Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект факультатива в старшей группе. Занимательная математика для дошкольников

Факультатив для старшей группы «Занимательная математика для дошколят» Конспект

Автор: воспитатель Михайловская Ольга Васильевна
Место работы: МКДОУ №3 Новосибирская область город Барабинск
Конспект факультатива для старшей группы «Занимательная математика для дошколят»
Цели: развитие познавательной активности, интерес к математике, развитие логическое мышление у дошколят.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации факультатива «Занимательная математика для дошколят» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Факультатив проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Работая по программе Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Основные задачи кружка:
• развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
• развитие математических способностей и склонностей;
• качественная подготовка ребенка к школе;
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:
• количество и счет;
• ознакомление с геометрическими фигурами;
• определение величины;
• ориентировка во времени, пространстве;
• решение логических задач.
Ожидаемые результаты:
• дети должны знать числа второго десятка;
• понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
• уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
• устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
• ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
• решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно.
В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
1.Количество и счет.
• Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
• Поставленные цели реализую через следующие игры:
• «Назови следующее, предыдущее число»
• «Назови соседей числа»
• «Назови меньше на 1, больше на 1»
• «Вверх вниз по числовой лестнице»
• «Составь и реши задачу».
• Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
• В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
• Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
• «Назови предметы заданной формы»,
• «Что общего и чем различаются фигуры»,
• «Найди предмет такой же формы»,
• «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
• «Найди лишнюю фигуру»,
• «Конструктор»,
• «Почини одеяло»,
• «Танграм»,
• Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
• Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
• В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
• «В каком сосуде больше воды?»
• «Что легче, что тяжелее?»
• «Что тонет, что плавает?»
• «Подбери шарфик для кукол»
• «Короче - длиннее»
• «Подбери мебель для трех медведей»
• В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
• В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
• В работе использую следующие дидактические игры:
• «Вчера, сегодня, завтра»
• «Дни недели»
• «Мой режим дня по часам»
• «Определи время по часам»
• «Когда это бывает?»
• «Что перепутал художник?»
• Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
5. Логические задачи
• Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
• Используемые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Пифагор», « Лабиринт», задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Планирования на сентябрь:
сроки проведения содержание работы задачи
1 неделя числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка. закрепить знания о числах от 1 до 10;умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение
2 неделя математические задачи, ориентировка на листе. учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
3 неделя счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.
4 неделя соотнесение количества предметов с цифрой закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей
Планирование на октябрь
1 неделя Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, знакомство с названием месяца - октябрь Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, познакомить с текущим месяцем - октябрь
2 неделя Число и цифра 6, знаки =, +,сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? на котором по счету месте? знакомить с составом числа 6
3 неделя Числа и цифры 3,4,5,6, знаки<, >,независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник Закрепить умение писать цифры 3,4,5,6, учить устанавливать соответствие м/у предметов и цифрой, познакомить со знаками <,>
4 неделя Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия м/у числом, цифрой, и количеством предметов Продолжать учить устанавливать соответствие м/у числом, цифрой и количеством предметов
Планирование на ноябрь
1 неделя Числа и цифры 1,2,3,4,5,0,знак геометрические фигуры, знакомство с названием месяца - ноябрь Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком -; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания осенних месяцев(сентябрь, октябрь), познакомить с месяцем - ноябрь
2 неделя Числа и цифры 0,4,5,6,решение задачи, установление равенства м/у двумя группами предметов, понятия «слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость м/у ними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе
3 неделя Число и цифра 7, знаки =,+, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части. Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого. А целое больше части
4 неделя Числа 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели
Планирование на декабрь
1 неделя Числа и цифры 1 – 8, знаки +,-, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление закономерностей Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно, использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца - декабрь
2 неделя Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части
3 неделя Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку
4 неделя Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет. Закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько? Который?, на каком по счету месте?
Планирование на январь
1 неделя Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца - январь Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями(1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. д); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», « низкая», «повыше», «еще повыше»
2 неделя Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения м/у ними; учить складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба
3 неделя Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков Познакомить с числом 10; учить писать число10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках
4 неделя Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике
Планирование на февраль
1 неделя Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, знакомство с названием месяца - февраль Познакомить с названием месяца – февраль; продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +,-, учить рисовать в тетради в клетку кораблик.
2 неделя Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками Упражнять в количественном и порядковым счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов ( дом, елка, лодка)решать логическую задачу на анализ и синтез
3 неделя Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7,8, 9,10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины
4 неделя Установление соответствия м/у цифрой и количеством предметов, знаки <,>, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция Продолжать учить устанавливать соответствие м/ у цифрой и количеством; учить пользоваться знаками <,>; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей
Планирование на март
1 неделя Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача. Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах ( декабрь, январь и февраль); учить решать логическую задачу на сходство и различие
2 неделя Решение задачи на вычитание, установление соответствия м/ у числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие м/у количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток( утро, день, вечер, ночь) учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький»
3 неделя Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление
4 неделя Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал, треугольник Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник
Планирование на апрель
1 неделя Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – апрель; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
2 неделя Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве Упражнять в различии количественного и порядкового счета; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать её и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку
3 неделя порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ, синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек Закреплять навыки порядкового и количественного счета; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать в тетрадь; продолжать учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов( дом, елка, лодка); учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; учить решать логическую задачу на анализ и синтез
4 неделя Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца – май, закрепление знаний о месяцах – март, апрель, стихи о цифрах от1 - 10 Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы
Литература:
Е.В.Колесникова Методическое пособие: М. 2009Е.В.колесникова Я считаю до 10 рабочая тетрадь для детей: м.; ТЦ Сфера,2011. – 64с.А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах ЗАО «Омега», Москва
С.И. Волкова «Математические ступеньки Москва «Просвещение» 2009


Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа внеурочной деятельности для 7 класса. Тема: «Ресурсосбережение» Игровое пособие по ФЭМП для детей старшей-подготовительной группы детского сада Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Страна геометрических фигур

Похожие статьи:

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке
Опубликовано: 3385 дней назад (17 января 2015)
Просмотров: 12501
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Мухина # 17 января 2015 в 16:43 0
Очень интересная и полезная тема
Ольга Васильевна Михайловская # 17 января 2015 в 18:32 0
Спасибо Елена Александровна за комментарий.
Светлана Николаевна Черняева # 22 января 2015 в 14:01 0
Замечательный материал, полный, ничего лишнего, бери и работай! спасибо!