Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс

Разработка урока по обществознанию 9 класс «ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА»
Технологическая карта урока
Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству, раскрыть основные принципы правовых отношений между субъектами рынка.
Задачи:
• раскрыть понятие «Потребитель» по Закону о защите прав потребителя;
• развитие у учащихся креативного мышления, аргументированного ведения диалога;
• развитие навыков самовыражения и рефлексивного мышления;
• совершенствование навыков работы в группе;
• воспитание потребительской культуры на основе полученных знаний.
Планируемые результаты:
• формирование знаний о правовых взаимоотношениях между субъектами рынка;
• умение вести познавательную деятельность в группе, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное;
• публично выступать;
• развитие практических умений и навыков в роли «Я - потребитель»;
• экономическое, гражданско-правовое воспитание учащихся.
Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, изготовитель, продавец, потребитель, права потребителя.
Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний с элементами индивидуальной творческой работы и работы в группах.
Методы обучения: метод стимулирования интереса, элементы исследовательской работы и мозгового штурма, игровые методы.

План и содержание урока:
I. Вводно – мотивационный этап, постановка цели и учебной задачи.
II. Этап собственно учебных действий
• участники правовых отношений в области защиты прав потребителя - игра «Кто есть кто?».
• потребитель – король рынка, «построение» понятий - потребитель, продавец, производитель, решение задач на применение понятия «Потребитель».
• права потребителя, творческая работа в группе.
III. Этап контроля и коррекции знаний.

Источники информации: Закон о защите прав потребителя РФ 1992 г.

Методическое обеспечение: карточки с названиями участников правовых отношений (изготовитель, продавец, потребитель); атрибуты для игровой ситуации: кукла, ценник, деньги; ситуации по правам потребителя для работы в группах.
Конспект занятия
I. Вводно – мотивационный этап урока
Учитель: Сегодня мы с вами начнем наш урок о взрослом и серьезном с незатейливой всем знакомой детской сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал» (видеоряд из м/ф «Как старик корову продавал») .
Все мы с вами довольно часто оказываемся в похожей ситуации: кто-то что-то покупает, кто-то-продает. Все эти действия происходят на экономическом рынке.
Учитель: Ребята, исходя из вышесказанного и увиденного, давайте, определим, о чем мы будем сегодня говорить, какая тема сегодняшнего занятия - ответы детей (тема урока « Потребитель и его права» - запись в тетрадях).
Какие задачи поставим на уроке: ответы детей
• Кто такой потребитель? Кто такой продавец? Кто такой изготовитель?
• Каковы их права?
• Как защитить права в случае их нарушения?
Сегодня на уроке мы и должны решить с вами эти задачи.
II. Этап учебных действий
1.Древо познания: что вы знаете по этой теме? Что хотите узнать?
Учитель: правовые отношения, которые возникают при продаже товаров и оказании услуг, регулирует Закон. Каких участников (субъектов) рынка вы знаете? Когда мы покупаем – кто мы? (покупатель-потребитель). Когда мы продаем – кто мы? (продавец). А создает товары и услуги – производитель, изготовитель.
2.Ролевая игра.
Учитель: Чтобы выяснить, что характерно для участников этих правовых отношений, я предлагаю провести ролевую игру «Кто есть кто?».
Игра «Кто есть кто?»
(описание)
1) из класса вызываются 3 участника игры, на спины которых прикрепляются карточки с названиями: изготовитель, потребитель, продавец;
2) участникам раздаются соответственно их ролям атрибуты: изготовителю – куклу, продавцу – ценник, потребителю – деньги. Им тихо объясняется, что они должны продемонстрировать без слов классу: изготовитель - собирает куклу, продавец – берет куклу у изготовителя, осматривает и вешает на нее ценник, далее предлагает всем для покупки; потребитель – рассматривает куклу, ценник и покупает ее за деньги;
3) предлагается задание классу: «Сейчас каждый мой помощник будет без слов играть роль одного из участников купли-продажи. Ваша задача – определить, как называется каждый из «героев» игры»;
4) после проигрывания ситуаций классу предлагается определить, как называется каждый из участников (при правильном ответе участник поворачивается спиной к классу и демонстрирует карточку со своим названием).
Проблемный вопрос к учащимся: как вы считаете, кто является главным участником рынка и каждому субъекту рынка дозволено все? (провокация учащихся – мнение: «Я считаю, что главный субъект, которому дозволено все – это продавец»).
3
.Работа с обществоведческими терминами.
Учитель: Так, кто же они – потребитель, изготовитель, продавец? Давайте сами попробуем сформулировать эти понятия.
Запись на доске в 3 столбца: изготовитель, продавец, потребитель
Для этого предлагаю использовать прием «мозговой штурм» и «хаос слов» (запись на доске фраз, слов, которые, по их мнению, подходят для понятия):
- какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар…)
- какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? (гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги…).
- какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? (предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату …).
Записи в тетрадях понятий ««изготовитель», «потребитель», «продавец» (потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи).
Учитель: Ребята, как вы думаете, кого из участников этих правовых отношений можно назвать королем рынка? Почему? (ответы детей).
Комментарий учителя: демонстрация на доске, что будет, если не будет 1, 2, 3 участника рынка. Основная т. зр. – потребитель - король. Так как у него есть потребности в товаре, какой – либо услуге. А остальные лишь удовлетворяют эти потребности. Не будет потребителя с его потребностями – не будет и всех остальных.
Учитель: А мы, исходя из полученного понятия, определим, кто из героев сказок и литературных произведений является потребителем.
- «Пошла муха на базар и купила самовар…» - Является ли героиня сказки К. Чуковского потребителем? (Да, она совершила покупку).
- «Сказка о Рыбаке и Золотой рыбке» - старик просит у золотой рыбки новое корыто для своей старухи. Является ли герой этой сказки А.С.Пушкина потребителем? (Нет, т.к. старик не платил рыбке за услуги).
- А будет ли являться потребителем Робинзон Крузо на необитаемом острове? ( Нет, т.к. он ничего не покупает).
- По грибы, по ягоды в лес пойдем - будем ли мы являться потребителем в этом случае? (Нет)
4.
Работа в группах по выявлению прав
и их классификации из источника - Закона о правах потребителя.
Учитель: А теперь возвращаемся к нашей теме – потребитель и его права. «Потребители – это все мы, » - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 г. Президент США Джон Кеннеди и провозгласил основные права потребителя. С тех пор на планете стало одним Всемирным праздником больше (запись в тетради).
Давайте выясним, какие же это основные права потребителя имеем мы с вами. Для этого мы с вами разделимся на 3 группы (деление класса). Задание для каждой группы будет состоять в следующем: в течение 5 минут…
1.Прочитать предложенную ситуацию и выяснить, о каком праве потребителя идет речь (см. приложение).
2.Сформулировать данное право, суть данного права (напишите название права потребителя, основные моменты этого права).
3.Работу группы представьте классу, объяснив всем право потребителя.
По истечении времени слово предоставляется каждой группе для презентации своей работы (1 группа – право на достоверную информацию о товаре и услуге; 2 группа – право на безопасность товара и услуги; 3 группа – право на качество товара и услуги), запись в тетради групп прав потребителя.
Учитель: вопросы каждой команде – случались ли с вами подобные ситуации с правами потребителя: проверка знаний личного жизненного опыта.
Учитель: Вспомните отрывок С. Михалкова "Как старик корову продавал”: Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
Ответ: ст. 4 Закона "Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 "Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора
Ст. 12 "Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.
5. Учитель: А какие права имеет изготовитель?
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).
- Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерия).
6. Защита прав потребителя.
Учитель: В случае нарушения прав или предоставлении некачественного товара потребитель имеет право:
1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (в течение 20 дней)
2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (10 дней для разрешения вопроса)
3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней)
4. Заменить на другой товар.
5. Возвратить вещь в магазин до определенного срока, получив деньги обратно (перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену – ювелирные изделия, медикаменты, белье…).
III. Этап контроля и коррекции знаний
Учитель: А теперь вернемся к нашим задачам урока.
- Ответы на поставленные в начале урока проблемные задачи с проговариванием основных моментов занятия.
Задания на закрепление материала (если есть время или на д/з)
1. Анна Ивановна купила в магазине «Ласточка» 5 бутылок молока, посмотрев только на одной срок годности продукта. Придя домой, она обнаружила, что 2 бутылки молока уже просрочены. Было поздно, и Анна Ивановна решила пойти в магазин на следующий день. Продавец отказала женщине в возврате денег или обмене товара, указав на то, что женщина не принесла продукцию в этот же день. Правомерно ли действие продавца в данной ситуации?
(Ответ: Нет. С какого момента наступает гарантийный срок товара? С момента передачи товара потребителя).
2. Ольга Николаевна потеряла кассовый чек магазина, в котором она купила сапоги. Работники магазина, куда обратилась Ольга Николаевна, отказались поменять сапоги, несмотря на недостатки товара, ссылаясь на то, что она не имеет доказательств того, что сапоги приобретены именно в их магазине. Что можно посоветовать Ольге Николаевне в такой ситуации? Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Ответ: Да. Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя, возможно привлечение свидетелей покупки).
3. Полгода назад Иван Петрович купил планшет стоимостью 30 тысяч рублей, гарантия которого - 2 года. По истечению 6 месяцев техника стала неисправной. В магазине ему отказали в гарантийном ремонте или замене, так как упаковка утеряна. Хотя и паспорт, и гарантийный талон, и чек он продавцу предоставил. Правомочны ли действия продавца в данной ситуации? (Ответ: Нет. Отсутствие упаковки не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).
Домашнее задание:
Приведите из жизни своей семьи или СМИ примеры нарушений основных прав потребителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Закон о защите прав потребителей» РФ 7 февраля 1992 года

Глава I. Общие положения. Права потребителей в момент совершения сделки.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
 безопасность товара, услуги - безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, а также процесса выполнения работы.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах (услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (услугах).
2. Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Юридические ситуации
Ситуация № 1
1) Однажды одна престарелая дама, проезжая на велосипеде мимо ресторана «Макдоналдс», решила перекусить. Сунула монетку, ничего не подозревая, схватила стаканчик и обожглась. Кофе оказался чересчур горячим!
Дама тут же поняла, что ее потребительские права на…………серьезно ущемлены. И судебные заседатели полностью с ней согласились, присудив в качестве компенсации морального ущерба выплатить пострадавшей дневную выручку всех «Макдоналдсов» данного штата.
С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать предостережения: осторожно, не обожгитесь!
2) Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее, по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя нарушено?
Ситуация № 2
История американки Лесли Уитли очень хорошо знакома всем американским предприятиям. Уже умирая от рака, она выиграла иск в 20 миллионов долларов к двум крупнейшим корпорациям – «Филипп Моррис» и «РейнолдсХолдинг». Она настояла на судебном расследовании, в результате которого выявились серьезные нарушения в производстве, которые и вызвали серьезное заболевание. Американские судебные эксперты решили дело в пользу Лесли Уитли. Так она смогла защитить свое право на……………
Ситуация № 3
Откусив первый кусок своего любимого яблочного пирога, Венди почувствовала приступ тошноты. В пироге была запечена большая черная муха. На следующий день Венди отправилась в пекарню, где была сделана покупка, с куском пирога. Ей тут же были возвращены деньги. Но Венди этого показалось мало. Поэтому ее муж отнес злополучный пирог в местное отделение по охране здоровья. Через две недели Венди получила письмо от администрации пекарни с извинениями. В письме, кроме того, рассказывалось о мерах предосторожности, принимаемых против таких неприятных происшествий. В конце письма ей предлагалось 5 фунтов в возмещение морального вреда. Так было нарушено право потребителя на ...
Ответы к ситуациям
№ 1 - право на достоверную полную информацию о товаре или услуге
№ 2 – право на безопасность при использовании товаров
№ 3 – право на качество товара

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Духовные основы общества Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения | Практическое занятие по обществознанию. Как написать эссе
Опубликовано: 733 дня назад (6 декабря 2014)
Просмотров: 8698
+2
Голосов: 2
Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 23:39 0
Поддерживаю Вас, Ольга Владимировна, в интересе к теме о правах потребителя! в наше неспокойное время необходимо знать об этом самому и научить детей не растеряться в случае непредвиденных проблем. Так что Ваш урок интересен и как материал для классного часа со старшеклассниками. Обязательно воспользуюсь.
Ольга Владимировна Кораблева # 2 января 2015 в 22:43 0
Спасибо! Лидия Витальевна, мне важен ваш отзыв!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 3 января 2015 в 10:14 0
Я тоже поддерживаю Вас, Ольга Владимировна, вы проделали большую работу на уроке. Оставляю вам свой голос!
ира # 12 января 2015 в 19:57 0
спасибо! хорошая информация, только как поставить голос?
Ольга Валентиновна Черняк # 23 февраля 2016 в 16:28 0
Спасибо большое за разработку урока. Урок методически выстроен грамотно. Продуман каждый этап урока. Возьму на заметку. Мой голос вам.