Конкурсы для педагогов и детей

Формы работы по преодолению школьной неуспеваемости

Статья по педагогике «Эффективные формы работы по преодолению школьной неуспеваемости»
Автор: Полежаева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г. Саяногорск.
Описание: данная статья предназначена для молодых педагогов, которые столкнулись с проблемой школьной неуспеваемости. Приведённые в работе практические советы помогут построить более доверительные отношения с неуспевающими учащимися на уроке и во внеурочное время и достичь ощутимых положительных результатов в учебной деятельности.
Цель работы: поделиться с коллегами опытом работы.
Задачи:
- помочь создать благоприятные условия для развития учащимся, не успевающим в учебной деятельности;
- познакомить с различными формами и методами обучения, направленными на повышение успеваемости учащихся.
Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень, одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое любит жирную глинистую почву. Каждому растению нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.
Как же создать благоприятные условия для развития тем детям, которые в силу каких- либо причин не успевают в учёбе за своими сверстниками?
Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо прежде всего определить вызывающие её причины.
Причины неуспеваемости школьника могут быть различными:
-физиологическими;
-психологическими,
-социальными;
-педагогическими.
Учитель должен работать в тесном контакте с врачом, социальным педагогом, психологом, другими учителями, родителями неуспевающего ребёнка. Такой комплексный подход необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить все факторы, которые могут вызвать неуспеваемость. Не всегда мы, педагоги, можем по объективным причинам полностью изменить ситуацию. Но добиться ощутимых результатов по предотвращению неуспеваемости всё же можно.
Как же вызвать у неуспевающего ученика желание учиться? С чего начать?
1.Анализ образовательной ситуации.
Опираясь на личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо рассмотреть образовательную ситуацию неуспевающего ученика, выявить все сильные и слабые стороны, связанные с обучением, оценить его потенциал, определить личные ограничения школьника, а уж потом думать, что мы реально можем изменить, на что повлиять.
2.Создание ситуации успеха.
Нельзя видеть в неуспевающих учащихся неисправимых двоечников, ведь, как говорил ещё С. Л. Рубинштейн: «…Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства... ».
Важнейшей задачей учителя является установление природных задатков и особенностей каждого ученика, оказание ему помощи в развитии своих способностей, интересов и склонностей.
В.А. Сухомлинский писал, что человеку «…свойственно желание быть привлекательным. Об этом ни на минуту нельзя забывать…Ребёнку хочется проявить своё духовное естество, свою внутреннюю суть в чём-то таком, что обратило бы внимание других людей, заставило бы их удивиться, восхититься…» Цель педагога: добиться, чтобы поведением детей руководило стремление быть умными, интересными для окружающих.
Успех в любом деле помогает воспитаннику поверить в собственные силы и повысить самооценку. Нужно помнить:
-нельзя допускать, чтобы в классе были дети, примирившиеся с положением «последних»;
-важно, чтобы каждый ребёнок чем-нибудь увлекался, проявлял и развивал свои способности;
-нужно помнить, что успех - это плод добросовестной работы. Нежелательно часто приветствовать успехи, достигнутые без значительных усилий.
-необходимо постоянно работать над уровнем возможностей воспитанника, не позволять ему останавливаться на достигнутом. Введите ежедневный, (еженедельный) ритуал «Бюро хороших новостей». Одним из самых важных секретов успешной учёбы можно считать умение замечать собственные успехи и радоваться им. Можно составить с детьми так называемую «Линейку достижений» и «Лестницу успехов».
3. Использование различных форм и методов обучения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Для того чтобы ребёнок чувствовал себя успешным в обучении, необходимо, чтобы на уроках проводилась как можно чаще индивидуальная или коллективная деятельность самих учащихся. В идеале класс - это творческая лаборатория, где присутствуют коллективные размышления, обсуждения, дискуссии, коллективные решения значимых проблем. При этом главными деятелями по решению этих проблем должны быть сами учащиеся. Учитель должен создать на уроке богатую развивающую среду, наличие которой обеспечивает психологический комфорт и открывает шлагбаум для обучения любого ребёнка независимо от уровня его развития. Преподаватель может начать передавать часть своих функций и обязанностей ученикам, наделяя каждого определённой ролью в организации и проведении учебного процесса.
Необходимо создать условия, чтобы каждый ребёнок имел возможность быть услышанным, мог высказать свою точку зрения. Многие неуспевающие школьники стараются оказаться «в тени», занимают на уроке пассивную позицию.
Чтобы подбодрить особо «тихих» и несловоохотливых, можно воспользоваться следующими советами:
- попробуйте задавать им простые, лёгкие вопросы;
- вовлекайте их в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ в группе;
- старайтесь избегать негативных оценок;
- чаще обращайтесь к ребёнку по имени;
- сравнивайте результаты ребёнка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад);
- поддерживайте, подбадривайте неуверенных в себе учащихся.
Одной из форм работы с детьми разного возраста является игра. И хотя главное предназначение школы - учить детей, иногда и здесь полезно и даже необходимо поиграть. Подвижная игра в течение урока позволит снять физическое и эмоциональное напряжение ребёнка и даст ему возможность включиться в освоение учебного материала с новыми силами. Но можно использовать и другую группу игр на уроке - игры обучающие, позволяющие заинтересовать ребёнка в учебном материале, привлечь его неустойчивое внимание.
В качестве примера можно привести игру «Указка», целью которой является управление вниманием учащихся, установление дисциплины.
Содержание игры: как только шум в классе начинает мешать учебному процессу, учитель стучит указкой по доске, а затем быстро спрашивает учеников: «Сколько раз я постучала?» Дети отвечают, причём ответы самые разнообразные. Учитель говорит, что правильный ответ дал один из учеников, например, Ваня Соколов (на самом деле ответ Вани может быть и неверным), хвалит его за внимательность. Обычно взрослый выбирает самого невнимательного ребёнка. В следующий раз, когда учитель прибегает к помощи указки, именно Ваня Соколов, стараясь оправдать ожидания учителя, называет правильный ответ. Когда учащиеся привыкнут к подобной игре, они все будут стараться внимательно следить за сигналами учителя.
На следующем этапе учитель, убирая визуальную поддержку, усложняет задание: стучит указкой с внутренней стороны стола, чтобы дети не только следили за движениями, но и воспринимали сигналы на слух.

Помимо занятий на уроке с неуспевающими учащимися зачастую приходится заниматься дополнительно во внеурочное время. Чтобы такие занятия были более эффективными, необходимо заинтересовать ребёнка:
1.Пусть задание представляется ученику осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте всё необходимое для работы и приступайте к её выполнению.
2.Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и весёлой, интересной книги»).
3.Попробуйте показать ученику прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его знания и умения. Например, если ребёнок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза. Учебные и жизненные задачи должны быть параллельными, в этом случае дети будут знать цель изучения предмета и успешнее осваивать.
Используя различные формы и методы работы с неуспевающими, педагог должен руководствоваться главным: в конце выполнения каждой работы должен быть виден конкретный результат.
4.Поощрение.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Всем известно, что наказание снимает чувство вины. Хороший эффект производит «скрытая» (отрицательная) оценка действий ребёнка, когда взрослый не ругает провинившегося ученика, а говорит ему о своих чувствах. Например: «Мне было очень стыдно…», «Всю ночь не могла уснуть, думала о твоём поступке…».
Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала должна быть конкретной: не просто «Молодец», и ребёнок не понимает, за что его хвалят. Лучше сказать так: «Ты всё-таки добился успеха! Ты две недели учил правила и, наконец, получил «5» по русскому языку». Похвала должна быть своевременной и искренней.
В заключение хочется сказать, что заинтересовать ребёнка учёбой можно только в том случае, когда между ним и учителем существует атмосфера взаимного доверия. Ученик должен чувствовать теплоту и участие, ощущать психологический комфорт и понимание со стороны педагога. И полезного времени пребывания ребёнка в школе тем больше, чем интереснее люди, там работающие, чем разнообразнее подходы к детям, чем бодрее и разумнее организованы деятельность и отношения детей между собой и взрослыми.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие мотивации и способностей в процессе обучения на уроках русского языка Самоопределение выпускника школ искусств Развитие способностей дошкольников через художественное конструирование История изучения грамматики в начальной школе

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Участник №218 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
КВН в летнем пришкольном лагере
Опубликовано: 517 дней назад (12 июля 2015)
Просмотров: 1226
+2
Голосов: 2
Марина Геннадьевна Колосова # 6 сентября 2015 в 12:22 0
Спасибо Ольга Валентиновна за полезный и содержательный материал. Очень актуальная тема. У нас всегда возникают трудности при выполнении домашних заданий с воспитанниками.А в статье приведено много интересных форм и методов, которые можно применить на практике.Обязательно некоторые использую. Еще раз спасибо!
Ирина Александровна Щаева # 17 ноября 2015 в 10:37 +1
Одним из слабых сторон в работе с отстающими детьми является поиск правильных форм работы с ними.Вы очень помогли.Воспользуюсь обязательно.