Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная гостиная в 6 классе. Жизнь и творчество Николая Рубцова

Литературная гостиная для учащихся 6 класса "Тихий голос великого народа".
Автор: Полежаева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОО СОШ №5 города Саяногорска

Описание работы: Разработка урока для учащихся 6 класса о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Рубцова. В работе представлены малоизвестные факты биографии поэта, тексты популярных стихотворений, а также тексты известных песен на стихи Н. Рубцова.
Цели: - продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта;
- развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;
- прививать любовь к родной природе, родине в целом через поэтическое творчество Н. Рубцова.
Оборудование:
-портрет писателя
-тема урока, эпиграф:
«Николай Рубцов - тихий голос великого народа,потаённый, глубокий, скрытый" (Г. Свиридов)
- записи песен на стихи Н. Рубцова "Журавли", "Букет", "В горнице"
Ход урока
1. Исполнение песни на любимые стихи Николая Рубцова «Журавли»
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей-
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что - молчи!- так никто уж не выразит их…


2. Слово учителя:
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение жизни и творчества великого русского поэта 20 века Николая Михайловича Рубцова. Его «тихая поэзия» близка каждому русскому человеку, потому что стихи Рубцова наполнены бесконечной влюблённостью в родную землю, душевной чистотой, особым, по - рубцовски пронзительным ощущением вечности.

3.Выступление заранее подготовленного ученика:
Он не любил писать о своей жизни. На просьбы друзей написать свою автобиографию отвечал просто и откровенно: «Никогда не смогу. Вся моя жизнь - в стихах». Сохранились только некоторые воспоминания поэта о детстве. Вот одно из них:
...Шёл первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра, поднимаясь задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбёжек с большим увлечением искал во дворе осколки и, если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моём занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришёл ко мне в сад и сказал:
- Пойдём в кино.
- Какое кино? – спросил я.
– «Золотой ключик», - ответил он.
– Пойдём, - сказал я.
Мы посмотрели кино «Золотой ключик», в котором было так много интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У неё на глазах показались слёзы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтобы я шёл домой. Я ничего не понял тогда, что такое случилось, но сердце моё содрогнулось, и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла…"
Тяжёлая картина детства воплотилась в стихотворении «Аленький цветок».

4.Чтение стихотворения «Аленький цветок»
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. -
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, некстати ли,
Вырастить все же смог.. .
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок…


5.Слово учителя:
Когда-то, в той далёкой жизни была у маленького Коли большая, дружная семья. Детей было семь человек. В шесть лет мальчик остался полным сиротой. Он видел страшную картину тяжёлой и продолжительной смерти любимой старшей сестры Наденьки, которая часто заменяла ему больную мать. Надюшка любила Колю, чудным «ангельским» голосом, как говорил отец, пела ему песни, ухаживала за ним, гуляла с братцем. Затем умирает мать, а через два дня умирает самая младшая семимесячная сестрёнка. Отец ушёл на фронт. Детей раздали в разные детские дома. Коля попал в детский дом села Никольского Тотемского района Вологодской области.
Не много ли выпало переживаний этому маленькому человеку?

6.Чтение стихотворения «Детство»
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.

Откуда только -
Как из-под земли!-
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость...
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.

Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик "Скорей!",
Потом раскаты грома
И дождь... Потом
Детдом на берегу.

Вот говорят,
Что скуден был паек,
Что были ночи
С холодом, с тоскою,-
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонек.

До слез теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало,
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово "сирота".

Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных,
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день,

Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъем
Объявлен был до срока,
И все кричали:
- Гитлеру капут!

Еще прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след...


7.Слово учителя:
Как же дальше сложилась судьба этого мальчика? По окончании семилетки в Николе – два так и незаконченных техникума, тяжёлый труд на рыболовецком траулере (осуществление детской романтической мечты – быть моряком), четыре года службы матросом в Североморске, далее – кочегар и шихтовщик на Путиловском заводе в Ленинграде. И одновременно, несмотря на изматывающий труд, когда все молодые заводчане могли отдохнуть,– учёба, а по ночам стихи, большое творческое напряжение.
В августе 1962 года Николай Рубцов поступает в Литературный институт. Радостный и окрылённый, он едет в Николу. На вечеринке, когда провожали новобранцев в армию, Николай Михайлович как бы вновь знакомится с Гетой Меньшиковой, бывшей воспитанницей его же детдома. С этой вечеринки и начинается их роман. Рубцов влюбляется в эту скромную девушку, их связывает много общих воспоминаний. Он предлагает ей руку и сердце, они тут же играют свадьбу.
…И родились такие стихи:

8.Чтение стихотворения «Чудный месяц плывёт над рекою…»
«Чудный месяц плывёт над рекою»,-
Где-то голос поёт молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон золотой!

Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.

Неспокойные тени умерших
Не встают, не подходят ко мне.
И, тоскуя всё меньше и меньше,
Словно бог, я хожу в тишине.

И откуда берётся такое,
Что на ветках мерцает роса,
И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!

Словно слышится пение хора,
Словно скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Всё звенят и звенят бубенцы…


9.Слово учителя:
В этих двух стихах Н. Рубцова отразилась вся суть его поэзии: вдохновлённость, молитвенное отношение к миру, величие души.
Период жизни, связанный с Гетой Меньшиковой,(1962-1965гг.), называют «болдинской осенью» Рубцова. Он пишет лучшие свои стихи: « Я буду скакать …», « Видения на холме», « Тихая моя родина»… Одного этого было бы достаточно, чтобы встать в один ряд с классиками русской поэзии. А была ещё и «Прощальная песня», и Русский огонёк», и «В горнице»…

10.Звучит песня «В горнице»

11.Слово учителя:
О Рубцове как о большом поэте заговорили, когда в 1967 году вышел сборник стихов «Звезда полей». Образ звезды - один из центральных, сквозных образов поэзии Рубцова, возвращающих нас к первозданным связям природы и человека.

12.Чтение стихотворения «Звезда полей»
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…


13.Слово учителя:
Сборником «Звезда полей» в 1969 году поэт защитил дипломную работу в Литературном институте на «отлично».
Все последние годы своей жизни Николай Рубцов много странствует по дорогам России - Вологда, Ленинград, Алтай, Урал. Новые встречи и впечатления, новые люди.
В 1968 году Николая Рубцова приняли в члены Союза советских писателей.
Рекомендательное письмо ему составил известный поэт А. Яшин. Яшин писал, что поэтическое дарование Рубцова настолько бесспорно, что в подобной характеристике просто не нуждается. Рубцов отнёсся к этому спокойно. Он не был придворным поэтом и его не интересовали награды, звания, ранги. Главное своё предназначение он видел в служении Поэзии.
К первым двум книжкам («Волны и скалы», «Звезда полей») вскоре добавились ещё два, более объёмных сборника - «Душа хранит» и «Сосен шум». Для издательства «Советская Россия» поэт подготовил сборник «Зелёные цветы», но эту книгу он уже не увидел.

19 января 1971 года поэта не стало.

14.Чтение стихотворения «Зелёные цветы».
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь... чего-то не хватает...
Недостает того, что не найти.

Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы...

15.Слова ведущего:
Давая оценку творчеству Рубцова, писатели, композиторы, литературоведы находили очень точные слова: «молитвенное отношение к миру» (Ф.Абрамов), поэзия Рубцова - «…это живые куски, оторванные от сердца»
(Г. Свиридов), «рукой Рубцова водила неземная сила» (В. Белков), «спасибо ему запоздалое за красоту и пронзительность его поэзии» (Г. Горбовский).
На стихи Николая Рубцова написано много песен. Песня « Букет» часто используется в фильмах, передачах, и порой слушатели не знают, кто является автором слов.
16.Звучит песня «Букет» в исполнении А. Барыкина

17.Слова ведущего:
У поэзии Рубцова есть ещё одна особенность. Она объединяет людей независимо от возраста, национальной принадлежности, профессии. Рубцовские музеи и центры создаются по всей стране людьми самых разных специальностей. Существует как бы своеобразное братство людей, причастных к великому поэтическому наследию Рубцова. О Николае Рубцове сегодня пишут много: статьи, воспоминания, очерки - не забыта его светлая, родниковая поэзия. Критики говорят, что без рубцовской поэзии 60-70-х годов трудно представить себе нынешнюю поэзию, она как цепочка, связующее звено, как эталон нравственности и чистоты.

18.Стихотворение поэта Юрия Трубчанинова «Памятная встреча»

Был тесен наш дружеский круг
И день по-весеннему синий,
Когда мне послышалось вдруг
Ещё не знакомое имя.

Короткое им я-Рубцов!
А после стихи зазвучали…
И ветер ударил в лицо
Тревожной и жгучей печалью.

Как будто пронзило насквозь
Мою воспалённую душу,
Когда, не стыдясь горьких слёз,
Я строки щемящие слушал.

Пурга разыгралась.
Ни зги
Не видно в заснеженном поле.
От боли стучали виски.
И сердце сжималось от боли.

Я грелся всю жизнь от огня
Есенинской чувственной лиры.
Но стал этот день для меня
Открытием нового мира.

Как диво:
От вспыхнувших звёзд
Полночная мгла засветлела,
И в плаче рязанских берёз
Рубцовская муза запела.


19. Слово учителя:
Николай Михайлович Рубцов родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: « Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…»
На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой поэтом стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя…
Список использованной литературы:
1. Полётова М. Н. Рубцов. Малоизвестные факты биографии. - М., 2005.
2. Карпунина Л. Н. Было всё- любовь и радость…/ Наука и бизнес на Мурмане.-2004.-№1.
3. Трубчанинов Ю. Он сумел зажечь такие звёзды… / Наука и бизнес на Мурмане.-2004.-№1.
4. Рубцов Н. М. Стихотворения. - М.: Профиздат, 1998.

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Литературная гостиная для старших классов

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

КВН в летнем пришкольном лагере | Классный час для 2 класса: Братья наши меньшие
Опубликовано: 3077 дней назад (25 октября 2015)
Просмотров: 6279
+1
Голосов: 1
Анастасия Леонидовна Шилова # 7 ноября 2015 в 16:31 0
Декламация стихотворений -очень важный момент на уроках литературы. Если филологи не будут приучать школьников к выразительному чтению, это скажется не только на гуманитарных предметах, но и на всех остальных. Для ученика публичные выступления часто являются проблемой. Наша задача - раскрытие личности ученика, его творческого потенциала!
Елена Александровна Сархадова # 6 сентября 2016 в 20:35 0
Здравствуйте, Ольга Валентиновна! С удовольствием ознакомилась с Вашей работой, я со своими учениками тоже много "покопались" в биографии и творчестве Н. Рубцова, даже встретились с его вдовой - Людмилой Дербиной, которая произвела на нас огромное впечатление! Спасибо, что Вы знакомите своих учеников с творчеством такого талантливого, уникального поэта!!!