Конкурсы для педагогов и детей

Краеведческий проект в подготовительной группе детского сада

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Редкие и исчезающие растения малой Родины" для детей подготовительной группы детского сада
Описание работы: Данный проект предназначен для образовательных организаций, занимающихся краеведческой деятельностью. Материалы помогут воспитателям и учителям адаптировать для собственной работы по краеведению.
Цель теоретическая: создание альбома о редких и исчезающих растениях малой Родины.
Задачи проекта
• изучить дополнительную литературу и определить исчезающие растения в окрестностях населённого пункта, сделать анализ и обобщить результат;
• раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание);
• оформить собранные материалы о редких и исчезающих растениях в альбом и в электронном виде;
• представить материал о редких и исчезающих растениях малой Родины в музей детского сада.

"Редкие и исчезающие растения моей малой Родины"
Номинация «Моя малая Родна»

Сроки реализации февраль - март 2016 год
Руководитель проекта:
Новикова Ольга Михайловна
Инициативная группа: подготовительная группа
с. Светлолобово
Введение.
«На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето»

В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования его богатств. Охрана ее - одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны.
Природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни самый интересный объект.
Растения - превосходный живой материал, который человек может использовать на протяжении всей жизни.
Растения, окружающие человека на протяжении большей части суток, обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать на нервную систему, улучшать настроение и укреплять здоровье.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что мир растений очень мнгообразен, что порой люди даже не обращают внимания, какие растения их окружают. В настоящее время численность некоторых растений края сильно сократилась, другие стали редкими, а иные находятся на грани исчезновения. Нам стало очень интересно узнать больше о редких и исчезающих растениях, которые растут в нашей местности.
Актуальность нашей проектной идеи заключается в отсутствии систематизированной информации в детском саду о редких и исчезающих растениях нашей малой Родины.
В результате проведённого исследования на основе анализа статистических данных мы сделали вывод, что информированность местного сообщества о редких и исчезающих растениях крайне мала.
Цель практическая: сбор материалов о редких и исчезающих растениях окрестностей нашего села.
Цель теоретическая: создание альбома о редких и исчезающих растениях моего села.
Задачи проекта
• изучить дополнительную литературу и определить исчезающие растения в окрестностях нашего села, сделать анализ и обобщить результат;
• раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание);
• оформить собранные материалы о редких и исчезающих растениях в альбом и в электронном виде;
• представить материал о редких и исчезающих растениях моей малой Родины в музей детского сада.
Объект исследования: редкие и исчезающие растения нашего края.
Предмет исследования: ландыш майский, гвоздика, первоцвет (петушки), медуница, одуванчик, кукушкины слезки (венерин башмачок), купальница азиатская (жарки) и незабудки и др.
Методы исследования:
1) анкетирование;
2) анализ.
3) Обобщение.
4) Изучение литературы.
Основная часть.
Проведя анкетирование среди родственников на предмет знания редких и исчезающих растений моей малой Родины, мы пришли к выводу о том, что опрашиваемые люди знают лишь часть редких и исчезающих растений. Результаты анкетирования можно увидеть на диаграмме:
Вывод:
Исходя из анализа анкетирования мы видим, что самые известные редкие и исчезающие растения: купальница азиатская, кукушкины башмачки, гвоздика, медуница, ландыш майский. А также, мы сделали вывод о том, что нужно напомнить, что к редким и исчезающим растениям относятся: незабудка, примула, одуванчик.
Изучив литературу по теме, мы нашли интересную информацию о редких и исчезающих растениях.
Кукушкины сапожки
Кукушкиными башмачками называют одно удивительное растение из наших лесов. Мы узнали, что это растение имеет несколько названий. Оно принадлежит к семейству орхидных и именуется ботаниками башмачком крупноцветным (венерин башмачок), Марьин башмачок, богородицы сапожки, в Америке этот цветок называют макасинами, в Англии дамскими туфельками.
Вот только взглянуть на это диво дано не каждому, ведь зацветет башмачок лишь на 18 году жизни растения и цветет он один месяц. Столь редкая способность к цветению обусловлена сложной природой развития орхидей. Их семена не имеющие питательных веществ попросту не растут.
Лимитирующие факторы: рубка лесов, осушительная мелиорация, выпас скота, рекреационное воздействие, активный сбор населением цветущих растений на букеты и выкапывание в целях культивирования из-за высокой декоративности и оригинальности цветков.
Растет в осветленных лесах и лесных полянах небольшими группами или одиночными экземплярами.
Помимо того, что это растение очень красивое, оно еще и относится к лекарственным. В народной медицине Сибири отвар травы принимают для возбуждения аппетита; настой — как сердечнососудистое средство, при головокружении, обмороках, головной боли. Настой и настойку цветков назначают в качестве седативного средства при нервных и психических расстройствах, бессоннице, заболеваниях нервной системы и т. д.
Запасы этих цветов резко сокращаются, поэтому они нуждаются в охране.
Купальница азиатская или жарки
Немногим известен такой яркий цветок как огонек. Это его народное имя, еще у него много синонимов, в зависимости, где они обитают. Например, жарок, купальница, купавка, балаболка, желтоголовник, бубенчик, жабник, авдотки, кучерская травка, кошачья дрема, колотушки.
В середине 18 века семена купальницы азиатской в Европу для Карла Линнея прислал ученый и путешественник Эрик Лаксман, живший и работающий в то время в Сибири.
Происхождение научного названия рода точно неизвестно, возможно латинское название произошло от немецкого Trollblume, что можно перевести как «Цветок троллей». Согласно легенде это растение считалось любимым цветком троллей. Название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение, что связано со временем массового цветения, которое приходится на 7 июля. Этот день называли Аграфена – купальница. И с этого дня было принято начинать купание в реках и озерах. В этот день отмечают другой праздник «день Ивана Купалы» (Иванов день).
Этот цветок не только дарит нам свою красоту, но и используется в лекарственных целях. Отвар корневища принимают при ревматизме, воспалении легких, ушибах и опухолях. Но следует быть осторожным, ведь корни всех видов купальниц ядовиты.
Имеются сведения, что купальница использовалась для приготовления текстильной краски желтого цвета, а также из цветков купальницы азиатской получают красители для пищевых жиров желтого цвета.
Лимитирующие факторы:
Нарушение естественных местообитаний при хозяйственном освоении территорий; сбор цветущих побегов. Редкая встречаемость, малочисленность особей в популяциях.
Этот цветок внесен в «Редкие и исчезающие растения Сибири», поэтому будьте осторожны и оберегайте эти чудесные создания. Помните, что эти скромные цветы являются редким видом растений и подлежат охране. Для того чтобы цветок расцвел ярким огоньком, нужно 11 лет. Любоваться цветами лучше, когда они расцветают естественным путем, а не простоят 5 минут на подоконнике. Берегите эти солнечные цветы!
Незабудка.
Незабудку называют горлянка, лихорадочная трава, пригожница. Этот синий, маленький, но невообразимо привлекательный цветок означает верную, глубокую любовь, преданность, память. Нежно-голубая с золотой серединкой незабудка является украшением нашей весенней флоры.
Научное название незабудки - Myosotis, то есть «мышиное ушко». Это странное название цветок получил из-за своих покрытых тоненькими волосками листьев, которые, разворачиваясь из почки, напоминают мышиное ухо.
Цветок незабудка стал музой не одного служителя искусства, среди которых поэты, художники, прозаики. О растении повествуют множество легенд, мифов, притч, сказок. О возникновении названия этого цветка существует интересная австрийская легенда. Она рассказывает о том, как много лет назад, молодожены пошли прогуляться на берег реки. Вдруг девушка увидела у стремительного берега неизвестный цветок, растение так поразило её, что она попросила своего любимого достать его. Парень нагнулся и сорвал цветок, но в это же мгновение его нога соскользнула, он упал в быстрое течение реки.
Напрасно девушка в отчаянии звала на помощь - никто не отзывался. Когда голова парня в последний раз вынырнула из-под воды, он успел только выкрикнуть своей любимой «Не забудь меня!». Позже было найдено его тело: в сжатых судорогой пальцах было злосчастное растение. Девушка похоронила жениха, а на его могиле посадила цветок, который с того времени имеет название, созданное с последних слов юноши.
В Германии существовала, а в некоторых регионах и сейчас существует традиция отправляться весной за незабудками в лес, особенно для детей. Очутившись в лесу, они пытаются нарвать наибольший букет, украсить незабудками волосы. После празднования, дети несут домой свои букеты, ставят их в воду и наслаждаются ими на протяжении длительного времени. Такое же празднование устраивается и для взрослых, а собранные и высушенные цветы хранят к следующему празднику целый год. В этот день люди стараются забыть все обиды.
Прекрасный цветок уважают также и в Англии, в этой стране с незабудкой связан праздник Весенней королевы, он отмечался первого мая. Каждый год король и королева со своими придворными оставляли все свои дела и отправлялись за город на поиски первых весенних цветов. Обычай сажать майское дерево перед домом наилучшей девушки и называть ее весенней королевой сейчас почти не соблюдается.
Незабудки считают также колдовской травой. Венок из незабудок, надетый на шею любимому человеку или возложенный с левой стороны, где бьется сердце, привораживает его и держит крепче всяких цепей. Такую же силу приписывают и корням растения.
Рассказывают, что Генрих Ланкастер в 1405 году поместил цветок незабудки на свою эмблему. Как признак памятного события этот цветок связывают с лордом Скельсом, братом жены Генриха IV, Елизаветы Вудвилл. В честь победы над бургундским рыцарем в турнире ему подарили золотую цепочку с синими цветами незабудки как память о храбрости.
Утверждают, что сок незабудки имеет способность закалять сталь. Раскаленное лезвие опускали в сок и держали, пока не остынет. Закаленное оружие после этого такое твердое, что может резать железо.
Трава незабудки содержит витамины, макро - и микроэлементы, дубильные вещества, органические кислоты. Препараты незабудки имеют противовоспалительные, кровоостанавливающие, отхаркивающие свойства. Их используют при бронхите, фарингите, ларингите, при дерматитах и ранах на коже.
Гвоздика.
Гвоздика растёт по сухим лугам и полянам. Цветёт с июня по август. Цветки красивые,одиночные, малиново-красные или тёмно-розовые,края с тёмными полосами. Стебель ветвистый,шероховатый. Узкие листья и стебель покрыты волосками, поэтому сорванные листья долго не вянут. Цветки посещают бабочки, которые достают нектар со дна венчика.
Полевая или, как ее еще называют, луговая гвоздика является растением многолетним, она имеет толстый корень, узловатые прямостоячие стебли, шиловидные супротивные листья, цветки розового цвета (снаружи – зеленоватые) с пяти подлепестным раздельным венчиком, плодом является коробочка. Максимальная высота растения достигает 40 см. Гвоздика цветет в период с июня по август. Основным местом распространения полевой гвоздики является восток европейской части нашего государства и Сибирь. Полевая гвоздика любит сухие и хорошо доступные для солнечных лучей известковые склоны, степные луга, песчаные места, лесные опушки и сосновые боры. Ее корневая система устроена так, что для получения необходимой влаги гвоздике достаточно маленького дождика. Растение является лекарственным, и ее применение в качестве такового имеет давнюю историю. Особо обращает на себя внимание факт того, что в свое время полевая гвоздика использовалась как средство борьбы против чумы, буквально истреблявшей население Европы. Еще одно удивительное свойство луговой гвоздики, способность корня мылиться, отсюда еще одно наименование растения – «дикое мыло».
Для приготовления настоев и отваров используются цветки, листья и стебли растения. Их собирают только в июне и июле.
В народной медицине народов Средней Азии полевая гвоздика используется после укусов животных, зараженных бешенством. Для профилактики заражения применяется ее отвар. В качестве сердечно сосудистого средства, учитывая успокаивающее действие полевой гвоздики, отвары и настои последней употребляются при излишней возбудимости и нервозности. При сильной сердечной недостаточности полезно принимать отвар или настой, приготовленный из гвоздики, горицвета весеннего и астрагала шерсти сто цветкового.
Отвары и настои гвоздики нельзя применять гипотоникам, поскольку они очень сильно сбивают давление, а вот гипертоникам такие средства лечения вполне подойдут.
Примула
Первоцвет (примула), род многолетних трав семейства первоцветных. Цветёт ранней весной,поэтому назван первоцветом. В народе эти растения называют баранчиками, потому что листья их покрыты бархатистым пушком – они мягкие на ощупь, как шёрстка молодого барашка. Цветки жёлтые, яркие. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков. Отсюда и ещё одно название баранчиков-первоцветов – ключики. Около 500 видов.Медоносы. Декоративные растения, 7 видов охраняются.
Примула, что в переводе означает «первоцвет». Примулы были известны в самой глубокой древности и считались целебными цветками Олимпа. Древние греки называли их цветками 12 богов и верили, что в них заключено лекарство против всех болезней.
Первоцвет, или примула- большинство видов- красивоцветущие невысокие травы. Их название объясняется тем, что многие виды первоцвета цветут ранней весной, одними из первых, иногда еще до того, как полностью сойдет снег. Примулы были известны в самой глубокой древности и считались целебными цветками Олимпа. Древние греки верили, что в них заключено лекарство против всех болезней.
В средние века о происхождении примул сложили интересное сказание. Однажды апостол Петр выронил вверенные ему ключи от Царствия Небесного. Связка золотых ключей, падая от звезды к звезде, полетела на Землю, и в том месте, где она упала, вырос желтый, похожий на ключи, цветок. И хотя ангел, посланный Святым Петром, вернул ключи, отпечатки их остались на земле. С тех пор каждый год вырастают цветы, отпирающие дверь теплой погоде.
Медуница
Медуницу называют медуницей, потому что в её цветках много сладкого сока-нектара. Медуница растёт в редких лиственных и смешанных лесах –среди кустарников, на опушке. Цветёт в конце апреля – в мае. Цветы мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. Растение применяется в народной медицине.
Медуница представляет собой миниатюрный кустик высотой не более 30 см. Тонкозаострённые листья медуницы покрыты небольшим опушением.
Цветение медуниц начинается ранней весной и длится примерно в течение месяца. Цветки собраны в парные мелкоцветковые завитки на верхушках стеблей; венчик цветка обычно воронковидный.
Медуница имеет два типа цветков. У одних - длинные столбики пестиков, выдающиеся из венчика, и спрятанные в его глубине короткие тычинки. У других, наоборот, - короткие столбики пестиков и длинные тычинки. Такая особенность цветков медуницы позволяет предотвратить самоопыление и сделать перекрестное опыление более эффективным.
В соцветиях–завитках медуниц можно увидеть одновременно розовые и синие цветки.
Существует легенда, что синие цветки пульмонарии - это цветки Адама, первого мужчины. А розовые - цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.
Однако наличие розовых и синих цветков на одном растении легко объясняется с научной точки зрения. Содержащиеся в клетках медуницы растительные пигменты (антоцианы), которые придают окраску лепесткам, меняют свой цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. У молодых цветков медуницы клеточный сок кислый, поэтому антоцианы розовой окраски (у некоторых сортов красные цветки). А в процессе старения цветков кислотность их сока снижается, поэтому антоцианы постепенно синеют.
Можно проэкспериментировать: капнуть на синие лепестки медуницы уксусной кислоты - и они станут розовыми.
После завершения цветения медуница образует множество листьев. Их красота у каждого сорта медуницы принимает истинную ценность: разнообразие цветовых пятен на листьях будоражит воображение!
Некоторые руководства рекомендуют обрезать у куста медуницы цветоносы, чтобы они не портили розетку листьев. Но я полагаю, что при эффектных современных сортах медуницы с крупными цветками это кардинальная мера ничем не обоснована.
Цветущая медуница привлекает в сад множество опылителей. Её очень любят пчёлы и шмели, потому что цветки медуницы богаты нектаром. Перелетая с цветка на цветок, насекомые разносят пыльцу.
А когда у медуницы созревают семена, их мясистые придатки разносят муравьи, тем самым распространяя это растение далеко вокруг.
Ландыш майский.
Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае-июне. Мелкие, белые, похожие на колокольчики цветки собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону. Два крупных продолговатых листа овальной формы охватывают стебель. Плод –красивые оранжево– красные ягоды – поедают осенью лесные птицы. Цветущее растение посещают пчёлы и шмели. Ландыш – ядовитое и вместе с тем лекарственное растение. Цветки с сильным и резким запахом используются для приготовления духов.
Ландыш майский — многолетнее травянистое растение семейства лилейных с ползучим разветвленным корневищем и тонкими корнями в узлах. Подземное корневище не толще гусиного пера, несет близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле
От верхушек и боковых ответвлений корневища отходят побеги, состоящие из 3—6 влагалищных листьев. Листья у ландыша прикорневые, длинночерешковые с продолговато-эллиптической заостренной листовой пластинкой, тонкой, цельнекрайней, ярко-зеленой, с верхней стороны сизой, а с нижней — блестящей.
Цветочная стрелка гладкая, в верхней части трехгранная, высотой 15—20 см. Околоцветник снежно-белый со слегка отогнутыми шестью зубчиками. Внутри цветка пестик окружен шестью тычинками на коротких нитях, прикрепленных у основания околоцветника.
Растение имеет сильный, но приятный аромат, а цветёт оно с конца мая до июня.
Плод — сочная трехгнездая шаровидная оранжево-красная ягода, созревает в августе — сентябре. Растение ядовитое.
Места произрастания:
Ландыш широко распространён в умеренной зоне северного полушария - в Крыму, на Кавказе, в Восточной части Сибири, на Дальнем в Востоке и в Европейской части России.
Занесен в Красную Книгу!!
Одуванчик.
Одуванчик. Род многолетних травянистых растений семейства сложно – цветных. Широко распространён одуванчик лекарственный. Растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады,огороды. Некоторые виды содержат каучук.
Одуванчик представляет собой лекарственное растение, которое обладает корнем с многочисленными разветвлениями. Листья этого растения голые, сросшиеся в розетку, которая расположена прямо перед корнем. Цветы этого растения обладают ярко-желтым окрасом. Во всех частях этого лекарственного растения имеется млечный сок белого цвета. Цветение этого растения происходит в мае, его плодами являются семена, которые можно наблюдать, начиная с первого месяца лета.
Существует всего более 1000 подвидов и примерно 70 видов этого растения. Практически все они довольно часто встречаются во всех странах мира, кроме Арктики и территорий, которые расположены высоко в горах. В Российской Федерации произрастает одуванчик лекарственный. В его составе имеется железо, кальций, фосфор, калий, витамины, а также протеин.
В корнях различных видов одуванчиков имеется каучук. Также в этой части растения в осеннее время года скапливается инулин. Инулин является веществом, которое борется с желчью, а также способствует укреплению и оздоровлению печени. Настойка из корня этого растения повышает аппетит, сокращает спазмы, является хорошим слабительным средством, чистит кровь.
Это не только лекарственное растение. Его также используют и в кулинарии во время приготовлении различных блюд.
Очень часто одуванчик используется в косметологии и в народной медицине. К примеру, из этого растения делают маску, которая делает кожу молодой, упругой, влажной, убирает пигментные пятна и веснушки. Из этого растения также добывают мед

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ:
В ходе выполнения работы наши знания о редких и исчезающих растениях малой Родины повысились. Сейчас мы с уверенностью может сказать, какие растения нужно охранять и можем поделиться нашими знаниями с окружающими людьми.
Нам очень интересно узнать о других исчезающих растениях, побывать в тех местах, где они растут сфотографировать и сделать зарисовку.
Продолжить работу над проектом: создать сборника основных экологических правил поведения в природе, чтобы люди знали как вести себя на природе, чтобы не навредить ей.

План работы над проектом
«Редкие и исчезающие растения моей малой Родины»
Номинация «Моя малая родина».
1. Исследование по теме проекта.
2. Формулировка проблемы
3. Определение цели и задач проекта.
4. Составление плана работы.
5. Составление рабочего графика.
6. Определение обязанностей и их распределение.
7. Реализация проекта.
8. Передача материалов в школьный краеведческий музей.

План - карта действий по реализации проекта
№ Что сделать? Сроки
1 Изучение и анализ материалов о редких и исчезающих растениях моего села февраль
2 Составление списка редких и исчезающих растениях моего села февраль
3 Проведение анкетирования родственников на предмет знания редких и исчезающих растениях моего села март
4 Анализ и систематизация собранных материалов. 10-15 марта
5 Оформление материалов на электронный носитель. 15-20 марта
6 Подготовка к презентации 4 марта

Ожидаемые результаты
Сбор и систематизация материалов о редких и исчезающих растениях моей малой Родины.
Оформление слайдовой презентации, альбома и электронной папки.
Привлечение родителей к исследовательской деятельности.
Показатели результативности
Не менее 50% представителей общественности считают работу эффективной.
Положительная оценка проекта на конференции.
Примерные вопросы для оценивания проекта
1. Как Вы считаете, необходим ли был проект для нашей школы?
2. Удалось ли реализовать цель данного проекта?
3. Значимы или нет результаты деятельности проекта?
4. Подтолкнул ли Вас проект для дальнейшего творчества?
Перспективы дальнейшей работы
1. Мне очень интересно узнать о других исчезающих растениях, побывать в тех местах, где они растут сфотографировать и сделать зарисовку.
2. Продолжить работу над проектом: создать сборника основных экологических правил поведения в природе, чтобы люди знали как вести себя на природе, чтобы не навредить ей.

Список использованных источников.
1. С. В. Анкипович «Флора Сибири», 1996 г.
2. В. А. Безруких «Хрестоматия Красноярского края», 1995г.
3. Г. В. Крылов «Зеленая аптека», 1998 г.
4. Ресурсы интернет
5. А. С. Эбель «Редкие и исчезающие растения Сибири», 1980 г.

Приложение 1.
Изучение общественного мнения
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Изучить ситуацию среди учащихся, учителей, родителей, представителей общественности.
Объективное представление о информированности местного сообщества о редких и исчезающих растениях моего села

2 Отчёт о проведённом исследовании.
Систематизированные материалы отчёта.

3 Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Конкретные выводы по изменению ситуации.

Этапы исследования:
1. Составить вопросы анкеты, определить круг опрашиваемых людей.
2. Провести анкетирование.
3. Оформить результаты работы.

Приложение 2.
АНКЕТА
«Редкие и исчезающие растения моей малой Родины»
1. Как вы считаете, наше село достаточно «зеленое»?
_____________

2. Как вы думаете, для чего нужны растения?
______________________
3. Приведите примеры деревьев той местности, где вы живете ________________________

4. Приведите примеры кустарников той местности, где вы живете __________________________

5. Приведите примеры трав той местности, где вы живете ___________________________
6. Какие редкие, исчезающие растения,занесенные в «Красную книгу», произрастающие в вашей местности?
_______________

Домашнее задание.
Нарисуйте по растение (дерево, кустарник, травянистое растение – цветок) вашей малой Родины.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Сценарий 23 февраля в подготовительной группе детского сада | Последний урок на последний звонок в 11 классе
Опубликовано: 272 дня назад (8 марта 2016)
Просмотров: 658
0
Голосов: 0
Галия Фаридовна Фахретдинова # 21 марта 2016 в 15:33 0
Тема проекта актуальна, интересна. Сбор материала укрепляет и сплачивает как детей, так и их родителей. Прослеживается преемственность работы со школой. Данная тема воспитывает у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.