие (повторяем) это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии.
Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)
Когда человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)
- Одна из самых острых жизненных потребностей человека - потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее у вас жизнь.
Рефлексия
13 слайд
У японцев есть определенный стиль поэзии, который называется СИНКВЕЙН. Смысл этой поэзии - подведение итогов восприятия чего-либо. Предлагаю, и вам подвести итог урока в стиле синквейн. Стих состоит из 5 строк.
Первая - Название темы - состоит из 1 существительного.
Вторая - Описание темы - 2 прилагательных.
Третья - Описание темы в рамках этой темы - 3 глагола.
Четвертая - фраза или предложение, показывающая ваши чувства и подводящая итоги.
Пятая - позитивное слово, которое ставит точку.
Варианты: 1-восприятие, ощущение, зрители, слушатели, анализаторы
2-проницателное, созерцательное, оглушительное, ощущаемое,
3- вспоминали, представляли, обобщали, сочиняли, рассуждали
4- узнали много нового
5- отлично!
Вопросы:
1. Какие характеристики из ниже перечисленных определяют человека с точки зрения ведущего канала восприятия и переработки информации:
o манипулятор, холерик, человек;
o аудиал, визуал, кинестетик.
2. Человек с какой ведущей модальностью может появиться и на празднике, и на садовом участке в одном виде?
3. Для чего необходимо учитывать данные о ведущем канале получения и переработки информации в процессе общения?
Желаю и вам яркого насыщенного восприятия жизни!
Рекомендуемая литература:
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку» Конфликт и пути его решения Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие
Коррекционно – развивающее занятие для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, по теме «Противоположности» | Конспект внеурочного занятия по психологии
Опубликовано: 936 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 3429
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!