Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 классов «Математический ринг»
Автор: Тимолянова Ольга Викторовна
Учитель математики МБОУ ТСШ №2 с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
1.Познакомиться с историей счета.
Задачи:
1.Привитие интереса к математике.
2.Развитие математического мышления, смекалки, умения нестандартно мыслить, находчивости.
Игра рекомендована для учащихся 5 классов. Первым этапом будет небольшой экскурс в далёкое прошлое. Узнаем, как считали древние люди, которые не знали цифр. Второй этап – соревнование двух команд, проверка математических знаний, находчивости, быстроты ребят.
Подготовка к мероприятию:
1.Набрать две команды по 10 учеников.
2.Подготовить названия командам.
3.Выбрать членов жюри.
1.Вступление.
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у собаки?
Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Об этом я вам расскажу.
Давным – давно, много тысяч лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные дети, не знали счета. Но теперь детей учат родители, учителя, старшие братья и сёстры. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителями была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, нам маленький предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из выводка плавающих уток – одну утку, из колоса с зернами – одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение «один» и «много».
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: медведя, лося. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх с рогатинами – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.
Пальцы сыграли немаловажную роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Желая обменять сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала - пять, две – десять.
Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – пятнадцать, две руки и две ноги – двадцать.
2.Игра «Математический ринг»
Внимание! Правила игры: в игре участвуют две команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
I тур: Пословицы, крылатые слова о цифрах
Задание: команды по очереди называют пословицы, крылатые слова о цифрах. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество пословиц, крылатых слов.
Пример:
Ноль внимания.
Круглый ноль, абсолютный ноль.
Одна голова на плечах.
Ноль без палочки.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Первый блин комом.
Один пашет, а семеро руками машут.
Два сапога пара.
Убить двух зайцев.
От горшка два вершка.
Как свои пять пальцев.
II тур: Думай, считай, отгадывай.
Задание: Задачи на сообразительность задаются командам одновременно.
1.Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш? (ни одной, так как на вербе груши не растут)
2.Летела стая тетеревов,
Села на рощу деревов:
По двое на дерево сядут –
Одно дерево лишнее.
По одному сядут – один тетерев лишний.
Сколько было тетеревов? (четыре тетерева и три дерева)
3.Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (три)
4.По лесу гуляли: бабушка с внучкой, да папа с мамой, да дочка с отцом, да тетя с племянницей, да сестра с сестрой. Сколько всего человек гуляло по лесу? (пять)
5.Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах, трехколесных и двухколесных, а всего у них было 7 колес. Сколько было трехколесных велосипедов? (два двухколесных и один трехколесный)
6.Какая ступень будет средней у лестницы в 10 ступеней? ( у лестницы в 10 ступеней нет средней ступени, у нее есть пара средних ступеней – пятая и шестая)
III тур: Из заданных букв составьте слова
Ответы команды записывают и сдают жюри.
МИЛИТМРЛЕ (миллиметр)
ВЙОДАК (двойка)
ИГРУОЬЕНКТЛ (треугольник)
АТЯНЦИП (пятница)
Игра для болельщиков
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки. (горох)
Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Другого все слышат,
Да не видят. (молния и гром)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (град)
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке. (пальцы в варежке)
Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами. (черепаха)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя, Машенька)
IV тур: Кто самый внимательный?
От команды выбирают по одному участнику. Учитель ставит их лицом к классу, а перед ними на стул кладет гриб. Балл получит тот, кто окажется самым внимательным:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Гриб немедленно бери.
- Понятно?! Ну тогда я продолжаю свой рассказ:
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два… марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, но лучше….пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы гриб, друзья не взяли,
Когда была возможность взять!

Наш «математический ринг» подходит к концу. Сегодня обе команды показали себя не только знающими, но и находчивыми и смекалистыми.
Жюри подводит итоги. Команды награждаются дипломами I, II степени.
Большое всем спасибо за игру!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики» Урок по математике для 5 класса. Обобщающее повторение Конспект урока математики. Проценты, 5 класс Конспект урока математики: Задачи на совместную работу, 5 класс

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса

Конспект урока математики в 5 классе на тему «Порядок выполнения действий»

Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Участник №106 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Олимпийские игры в лагере. Сценарий
Опубликовано: 3584 дня назад (27 июня 2014)
Просмотров: 4204
+3
Голосов: 3
Татьяна Вениаминовна Волкова # 27 июня 2014 в 07:37 +1
Ольга Викторовна, для 5-и классников очень важны игровые моменты в процессе преподавания предмета. Математический ринг способствует развитию положительной мотивации в изучении такого трудного предмета. Сплочение коллектива, дух соперничества, чувства взаимопомощи и взаимовыручки - все здесь нашло свое место.Мой голос +1
Ольга Викторовна Тимолянова # 27 июня 2014 в 19:31 0
Большое спасибо за комментарий! Для меня это очень важно.
Елена Алексеевна Малышева # 27 июня 2014 в 19:01 0
Интересна мотивация урока, где идет повествование об истории цифр. Можно предложить детям написать реферат на данную тему, таким образом они через историю математики увидят часть истории человечества.
Ольга Викторовна Тимолянова # 27 июня 2014 в 19:33 0
Спасибо за идею! При современном подходе это важно.
Дина Алексеевна Складанная # 29 июня 2014 в 16:12 0
Ольга Викторовна, здравствуйте! Лишний раз себя проверить в математическом турнире не мешает. Мне понравились Ваши головоломки для детей. Много в них озорства и юмора. Можно такие задачки задавать и взрослым на смекалку и на сообразительность. Ну, а детям такие игры в удовольствие! Всего Вам доброго. Ставлю Вам +1 голос!
Ольга Викторовна Тимолянова # 1 июля 2014 в 10:11 0
Большое спасибо за комментарий! Для меня это важно.