Конкурсы для педагогов и детей

Эссе преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей

Эссе. Образное мышление детей
Автор: Прохорова Ольга Валерьевна,преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию эссе, посвящённое проблеме развития образного мышления детей. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, учителям музыки СОШ, МХК, преподавателям школ искусств.
Цель: Развитие образного мышления детей.
Задачи:
а) создавать условия для развития образного мышления детей;
б) знакомить учащихся с шедеврами мировой художественной культуры;
в) воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Описание материала:
"...достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически… А это значит, развивать его слуховые данные, фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и … душевной эмоциональной жизни; всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре…",- писал великий пианист Г. Нейгауз.
Последнее время педагоги говорят о том, что дети много сидят за компьютером, мало читают, поют и слушают музыку. Поэтому главной задачей учителя является развитие способностей учащегося, интереса к занятиям музыкой и образного мышления.
Большое значение имеет первая встреча с ребёнком: можно послушать, как звук появляется и исчезает, поиграть в различные игры, спеть песенку, показать рукой, как движется мелодия с использованием наглядных пособий, например, «Лесенка»:

Длительности нот хорошо объясняются с помощью пособия с кармашками на 4 доли, где ноты «живут». Например: целая нота живёт одна в 4-хкомнатной квартире и звучит 4 доли. Ребёнок поёт звук и ведёт ладошкой по долям:

Малыши запоминают "образы" нот и длительность их звучания. В такой же «квартире из 4 долей" могут жить две половинные ноты:

Или четыре четвертных:

В"комнатах - долях" могут жить разные длительности, и даже "молчуны"-паузы:

Одновременно с этим мы поём и играем песенки «с руки» и стараемся исполнить их выразительно.
Песня « Светит солнышко». Обсуждаем следующие вопросы:
- О чём поётся в этой песенке?
- Как её надо спеть и сыграть? (Ласково, нежно)
- Почему - ласково? ( Солнышко, окошечко называется нежно)
- Сколько частей в песенке? (Две)
- Части одинаковые или разные? ( Одинаковые)
- Покажем рукой движение мелодии, пройдём «по ступенькам лестницы».
- Какое слово главное? (Солнышко)
- Какой слог опорный?
- Пропеваем выразительно, находим нужный темп.

После такого разбора ребёнок, как правило, играет убедительно и выразительно. Как пишет профессор Вера Разумовская « то, что чувствует в данный момент «душа», должны чувствовать пальцы руки и тело. Чтобы произведение прозвучало, его надо « проговорить», услышать интонации живой человеческой речи».
Поэтому учим детей интонировать сначала словесный текст. Многие дети стесняются выразительно читать стихи. На уроке мы берём какой-нибудь диалог и становимся артистами.. Это могут быть произведения С. Маршака,
Е. Благининой, К. Чуковского. Малыши понимают и чувствуют роль, стараются продекламировать выразительно. Так развивается слух, память, образное мышление и эмоциональное выражение.
В музыкальном произведении отыскать верную интонацию помогают образно - ассоциативные представления. Надо помочь ученику мысленно увидеть и услышать картину природы или события, происходящие с «героем», душевные переживания человека.
Если пьеса не имеет программного названия, то его можно придумать вместе с учеником, исходя из характера музыки. Некоторые дети сразу начинают фантазировать, другим надо помогать, т.к. они ведут разговор о содержании произведения на уровне «грустно-весело, громко-тихо, быстро-медленно». В этом случае приходится косвенными вопросами выводить ученика на «самостоятельные решения». Ученица Маша Рогаткина придумала название для этюда Н. Любарского « Зайку укусила пчела». Так она объяснила наличие двух предложений в мажоре и миноре.

Этюд А. Гедике Соль мажор не получался у Абрамовой Насти, пока мы не дали ему название «Волк пятёрку получил» и не представили молодого волчонка, который возвращается вприпрыжку из лесной школы и горделиво поёт песенку: « Я сегодня в школе получил пятёрку. Все примеры я решил на пять, на пять!» Этот образ помог девочке сыграть ярко и убедительно:

С первых шагов обучения мы стараемся слушать разное исполнение одной и той же пьесы. Малыши находят отличия и условия изменения в звучании.
Чтобы лучше понять содержание произведения, дети создают свои рисунки. Так, Настя Барабаш нарисовала итальянских танцоров к пьесе С. Прокофьева «Тарантелла». Вначале мы обсудили костюмы, традиции итальянского народа, происхождение названия танца (предположительно, от города Таранто или паука тарантула.
В 15 веке считали, что быстрые движения танца могли помочь исцелить укушенного больного).

Бурно работает детское воображение, когда мы сочиняем музыку к стихотворению.
Агния Барто «Уронили Мишку на пол».
Девочка верно чувствует, что в четверостишии две части разного характера: 1-2 строчка – печаль и жалость (минор), 3-4 строчка - уверенность и мягкость (мажор).

В конце учебного года дети по своим возможностям показывают самостоятельно выученные пьесы.
Эта работа нравится учащимся и является полезной информацией для преподавателя: выявляются проблемы, виден творческий рост ребёнка.
Конечно, косвенно, «незаметно» надо помочь ученику выполнить правильно задание, чтобы у него осталось хорошее впечатление от положительного результата.
В репертуаре ДШИ встречаются произведения, которые требуют не только всестороннего анализа, но и дополнительных сведений о жизни и творчестве композитора, о связи музыки с другими видами искусств. К таким пьесам можно отнести «Скерцино» Н.Ракова:

После первого ознакомления с текстом мы с ученицей обсуждаем характер пьесы. «Скерцо» в переводе с итальянского означает «шутка», значит, скерцино - маленькая шутка, в живом стремительном темпе в трёхдольном размере. Произведение написано в ми миноре, одновременное звучание чистых квинт и увеличенных кварт создаёт впечатление взволнованности и встревоженности. Что же хотел показать композитор в этой пьесе?
Это сочинение входит в сборник «Акварели», написанный композитором Н.Раковым в победном 1945 году. Вместе с ученицей находим в словаре, как переводится с французского языка слово «акварель» - «вода». Это особая техника живописи, основанная на использовании прозрачных водорастворимых красок. Акварельные краски позволяют передавать тончайшие оттенки цвета. Обычно их накладывают на бумагу тонкими слоями, а в самых светлых местах может даже просвечивать бумага. Поэтому ими чаще всего рисуют пейзажи, природу, где необходимо передать разнообразные переходы цвета и настроения.
Акварель – это ощущение, чувство. Можно показать детям картины В. Сурикова « Римский карнавал»,
Б. Кустодиева «Ярмарка», сравнить их с полотнами, написанными маслом. Девочке показалось, что пьесе
«Скерцино» более соответствуют акварели современного русского художника Олега Тимошина:

Так, где же шутка в «Скерцино»? Кто шутит? Нам показалось, что это лёгкий ветерок, который играет с нами в прятки. Затем возникли слова из начального затакта «Догони меня», а в самом конце - « Вот и не догнал!»
Итак, главная идея найдена, теперь надо её воплотить. Г. Нейгауз писал: «Чем яснее цель (содержание), тем яснее она диктует средства для её достижения. Что определяет Как».
При изучении пьесы Д. Шостаковича « Испанский танец»

Для глубокого проникновения в образ знакомимся с историей танца «Фламинко»( предполагают, что название исходит от латинского слова flamma-«огонь» или от птицы фламинго, которая отличается ярким оперением и изысканностью движений). Костюмы танцоров шьют чаще всего в красно-чёрной гамме. Девушка надевает обязательно туфельки с каблучком. Мы попросили преподавателя по танцам показать, как отстукивается острый ритм каблучками, щёлканьем пальцев или пристукиванием ладошками; какая осанка исполнителей, как выразительны кистевые движения рук . Уже с самого начала пьесы надо, чтобы девочка почувствовала себя настоящей испанкой: гордой и своенравной. В основе всего – образ!

В средней части произведения слышны звуки марша тореадора и общенародного праздника. Кратко рисуем характер и облик бесстрашного укротителя быков, говорим о яркости праздников в Испании.


Такая предварительная работа помогла девочке исполнить пьесу ярко и свободно.

В заключение хочу сказать, что в данной статье-эссе рассматривается небольшая часть методов и приёмов педагогики, направленные на развитие образного мышления детей. Учитель ищет свой подход к каждому ребёнку, учитывая все индивидуальные особенности малыша, его способности, домашнее воспитание и помощь родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Опубликовано: 597 дней назад (22 апреля 2015)
Просмотров: 1829
Рубрика: Без рубрики
+12
Голосов: 12
Оксана Викторовна Козырева # 23 апреля 2015 в 00:54 +4
Ольга Валерьевна! Молодцы, что предоставили такое замечательное эссе об образном мышление детей. Будет полезен всем педагогам, учителям музыки СОШ, МХК, преподавателям школ искусств. Плюс к вашей работе, ноты к пьесам, стихам. Цель и задачи у вас достигнуты. Советую вам пока позволяет время, напишите где идёт предложение поэтому главной задачей - задачу в форме глагола. Еще где "Светит солнышко" укажите автора. Голос! С уважением, Оксана Викторовна!
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 апреля 2015 в 07:38 +1
Оксана Викторовна! Спасибо за внимание и оценку, с уважением, Ольга Валерьевна!
Елена Юрьевна Пряхина # 23 апреля 2015 в 06:13 +7
Доброе утро, Ольга Валерьевна! Спасибо за приглашение познакомиться с вашим эссе. Полностью согласна с Вами, что образное мышление ребёнка, а точнее, степень его развития, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки. Но чтобы она, эта реакция, появилась, нужна очень искренняя заинтересованность ребёнка тем, что он делает за музыкальным инструментом. В этом вопросе главная задача – добиться яркой эмоциональной реакции на музыку. Такой реакции, чтобы ребёнка просто «распирало» от нетерпения рассказать звуками обо всех ярких образах, которые живут в музыке. А для этого крайне важно, чтобы он для начала эти образы в музыке услышал, а для этого важно подтолкнуть ребёнка к сознательному налаживанию мостов между эмоциональным содержанием музыки, которую он играет и теми образами, эмоциями, впечатлениями, которые он получает из своего жизненного опыта и от соприкосновения с другими, смежными видами искусств. Спасибо Вам за ваш труд. Творческих успехов! С уважением Е.Ю. Примите голос.
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 апреля 2015 в 07:41 0
Елена Юрьевна! Спасибо за положительный отзыв и голос. С уважением,Ольга Валерьевна!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 23 апреля 2015 в 08:34 +6
Информация, полученная ребёнком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы(образы) в отсутствии их самих. Все это возможно благодаря процессу мышления. Ольга Валерьевна, благодарю вас за приглашение познакомиться с материалом, цель которого развитие образного мышления детей.
Данная публикация предназначена для педагогов не моего профиля, но тем не менее, я с большим интересом познакомилась с предложенным материалом, ведь это возможность познакомиться с опытом вашей работы, узнать для себя что-то новое. Уверена, что статья-эссе найдёт обязательно своего пользователя и многие коллеги пополнят свои копилки, примут информацию к сведению. Желаю вам творческих успехов!
С уважением, Т.Н.
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 апреля 2015 в 09:32 +2
Татьяна Николаевна! Благодарю вас за внимание и положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Татьяна Александровна Толстикова # 23 апреля 2015 в 10:12 +6
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! С большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Жалко бывает смотреть на детей, с которыми приходится учить на самоподготовке стихи. Они стараются запомнить набор слов, не представляя образа. Приходится иногда чуть ли не спектакли с ними разыгрывать, чтобы их "душа" в этот момент что-то почувствовала (мне очень понравилось это высказывание Веры Разумовской). Вы задели очень актуальную тему, представили интересные методы и приёмы для развития образного мышления детей. С большим удовольствием голосую.
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 апреля 2015 в 11:32 +2
Татьяна Александровна! Спасибо за внимание и оценку, С уважением, Ольга Валерьевна
Надежда Евгеньевна Скорых # 23 апреля 2015 в 19:56 +6
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Читая Ваше эссе, можно отметить:
1.Вы создаете вокруг себя интересную жизнь наполненную положительными эмоциями.
3.Своей работой, Вы, радуете детей.
Читая эссе понимаешь, что формирование образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым детям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но как оказывается,изучая Ваш материал, понимаешь, что развивать образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия. Мой ГОЛОС №6!
Ольга Валерьевна Прохорова # 24 апреля 2015 в 10:32 +1
Надежда Евгеньевна!Спасибо за внимание и оценку, С уважением, Ольга Валерьевна
Валерий Григорьевич Вершинин # 23 апреля 2015 в 20:11 +3
Ольга Валерьевна! С интересом познакомился с вашим эссе. Вы говорите о важных моментах в работе преподавателя. Действительно, пока ребёнок не поймёт содержание стихотворения, песни, пьесы, не представит образ произведения, он не сможет выразить свои мысли полно и эмоционально. Поэтому развитие слуха,образного мышления - это первая задача учителя. Образное мышление помогает детям по литературе ( они пишут яркие сочинения, читают выразительно текст, участвуют во всех мероприятиях). Они знают, что сказать и как. Примите мой голос. Беру себе в заметки.
Светлана Николаевна Никишова # 24 апреля 2015 в 10:47 +2
Здравствуйте, Ольга Валерьевна. С удовольствием проголосовала за Ваш материал, который помогает наполнить и обогатить внутренний мир детей новыми образами и содержанием. Успехов Вам в работе.
Ольга Валерьевна Прохорова # 24 апреля 2015 в 17:05 0
Светлана Николаевна! Спасибо за внимание и отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна.
Мария Юрьевна Жиличкина # 24 апреля 2015 в 19:04 +5
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Вы не только учите детей игре на фортепиано, но и развиваете детей, поддерживаете их интерес к произведениям, которые Вы с ними изучаете. Очень интересны Ваши кармашки для нот - они помогают понять детям длительность нот в самом начале обучения, когда у детей преобладает образное мышление, а ноты - это абстрактные понятия. Вашим детям повезло с таким учителем, который к каждому ребенку находит индивидуальный подход. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Ольга Валерьевна Прохорова # 24 апреля 2015 в 21:05 0
Мария Юрьевна! Благодарю вас за внимание и положительный отзыв. С уважением, Ольга Валерьевна
Ольга Геннадьевна Лебедева # 25 апреля 2015 в 16:57 +4
Ольга Валерьевна, благодарю за приглашение ознакомиться с Вашим материалом "Образное мышление детей". Для меня это настоящий творческий, интересный, музыкальный урок! Развитие образного мышления у детей - это несомненно актуальная, значимая задача любого педагога, ведь мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. По-моему, Вы с данной задачей справляетесь отлично. С удовольствием проголосовала за Вашу работу!
Валерий Григорьевич Вершинин # 25 апреля 2015 в 23:03 +1
Ольга Геннадьевна! Спасибо за внимание и отзыв. С уважением, Валерий Григорьевич
Ольга Валерьевна Прохорова # 25 апреля 2015 в 23:14 0
Ольга Геннадьевна! Спасибо за внимание и положительный отзыв! С уважением, Ольга Валерьевна.
Светлана Николаевна Крючкова # 30 апреля 2015 в 13:16 +4
Ольга Валерьевна, спасибо за приглашение! Очень понравился представленный Вами материал. Благодаря методам и приемам, которые Вы представили и используете в своей работе, детям легче воспринимать предложенные им знания. Действительно, образное мышление ребенка, на основе предложенных и грамотно созданных пособий, будет развитым. Видно, что с детьми работает образованный грамотный педагог, который любит свою работу. Молодцы! Желаю творческих успехов! Примите мой голос!
Ольга Валерьевна Прохорова # 30 апреля 2015 в 21:21 0
Светлана Николаевна!Рада, что вам понравилось.С уважением, Ольга Валерьевна
Юлия Павловна Огорельцева # 30 апреля 2015 в 22:18 +2
Ольга Валерьевна, с удовольствием голосую за Вашу работу. Материал, предоставленный вами, вызывает неподдельный интерес и имеет несомненную практическую значимость. Образно-игровые формы обучения являются основными и наиболее эффективными для детей, вызывают наибольший эмоциональный отклик, тем самым влияя на качество усвоения материала. Желаю вам дальнейших успехов в педагогической деятельности!
Ольга Валерьевна Прохорова # 1 мая 2015 в 10:30 0
Юлия Павловна! Спасибо за положительный отзыв, С уважением, Ольга Валерьевна.
Елена Васильевна Рязанцева # 24 августа 2015 в 18:27 +2
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! С огромным интересом прочитала Вашу работу, сама получила массу эмоций. Голосую!
Ольга Валерьевна Прохорова # 27 августа 2015 в 16:19 0
Елена Васильевна! Спасибо за внимание и положительную оценку моей работы. С уважением, Ольга Валерьевна.
Тамара Борисовна Вершинина # 9 марта 2016 в 22:11 +1
Ольга Валерьевна! Мне очень понравилась ваша работа. Продуманная, яркая, эмоциональная. Только на таком накале и можно достучаться до детского сердечка, ума и слуха. В вашей статье говорится о том, что в старших классах особенно требуется большая исследовательская работа и подготовка перед изучением нового произведения. Хорошо, что вы делаете это вместе с учеником, вовлекая его в процесс постижения содержания пьесы. Примите мой голос.
Ольга Станиславовна Морозова # 7 августа 2016 в 17:52 0
Добрый вечер, Ольга Валерьевна! С удовольствием познакомилась с Вашим эссе - Образное мышление детей. Мне очень близка и понятна тема, которую Вы затронули. На уроках мы с учениками также придумываем названия к изучаемым пьесам, рассуждаем о характере, вместе сочиняем стихи к музыкальному материалу. Действительно, когда детям понятно содержание, они более ярко и эмоционально воплощают замысел композитора. Понравились Ваши кармашки для нот, понравилась работа над пьесой Н.Ракова "Скерцо" - мы тоже ее играем. Взяла в закладки. Примите голос! Удачи!