Конкурсы для педагогов и детей

Игры для обучения чтению дошкольников

Рекомендации для педагогов: «Игры – занятия, способствующие обучению чтению».
Автор: Скичко Ольга Васильевна, воспитатель, МАДОУ "Мальвина" г.Ноябрьск ЯНАО
Описание: Данный материал предназначен для педагогов и воспитателей.
Скорость чтения у одного и того же ребенка может быть в два раза больше или меньше – в зависимости от того, где, кому и зачем он читает.
Как ребенок непостижимым образом осваивает сложнейший механизм устной речи – так же, во многом интуитивно, ему предстоит освоить механизм чтения. Не думайте, что можно вот так просто взять – и словами объяснить ребенку, что нужно делать, чтобы прочитать слово.
Все ваши задания по прочитыванию слога, слова или коротенького предложения должны быть рассчитаны, прежде всего, на детскую интуицию. Для этого больше подходят слова: угадай, узнай, найди, вспомни, подчеркни, сравни и тому подобные. Не угадал ничего страшного! Не узнал, не вспомнил, не подчеркнул? Не беда, в следующий раз и узнает, и вспомнит, и подчеркнет. Главное – избежать страха ошибки.
Рано или поздно обучение чтению становится для некоторых ребят проблемой. На какой-то стадии обучения снежный ком неудач вырастает до размеров страха, и ребенок уже не хочет ни читать, ни писать. Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребенка в обучении чтению.
1.След в след.
Вы читаете текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости – чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен в том, что вы сейчас предложите.
Вы говорите: «Стоп!» - и, пробегая между рядами, предлагаете некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед Стоп, и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное – он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его. Вы принимаете правила игры и удивляетесь. Счет открыт: один ноль в пользу «следопытов»!
Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок – очко «следопытам» (группе), не угадал – вам. Игра идет до пяти победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.
Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением – пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это с вашей точки зрения тот или иной «плохо читающий» ребёнок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиками.
2.В образе.
Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий.
Теперь предложите «рассказать» эту историю от имени предположительного героя – рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана. В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу – похоже, или нет?
3.Диктор.
Это работа – парная. Пары складываются произвольно, и от них требуется некоторая подготовка (репетиция). Некоторые творческие личности предпочитают экспромт.
На сцену выходят двое чтецов. Один из них – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол и берет газету в руки. Звучит сигнал «Прямой эфир», и диктор принимается за работу.
Читать ему следует не торопясь, четко проговаривая слова. Он может читать медленно, речь должна быть гладкой, словно «реченька журчит». И в этом непростом деле диктору будет помогать «заплечник» (это слово осталось от «заплечного чтения», придуманного Л.Филякиной).
Заплечник становится за спиной сидящего диктора и из-за его плеча следит за процессом чтения. Ему надо быть особенно начеку. Только диктор замешкался, еще не успел сделать ошибку – заплечник тут как тут.
4.Особое чтение.
На занятии дети объединяются в пары и «разбирают» сказку, рассказ или стихотворение по абзацам или строфам. Один из двоих – основной исполнитель, второй дублер. Дублер необходим: а вдруг основной исполнитель осипнет или еще что? Ведь тогда в фасаде сказки (рассказа, стихотворения) образуется брешь! От услуг же заплечника – подстраховщика можно отказаться. Кусочек текста втайне готовится для показа в группе…
Интересно потом, после показа, угадывать, сколько раз тот или иной ребенок его прочел при подготовке: четыре? Пять раз?... Слушатели высказывают свои версии на пальцах. Неужели только три? Вот это да! Раза два? Угадал? Я так и подумала, что не больше. И не забывайте радостно удивляться и тексту, и детям и почаще хвалить их.
Кусочек текста, поначалу чуть не выученный ребенком наизусть, задает ному чтения. И норму скорости в частности. Как бы высшую планку. Попросите ребенка, не останавливаясь, с разбегу начать читать следующий абзац, и вы вместе с ним удивитесь той лихости, с которой он проскочит первое предложение. А то два.
5.Своя книжка.
Допустим, большинство ваших детей читать не умеют. А ведь тренироваться в угадывании – узнавании слов хорошо бы каждый день.
Пусть каждый из детей принесет свою любимую книжку. Придумывайте по ней разные задания: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет Когда ребёнок готов читать? Готов ли ребенок учиться читать? Почему ребенок не может научиться читать
Сценарий Дня здоровья для детского сада. Старшая группа | Каталог дидактических игр для детей 5-6 лет
Опубликовано: 586 дней назад (4 мая 2015)
Просмотров: 1072
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!