Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс по рисованию для дошкольников 5-7 лет на тему: Церковь

Мастер-класс по рисованию для детей дошкольников «Церковь. Рисование с помощью копировальной бумаги»


Средина Ольга Станиславовна - воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
- Знакомство с понятием симметрии
- Знакомство с русскими храмами
- Совершенствование практических навыков владения графическими материалами. Развитие мелкой моторики.
- Воспитание патриотизма, интереса к истории родной страны.

Материалы:

Бумага, копировальная бумага, карандаши простые и мелки цветные (мелки или пастель – по желанию)
Предварительная работа:
Знакомство с понятием симметрии в архитектуре
Эти здания – симметричны. Правая и левая половины построек повторяют друг друга.




Эти сооружения несимметричны. Все элементы архитектуры расположены по-разному.




А эти?


Знакомство с древнерусской архитектурой
Изначально храмы на Руси строились в основном из древа. Они, так же как города и села, нередко горели. Древних деревянных церквей сохранилось немного. После пожаров, всем миром их восстанавливали, но впоследствии все-таки начали строить из камня. Строили и из кирпича.
Не было на Руси двух одинаковых храмов. Каждая церковь имела свой особенный архитектурный облик.

Вот – нарядный, словно пряник, храм Василия Блаженного. Он стоит в Москве на Красной площади.

Вот – восстановленный храм Христа Спасителя. Он тоже стоит в Москве.

Вот – остров Кижи. На нем – чудом дожившая до наших дней деревянная церковь.

Вот – строгая, простая и нежная, словно лебедушка церковь Покрова на Нерли.

А это – калейдоскоп новых и старых церквей.





Завершают их одна, три, пять или девять (до 33) глав. Они и золотые бывают и голубые со звездами, и зеленые. Каждый собор посвящен своему святому или христианскому празднику. Храмы – украшение наших городов и сельских пейзажей. Ими любуются россияне и туристы со всех стран мира, приверженцы разных религий.
Рассмотрим устройство храма
(это только для ознакомления или для педагога. Запоминать термины не обязательно)
Ход работы:
Накладываем копирку на белую бумагу. Складываем обе пополам. В зависимости от задачи горизонтально или вертикально.

1 вариант
Свернув листы пополам (короткими сторонами друг к другу), кладем их сгибом слева. Рисуем от руки горизонтальную линию земли.
Строим на ней прямоугольник церковного здания, крышу и меньший прямоугольник барабана с половинкой купола.

Пристраиваем меньший прямоугольник с крышей. Это апсида.

Делим здание аркатурным пояском пополам

Изображаем вход, окна и детали архитектурного декора.

Оживляем пейзаж с помощью деревьев

Разворачиваем лист. Его можно дорабатывать в цвете или просто тонировать с помощью ватного диска или кусочка копировальной бумаги.


2 вариант
Складываем два листа вместе длинными сторонами. Получается очень вытянутый формат. Его хорошо использовать для высоких и стройных зданий.

Рисуем два вытянутых прямоугольника и соединяем их между собой.
Добавляем купола, делим здания на части с помощью горизонтальных линий.

На куполах и здании рисуем архитектурные детали и украшения. Прорисовываем узкие окна, рисуем половинку двери.

По краю листа рисуем декоративную линию - рамку картины. Можно нарисовать летящих птиц. Разворачиваем ее и вынимаем копировальную бумагу.


3 вариант - в цвете
Складываем оба листа длинными сторонами друг к другу. Разную толщину линий могут дать тонкий и толстый карандаши.

Рисуем землю и воду.

В этом варианте мы используем линейку. С ее помощью рисуем ровные линии стен.(Хотя, конечно, полезнее работать без вспомогательных средств, тренирую мелкую моторику).


Продолжаем рисовать. Добавляем купол.

Рисуем окна, аркатурный поясок, узоры на куполе.

Добавляем архитектурные элементы. На небе изображаем облака.


Возле церкви рисуем березку.

Разворачиваем работу.


Работаем мелками. Ими можно плашмя легко закрашивать большие поверхности и в тоже время мелкие детали прорабатывать.

Небо - голубое, вода - синяя


Разными оттенками зеленого раскрашиваем траву и листву. Купол будет золотой.


4 вариант - с усложнением


Детские работы:



Детские работы в цвете:





К СВЕДЕНИЮ
(цитата из интернета)

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования гуашью при помощи листьев деревьев для детей от 5 лет поэтапно Мастер-класс по рисованию для детей 5-6 лет. Животные жарких стран Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет на тему: Весна поэтапно с фото Как нарисовать Змея Горыныча карандашом поэтапно для детей 5-7 лет
Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Зима-Весна 2017
Как нарисовать избушку Бабы Яги карандашом поэтапно с фото для детей 5-6-7 лет | Рисование замков поэтапно с фото для детей
Опубликовано: 123 дня назад (27 января 2017)
Просмотров: 1176
+12
Голосов: 12
Мария Анатольевна Блинова # 27 января 2017 в 15:09 +2
Проделана кропотливая работа,красиво оформлена.Голос.
Ольга Станиславовна Средина # 27 января 2017 в 17:03 +1
Спасибо за ГОЛОС, Мария Анатольевна!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 27 января 2017 в 15:50 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
С интересом познакомилась с мастер классом по изображению церквей. Вы дали хорошую информацию, почему, зачем и сколько куполов у церкви, читала с любопытством. А Ваша техника в изображении симметричных рисунков, в том числе и зданий, нравиться всё больше и больше. Галерея детских работ впечатляет! Примите скромный голос!
Ольга Станиславовна Средина # 27 января 2017 в 17:01 +1
Алена Дмитриевна, мне очень приятно читать такие теплые строки! Спасибо!
Для меня, как для педагога, очень важен результат - калейдоскоп детских рисунков. Я, как кладоискатель, рассматриваю их после занятия и радуюсь каждому маленькому успеху.
Елена Дмитриевна Запретилова # 27 января 2017 в 21:36 +2
С большим интересом читала вашу работу,необычный вид рисования, используется редко на уроках рисования.Обязательно познакомлю с такой техникой рисования детей в своём классе, хотя я не учитель рисования. В нашей школе проводится очень много конкурсов на православную тематику, всем будет интересно. Большое спасибо! Для меня это новое.
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 12:34 +1
Спасибо, Елена Дмитриевна за отклик. Я буду рада, если мои разработки кому-то пригодятся! Как руководитель М О по изодеятельности, все время стараюсь что-то новое для своих слушателей подготовить и показать. А здесь аудитория в разы больше.
Маргарита Александровна Гришина # 27 января 2017 в 22:34 +2
Ольга Станиславовна,приятно было побывать на вашем МК,тема актуальная,особенно в наши дни и не только с точки зрения художественного воспитания,но и духовного.Вы все подробно показали,передана сама суть -каким образом можно изображать симметричные фигуры,детям полезно будет ознакомиться с таким понятием как симметрия,это развивает их пространственное воображение,прививает начальные навыки графического вычерчивания.Детки конечно должны быть подготовлены к такой работе,так как она требует аккуратности,некой точности,умение пользоваться линейкой и карандашом и копировальной бумагой.И хорошо тот воспитатель,который прививает детям и такой вид творческой деятельности.Вы молодцы.+1
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 12:41 +1
Спасибо Вам, Маргарита Александровна, за такое внимательно прочтение моего материала. Действительно, многое (если не все) начинается с детства. И любовь к Родине - в том числе. Если подавать ее не "в лоб", а действовать опосредованно, то наши дети и внуки, надеюсь, будут знать ее историю, любить ее просторы, путешествовать по "Золотому кольцу", и не эмигрируют за границу..
Копировальная бумага, когда перестала выполнять привычную функцию в печатных машинках, стала прекрасным художественным материалом. У нас в изостудии есть и красная и желтая и зеленая (это кроме обычных черной, синей и фиолетовой). Чуть позже подготовлю и с ним мастер-классы.
Мира Симеунович # 27 января 2017 в 23:20 +2
Ольга Станиславовна, здравствуйте! С удовольствием ознакомилась с Вашим мастер-классом, посвящённым симметрии, но и воспитанию патриотизма. Обе эти задачи превосходно выполняются в ходе занятия. Ещё Вы знакомите детей с русскими храмами и обучаете их рисованию с помощью копировальной бумаги. Подборка храмов замечательная: самые красивые примеры Вы показали детям, вдохновляя их творчество! В результате - детские работы, вызывающие улыбку, радость! С удовольствием голосую! Успехов Вам и вдохновения!
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 12:50 +1
Благодарю Вас, Мира за отклик и голос.
Мы, живя в глубине России, на Урале, не имеем возможности ежедневно любоваться великолепной древнерусской архитектурой, но собрать в презентации фотографии архитектурных шедевров центральной России- в силах. hoho В школе дети будут изучать МХК - мировую художественную культуру, но начинать надо еще в детском саду!
Елена Викторовна Черепанова # 28 января 2017 в 10:14 +2
Очень красиво и просто. Голос!
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 12:51 +1
Спасибо, Елена Викторовна! Всегда рада гостям!
Елена Александровна Шашенко # 28 января 2017 в 13:53 +2
Добрый вечер !!!
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
С удовольствием ознакомилась с Вашим мастер-классом, посвящённым симметрии, но и воспитанию патриотизма
Вы дали хорошую информацию, почему, зачем и сколько куполов у церкви, читала с любопытством.
А Ваша техника в изображении симметричных рисунков, в том числе и зданий, нравиться всё больше и больше.
Галерея детских работ впечатляет!
Здорово !!!
Очень ,понравилась ваша работа .
Спасибо !
ГОЛОСУЮ !!!
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 19:05 0
Спасибо за отклик, Елена Александровна!
Оксана Анатольевна Данильченко # 29 января 2017 в 13:19 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
Познакомилась с Вашей публикацией "Мастер-класс по рисованию для детей дошкольников «Церковь. Рисование с помощью копировальной бумаги». Очень понравилось. Необычная техника симметричных рисунков, доступная как школьникам, так и малышам. Замечательные иллюстрации и рассказ. Работы детей выше всяких похвал!
Успехов в Вашем творчестве!
Голос!
Жду приглашений!
Ольга Станиславовна Средина # 29 января 2017 в 14:19 0
Спасибо, Оксана Анатольевна! У меня в этой технике еще два мастер-класса в конкурсе участвуют. Так что заходите в гости.
Наталья Александровна Ермакова # 29 января 2017 в 15:52 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!Великолепная разработка с интересной и познавательной вступительной частью! И сам мастер-класс с качественными фото и прекрасными поэтапными инструкциями вдохновляет на творчество, а прекрасные итоговые работы просто восхищают! ГОЛОС!
Ольга Станиславовна Средина # 29 января 2017 в 15:55 0
Благодарю Вас, Наталья Александровна! У меня в этой технике есть еще несколько Мастер-классов. Будет интересно, заходите на мою страничку. Всегда рада. hoho
Валентина Николаевна Мельникова # 30 января 2017 в 01:10 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
С интересом познакомилась с вашим МК по изображению русских храмов!
Очень красивые детские работы!
Необычная техника симметричных рисунков,
доступная не только школьникам,
но и подготовишкам!!!
Беру себе в закладки!
ГОЛОС!!!
Ольга Станиславовна Средина # 30 января 2017 в 18:48 0
Спасибо за отклик, Валентина Николаевна! Всегда рада поделиться!
Людмила Анатольевна Новикова # 30 января 2017 в 22:05 +1
Ольга Станиславовна, спасибо за мастер-класс!!! Мастер-класс замечательно проиллюстрирован, познавателен и доступен! Техника простая, но эффектная. Грамотно подобраны сюжет и способ изображения. Тем более приятно, что вы и я вышли из одной "алма матер"!Едиственое замечание: все три способа, вами представленные, ничем не отличаются между собой - результат один и тот же, какой смысл в цветной переводке рисунка?
Ольга Станиславовна Средина # 31 января 2017 в 19:02 0
Здравствуйте, Людмила Анатольевна! Очень приятно встретить здесь не просто коллегу, а даже выпускницу своего ВУЗа.
Поясню для чего такое разнообразие: хочется представить больше вариантов для тех, кто захочет тему повторить. Этот материал ведь можно дать и в детском саду и в школе и в зависимости от возраста воспитанников упростить или усложнить его. Цвет дети тоже включают по желанию. Это тоже хотелось показать.
В мастер-классе должно быть определенное количество фотографий, отражающих процесс рисования. Чтобы не показывать последовательность проведения каждой линии в единственном варианте рисунка, я добавляю варианты.
Нина Владимировна Иванова # 10 февраля 2017 в 09:37 +1
Ольга Станиславовна, спасибо за информацию о храмах! Мастер-класс по рисованию для детей дошкольников «Церковь. Рисование с помощью копировальной бумаги» - замечательный. Действительно, многое (если не все) начинается с детства. Голос.
Ольга Станиславовна Средина # 10 февраля 2017 в 21:07 0
Спасибо, Нина Владимировна за комментарий и голос!
Ирина Григорьевна Козлова # 27 марта 2017 в 21:29 +1
Очень необычно, нетрадиционно и интересно!!! Однозначно попробую в своей работе, может быть даже на кружках.В исполнении работа простая и в тоже время в результате рисунок получается совсем не простой. Спасибо
Ольга Станиславовна Средина # 27 марта 2017 в 21:31 0
Здравствуйте, Ирина Григорьевна! Спасибо, что заглянули. Пробуйте, конечно. В этой технике многое можно рисовать . Желаю Вам успехов!