Конкурсы для педагогов и детей

Пластилинография для дошкольников 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото «Жостово»

Мастер-класс по пластилинографии для дошкольников «Жостово»

Цель:
Создание «Жостовского подноса» в пластилине

Материалы:

Пластилин, черный картон

Задачи:
Знакомство с жостовскими подносами
Воспитание любви к народному искусству
Развитие фантазии
Совершенствование практических навыков смешивания цветов в пластилине
Обучение приемам работы с пластилином на плоскости.

Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жостовской росписью, рассматривание подносов .
(фото, видео презентация)




Предварительная работа педагога
Подготовка картона:
Чтобы превратить лист картона в основу для жостовского подноса, нужно выбрать его форму и исходя из этого – один из способов вырезания симметричного силуэта. Круг вырезать легко, а вот другие формы – немного сложнее

1 способ
Складываем лист формата А3 в четыре раза, с помощью ножниц вырезаем границы будущего подноса
Разворачиваем лист и обводим его по краю на обратной стороне картона. Картон можно проклеить скотчем. Это придаст ему блеск и прочность. Кроме того, неправильно выложенные элементы можно будет легче корректировать. В этом случае сначала проклеиваем картон скотчем, а затем уже вырезаем форму подноса.


На формате А 3 получится два трафарета А 4



2 способ
Срезаем уголок картона, обводим его на трех оставшихся уголках и обрезаем лист по форме.


3 способ
Используем заранее вырезанную из ватмана заготовку. На одной заготовке можно предусмотреть два варианта края подноса.

Подготовка пластилина:
При работе в цвете художники смешивают краски. Для создания живописного эффекта в пластилине мы будем смешивать его между собой.
Для цветов сложить вместе жгутики нескольких цветов и скрутить их или сплести в косичку. Это могут быть два или три цвета (желтый и белый, оранжевый, желтый и белый, красный, оранжевый и белый и другие варианты). Цветы холодных оттенков могут быть созданы смешением голубого, синего, фиолетового цвета.

Для листвы – зеленый цвет смешивается с небольшими вкраплениями других оттенков (с белым, синим или желтым пластилином). Часть зеленого пластилина можно выдавить с помощью чеснокодавилки или медицинского шприца (это для мелких деталей). Так же можно и желтый пластилин выдавить.


Последовательность выполнения работы
В росписи края подноса пишутся в последнюю очередь. А мы наоборот – начнем с них. Растительный мотив (травка, колоски, мелкие цветы) мы упростим до точек и завитков.

Выкладываем точки и завитки




Выкладываем желтым цветом три серединки цветов полукругом по диагонали подноса. Это не канонический полувенок и не букет. Скорее – упрощенный вариант того и другого – веточка.


Вокруг серединок выкладываем шарики смешанных цветов. Это – будущие лепестки. Их размер определяется произвольно. Заготовка для лепестков сначала раскатывается в длину, затем разрезается на небольшие фрагменты. Каждый из них скатывается в шарик. Примерный размер – горошинка.


Следующий момент – создание лепестков. Их форма может быть различной – короткой или длинной, широкой или узкой. Все зависит от силы нажатия пальцев и протяженности «мазка».



Стебель цветка состоит из нескольких фрагментов . Последний скручивается в изящный завиток.

Листья «рисуются» таким же способом. Возле стебля выкладывается шарик зеленого пластилина, смешанного с желтым или белым. Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону. Величина «заготовок» для листьев – примерно с боб. Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)


Композиция дополняется завитками и капельками.


Детские работы
(подготовительная группа)






ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Небольшой экскурс в историю.

История возникновения лаковой живописи:
1
Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
Как же лаковая роспись попала в Россию?
Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.
Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому.
Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Роспись жостовских подносов Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.
2
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости Жостово, Осташкове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные…

Рекомендуем посмотреть:

Пластилигография «Корзина с цветами» для детей 6-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото Пластилинография для школьников "Маки" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Пластилинография для детей старшей группы. Мастер-класс с пошаговыми фото «Петух»
Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию». Зима-Весна 2017
Рисование птиц карандашом в старшей - подготовительной группе детского сада поэтапно с фото | Пластилинография для детей старшей группы. Мастер-класс с пошаговыми фото «Петух»
Опубликовано: 67 дней назад (18 февраля 2017)
Просмотров: 516
+14
Голосов: 14
Ирина Александровна Зуева # 18 февраля 2017 в 20:24 +2
Уважаемая Ольга Станиславовна, в очередной раз восхищаюсь Вашим талантом доступно излагать материал. Благодаря Вашему труду, многие педагоги смогут обучить деток такому творчеству. Предоставленный Вами материал очень интересен, доступен и полезен. Спасибо Вам!!!! Буду за Вас голосовать!
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 07:50 0
Ирина Александровна, спасибо за отклик и первый голос!
Марина Геннадьевна Шабанова # 19 февраля 2017 в 02:00 +1
Ольга Станиславовна, замечательные подносы получились у деток. А все это благодаря Вашим пошаговым инструкциям. Интересная теоретическая часть. Голос №2.
С уважением М.Г.
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 07:49 0
Благодарю Вас, Марина Геннадьевна!
Лиана Бексултановна Швайко # 19 февраля 2017 в 03:58 +1
Замечательный мастер-класс, красивые подносы получились, я голосую за Вас! Скажите, сколько затрачено времени на изготовление такого подноса? Наверное, не меньше 3-х занятий?
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 07:48 0
Здравствуйте, Лиана! Спасибо за внимательное прочтение и отзыв. Подносы готовила я (для старших и подготовительных групп детского сада). И это заняло по времени два сон часа (примерно сто подносов на четыре группы). Скотчем проклеены были не все (половина). А саму работу дети делали одно занятие. У воспитанников старших групп тоже получилось неплохо, но подготовишки все же справились лучше. Я еще не все фотографии здесь разместила.
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 08:02 +1
В таком же стиле можно украсить силуэты яиц. Эти выполнены воспитанники старших групп.



Любовь Георгиевна Селякова # 19 февраля 2017 в 09:38 +1
Очень интересная методика. Её можно применять и с младшими школьниками. Поделки получились изумительные. Спасибо.
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 10:22 0
Любовь Георгиевна, спасибо за отклик! Конечно, можно и с более старшими детьми выполнить подобную работу. Они сделают все гораздо аккуратнее. И композицию можно усложнить. Успехов Вам!
Татьяна Анатольевна Смолина # 19 февраля 2017 в 09:42 +1
Я тоже использую в своей работе технику пластилинографию. И детям интересно и легко, и работы получаются яркими и красочными. Молодцы, спасибо за пошаговый мастер-класс!
Ольга Станиславовна Средина # 19 февраля 2017 в 10:24 0
Спасибо, Татьяна Анатольевна, за отклик и голос. Рада, что Вам понравился мастер-класс.
Мира Симеунович # 19 февраля 2017 в 21:41 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Перед нами очередной превосходный мастер-класс из Вашей мастерской! Вы предоставили подробное описание последовательной работы на изготовлении жостовского подноса. Все детали изложены ясно и доступно, а результат работы замечательный! Аккуратно, со вкусом! Молодец! Очевидно, что дети очень увлеклись работой, так как их работы просто чудесные!!! С большим удовольствием голосую!
Ольга Станиславовна Средина # 20 февраля 2017 в 20:07 +2
Спасибо Вам, Мира! Выставка действительно у нас получилась яркая!
Надежда Викторовна Куликова # 22 февраля 2017 в 20:50 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна, я очень восхищаюсь Вашим талантом доступно излагать материал. Благодаря Вашему труду, многие педагоги смогут обучить деток такому творчеству. Предоставленный Вами материал очень интересен, доступен и полезен. Спасибо Вам!!!! Буду за Вас голосовать! Голос!!!
Ольга Станиславовна Средина # 22 февраля 2017 в 20:58 +1
Благодарю Вас, Надежда Викторовна! Мне очень приятно, что мои материалы Вы так высоко оцениваете. Я стараюсь, как руководитель методического объединения, поделиться всем, что умею.
Олеся Викторовна Афанасьева # 23 февраля 2017 в 14:22 +1
Добрый день,Ольга Станиславовна!Прекрасная разработка мастер-класса,яркая доступная для детей идея.История лаковой живописи,знакомство с жостовскими подносами будет способствовать воспитанию любви к народному искусству, развитию детской фантазии.Творческих Вам успехов!
Ольга Станиславовна Средина # 23 февраля 2017 в 18:02 0
Спасибо, Олеся Викторовна!
Вера Александровна Павлухина # 24 февраля 2017 в 08:59 +1
Добрый день,Ольга Станиславовна! Отличный мастер- класс. Замечательные Жостовские подносы в данной технике получились у деток. Примите голос.
Ольга Станиславовна Средина # 24 февраля 2017 в 18:28 0
Благодарю Вас, Вера Александровна!
Наталья Александровна Ермакова # 7 марта 2017 в 11:42 +1
Ольга Станиславовна,добрый день! Восхищена вашей идеей по знакомству детей с жостовской росписью, обязательно возьму себе на заметку! Вид росписи весьма сложный для детей, но благодаря возможностям пластилина создаются красивые работы! С удовольствием голосую!
Ольга Станиславовна Средина # 7 марта 2017 в 15:22 0
Здравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо за высокую оценку и голос. Мы раньше жостовские росписи делали гуашью, а пластилином попробовали - и тоже неплохо получилось.
Бисерка Илиева Райчева # 18 марта 2017 в 17:09 +1
Прекрасные подносы у вас получились,Ольга Станиславовна! Мастер-класс очень интересен,интересную технику выбрали,молодец! Мне Жостовские подносы очень нравятся, когда я была в России купила себе такой поднос на память.Ваш первый поднос очень похож на мой.Так что голосую с удовольствием!
Ольга Станиславовна Средина # 18 марта 2017 в 17:16 +1
Спасибо,Бисерка! У нас в студии есть настоящие жостовские подносы, только старенькие уже, во многих театральных постановках участвовали, на Масленице. Я их фотографию не представила, а детям показываю. Так на самом большом тоже веточка, как и в мастер-классе.
Однажды в Москве я побывала на выставке Жостовских подносов. Такое изобилие, такая фантазия, такое мастерство! Помню,там были даже подносы с инкрустацией перламутром. Очень необычно!
Ирина Григорьевна Козлова # 28 марта 2017 в 18:20 +1
Развивает мелкую моторику, фантазию, воспитывает усидчивость, а обычный материал и приемы - рождает интерес к творческому процессу
Ольга Станиславовна Средина # 3 апреля 2017 в 18:02 0
Спасибо, Ирина Григорьевна!
Ирина Юрьевна Клокова # 3 апреля 2017 в 16:00 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!Хочу сказать вам спасибо за замечательный мастер-класс по пластилинографии. Подробное чёткое объяснение,яркие фотографии. А секретики про чеснокодавку и косички из пластилина буду использовать в работе.
Ольга Станиславовна Средина # 3 апреля 2017 в 18:03 0
Благодарю Вас, Ирина Юрьевна!