Конкурсы для педагогов и детей

Рабочая программа элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс

Рабочая программа элективного учебного предмета основного общего образования «Человек и выбор профессии» 9 класс
Срок реализации программы 1 год
1. Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Настоящая программа является авторской и составлена на основе общественного запроса в условиях реформирования образовательного процесса. Программа определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися 9-х классов. Она включает обоснование актуальности профориентации для системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику.
Программа профориентационной работы с учащимися разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания и образования, на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования Департамента Образования Ивановского района от 2013 г., а также анализе состояния и тенденций развития профориентационной работы в регионе;
3. Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Богданихской СОШ;
4. Базисного учебного плана.
2. Общая характеристика курса
"Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою жизнь" Ч. Кеттерлинг

Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана программа «Человек и выбор будущей профессии». Работая по программе, ученики 9 класса обучаются основным подходам и принципам принятия решения, приобретают первый опыт критического самопознания. В данном случае выбор профильного курса рассматривается в качестве примера для практических занятий по подготовке учеников к выбору.
Данная программа реализуются в рамках комплексного сопровождения и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, классного руководителя, психолога. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.
Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.
В ходе работы по программе необходимо решить ряд задач:
1.Способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
2.Формирование актуального для подростков «информационного поля»;
3.Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
4.Изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;
5.Изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;
6.Соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;
7.Информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;
8.Способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
9.Обеспечение подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.

Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с психологом собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.
В рамках занятий предполагается проведение серии занятий с классом с использованием дневника и портфолио, индивидуальное консультирование учеников и их родителей, проведение родительских собраний.
Учебный курс «Человек и выбор профессии» проходит несколько этапов и предусматривает постепенную поэтапную структуру.

Программа проходит 4 этапа:

1. Информационный этап.
На этом этапе осуществляется:
- максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах образовательного маршрута после окончания 9 класса средней школы;
- информирование о методиках, как правильно выбрать профессию;
- даются в доступной форме профессиограммы наиболее популярных среди учащихся профессий;
- знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности».

2. Диагностический этап.
- изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
- диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
- происходит знакомство с различными профессиональными учебными заведениями города, типами, спецификой и уровнями преподавания, вариантами получения высшего образования в форме бесед, знакомства со справочниками по колледжам, лицеям, школам города и т.д., экскурсий, встреч с представителями учебных заведений; посещение дней открытых дверей в различных учебных заведениях. Эта работа продолжается в течение всего учебного года.

3. Аналитический этап
На этом этапе происходит обработка результатов диагностики, причем мы стремимся максимально привлечь самих учащихся к этой процедуре, то есть все методики обрабатываются сразу после заполнения непосредственно на уроках и первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснений психолога; соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося, соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий, анализ результатов работы каждого учащегося в рамках программы..
Психолог и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора.

4. Обобщающий этап.
На данном этапе проводятся индивидуальные консультации старшеклассников. Основная направленность консультации – подвести подростка к самостоятельному выбору образовательного маршрута: определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора», выработке конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору образовательного маршрута.
При необходимости осуществляется дополнительная диагностика учащихся и обсуждение полученных результатов.
Проводится психолого-педагогический консилиум с участием сотрудников, родителей, классного руководителя и администрации.
На этом этапе работа с родителями осуществляется в основном в форме индивидуальных бесед, в процессе которых продумываются возможные пути оказания помощи подростку в выборе образовательного маршрута.
3.Планируемые результаты
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.
Элективный курс «Человек и выбор будущей профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.

Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:
- Учебная дискуссия;
- Деловые игры;
- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;
- Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.

Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
- игровая;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
4. Содержание учебного курса
Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги. 7 часов.
1. Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».
2. Как выбрать профессию. Что такое профессия?
3. Профессия. Специальность. Квалификация.
4. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»
5. Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.
6. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
1. Тест «Я предпочту» Климова Е.А. (5 типов профессий), карта ДДО.
2. Карта «Мои интересы».
3. Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).
4. Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.
5. Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.
6. Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.
7. Деловая игра с учащимися «Кем быть?»
Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 20 часов.
1. Психологические типы профессий. Базовая классификация.
2. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».
3. Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий.
4. Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии.
5. Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации.
6. Психологическая игра «В мире профессий».
7. Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации.
8. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ.
9. Профигра «Человек – профессия».
10. Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность.
11. Карта «Мои интересы».
12. Склонности и профессиональная направленность.
13. Что влияет на мои возможности?
14. Тест «Матрица выбора профессии».
15. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним.
16. Деловая игра «Кадровый вопрос».
17. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты.
18. Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы».
19. «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства.
20. Индивидуальное консультирование.
5. Место курса в учебном плане
Элективный курс «Человек и выбор профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество академических часов: 34 часа 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
1. Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги. 7 ч.
2. Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 ч.
3. Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 20 ч.
Итого: 34 ч.
6. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы
1. Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. - С-Пб., 1997;
2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;
3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
6. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
9. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
11. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
14. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;
15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
16. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;
17. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9 ред. От 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

Материально-техническое обеспечение
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная техника;
- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео-фотооборудование и т.д.).
Приложения:
- Календарно-тематическое планирование;
Скачать Рабочая программа и Календарно-тематический план элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс

Рекомендуем посмотреть:

Выступление агитбригады на встрече по профориентации лицее, колледже Итоговое занятие элективного курса в 5 классе на тему «Мой дом-моя школа» Уходить ли из школы после 9 класса? КВН для воспитанников с ОВЗ 9-10 классов школы-интернат на тему: Профессии

Похожие статьи:

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Внеклассное мероприятие по профориентации 9 класс

Экскурсия в школьный музей. Великая Отечественная война | ЕГЭ История. Сочинение по историческому периоду - памятка-алгоритм для ученика
Опубликовано: 371 день назад (6 декабря 2015)
Просмотров: 2946
+1
Голосов: 1
Римма Ахатовна Афанасьева # 23 октября 2016 в 14:40 0
Спасибо за программу элективного курса. Возьму в закладки.