Конкурсы для педагогов и детей

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда во 2-ой младшей группе ДОУ. Экскурсия для воспитателей
Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ
Цель: поделиться с коллегами идеями реализации создания развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе согласно ФГОС.

Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги. Свое выступление позвольте начать с притчи:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
Думаю, нам всем, конечно же, хочется служить прекрасной цели… Но, как построить прекрасный храм – храм личности ребенка? Как воспитать его всестороннее развитой гармоничной личностью? Конечно же - создать условия для его развития. Мы с вами знаем, что дошкольное образование - начальная ступень системы непрерывного образования. Как сказал Гораций - Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые. И переходя на тему нашей встречи сегодня –от того как мы наполним развивающую предметно-пространственную среду для ребенка и какие знания, нравственные ориентиры мы дадим ребенку в детстве, будет зависеть успешность становления его личности в будущем.
Помощниками в реализации развивающей предметно-пространственной среды, основными кирпичики в постройке нашего храма, - это те самые требования, о которых мы с вами сегодня говорили: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Приступая к оформлению группы в этом учебном году, я воспользовалась помощью родителей своих воспитанников. На родительском собрании я поделилась с родителями идеями по оформлению группы, они их с радостью подхватили и помогли воплотить в жизнь мои творческие порывы. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, на экскурсию по 2 младшей группе «Капелька»

Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любой группой начинается с приемной. Для меня очень важно, чтобы родители и дети уже в приемной могли почувствовать индивидуальность, веяние благожелательности и теплой уютной атмосферы, царящей в нашей группе. Наша группа называется «Капелька», название группы отражено в оформлении. В рамках-капельках на стене вы можете видеть копии работ Дональда Золана — это американский художник, трогательно рисующий детей. Счастливое и беззаботное детство, полное энергии и новых открытий можно увидеть на его чудесных работах. «Я люблю маленьких детей, - говорит Дональд Золан - то, как их глаза загораются от волнения, как они изучают мир. Это чудесное время жизни, наполненное удивлением. Время, когда каждое новое открытие является волшебным моментом». Помимо художественно-эстетического развития для детей рассматривание картин детского художника позволяет родителям снять дневное напряжение, подготовиться к приятной встрече с ребенком, когда они ожидают их в приемной. В одной из капелек вы можете ознакомиться с девизом нашей группы, который наполнен позитивом и теплом, и дает положительную установку родителям и всякому входящему в нашу группу –
Капельки мудрости, любви и терпенья Сольются в добро, мастерство и уменье! Из капелек – море радостных дней! Пусть жизнь будет ярче, Светлей и добрей!
Также в приемной вы можете видеть информационный стенд с контактной информацией для родителей, с правилами и режимными моментами нашей группы.
Ожидая ребенка, родители могут заглянуть в родительский дневничок, в котором собраны консультации по различным тематикам, здесь родители найдут ответ на любой интересующий их вопрос.
Обратите внимание, как оформлены шкафчики в приемной: в капельке -изображение индивидуальной картинки ребенка, которая повторяется и на шкафчиках для полотенец и на кроватках. Все шкафчики подписаны для удобства работы и самим воспитателям, и родителям. Интерьер, как раздевалки, так и группы меняется по сезону. В данный момент, вы видите зимнее оформление приемной. Для меня важно окружить ребенка красотой, чтобы каждый элемент интерьера мог позволить нам с детьми отправиться в путешествие в мир красоты. Потому что восприятие, осмысливание красоты — это основа, стер¬жень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Даже здесь в приемной можно включить тихую сказочную мелодию и полюбоваться вместе с детьми зимней веткой со снегирями.
В группе
Перед нами спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. В нем расположено безопасное и доступное для детей оборудование. Красочное оформление игровых тренажеров, которые помогли мне оформить родители, вызывает интерес детей к игровым спортивным упражнениям. Я не буду подробно останавливаться на тренажерах, так как презентацию нестандартного оборудования вы уже слышали на нашей августовской встрече педагогов.
Далее – уголок ряжания, который мы можем использовать и как парикмахерскую, и как салон красоты. Родители смастерили вешалку для нарядов, принесли нарядные платья, сумочки, заколочки. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Играя в уголке, дети получают психоэмоциональную разрядку, у них улучшается настроение. Самостоятельно подбирают свой образ, берут на себя роли парикмахера или модели.

Продумывая в этом году развивающую предметно-пространственную среду, мне очень хотелось сделать ее насыщенной, красочной, интересной для детей. Я предложила родителям оформить сюжетно-ролевую игру «Магазин» и результаты нашего совместного с родителями труда перед вами. Родители помогли изготовить продукты для магазина: колбаса, мороженое, пельмени. Обратите внимание на яркое оформление самой мебели, а также удобство ее применения: за витриной, в которой расположены ящечки для продуктов, располагается ребенок, выполняющий роль продавца.
Рядом вы видите уголок «Мир книги». Этот уголок привлекает всех ребят, здесь торжественно и чинно, книжки умные стоят. Вот такую удобную и для детей и для воспитателей полку смастерили наши папы.


Хочу обратить ваше внимание, что все уголки помимо того, что абсолютно безопасны для детей, находятся в зоне доступа, легко транформируются и многофункциональны. Н-р: наш магазин может быть не только продуктовым, но и книжным, если мы воспользуемся книжной полкой, или если мы воспользуемся вешалкой с уголка ряжания, то у нас получится магазин одежды. А если мы подставим столик, то можно организовать игру в кафе или столовую. Также, уголок книги можно трансформировать в библиотеку или выставку книжек-малышек.
Далее – уголок для мальчиков «Мастерская» - прекрасная возможность для детей воспроизводить действия взрослых, папы в игре. Мальчики учатся вкручивать и выкручивать болты, соединять детали отвертками, молотком, использовать пилу и другие игрушечные инструменты. Помимо развития моторики рук, игра в Мастерской формирует необходимые мужские качества, развивает логику. Ребята ремонтируют мебель, машины, которые располагаются рядом в игровой зоне для мальчиков.


Все дети стремятся к познанию окружающего мира с самого раннего возраста. Изучение свойств окружающих предметов при помощи простых опытов, происходит в нашей группе в уголке экспериментирования «Юные исследователи», который очень привлекает детей. Важным условием при создании уголка является техника безопасности применяемых материалов и доступность для детей. В качестве дополнительного образования я провожу для детей кружок по экспериментированию. Дети знакомятся со свойствами песка, воды, воздуха. Вы можете заглянуть в рабочие тетрадки и ознакомится с непосредственно-образовательной деятельностью кружка.
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Здесь дети учатся принимать на себя роль, выполнять соответствующие игровые действия. У детей формируется чуткое, внимательное отношение к заболевшему. И столик для игры, и кушетку нам смастерили заботливые папы, а мамы пошили вот эту замечательную машину «Скорую помощь», чтобы наши врачи могли быстрее доставить больного в больницу.

Эту машину можно использовать по-разному. Необходимо лишь убрать номер 03, и перед вами машина, на которой можно завозить продукты в магазин, или микроавтобус, на котором можно отправиться в путешествие.
Переходя к следующему уголку, мы попадаем в царство королевы Природы. Здесь ребята знакомятся с временем года. Украшают уголок куклы, деревья-топиарии по временам года. И, конечно же, растения, за которыми ухаживают ребята: поливают, протирают листочки. Яркие осенние листья, снежинки, красивые цветы, нежная зелень молодой травки, ягод вызывают у детей восторг. Оформление уголка способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира. Данный уголок можно использовать и как уголок уединения, включить ребенку приятную музыку леса, организовать для него терапию красотой. Ведь «глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - как говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И для меня это очень важно оформить интерьер группы так, чтобы куда бы ребенок не взглянул, ему была предоставлена возможность для восприятия красоты. Для меня важно научить ребенка видеть в красоте окружаю¬щего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Потому что красота — могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Я думаю, что реализации этой цели в группе созданы все условия. Посмотрите наверх, как мирно порхают мохнатые снежинки. Для зимнего оформления группы я использовала красно-белые тона. Вы можете видеть зимнюю сказку из бумаги в технике вытынанок, которую бы я не смогла оформить без помощи родителей. Вечером мы выключаем свет, включаем фонарики и герои нашей сказки как бы оживают. А рядом камин с коллекцией снеговичков, кошечка на окошечке – все это элементы уюта, тепла, комфорта, помогают создают атмосферу домашнего очага, «одомашнить» группу.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет. Для этого в нашей группе существует уголок творчества, где находится все необходимое для творчества детей: карандаши, фломастеры, трафареты, доска для рисования мелками, пластилин. Сейчас очень популярен пластилин плэй до, он яркий, эластичный, безопасный. Мы приобрели вот такую кондитерскую фабрику, дети с удовольствием лепят разное пирожное, печенье. Свои работы по лепке ребята выставляют на выставку – вот такую яркую красочную лесенку, которую смастерили заботливые родители.
Мне хочется пригласить вас, уважаемые коллеги в Мир сказок, так называется уголок, который находиться перед вами. Мы знакомим детей с устным народным творчеством, приобщаем к миру искусства, миру театра. Это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами. Мир сказок, оформленный в нашей группе настолько разнообразен, что вы можете видеть не только героев русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», но и современных героев Лунтика, Кузю, а наши девочки в восторге от коллекции кукол из сказок Белоснежка, Золушка, Ариэль.

Заканчивая экскурсию по нашей группе, мне хочется вернуться к притче, сказанной в начале. Желаю вам радости и творческого вдохновения от миссии, возложенной на нас - постройке прекрасного храма, при этом сохранить в себе - душу ребёнка, и себя – в душах детей»

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада Развивающая среда групповой комнаты ДОУ Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф Организация развивающей среды ДОУ
Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Конспект занятия в детском саду «Познание. ФЭМП». Младшая группа
Опубликовано: 81 день назад (14 сентября 2016)
Просмотров: 659
Рубрика: Без рубрики
+12
Голосов: 12
Селина Татьяна Владимировна # 14 сентября 2016 в 18:37 +3
Здравствуйте, Ольга Владимировна. Спасибо Вам за прекрасный материал. Сюжетно-ролевые игры очень важны для малышей. Так они учатся сложной взрослой жизни. Как здорово, что Вы добавили много фотографий, видно, что малыши играют с удовольствием. Ваши чудесные трансформирующиеся полочки - замечательная идея.Все они яркие, а значит, привлекут ребят. А вступление - притча заслуживает отдельной похвалы. Примите мой голос. Творческих Вам успехов.
Ольга Владимировна Алферова # 14 сентября 2016 в 18:41 0
Благодарю за первый отзыв!
Ольга Васильевна Кузьминова # 14 сентября 2016 в 18:47 +3
Добрый вечер!
Ольга Владимировна, с удовольствием познакомилась с вашей группой.Все замечательно и интересно. Все игровые зоны есть для полноценного развития ребенка.И тоже хочется отметить вступление, заинтриговала, даже хотелось все прочитать до конца.
Примите голос!
Ольга Владимировна Алферова # 14 сентября 2016 в 19:11 0
Спасибо, Ольга Васильевна за комментарий. Успехов вам в работе.
Елена Григорьевна Полякова # 16 сентября 2016 в 09:40 +3
Здравствуйте, Ольга Владимировна!
С удовольствием отдаю голос Вашей работе.
Вам удалось создать в своей группе особую, добрую и в то же время, действительно, развивающую среду.
Для деток в этом пространстве есть абсолютно всё, что их интересует в этом возрасте. Созданы условия для активного проигрывания накопленных социальных знаний. Но, главное, что есть в Вашей работе- всё сделано с душой и огромной любовью к детям. Желаю Вам сохранить творческий запал до конца профессиональной деятельности. Успехов и удачи! С уважением, Е.Г.
Ольга Владимировна Алферова # 18 сентября 2016 в 11:14 0
joke Благодарю!
Лариса Владимировна Валитова # 17 сентября 2016 в 20:20 +3
Здравствуйте Ольга Владимировна. Все очень уютно,эстетично, аккуратно и творчески оформлено. Именно в этом возрасте ребенку требуется много наглядности, в том числе и оформление групповой комнаты. Желаю и в дальнейшем больших творческих успехов. Спасибо. Голос.
Ольга Владимировна Алферова # 18 сентября 2016 в 11:15 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ольга Владимировна Алферова # 23 сентября 2016 в 13:32 0
Благодарю, Вас, Лариса Владимировна за отзыв! Удачи в работе! joke
Мария Кузьминична Кондратьева # 18 сентября 2016 в 14:20 +3
Очень красивая группа. По-моему здесь учтены все возможные игровые и развивающие зоны. Все красиво, эстетично, наполнено различными игровыми материалами, все соответствует ФГОС ДОУ. У меня к Вам вопрос. В нашем садике мы тоже выставляли подписанные работы ребят. Устраивать выставку готовых работ не противоречит ФГОС, но заведующая говорит, что не стоит выставлять работы подписанными для родителей, так ребенка можно оценивать только с самим собой, но не с кем-то другим. Что Вы думаете по этому поводу? Как у Вас?
Ольга Владимировна Алферова # 23 сентября 2016 в 13:31 0
Мария Кузьминична, благодарю Вас за отзыв. У нас в детском саду практикуется подписывание работ детей и это никогда не вызывало никакого недовольства со стороны родителей.
Ирина Николаевна Ступченко # 18 сентября 2016 в 17:07 +2
Мне очень понравилась Ваша публикация. Всё соответствует современным стандартам. Подобные украшения и оформления показывают работу педагога в полном объёме. Всё здорово. Примите голос!
Ольга Владимировна Алферова # 23 сентября 2016 в 13:28 0
Благодарю! joke
Нина Владимировна Иванова # 21 сентября 2016 в 09:02 +1
Ольга Владимировна, спасибо за экскурсию! Разнообразие уголков их насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность способствует всестороннему развитию детей. Благодарю за некоторые подсказки, которые я использую в своей работе. Успеха! Голос.
Ольга Владимировна Алферова # 23 сентября 2016 в 13:27 0
Спасибо Вам, Нина Владимировна, за отзыв joke
Виктория Колесникова # 23 октября 2016 в 15:51 +1
Ольга Владимировна! С удовольствием читала вашу публикацию. У Вас очень красочная и интересная развивающая среда! Насыщена великолепным оборудованием! Вы и Ваши родители большие молодцы! Постарались на славу! Я думаю что ваши детки остались очень довольными!
Елена Викторовна Козлова # 27 октября 2016 в 11:45 +1
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Оформление группы вызывает восторг. Всё ярко, красочно, безопасно, доступно, функционально. Вами проделана большая работа с родителями, которая сподвигла их на изготовление модульного оборудования для игровых зон. Очень уютная, доброжелательная, познавательная обстановка в Вашей группе; всё подобрано эстетично с любовью к детям. Желаю Вам творческого вдохновения.Голос.
Ольга Владимировна Алферова # 27 октября 2016 в 18:49 0
Благодарю вас, уважаемые коллеги, за отзывы!
Алла Ивановна Ефимова # 12 ноября 2016 в 23:49 +1
Интересная получилась экскурсия.
Прекрасные уголки в которых детишки с огромным удовольствием проводят время.
Примите голос.