Конкурсы для педагогов и детей

Рисование портрета в детском саду в подготовительной группе

Мастер-класс для воспитателей. ПОРТРЕТЫ. РИСУНКИ - ПЕРЕВЕРТЫШИ
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.



Цель:
Ознакомление с техникой создания рисунков-перевертышей.
Предварительная работа:
1) Знакомство с пропорциями лица человека, со способами передачи признаков пола (мужчина, женщина), возраста (ребенок, взрослый, старик), настроения (грусть, радость).
2) Изучение различных головных уборов (кокошников – для портрета Снегурочки, корон – для Снежной королевы, шляп – для женских и мужских портретов, забавных головных уборов для клоунов и скоморохов и т.д.)



Материалы:
Бумага, ножницы, фломастеры. Фломастеры при желании можно заменить на другие художественные материалы: восковые мелки, цветные карандаши или пастель.
Вступление:
Дети любят занимательное рисование. Элемент неожиданности, присутствующий в рисовании оживляет процесс, делает его захватывающим. С помощью фантазии обычные лица превращаются в портреты королевских особ, добрых или злых сказочных персонажей, клоунов, скоморохов… Головные уборы и прически меняют одно лицо на другое.
Практическое применение:
Открытка, книжка – сборник забавных портретов, подарок – шарж для любимого человека (маме на 8 марта, папе – на 23 февраля). Маму можно превратить в королеву, папу – в капитана, сестренку – в принцессу. 1 апреля дед может стать лесовиком, папа – Наполеоном или ковбоем. Фантазия безгранична!
[h13]Обучение в игре (предварительная работа)[/h3]
При рисовании лица человека очень важно выдержать пропорции. Как понятно и доступно рассказать о них детям?
Начнем «от противного» и покажем несколько совершенно неправильных вариантов. Это могут быть: слишком крупные или слишком мелкие черты лица, близко или далеко, низко или высоко расположенные глаза, «кошачьи» глаза с вертикальным зрачком или глазки – точки… Встречается неправильное расположение носа или его отсутствие (что частенько можно встретить на детских рисунках), губы расположенные под носом или на подбородке. Поиск «отгадок» - увлекательное и познавательное занятие. Каждому захочется найти хоть одну. Поэтому можно заготовить несколько вариантов.
После игры, задамся вопросом: «Как же правильно изобразить черты лица»? И находим «измерительный прибор» - это наша ладонь! Можно поставить перед детьми настольные зеркала или подойти к настенному зеркалу и увидеть, что ладошка три раза укладывается на лице (от подбородка до крыльев носа, от крыльев носа до бровей и от бровей до корней волос).
Нос и уши у людей соразмерны друг другу. Это можно проверить, измерив длину носа с помощью большого и указательного пальца и сравнив ее с длиной ушей.
Расстояние между глазами равно длине одного глаза. Это тоже можно измерить «циркулем» из большого и указательного пальцев.
Глаза располагаются посредине головы. От линии глаз до подбородка расстояние такое же как от этой линии до макушки головы.
После "измерительных процедур" можно рассмотреть альбомы с рисунками известных художников.
На женском портрете глаза рисуются чуть больше, чем на мужском и обрамляются выразительными ресницами. Губки раскрашиваются яркой «помадой». На мужском портрете могут появиться усы, бородка, волевой подбородок с ямочкой, подчеркнутые скулы.
Рассмотрим расположение морщинок на лицах пожилых людей. «Гусиные лапки» у внешних уголков глаз, морщинки, «сползающие вниз» от крыльев носа и уголков губ, горизонтальные морщины на лбу и вертикальные «морщины гнева» между бровей могут состарить и мужской и женский портрет.
Эмоции в портретах тоже важны. Неподвижным всегда остается только нос. Брови могут придать лицу плаксивое или решительное выражение, рот – самая подвижная часть лица может улыбнуться, скривиться, зевнуть…
Предварительную работу можно проводить за мольбертами, на магнитных досках или песочных столиках накануне занятия (за день – два), или прямо перед занятием.
Описание:

1.Лист формата А4 разрезаем пополам, При желании можно использовать и целые листы. Только разукрашивать их придется дольше. Если брать восковые мелки, то раскрашивая фон плашмя, скорость выполнения рисунка можно увеличить.

2. Сгибаем каждый пополам вдоль и поперек. Получаем два сгиба, четыре четвертушки. Они помогут нам при рисовании поддерживать симметрию. В предложенном варианте лист расположен вертикально. Можно использовать и горизонтальный формат (при изображении впоследствии очень большого головного убора или сложной прически)


3. Рисуем половинку нижней части лица (в виде дуги). В мужском и женском варианте линии немного отличаются.

4. Складываем половину листа и разрезаем по линии.

5. Перегибаем вырезанную часть и обводим ее на верхней части лица. Возвращаем ее на место и обводим нижнюю часть либо на листе. Получаются два овала. Женский – более мягкий.


6. Дорисовываем прически. Разукрашиваем их. Варианты дети выбирают сами (цвет волос, их длину, структуру)


7. Следующий этап – рисование глаз, бровей, носов, губ. При достаточной предварительной работ дети 6 -7 лет рисуют черты лица самостоятельно. В более младшем возрасте – вместе с педагогом, пошагово. В этом случае можно рисовать последовательно: уши, брови, глаза, нос, рот. Напоминаем: глаза рисуются на линии сгиба.


8. Придумываем и разукрашиваем одежду. Дети самостоятельно выбирают цвет и фасон одежды, изображают воротнички, бусы, полоски, клеточки, цветы, горошек и так далее.

9. После этого наступает самое интересное. Переворачиваем нижнюю часть листа с шеей и одеждой наверх. Получаем лицо с частью прически и чистый лист в виде прямоугольника.
10. Дорисовываем работу. (новую прическу, головной убор, фон). Новый наряд может соответствовать или контрастировать с выражением лица.


ДЕТСКИЕ РАБОТЫ
Рисунки воспитанников старшей группы



Данный мастер-класс прошел на базе МДОУ №1 г. Юрюзани 4 декабря 2015 г. Вот некоторые результаты:
РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА МО




Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: Осень Рисование в технике мозаика для детей 5-7 лет Рисование на сыром листе бумаги для детей 6 - 7 лет Рисование мелом по мокрой ткани с детьми 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Зима 2016
Пластилиновый квиллинг для детей 5-6 лет. Мастер-класс с фото | Стихи о зиме для детей 5-6 лет
Опубликовано: 364 дня назад (5 декабря 2015)
Просмотров: 3061
+22
Голосов: 24
Любовь Зайцева # 5 декабря 2015 в 14:15 +1
Очень интересный прием - перевертыши! Развивается другой взгляд на портрет, фантазия, желание сделать еще что-либо подобное. Как это будет выглядеть? Практическая деятельность детей приобретает отнюдь не репродуктивный характер. В этом достаточно творчества, где-то, юмора. Спасибо. +1! Успехов!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 14:26 0
Спасибо большое за отклик и голос. Перевертыши - не мое изобретение. Первый подобный рисунок принес мне мой сын. Это было давно, лет десять или больше тому назад. Кто ему показал - он и сам не помнит. А идея мне понравилась. Я ее применяю на практике и такие шедевры встречаются - без улыбки не взглянешь!
Жаль, не догадывалась раньше фотографировать.
Елена Андреевна Волгина # 5 декабря 2015 в 15:13 +2
Какая интересная методика! Честно, впервые увидела такие оригинальные рисунки! Можно попробовать и с детьми - дошкольниками. Посредством такой работы развивается и воображение, и мышление, и мелкая моторика. Прекрасный опыт! Спасибо!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 15:56 0
Спасибо, Елена Андреевна! Я как раз с дошколятами занимаюсь. Им такие превращения нравятся!
Ираида Витальевна Старцева # 5 декабря 2015 в 15:33 +1
Добрый день. С интересом познакомилась с вашим МК. Забавно! Думаю, что детям понравится такая работа. Развивает фантазию, ориентировку и думаю чувство юмора. Голос
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 15:58 0
Спасибо, Ираида Витальевна!Еще в гости заглядывайте! Всегда рада поделиться чем-нибудь интересным.
Елена Юрьевна Яблокова # 5 декабря 2015 в 15:36 +1
Здравствуйте! очень забавно получается!
детям очень нравятся подобные игры.
спасибо!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 16:01 0
Спасибо, Елена Юрьевна! Если понравился материал, можно нажать на стрелочку и добавить автору голос :)
С улыбкой, автор.
Ольга Сергеевна Дьякова # 5 декабря 2015 в 16:09 +1
Очень интересная разработка! Ее вполне можно использовать и школьникам. У нас в программе есть тема мода разных эпох, да и для темы театральный костюм она вполне подойдет , например "Золушка"- до бала и на балу.Чудесная разработка и столько идей ! Спасибо! Мой голос Ваш!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 16:17 0
Спасибо, Ольга Сергеевна! Уверена: школьники такое нарисуют, до чего взрослые и не додумаются! Успехов Вам и Вашим ученикам!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 5 декабря 2015 в 16:24 +1
Забавно, весело и просто! Малыши, видно по работам, рисовали с превеликим удовольствием!!! Работы у всех получились интересными и непосредственными! Спасибо, Ольга Станиславовна, что делитесь наработками!!! Голос!!!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 16:25 0
Спасибо, Алена Дмитриевна!
Я, как руководитель МО, постоянно этим занимаюсь.Просто сейчас аудитория расширилась. Чему я очень рада:)
Илюхина Татьяна Евгеньевна # 5 декабря 2015 в 17:04 +2
Добрый вечер, Ольга Станиславовна! Отличный мастер-класс по теме "Портрет-перевертыш", очень меня заинтересовал. Ваш метод хорошо применим в различный темах на уроке изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, в таких темах как "Портрет ко Дню Матери","Кокошник","Народный костюм". Полет фантазии позволяет применить также и различные техники исполнения, такие как: рисунок акварельными карандашами - это придаст живописный эффект, выполнить работу в технике аппликация. Данный способ думаю понравится и моим ученикам. Спасибо большое за идею!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 17:51 0
Очень рада, Татьяна, Евгеньевна!
Елена Евгеньевна Грудинина # 5 декабря 2015 в 19:46 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Замечательный мастер-класс по теме "Портрет-перевертыш". Замечательная идея с головными уборами. Спасибо большое за идею. Примите мой голос!
Ольга Станиславовна Средина # 5 декабря 2015 в 20:33 0
Спасибо, коллега! Используйте! Думаю, каждый творческий человек по-своему ее интерпретирует.
Светлана Николаевна Чистякова # 6 декабря 2015 в 01:38 +1
Ольга Станиславовна, спасибо за интересную идею. Обязательно попробую использовать данный метод в своей работе.Я думаю моим детям понравится такая работа, потому что можно дать волю своим фантазиям и показать свою индивидуальность.
Ольга Станиславовна Средина # 6 декабря 2015 в 09:17 0
Спасибо, Светлана Николаевна!
Мария Чукмарёва # 6 декабря 2015 в 08:54 +1
Доброе утро! Ваша идея мне очень понравилась - оригинально, интересно, увлекательно! Дети с удовольствием примутся создавать волшебные портреты своих мам! Срочно отправляю материал в закладки! ГОЛОС!
Ольга Станиславовна Средина # 6 декабря 2015 в 09:17 0
Спасибо, Мария!
Людмила Александровна Кожевникова # 7 декабря 2015 в 21:38 +1
Добрый вечер! Очень интересный мастер-класс. Обязательно воспользуюсь. Спасибо и удачи Вам.
Ольга Станиславовна Средина # 8 декабря 2015 в 18:16 0
Спасибо, Людмила Александровна!
Екатерина Юрьевна Бектурганова # 16 декабря 2015 в 12:29 +1
Перевёртыши и есть перевёртыши. Не сразу разобралась. Зато теперь обязательно попробую.
Ольга Станиславовна Средина # 16 декабря 2015 в 19:15 0
Попробуйте - не пожалеете! Детям нравится.
Тамара Михайловна Лавренко # 23 декабря 2015 в 14:23 +2
Ольга Станиславовна! Какая же Вы фантазерка!Как я рада,что познакомилась с Вами и Вашим творчеством! Столько интересных идей! Этот мастер-класс просто чудо! Я провожу беседу с детьми о иллюзии зрения и о картинках- перевертышах,но чтобы предложить нарисовать такую картинку! Спасибо Вам за эту идею! Мастер-класс замечательный!Примите мой голос.
Ольга Станиславовна Средина # 23 декабря 2015 в 18:26 0
Спасибо, Тамара Михайловна!
Галина Анатольевна Битюкова # 23 декабря 2015 в 14:58 +1
Очень интересно. Этот прием можно использовать как развлекательный конкурс на классном празднике для более взрослых учащихся. Спасибо за идею!
Ольга Станиславовна Средина # 23 декабря 2015 в 18:28 +1
Благодарю, Галина Анатольевна! У меня на МО воспитатели тоже очень увлеченно рисовали. Так что и взрослым будет интересно, не только школьникам!
Анна Владимировна Морозова # 23 декабря 2015 в 19:06 +1
Добрый Вечер! Мастер - класс для меня очень полезен. Обязательно воспользуюсь.
Ольга Станиславовна Средина # 24 декабря 2015 в 18:27 0
Буду рада, Анна Владимировна, если мой мастер-класс Вам пригодится.
Елена Михайловна Боева # 26 декабря 2015 в 10:42 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Замечательный мастер-класс! Обязательно проведу такое занятие с детьми! Детям сложно было рисовать портреты. а теперь они точно справятся и с удовольствием. Спасибо Вам! Вот бы еще фигуру человека научить рисовать. Желаю Вам успехов в творчестве!
Ольга Станиславовна Средина # 27 декабря 2015 в 13:13 0
Ну, что ж, Елена Михайловна, на рисование фигуры человека "заказ принят" .
И спасибо за отклик.
Елена Всеволодовна Ксеник # 26 декабря 2015 в 11:09 +1
Здорово!!!Спасибо за мастер-класс!!!
Ольга Станиславовна Средина # 27 декабря 2015 в 13:14 0
Если пригодится на практике - будет здорово!
Заглянула на Вашу страницу - так мы землячки! Давайте будм дружить!
Татьяна Александровна Васильева # 11 января 2016 в 22:12 +1
Добрый вечер, Ольга Станиславовна! Отличный мастер-класс по теме "Портрет-перевертыш", очень меня заинтересовал. Обязательно попробую со своими подготовишками.Спасибо!!!!!!!!! joke
Ольга Станиславовна Средина # 12 января 2016 в 16:02 0
У детей такие забавные рисунки вызывают большой интерес. А уж как фантазия фонтанирует! Творческих успехов Вам и Вашим воспитанникам.
Галина Ивановна Алексеева # 12 января 2016 в 09:36 +1
Здравствуйте, первый раз вижу такую технику, так интересно и доступно. Обязательно порекомендую воспитателям нашей коррекционной школы!!! Спасибо вам за творчество!
Ольга Станиславовна Средина # 12 января 2016 в 16:03 0
Вот так опыт и распространятся! Передавайте дальше.
Галина Ивановна Алексеева # 13 января 2016 в 07:12 0
Здравствуйте, первый раз вижу такую технику, так интересно и доступно. Обязательно порекомендую воспитателям нашей коррекционной школы!!! Спасибо вам за творчество!
Ольга Станиславовна Средина # 16 января 2016 в 09:51 0
Спасибо за отклик, Галина Ивановна!
Анна Сергеевна Агафонова # 18 января 2016 в 19:39 +1
Ого shock я столкнулась с таким приемом впервые, впечатлена! Наверняка, ваши ребята создавая такие портреты были весьма заинтересованны и увлечены самим процессом.
Ольга Станиславовна Средина # 18 января 2016 в 20:39 0
Да, Анна Сергеевна, мы не первый год рисуем такие портреты. Воспитанники подготовительных групп всегда создают оригинальные портреты.
Галина Михайловна Овчинникова # 24 января 2016 в 14:03 +1
добрый день, очень интересные рисунки перевертыши!
Такая работа будет интересна маленьким художникам, они с большим удовольствием возьмутся за это дело.
Все просто и доступно для детей.
Творческих Вам успехов! Примите мой голос!
Ольга Станиславовна Средина # 24 января 2016 в 14:21 0
Благодарю, Галина Михайловна!
Елена Александровна Тарасова # 26 января 2016 в 20:27 +1
Занимательная методика. В практической работе, я считаю будет нелишним закрепить с ребятами пропорции рисования лица человека, расположение черт лица, соразмерность всех элементов портрета. Из личного опыта знаю, что вплоть до подготовительной группы у дошкольников наблюдаются трудности в портретной живописи.
Ольга Станиславовна Средина # 27 января 2016 в 21:49 0
Здесь сам принцип складывания листа уже задает пропорции. Правда н всегда и не у всех получается так, как надо. Но мы учимся!
Елена Анатольевна Тихонова # 27 января 2016 в 12:34 +1
Добрый день! Очень интересный мастер-класс. Обязательно воспользуюсь. Спасибо и удачи Вам.
Ольга Станиславовна Средина # 27 января 2016 в 21:49 0
Спасибо, Елена Анатольевна!
Татьяна Александровна Прусакова # 28 января 2016 в 21:36 +1
впервые такое вижу, чтобы удивить детей приходится такое выдумывать))))но зато такие занятия проходят на ура))) чочень понравилась идея
Ольга Станиславовна Средина # 29 января 2016 в 20:59 0
Благодарю за внимательное прочтение, Татьяна Александровна!
Ирина Владимировна Горшенкова # 29 января 2016 в 19:49 +1
Интересная методика в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из личного опыта знаю, что у детей до начальных классов наблюдаются трудности в портретной живописи.
Ольга Станиславовна Средина # 29 января 2016 в 20:58 0
Спасибо за отклик, Ирина Владимировна. Чаще всего пропорции нарушаются при расположении глаз. Дети рисуют их чуть ли не на лбу. А тут они на сгибе листа - как раз на месте!
Татьяна Сергеевна Кулакова # 30 января 2016 в 19:14 +2
Ваш МК просто находка! Не раз замечала, что дети не очень любят рисовать портреты, но по вашей методике занятие прошло на ура. Перевертыши так понравились ребятам, что изобретают их второй день. Мой голос - вам!
Ольга Станиславовна Средина # 30 января 2016 в 20:43 +1
Я очень рада, Татьяна Сергеевна! Если можно, покажите работы Ваших воспитанников. Мне интересно, что у них получилось.
Татьяна Викторовна Бабкина # 31 января 2016 в 15:43 +1
Добрый вечер,Ольга Станиславовна! Спасибо за ваш мастер-класс. Впервые вижу такую технику! Вы молодец! Что только не сделаешь чтобы детям было интересно и доступно! Обязательно посоветую воспитателям старших групп воспользоваться вашей идеей.Желаю вам творческих успехов в вашей нелёгкой работе и удачи. Мой голос вам 1+++!
Ольга Станиславовна Средина # 31 января 2016 в 18:00 0
Спасибо, Татьяна Викторовна!
Ирина Александровна Зуева # 3 февраля 2016 в 18:17 +1
Нестандартная техника рисования. Мне понравилась разработка, а главное, пригодится и поможет научить детей. Обязательно применю на практике, так как работаю со старшим возрастом. Спасибо, Ольга Станиславовна!
Ольга Станиславовна Средина # 3 февраля 2016 в 18:28 0
Cпасибо, Ирина Александровна!
Татьяна Николаевна Карягина # 7 февраля 2016 в 21:12 +1
Спасибо, Ольга Станиславовна, за подробный методический материал,интересную идею. Мне нравится узнавать разные методики, объяснения рисования лица (в данном случае). Думаю,дети с удовольствием,в игровой манере рисовали лица. Вашу интересную идею думаю применить у себя на кружке. Желаю Вам творческих успехов и благодарных учеников (воспитанников)!
Ольга Станиславовна Средина # 8 февраля 2016 в 17:18 0
Спасибо за отклик, Татьяна Николаевна!
Нездвецкая Наталья Анатольевна # 8 февраля 2016 в 16:08 +1
Здравствуйте! Спасибо за Ваш МК! Интересная вещь... Пока не знаю где могла бы использовать, но в будущем обязательно попробую.
Ольга Станиславовна Средина # 8 февраля 2016 в 17:12 0
Сасибо за отклик, Наталья Анатольевна! Попробуйте - интересно.
Галина Геннадьевна Шинкарева # 15 февраля 2016 в 17:46 0
Мне просто заинтриговала такая техника. Попробую проэкспериментировать на своих детях))) Спасибо за идею!
Ольга Станиславовна Средина # 15 февраля 2016 в 18:02 0
Спасибо за визит и отклик, Галина Геннадьевна!
Вероника Викторовна Канушкина # 15 февраля 2016 в 19:35 +1
Ольга Станиславна! Браво за такой мастер-класс. Это просто подарок для творческих педагогов. Спасибо что поделились. Всегда радует что то не стандартное. Ценно в этой технике то, что НИКОГДА не получится одинаковой работы. А это прекрасная возможность для индивидуального творческого проявления каждого ребёнка.
Ольга Станиславовна Средина # 15 февраля 2016 в 19:47 0
Спасибо за отклик, Вероника Викторовна!
Любовь Андреевна Киндирова # 21 февраля 2016 в 14:32 +1
Изумительно! Вот хороший способ научить детей рисовать не только лицо человека, но эмоции показать. Это очень сложно для дошкольников. А вот так будет очень интересно и забавно. Спасибо за идею.
Ольга Станиславовна Средина # 21 февраля 2016 в 17:30 0
Благодарю за отклик, Любовь Андреевна!
Олеся Николаевна Иванова # 29 февраля 2016 в 22:31 +1
Очень порадовало! Когда-то, в детстве, сама делала похожее, но всё забылось. Сегодня Вы напомнили мне о моем детстве и подтолкнули к новым идеям в творчестве с детьми! СПАСИБО!
Ольга Станиславовна Средина # 1 марта 2016 в 16:46 0
Спасибо, Олеся Николаевна!
Антонина Ивановна Кузнецова # 23 марта 2016 в 21:10 0
Очень интересный мастер класс!!!! Сколько лет работаю, такого еще не видела. Спасибо за идею!!!!
Ольга Станиславовна Средина # 23 марта 2016 в 21:19 0
Спасибо Вам за отклик и творческих успехов!