Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рисование с помощью копировальной бумаги. Мастер-класс по рисованию для дошкольников 5-7 лет

Мастер-класс для дошкольников « ИЗБА. Рисование с помощью копировальной бумаги»


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Создание учебной или творческой работы
Задачи:
Знакомство с русским деревянным зодчеством и с понятием симметрии.
Совершенствование практических навыков владения графическими материалами (карандашом и копировальной бумагой)
Воспитание любви к Родине, интереса к ее истории
Материалы:
Бумага, (копировальная и простая белая) простые или цветные карандаши. Пастель или восковые карандаши – по желанию
Беседа о симметрии:

Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Она часто встречается в природе. Например – бабочка – симметрична. Обе ее половинки похожи друг на друга. На крыльях – одинаковые узоры.
Какие еще примеры симметрии в природе можно вспомнить?
(снежинки, листья, цветы, плоды, птицы, животные и сам человек).
Люди строят и изготавливают много симметричных вещей. Вот, например – это здание симметрично. Правая левая части повторяют друг друга. Какие еще примеры можно привести?
(ракеты, роботы, ножницы, кусачки, одежду, игрушки)
Предварительная работа:
1. Знакомство копировальной бумагой. Можно раздать детям маленькие листы – пробнички, чтобы они определили разные свойства обеих сторон.
2. Рассказ о русском деревянном зодчестве.

Это фасад - лицо избы. Знакомимся с некоторыми терминами.









На Руси всегда строили из дерева, ведь его было много. Избы рубили из хвойных пород – сосны, лиственницы. В них хорошо дышится, они крепкие, могут простоять долго. Один минус – пожары. Неисправность печной тяги, недогляд - и беда недалеко. Вот поэтому мало дошло до нас архитектурных шедевров русского деревянного зодчества.
Пожары случались часто. Горели и маленькие села, и большие города. Даже Москва несколько раз выгорала полностью. Но на торгу можно было тут же купить новый сруб на любой вкус и кошелек. Избы рубили и маленькие – (на одно окошко), и большие – (на три окна), а то и огромные – в два этажа, со светелками, с зимней и летней половинами, с крытым двором. Настоящие терема, да и только!
Мастера работали только топором. Знаменитый остров Кижи украшает деревянная многоглавая церковь, срубленная даже без единого гвоздя!

ВОПРОСЫ после просмотра:
Почему на Руси много строили из дерева?
Какое дерево самое прочное и долговечное?
Какими инструментами работали мастера?
Что грозило деревянным строениям?
Где легче дышится человеку - в деревянном или каменном доме?
Ход работы:
1 вариант – зима (изба со светелкой)
Складываем листы белой и копировальной бумаги вместе пополам короткими сторонами друг к другу. Сгиб оставляем слева.
Проводим линию земли. Ставим примерно посредине точку. От нее опускаем прямую вертикальную линию вниз, до земли. Из нее же проводим горизонтальную линию до сгиба. Это начало построения, основной сруб избы.

Чуть выше от сгиба вправо рисуем квадрат или прямоугольник. Это – контуры светелки.

Наклонными прямыми рисуем крышу над основным срубом и светелкой.

Начинаем заниматься декором. Ведь изба – это не только место, где семья ест и спит. Она должна быть красивой.
Проводим параллельно краю крыши линию. Получаем лобовую доску. Проводим вторую линию над крышей. Украшаем лобовые доски и закрашиваем крышу.

Рисуем окно в светелке.

Чтобы в доме стало три окна, рисуем одно целое окно, и половинку – на сгибе.

Декорируем всю светелку и доску….

Вокруг окон рисуем наличники. Прорисовываем бревна сруба. Сажаем возле дома березку, рисуем заборчик. Легкими штрихами дорисовываем снег на ветвях березы и на заборчик, сугробы перед избой. Добавляем снежинки.

Разворачиваем лист и вынимаем копировальную бумагу.

С помощью пробников – кусочков копировальной бумаги растушевываем силуэт избы со светелкой и березок. Можно воспользоваться и другими вспомогательными материалами (ватные диски, ватные палочки). Можно и просто указательным пальцем.
2 вариант - изба летом
Накладываем лист копировальной бумаги на белый альбомный лист. Сворачиваем листы пополам короткими сторонами друг к другу так, чтобы глянцевая поверхность копировальной бумаги касалась внутренней стороны белого листа. Для воспитанников старших (а, может быть, и подготовительных групп) эту часть работы выполнят взрослый (педагог или родитель)
Внизу листа, отступив немного, проводим горизонтальную линию. Это будет земля
Примерно посередине листа ставим точку. От нее вниз, до самой земли, проводим вертикальную линию. Это – стена. Из этой же точки проводим горизонтальную линию до самого сгиба листа. Это потолок.

Из этой же точки проводим прямую наклонную линию до сгиба листа так. Чтобы получился ровный треугольник. Это – крыша. Дублируем эту линию чуть выше и оформляем доску растительными или геометрическими узорами. Такая доска называется ПРИЧЕЛИНА. Фасад – это лицо дома. Окна – это его глаза. Раньше лицо называлось ЧЕЛО, вот и получатся: причелина – обрамление лица.

Рисуем слуховое оконце в виде квадрата, полукруга или прямоугольника. Можно его заштриховать, а можно не заштриховывать. Проводим сверху вниз вертикальные линии. Это доски, закрывающие чердак. Вдоль стены рисуем торцы бревен боковой стены и спускающийся вниз узорный орнамент, похожий на полотенце. Его и называют ПОЛОТЕНЦЕ

Добавляем узоры.

Рисуем окно с НАЛИЧНИКАМИ. Рассмотреть наличники можно заранее


Если мы рисуем зиму, можно не использовать цвет. Работа получится боле сдержанной, монохромной. В этом случае деревья, забор, снег рисуются немного по -другому.
Но мы рассмотрим другое, более красочное время года. Конец лета или начало осени.
Сажаем возле дома фруктовый сад, огораживаем его забором. На небе появляется стайка птиц. На крыше – конек.

Лист разворачивается, копировальная бумага убирается.


Можно оставить рисунок в таком виде, лишь слегка тонировав его той же копировальной бумагой, а можно включить цвет. Лучше использовать сухие материалы (восковые или пастельные мелки) Мы возьмем пастельные мелки.

Начинаем по порядку. Сначала – новые, еще свежие бревна дома.
Затем – яблоки разных сортов.


Листва на деревьях – всех оттенков зеленого.
Небо - голубое. Оно и в окнах отражается.


Зеленая трава, оранжево-красные наличники.

Трубу и дым из нее рисуем сами. Мы не рисовали трубу на копирке, чтобы не получилось…две трубы! Так же и солнышко не рисуем. Не бывает же на небе сразу два солнца?! Но если нарисовать половинку солнышка, то, развернув, мы увидим... Целое солнце!

Детские работы:





Рекомендуем посмотреть:

Занятие по рисованию в старшей группе на тему: Зима Рисование в технике мозаика для детей 5-7 лет Конспект НОД по рисованию для детей 5-7 лет. Рисование ладошками Рисование по системе ТРИЗ в старшей группе. Экзотические животные
Участник №8 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Зима-Весна 2017
Зимний пейзаж гуашью для детей 5-7 лет поэтапно с фото | Как нарисовать избушку Бабы Яги карандашом поэтапно с фото для детей 5-6-7 лет
Опубликовано: 2646 дней назад (25 января 2017)
Просмотров: 6652
+8
Голосов: 8
Мария Аркадьевна Шишатова # 26 января 2017 в 20:32 +3
Ольга Станиславовна, очень интересный прием с копировальной бумагой вы придумали по изучению детьми симметрии. Для них это должно быть очень интересно - рисуешь одну половинку дома, а получается целая изба! Да и о русском зодчестве много нового узнают. Здорово! Ваши занятия всегда неординарные, со своей "изюминкой". Конечно голос!
Ольга Станиславовна Средина # 27 января 2017 в 11:42 +1
Спасибо, Мария Аркадьевна!
Мира Симеунович # 27 января 2017 в 23:18 +3
Ольга Станиславовна, добрый вечер! Я с интересом посмотрела Ваш новый мастер-класс для дошкольников. Очень понравился! Знакомство детей с русским деревянным зодчеством проходит интересно, увлекательно. Вы представили несколько прекрасных примеров зодчества, воспитывая интерес детей к истории. Мастер-класс представлен ясно, доступно, с подробными объяснениями и инструкцией. Детские работы прекрасны: с берёзками и ЦЕЛЫМ солнцем! Молодцы! Примите голос! Успехов!
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 08:27 +1
Мира, мне очень приятно читать Ваши рецензии.Вы нашли целые солнышки! Дети, конечно, очень старались. Выбираю наиболее интересные работы. А сколько еще просто не входит в формат мастер-класса! Главное - что у детей в руках остается ОПЫТ. И, когда мы рисуем на свободную тему, ( в пределах изученной техники) возникают такие шедевры!
Елена Александровна Шашенко # 28 января 2017 в 15:06 +2
Ольга Станиславовна, добрый вечер!
Я с интересом посмотрела Ваш новый Мастер-класс для дошкольников « ИЗБА.
Рисование с помощью копировальной бумаги»
Очень понравился! Просто чудо !
Спасибо ! Желаю творческих успехов !
Конечно ГОЛОСУЮ !!!
Ольга Станиславовна Средина # 28 января 2017 в 15:07 0
Спасибо, Елена Александровна! Заглядывайте в гости еще!
Нина Владимировна Иванова # 31 января 2017 в 12:27 +1
Ольга Станиславовна, с удовольствием познакомилась с МК для дошкольников « ИЗБА. Рисование с помощью копировальной бумаги». Необычно, интересно! Голос.
Ольга Станиславовна Средина # 6 марта 2017 в 17:21 0
Нина Владимировна, большое СПАСИБО!
Надежда Владимировна Мультан # 6 марта 2017 в 16:34 +1
Мой голос то же Вам!
Ранее не видела подобной техники, применение копировальной бумаги в рисовании с детьми! Очень интересно и оригинально!
И такой содержательный МК, отличная работа!
Ольга Станиславовна Средина # 6 марта 2017 в 17:19 0
Спасибо, Надежда Владимировна!
Наталья Александровна Ефремова # 26 февраля 2018 в 16:14 +1
Работа проделана очень большая, спасибо за интересный мастер-класс!
Наталья Вадимовна Ивко # 27 июля 2020 в 08:47 +1
Ольга Станиславовна, Вы меня опередили)) Искала похожие уроки и нашла Ваше занятие, очень подробное и увлекательное, ни добавить, ни убрать)) Вдохновившись Вашим творчеством, буду искать новые способы и интересные приемы по изображению деревянных домов))) Спасибо))