Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психологический семинар - практикум с замещающими родителями

Психологический семинар- практикум с замещающими родителями «Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми»
Цель: повышение родительских компетенций, гармонизация отношений в семье.
Задачи:
- способствовать без оценочному принятию родителями детей;
- отработка умений и навыков по решению проблем развития и воспитания приемного ребенка
- способствовать формированию целостности семьи;
- актуализация жизненных ценностей семьи.
ХОД:
Приветствие
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть на семинаре – практикуме, посвященном отношениям в семье. Все прекрасно знают, как порой бывает сложно договориться. Иногда, кажется, будто мы разговариваем на разных языках и друг друга не слышим и не понимаем. Впрочем, так оно и есть. Мы действительно не слышим и действительно не понимаем...Предположим, вы просите ребенка что-то сделать, а он упрямится, упирается, делает вид, что не слышит обращенной к нему просьбы, продолжает заниматься своими важными детскими делами.
В итоге возникает конфликт.Иногда родители задаются вопросом: как сделать так, чтобы избежать конфликтов, чтобы конфликтов не возникало вообще? Ведь это так плохо, когда в семье возникают конфликты.
Ответ прост - никак не сделать. Конфликты были, есть и будут. Они - естественная составляющая взаимоотношений между людьми. Другое дело, мы можем научиться правильно вести себя в конфликте, научиться понимать, договариваться, не проявлять агрессию, где-то уступать.

1. Упражнение «Самопрезентация»
Участники пишут на листе бумаги свое имя, сворачивают лист треугольником и ставят перед собой. Далее по кругу называют имя и два лучших своих качества, и как они помогают Вам в жизни.
2. Упражнение «Настроение»
Участники выбирают цветную карточку, которая наиболее приятна им на данный момент, не связывая свой выбор с любимым цветом или какими-либо ассоциациями (цвет машины, любимого платья и т.д.) Выбор должен быть связан только с ощущениями на данный момент.
По кругу каждый озвучивает свой выбор и почему именно этот цвет.
3. Формирование правил группы.
Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.
На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом
Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.
Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.
Наказание
4. Упражнение «Бабочки»
Цель упражнения: Показать, что все люди –разные.
Оборудование и материалы: Цветные карандаши и шаблоны контура бабочки(по количеству участников)
Описание упражнения: Участникам предлагается раскрасить бабочку по своему вкусу. По окончании работы все получившиеся бабочки раскладываются вместе на полу. «Все бабочки получились разными, каждая хороша по – своему». Что вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок и на другие рисунки? Мы раскрашивали одинаковые заготовки. Почему мы не можем найти даже двух одинаковых бабочек?
Делаем выводы о том, что люди кроме общего имеют еще и каждый свою индивидуальность и уникальность. Каждый человек неповторим, со своими взглядами на все. Так и дети приходят к нам в семью со своей индивидуальностью: характер, поведение, темперамент и т.д. В результате чего могут возникнуть конфликты.
Что такое конфликт? Причины возникновения? Пути решения конфликтов?
5. Упражнение «Принятие - непринятие»
Описание упражнения: Выбирается доброволец, который дважды должен будет выполнить определенное действие. Во время первого выполнения члены группы всячески подбадривают его, хлопают. Во время второго – топают.
По окончании упражнения проводится анализ: что чувствовал доброволец, когда ему хлопали, а что – когда топали. Что хотелось сделать? Делается вывод о значении принятия и непринятия человека окружающими.
Так и в воспитании детей, очень часто мы критикуем, не обращаем внимание на хорошее поведение, не хвалим, не поддерживаем (можно разобрать на примере приготовления домашнего задания).
6. «Упражнение Притча «Шесть мудрецов»
Описание упражнения:
Ведущий говорит о том, как важно уметь договариваться в этой жизни, и ставит перед участниками следующие вопросы для осмысления. Ответы озвучиваются после притчи.
- Как найти общий язык друг с другом?
- Что для этого нужно?
-Как вы думаете?
Древняя индийская сказка «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленький индийский город привели слона. Слепые мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его». «Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы узнаем, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад. «Слон похож на веер!» – воскликнул он. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он. «Вы оба не правы. – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона. «Слон похож на копье!» – воскликнул четвертый. «Нет. Нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена» – говорил тот, ощупывая бок слона. Шестой мудрец потрогал хобот слона. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею». «Нет, на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки
Мораль сей притчи такова:
-Так часто в спорах люди, истину свою пытаясь доказать, не слушают друг друга. И притча о слоне – лишь небольшой пример всеобщего непонимания.
-Часто люди говорят об одном и том же, но не понимают друг друга.
– Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? Почему?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были эти мудрецы действительно мудрыми? Как можно разрешить этот конфликт? Каким бы мог быть конец сказки?
7. Упражнение «Слепой, глухой, немой»
Цель: понимание необходимости учета индивидуальных особенностей собеседника для продуктивного сотрудничества.
Участники делятся на тройки. Выбирают себе роли: слепого, глухого, немого.
Отсюда следует: слепой не видит (закрывает глаза), немой не говорит, глухой не слышит.
Ведущий дает инструкцию участникам, которые играют роль немого – договориться о встрече в определенном месте в нужное время (инструкция может быть в печатном варианте).
При выполнении задания пользоваться пишущими предметами нельзя.
1 задание – договориться покрасить забор
2 задание – встретиться на вокзале в 7 вечера
Рефлексивный круг:
- что вы чувствовали, играя свои роли?
- что было трудным при выполнении упражнения?
- хотелось ли нарушить правила?
- как вы думаете, почему нас или мы не всегда понимаем собеседника?
8. Упражнение «Положительное видение ситуации»
Цель: развивать умение находить положительные стороны ситуации, умение позитивно воспринимать ситуацию.
Описание: Один участник «жалуется» соседу справа на поступок ребенка, начиная со слов «Меня тревожит, что мой ребенок ….». Этот участник старается найти положительные моменты в поступке ребенка и озвучивает их, начиная со слов «Это же хорошо, потому что он ….».
В конце спросить у участников, что они вынесли из этого упражнения. Всегда ли мы можем взглянуть на проблемную ситуацию, очень сильно беспокоящую нас, с положительной стороны. Легко ли было выполнять это упражнение?

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Однако вплоть до подросткового возраста семья служит «психологической утробой», эмоционально питая и защищая ребенка.У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?», по сути, значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: "Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ".
Есть хорошее слово, которое очень точно описывает доверие: это слово «тянется». Вы ведь легко отличите, когда ребенок к вам «тянется». В прямом физическом смысле.
Вообще, самое главное – это быть немного более внимательным. Найти минутку, которая будет полностью посвящена именно вашему ребенку и никому другому. Пусть в эту минутку он почувствует, что сейчас в мире нет никого кроме вас и него. И тогда никакие новые приемы и методы не будут нужны. Как не нужны костыли человеку, который прекрасно ходит сам.
Подведение итогов.
- Уважаемые участники, пожалуйста, выберете еще раз цветную карточку, которая Вам наиболее приятна на данный момент, пожалуйста, не связывайте свой выбор с любимым цветом или какими-либо ассоциациями (цвет машины, любимого платья и т.д.) Ваш выбор должен быть связан только с ощущениями на данный момент. Изменился ли Ваш выбор и почему?
Выбор сделан, теперь по кругу каждый проговаривает выбранный цвет, почему именно он? Какое чувство Вы испытываете на данный момент.

Рекомендуем посмотреть:

Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся Практикум по моделированию для педагогов Семинар-практикум для педагогов. Как решать конфликты Родительское собрание в ДОУ. Пластилинография

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Опубликовано: 2726 дней назад (11 октября 2016)
Просмотров: 10953
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Елена Владимировна Порфирьева # 11 октября 2016 в 11:47 0
Хорошо продуманное мероприятие! С удовольствием буду использовать в работе с приемными родителями и опекунами, ведь главной целью в нашей работе является профилактика вторичного сиротства. Спасибо за материал!
Ильмендерова Татьяна Германовна # 13 октября 2016 в 10:11 0
В вашем семинаре есть очень эффективные и действенные упражнения для родителей, направленные на оптимизацию взаимоотношений с детьми, спасибо вам за практический материал для работы!
Оксана Юрьевна Сотина # 21 октября 2016 в 11:37 0
Спасибо за материал!Очень ценные упражнения, буду использовать на семинарах с родителями по оптимизации детско-родительских отношений!Актуально не только для замещающих родителей!
Анна Сергеевна Прокопенко # 2 марта 2017 в 00:38 0
Спасибо за материал! Очень важно и нужно.Вами, материал будет полезен всем без исключения педагогам дошкольного образования!Голосую!