Конкурсы для педагогов и детей

Классный час по краеведению 2 класс

Методическая разработка классного часа по теме «Маленький город с большой судьбой».
Цель: повторить природные ресурсы ХМАО - Югры, полезные ископаемые, вспомнить рельеф Западно-Сибирской равнины, богатства северного края; достопримечательности города Ханты-Мансийска.
Воспитательно – образовательные задачи: прививать любовь детей к нашему краю, воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, формирование этнического самосознания у учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Оборудование: конверты: №1 – «рыболовецкие сети»; №2 – ребусы; физическая карта России; физическая карта Тюменской области; образцы полезных ископаемых; выставка книг; CD – диск «Гимн ХМАО - Югры» музыка и слова А. Радченко.
Ход занятия
«… Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби,
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!»..
Юван Шесталов.

Учитель: Мы собрались сегодня на праздник, посвященный дню рождения Ханты-Мансийского автономного округа. А так как это день рождения, то и должны быть и поздравления, и конкурсы, и игры, и, конечно, сюрпризные моменты. 10 декабря наш округ будет отмечать 83-ю годовщину своего основания.
- Ребята, скажите, в каком году был образован наш Ханты-Мансийский автономный округ? (1930 г.)
- Назовите центр автономного округа? (г. Ханты-Мансийск)
(Чтение стихотворения «Пою столицу края…» Андрея Тарханова)
Пою столицу края.
Я славлю волны Иртыша,
Пою столицу края,
Ханты-Мансийск, твоя душа –
От кедров и от мая.
Твои зеленые холмы,
Твои долины, плесы
И в снегопад, и в грозы.
Пусть вечно воды Иртыша
Бегут, твой взгляд лаская.
Ханты-Мансийск, твоя душа –
От кедров и от мая.
Андрей Тарханов.
Учитель: Ханты-Мансийск является административным центром ХМАО, который был образован 10 декабря 1930 года, тогда он назывался Остяко-Вогульский национальный округ.
Город исторически делится как бы на две части: южную и северную. Южная – это бывшее село Самарово, которое ведет свое летоисчисление с 1637 года, когда был издан Указ царя Михаила Федоровича «Об образовании так называемого Самаровского яма - ямщинского поселения».
Северная часть начала застраиваться в 30-х годов нынешнего века – именно здесь, в труднопроходимой тайге, в пяти километрах от села Самарово, и было решено построить центр округа – поселок Остяко-Вогульск, впоследствии переименованный в Ханты-Мансийск.
«Я люблю сосновый бор.
Им лесные звери живы.
Наши реки, наши нивы.
Бережет он с давних пор».
Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но сначала вы должны отгадать загадку:
Весной веселит,
Голосами птиц говорит,
Летом холодит,
Комарами звенит,
Осенью дарами одарит,
Грибами ягодами угощает. (лес)
Игра «Кто вперед наберет кузовок».
Учитель: - Я загадку загадываю, а вы должны собрать кузовок отгадок. И тогда мы узнаем кем и чем богат наш лес.
1, 2, 3 – ребусы (брусника, подосиновик, хвощ)
4. Большущий, толстущий, косолапый,
Ходит растяпой.
Глаза, как щелки,
Хвоста нет только. (медведь)
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки,
Ведь это _ _ _ (снегири)
6. С цветочка на травинку,
С листочка на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками. (кузнечик)
7. Самое распространенное лиственное дерево (берёза).
8. Как называется дерево с шишками со съедобными орехами? (кедр)
- Молодцы, справились с заданием, собрали кузовок.
- Чем же богат наш лес? (Грибами, ягодами, лекарственными растениями, деревьями, птицами, зверями, насекомыми.)
- Но не только природными богатствами кормится наш округ.
Бежала – шумела,
Стихла – заблестела.
Что это? (река)
- На протяжении более 100000 километров простирается вода. Наш округ насчитывает более 30 рек и речушек, более 25000 озер и болот.
- На слиянии каких двух великих рек расположен г. Ханты-Мансийск? (Обь и Иртыш.)
- Иртыш является самым большим притоком Оби. В бассейнах Оби и Иртыша, в многочисленных водоемах обитает более сорока видов рыб, четырнадцать из них имеют промысловое значение.
- Сейчас вам такое задание – работать будете в микрогруппах по шесть человек. У вас на столах лежат конверты с «рыболовными сетями», по моему сигналу вы должны «поймать» в сети за две минуты как можно больше рыб, которые обитают в наших реках и озерах, т.е. записать их.
(Осётр, нельма, стерлядь, муксун, пелядь, сосьвинская сельдь, язь, щука, чебак, карась, хариус, окунь, судак, щёкурь, лещ, налим, ерш, сырок, минога, сырога и др.)
- Вода – рыба, вода – жизнь, вода – дорога. Как вы понимаете эту фразу? (Реки – это не только промысел, но и дороги, связывающие наш край с другими регионами.)
- По рекам идут баржи с различными грузами, быстроходные суда летом могут доставить в самые глухие места.
- Оказывается, наш край богат водоемами. А чем ещё богат наш край?
- Отгадайте загадки, которые для вас приготовили ребята. (Дети загадывают загадки.)
Волшебная вода бежит в железных берегах.
Железные берега лежат в белых снегах.
Бежит та вода, горит та вода…
Скажи-ка, дружок, что за вода
В железных берегах течёт? (Чёрное золото - нефть)
Тёмный, как ночь,
В земле рождается,
По трубе бежит в доме моем,
Ясным днем загорается. ( природный газ)
- Нефть и природный газ – горючие полезные ископаемые. Наиболее крупными районами месторождений является Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, всего 229 месторождений.
- Какие виды полезных ископаемых вы знаете? (Минерально-строительное сырье: песок, глина; торф, уголь, ценные камни, руда, цветные металлы, золотые пески.)
- Мы с вами понаблюдали, на сколько развита промышленность ХМАО.
- Но что я вижу, ребята, с вами творится что-то неладное. Да вас лихорадит. Неужели и вы, когда подрастете, хотите добывать чёрное золото?
- Вот я вас сейчас и проверю.
Игра «Северная лихорадка».
Мы с вами отправимся путешествовать по городу Ханты-Мансийску. Игра состоит из трёх туров:
1. участие принимают все учащиеся;
2. в полуфинал выходят два человека;
3. в финале участвует один человек.
В первом туре вы должны будете перечислить названия улиц нашего города, их насчитывается больше 120. Во втором туре – перечислить известные здания города. В третьем – писатели и поэты нашего округа.
- Молодцы! Отлично справились с заданием!
- Наш город в последнее десятилетие стремительно развивается и обновляется: появляются новые дома, административные здания, мосты.
- Ханты-Мансийск по праву сегодня называется Центром Российского биатлона. Наш город не похож ни на какой другой северный город с вечнозеленым нарядом елей, кедров, сосен, пихт, составляющих памятник природы «Ханты-Мансийские холмы», о которых так прекрасно пишет поэт Андрей Тарханов:
«Ханты-Мансийские холмы
Всегда в почете у зимы.
Из красно-огненной лисицы
У кедров утром рукавицы.
И как задумчивы лога!
Как синева в логах ярка!
На каланчу февраль-чудак
Повесил свой мятежный флаг,
Всю ночь он бьется на ветру…
Холмы прекрасны поутру.
Надели кедры рукавицы,
Горят снега, ликуют птицы.
Ханты-Мансийские холмы
Всегда в почете у зимы.»
- Только три города в мире расположились на семи холмах – это Москва, Рим и Ханты-Мансийск.
- Я от всей души поздравляю с наступающим Днем рождения нашего округа. (Дети слушают гимн ХМАО – Югры.)
Список использованной литературы:
1. Бугаева А. Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 190 с.
2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург: ООО «СВ - 96», 2001. – 392 с.
3. Горбунова М. Б. Природа Югры. Азбука первоклассника – Екатеринбург: Маггелан, 2008. – 64 с.
4. Куриков В. М. Югра – энергетическое сердце России. – ООО «Алфавит», 2001. – 224 с.
Приложения




Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Дружба», 2 класс Конспект урока по краеведению для 2 класса по теме «Заповедники Мурманской области» Классный часа 2 класс. О профессиях и трудолюбии Дидактическая игра по краеведению для 2 класса

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе. Мой ум

Классный час во 2 классе. Права и обязанности

Классный час во 2 классе на тему: Зима

Классный час на тему: Культура речи, 2 класс

Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека

Опубликовано: 953 дня назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 2630
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Михайловна Подгорных # 4 мая 2014 в 13:44 0
Замечательная работа про нравственному воспитанию детей - доступная и интересная!
Ольга Валерьевна Щербакова # 4 мая 2014 в 15:36 0
Спасибо огромное за комментарий, собрала наработки за несколько лет в одно занятие!