Конкурсы для педагогов и детей

Вводное занятие по психологии


Вводное занятие по теме: "Эмоциональная и волевая саморегуляция"
Цели занятия:
1. Учащиеся знакомы с основными понятиями данной темы: "эмоции", "чувства", "настроение", "эмоциональный тон".
2. У учащихся сформировано представление о различных подходах к вопросу о появлении эмоций - исторический ракурс.
Рекомендуемая литература:
1. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоций и чувств. Курс человековедения. Книга для учителя в двух частях. Часть 2. Издательство УГЦВ "Психопедагогика", Одесса - Томск, 1994г. - 243 с.
2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 240 с.: ил. - (Азбука психологии).
Ход занятия.
Вероятно, каждый достаточно часто слышал или сам употреблял такие слова как "эмоции", "чувства", "переживания", "настроение", "стресс", "страсть". Но задумывались ли мы, что они означают
Разве можно утверждать, что, говоря "я люблю дыни", "я люблю этот город", "я люблю этого человека" и т.д. человек испытывает одни и те же чувства
За всеми этими словами стоят вполне определенные психические явления, которые люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни. В результате постепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира, формирующиеся индивидуальные пристрастия (например, любимая чашка, кресло и т.д.).
В наших переживаниях отражается физическое и психическое состояние организма. Здоровый человек, который достиг всего, к чему стремился, испытывает удовлетворение и положительные эмоции, и, наоборот.
Таким образом все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства.
Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.(Одни явления или люди нравятся нам, а другие - нет). Наша жизнь невозможна без переживаний. Человек, не проявляющий чувств, похож на машину.
Основные теории происхождения эмоций.
У.Джеймс
В 1884 году выходит работа: "Что такое эмоция".
Возникновение эмоции связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (сердечно-сосудистой).То, что мы ощущаем при этих изменениях и есть эмоциональное переживание. Например, "мы печальны, потому что плачем, боимся, потому что дрожим и т.д.".
Таким образом, вместо "Я увидел большую собаку, испугался и побежал", нужно говорить "побежал и испугался".
Ланге - связывал эмоции только с изменениями сосудистой системы.
Таким образом, переферические органические изменения, которые обычно рассматривали как следствия эмоции, стали рассматривать как причину.
Известный девиз американцев - "Улыбайтесь", т.е. чтобы изменилась отрицательная эмоция нужно всего лишь совершать действия, характерные для положительной эмоции.
Кеннон обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях тем не менее очень схожи (например, человек краснеет и в радости и в гневе). Следовательно, внешних изменений недостаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций.
Затем психолог Ч.Дарвин (1809-1882):
Большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх дает дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими еще движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудименты). Например, при страхе руки становятся влажными - у наших предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев.
Л.Фестингер - теория когнитивного диссонанса.
Исходя из этой теории, если человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения об одном и том же предмете (например, друг), то возникает отрицательное состояние и, наоборот.
Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Есть два выхода:
1. Изменить ожидания, чтобы они соответствовали реальности;
2. Попытаться получить новую информацию.
Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков и т.д.
Функции чувств:
Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации.
1. Чувства помогают разобраться в окружающем мире.
Прислушиваясь, человек может определить - что полезно, а что вредно, что хорошо, что плохо.
2. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека:
• Органов кровообращения (если человеку стыдно - краснеет, страшно - бледнеет). Это связано с увеличением или уменьшением диаметра кровеносных сосудов.
• Органов дыхания ( которое бывает то быстрое, то глубокое, то совсем неслышное).
• Органов пищеварения ( при сильном волнении нередко наблюдается расстройство желудка).
• Органов внутренней и внешней секреции (пересыхает во рту или начинается усиленное потоотделение).
3. Коммуникативная функция - передача социальной информации.
4. Побуждение к деятельности.
Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства являются проявлением эмоциональной сферы.
Классификация чувств:
• Нравственные - отвечают за категории "хорошо" - "плохо".
• Эстетические - отвечают за восприятие категорий "красиво" - "некрасиво".
• Интеллектуальные - категории "успех" - "неуспех".
• Страсти - категория сильных устойчивых чувств, от которых нередко зависят жизненно важные решения человека ("быть или не быть").
• Увлечения - реализуют потребности человека в какой-либо деятельности, но не являются жизненно необходимыми ("может быть, а может и не быть").
Чувственный тон - эмоциональная окраска психического процесса.
Чувственный тон как бы объединяет в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся полезных и вредных факторов окружающей среды.
Обсуждение: следует обратиться к жизненному опыту учащихся - что вызывает положительное чувство (например, хорошая музыка, запах цветов), а что - отрицательное, негативное чувство (например, скрежет металла, запах паленой резины).
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного времени все поведение человека. Оно говорит о том, что мы настроены, чтобы реагировать на события определенным образом.
Настроение является эмоциональной реакцией не на последствия событий, а на их значение для жизни человека, его планов, интересов и ожиданий.
Настроение зависит:
• От общего состояния здоровья;
• От работы желез внутренней секреции;
• От тонуса нервной системы;
• От цвета;
• От окружения.
Эмоции - (от латинского emovere - возбуждать, волновать) непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делят на стенические и астенические.
Стенические эмоции: стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.
Астенические эмоции: "все валится из рук".
Парадокс: одни и те же эмоции могут быть и стеническими, и астеническими (например, страх).
К.Е.Изард выделил основные ("фундаментальные") эмоции:
Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае неопределенной.
Удивление - не положительное и не отрицательное. Оно тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее возможным.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, которое вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объективными (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеалогическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Если оно сочетается с гневом, то формируется агрессивное поведение.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувства.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Из соединения фундаментальных эмоций могут возникать комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность (страх, гнев, вина, интерес).
Существует следующая закономерность: если человек испытывает отрицательные эмоции, то возникает желание сделать что-то хорошее. Был проведен эксперимент - в магазине женщин убеждали, что они сломали фотоаппарат, а затем на глаза попадался человек у которого из сумки торчал кошелек. Обращали на это внимание именно те, кто ощущал себя виноватым - в 4 раза чаще. Таким образом можно заключить, что эмоции играют важную роль в формировании нашего внимания.
Рекомендуемые упражнения:
1 Эмоции и музыка..
Цель: актуализировать процесс возникновения эмоций.
Правила: учащиеся закрывают глаза и педагог-психолог включает музыку (желательно, чтобы музыка была незнакомой). Учащиеся должны сосредоточиться на своих ощущениях и чувствах, которые возникали при прослушивании..
Обсуждение: Какие эмоции и чувства вызвала данная музыка? Что вы переживали, слушая эту музыку? Кроме того, следует предложить учащимся придумать название данной музыке. Обсудить, у кого музыка вызвала образы - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д.
Рекомендации психологу: следует подвести учащихся к тому, что одна и та же музыка вызывает самые разные переживания, образы, ощущения. Следовательно, восприятие наше индивидуально и неповторимо.
2. Список чувств.
Правила: учащиеся, стоя в кругу, бросают друг другу мяч и называют всевозможные эмоции, чувства.
Обсуждение: возникали ли сложности при выполнении упражнения? Если да, то почему?
3. "Крокодил".
Цель: отработка способов передачи информации с помощью невербальных средств.
Правила: группа делится на 2 команды. Каждая команда загадывает некоторое слово или словосочетание и говорит представителю 2-ой команды, который должен изобразить это слово с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Обсуждение: сложно ли было угадывать задуманное слово или словосочетание? Почему? Что помогало /мешало при отгадывании?
Вопросы:
1. Назвать примеры стенических и астенических эмоций.
2. Какова разница между чувствами и эмоциями?
3. Какие изменения в человеке могут говорить о испытываемых им эмоциях?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по психологии Конспект психологического занятия для школьников. Общительный человек Тренинг знакомства для учащихся Семинар - тренинг

Похожие статьи:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Памятка сотрудникам по профилактике конфликтов | План работы социально - психологического лагеря
Опубликовано: 938 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 1660
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!