Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)
Цель урока:
познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;
тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи урока:
1. Развивать навыки грамотного письма.
2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
Методы обучения:
• Словесные (беседа, фронтальный опрос);
• Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
• Практические (упражнения);
• Поисковые (частично-поисковые);
• Аналитический;
• Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.
Ход урока:
– Здоровья всем, радости, радужного настроения!
Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
– Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
- Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
-Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.
2. Составление кластера
Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей.
Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.
Текст для чтения. Существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
V
( уже известно) – (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)

– О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)
– Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
– Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).
– Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах
Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
Итак, давайте представим падежи имени существительного:
1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож?
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
– Давайте просклоняем слова кот, дом
1. Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блиц-опрос.
• Сколько падежей в русском языке? (6)
• Перечислите их.
• Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Родительское собрание 2 класс
Опубликовано: 268 дней назад (13 марта 2016)
Просмотров: 1433
+4
Голосов: 4
Тамара Борисовна Вершинина # 14 марта 2016 в 23:06 +3
Здравствуйте Ольга Викторовна! Мне очень понравилось ваше объяснение падежей. Хорошо, что приводите высказывания известных людей. В сказке о падежах мне хочется добавить к вашим словам, родительный падеж искал кого-то и чего-то и спрашивал, нет ли у вас ( Серёжи, кота, ит.д.;) что когда падеж подрос, он всё время восхищался чем-то, и творил добрые дела с кем-то, потому и назвали его -творительный, а предложный падеж носил с собой в портфеле предлоги (Потому его и назвали - Предложный) и всё время думал о ком-то или о чём-то. Мне кажется, что слово предлагать сразу требует вопроса ЧТО , а это винительный падеж. Вам, конечно, виднее. Думаю, что ваши детки и без стихов уже правильно определяют, где какой падеж. Примите мой голос и пожелание успехов.
Ольга Викторовна Паначева # 14 марта 2016 в 23:13 +3
Тамара Борисовна, большое спасибо за комментарий. Приятно слышать положительные отклики. Ваше дополнение обязательно использую для ребят на уроке.
Ольга Вениаминовна Мидяшкина # 15 марта 2016 в 09:59 +2
Ольга Викторовна, спасибо за приглашение. Потрясающая работа и серьёзный труд, требующие физических и моральных усилий.Все понравилось, интересно, увлекательно, доступно, ярко. Спасибо за интересный и полезный материал. Он может многим пригодиться в работе. Желаю дальнейших творческих успехов и удачи во всех начинаниях. Голосую.
Мира Симеунович # 16 марта 2016 в 02:21 +2
Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за прекрасный материал! Ваш конспект мне очень понравился! Такое серьёзное дело у Вас получилось таким интересным: и "хлеб языка", и объяснения, и притча. Всё очень подробно продумано, это видно в ходе урока - Вы ведёте учеников, заставляя их думать, делать выводы. То, что мне особенно понравилось в этой Вашей замечательной работе, это стишки о падежах. Это потому, что я преподаю русский как иностранный, и Ваши стихи, кажется, будут мне драгоценным помощником. Хотя мои ученики немного старше Ваших, я всегда стараюсь использовать такие интересные детали, которые привлекают внимание детей и способствуют повышению мотивации. Большое спасибо! Голосую и желаю успехов!
Любовь Владимировна Лычангина # 18 марта 2016 в 17:25 +2
Ольга Викторовна, спасибо за приглашение. Ваш материал уникален, нестандартен и этим ценен. Важно, что дети сами у Вас выводят тему урока, открывают новое знание. Стихотворение Вы использовали при знакомстве с падежами, сказку - при ознакомлении с последовательностью падежей. У меня лишь по оформлению будут рекомендации - не пренебрегайте жирным шрифтом, помещайте описание, автора, иллюстрации или фото с урока. Прекрасный материал и за него Вам - мой голос! Спасибо за опыт.