Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урок окружающего мира во 2 классе. Звезды и созвездия

Урок окружающего мира на тему: "Звезды и созвездия" 2 класс
Представляю Вашему вниманию разработку урока окружающего мира во втором классе четырехлетнего начального образования. В нем используется презентация, но если оснащение учреждения не имеет возможности ее применить, то можно распечатать иллюстрации, так же как и индивидуальные задания на бумаге формата А4.
Цель данной публикации: информирование педагогов, обмен опытом.
Задачи:преподавать предмет интересно и доступно, создавать условия для творческой самореализации детей.
Предмет: Окружающий мир 2 класс (IV)
Тема урока: Звёзды и созвездия
Урок разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №22 Дмитриева О.П.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: сформировать понятия “звезда” и “созвездия”, познакомить с Полярной звездой.
Формирование УУД:
Предметные:
Почему звёзды разного цвета.
Почему мы видим звёзды в виде светящихся точек.
Что такое созвездия, распространённые названия созвездий.
Личностные действия: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные действия: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.
Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Ресурсы: основные – Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир» 2 класс / Издательский дом «Фёдоров», 2012г, с. 62-64,
дополнительные – Презентация «Звёзды и созвездия», (альтернативный – распечатанный вариант)
1 Организационный момент
-Долгожданный дан звонок, начинается урок.
(Включаю песню «Колыбельная медведицы» мп3 из мультфильма «Умка»)
2 Актуализация знаний учащихся
- Знакомая песня? Где вы её слышали?
– Можно сказать, что Умка похож на малыша из детского сада? Правильно, ребята, Умка так же как и дети из дет. сада интересуется всем, что его окружает, задаёт много вопросов, докучает маме, а мама такая же заботливая, терпеливо объясняет, рассказывает всё, что знает сама.
3 Постановка учебной задачи
– Любознательный Умка поможет определить тему сегодняшнего урока. О чём часто спрашивал Умка свою маму? А чтобы точнее сказать, отгадайте загадку:
-В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики.
- Что это? (Звёзды)
- Правильно, звёзды, (пишу на доске, где заранее написано: «Тема: »), а когда звёзды так интересно расположены в кучку, что становятся похожими на какие-нибудь предметы, на животных, как такие скопления называются? (созвездия)
(дописываю на доске к теме: Звёзды и созвездия)
- Итак, прочитайте тему сегодняшнего урока (ученик читает с доски тему)
4 Составление плана для достижения учебной задачи
- Тему урока мы определили. Теперь составим план, с помощью которого мы с вами шаг за шагом будем узнавать новое о звездах.
(на доске пишу: «План»)
-Что будем изучать на уроке? Какие вопросы мы себе поставим?
Что такое звезда? (пишу на доске)
Все ли они одинаковые?
Кто изучает звёзды?
Какие бывают созвездия?)
5 Реализация плана
- С давних времён человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать.
(располагаю картинку звёздного неба на доске или слайд презентации)
- Осенью на дачах, и на клумбах цветут цветы, у которых много лепестков, похожих на лучики.
- Кто догадался, как называются эти цветы? (астры)
(располагаю фото астры на доске, пишу слово : Астра)
-Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой.
-Астра в переводе с греческого языка означает звезда, от этого слова произошло название науки, которая занимается изучением небесных тел - «астрономия». (на доске дописываю слово до «Астрономия»)
- Астрономия – это очень серьёзная, трудная, но и удивительная наука.
- Как вы думаете, как называют человека, который изучает звёзды? (астроном).
-В старину, в сказках как его называли (звездочётами)
-Как вы думаете, почему?
- Уточним: что такое звёзды?
- Откройте словарь на стр. 106, найдите толкование.
(Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое, как светящаяся точка)
- Итак, что такое звезда?
- А солнце, это звезда? (Да)
- Андреев Игорь подготовил сообщение о Солнце.
(вызываю Андреева к доске, располагаю фото Солнца или слайд презентации на доске)
- Солнце тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Космическая ракета приблизится к Солнцу через полгода. Солнечный свет преодолеет расстояние за восемь минут и двадцать секунд. Солнце больше Земли в 109 раз, а расстояние до него 150 миллионов километров. Значит, другие Звёзды расположены дальше.
- Итак, что мы узнали о Солнце? Можно сравнить его с горошинкой? (нет) Почему?
- А почему же другие звёзды кажутся такими маленькими?
- Звезды — это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли. Есть звёзды во много раз больше и горячее Солнца, но они находятся так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе.
- Итак, звёзды бывают разные по величине и на разном расстоянии от Земли, так же, как и планеты, о которых мы говорили на прошлом уроке. Какие планеты в нашей солнечной системе?
- Почему звёзды неодинакового цвета?
- Прочитайте текст на слайде и ответьте на этот вопрос (ученик с места читает, отвечает)
-Итак, красные – холодные звёзды. Их температура более низкая, учёные астрономы называют их «холодные».
- У бело-голубых звёзд температура 30 000 градусов, это горячие звёзды.
Солнце – ближайшая к нам звезда, не очень горячая, температура её поверхности 6 000 градусов.
(слайд с таблицей сравнения Солнца с другими звёздами)
- По данному слайду можно увидеть степень излучения Солнца и его размер в сравнении с другими звёздами. Здесь он изображён под буквой «G», учёные называют Солнце «Жёлтым карликом».
- Сколько звёзд на небе, как вы думаете?
-А какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо? (телескоп)
Телескоп – прибор для наблюдения за далёкими небесными телами.
-Посмотрите, какие бывают телескопы. (располагаю фото телескопов и обсерваторий в горах или слайд презентации)
- В России крупнейший оптический телескоп установлен у нас на Северном Кавказе, на горе Пастуховой в Архызе.
- Обратите внимание, где располагаются обсерватории. Они находятся высоко в горах, потому что ближе к звёздам, там нет такого яркого освещения, как в городах.
6 Физминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два
Три, четыре
Вот летит ракета ввысь.
7 Реализация плана выхода из затруднений
- Что мы с вами видели, когда пролетали на ракете? (звёзды, созвездия)
- Уточним, что такое созвездие, прочитаем об этом в словаре учебника на стр. 108. (учащиеся читают определение в словаре)
- Откройте форзац в конце учебника, посмотрите, какие есть созвездия? А самые известные созвездия, о которых даже маленькие дети знают? (Большая и Малая Медведицы)
(располагаю картинки с этими созвездиями , анализируем, выделяем тело Медведицы – четырехугольник, шея, голова – 3 другие звезды; сравниваем изображение созвездий в старину и современный, схематичный взгляд)
- Ещё упрощённо эти созвездия называют Большой и Малый ковш. Посмотрите внимательно, похожи они на ковшики для воды? (детальное сравнение с ковшом)
- Чем отличаются звёзды большого и малого ковшей? Все ли они одинаковые? Посмотрите, как выделяется одна звезда у Малой Медведицы. Самая яркая звезда в созвездии – Полярная.
- Она не самая яркая, по сравнению с другими, но особенность её в том, что указывает она всегда на север. Посмотрите на глобус. (Посмотрите в учебнике на стр. 62 изображение глобуса.) Это модель нашей Земли. Как она расположена, прямо вертикально? (нет, она под наклоном) и где бы мы с вами ни находились, в какой бы точке Земли (северного полушария) – всегда Полярная звезда - в направлении на север, а это кому может быть полезно? (путешественникам, кто-то заблудится в лесу)
- Каким образом её можно найти в ночном небе? (с помощью созвездий Медведиц.) В этих созвездиях очень яркие звёзды, их легко найти на небе.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 63, прочитаем, как найти Полярную звезду. (читают выборочно)
- Что это за линия соединяет два ковша вместе? Она тоже состоит из звёзд? ( нет, это воображаемый путь, кратчайшая линия, по которой можно отложить к Малому ковшу 5 отрезков, равных одной части четырёхугольника Большого ковша)
8 Закрепление материала
- Еще раз найдём Полярную звезду на доске. (располагаю крупную распечатанную иллюстрацию двух созвездий ) или слайд презентации
- Где располагается Большой ковш? Где Малый? Сколько звёзд у каждого созвездия?
Гимнастика для глаз
(располагаю на доске картинку с изображением сторон света)
- Посмотрите на север, на юг, и т.д.
- Сейчас поработаем самостоятельно. (раздаю распечатанные карточки со звёздным небом)
- Изобразите на небе созвездия Большой и Малой Медведиц и подскажите Умке , где находится Полярная звезда, выделите её ярко. (снова тихо включаю «Колыбельную песню»)
9 Рефлексия
- Итак, сегодня мы узнали (подписываю к плану на доске: Мы узнали…)
(дети отвечают на вопросы, можно переспросить, а что такое звезда и т.д.)
- Достаньте звёздочки настроения (дети из дневников достают шаблоны звёзд трёх цветов)
- Покажите зелёные звёздочки, у кого не было трудностей с усвоением нового, кому понравилось искать и отмечать звёзды и у кого хорошее настроение.
- Покажите жёлтые звёздочки, кому было трудно выполнять задания, что-то не запомнили, но всё равно хорошее настроение.
- Покажите красные звездочки, кому всё было трудно, непонятно и неинтересно, настроение плохое.
- Все ребята узнали много нового, все заканчиваем урок с хорошим настроением.
- Наш урок подходит к концу.
- Сегодня на уроке активно работали ..., за индивидуальное задание – сообщение Андреев получает … (аргументирую оценки)
- Ваши работы я возьму, оценки сообщу на следующем уроке.
- Запишите домашнее задание : (на доске: стр.62-64 читать, отвечать на вопросы, доп. Задание: найти в интерн. созвездия (название, легенда) или на слайде презентации.
- Урок окончен! Всем спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Игра по окружающему миру для 2 класса Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс Проверочный тест по окружающему миру, 2 класс

Похожие статьи:

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Участник №67 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Сценарий праздника. День матери в начальной школе | Урок технологии во 2 классе. Конспект. Изготовление игрушки из картона
Опубликовано: 678 дней назад (25 января 2015)
Просмотров: 10724
Рубрика: Уроки
+2
Голосов: 4
Марина Михайловна Манухина # 25 января 2015 в 23:11 0
Очень интересный материал!Голос за работу! Заходите ко мне в гости !Буду рада!
Валентина Владиславовна Гайдуцкая # 26 января 2015 в 06:54 0
Объемный материал, с применением различных методов обучения. Применю обязательно. Спасибо!
Татьяна Леонидовна Масюченко # 20 февраля 2015 в 16:49 0
Здравствуйте, Ольга Петровна! Мне хотелось бы узнать по какой программе идёте? Хороший урок. Методически правильно составлен конспект урока. Ребята с помощью учителя определяют тему и задачи урока(план действий), раскрываете историю происхождения слова АСТРОНОМИЯ, выступление ученика с докладом о Солнце, работа со словарями и учебником, работа с презентацией. Было бы замечательно включить работу в парах, в момент закрепления материала(определение созвездий по карте звёздного неба). Ребята таким образом проверили бы друг друга, подкорректировали, а затем самостоятельная работа. А для развития творчества можно задать домой доп.задание например: составить сказку "Необычная звезда" или рассказ о твоих наблюдениях за звёздами. Извините, Ольга Петровна, это просто возможные варианты в уроке)! С картинками и фото было бы замечательно. Творческих успехов! С уважением Т.Л. +1