Конкурсы для педагогов и детей

Технологическая карта урока биологии. Прокариотическая клетка, 9 класс

Технологическая карта урока (План – конспект)
Глава 11 «Строение и функции клеток»
Урок №1. Тема "Прокариотическая клетка"
1. ФИО – Перковская Ольга Владимировна
2. Место работы - МАОУ «Молчановская СОШ № 1» с. Молчаново, Томская область
3. Должность - учитель биологии
4. Предмет - биология
5. Класс - 9
6. Тема - Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.
7. Учебник - «Биология. Общие закономерности», 9 класс, Мамонтов С. Г., Захаров В.Б., Сонин Н. И.: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд., переработ. - М.: Дрофа, 2014. - 287 с.
8. Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий
9. Задачи:
Метапредметные, предметные
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регуляторные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Развивающие
• развитие самостоятельности и интереса к данному разделу темы;
• продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы при изучении темы;
• раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции
Образовательные:
• Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении, процессах жизни бактерий;
• подвести учащихся к выводу о значении первых организмов в природе и значении в жизни человека;
• создать представление о двух уровнях клеточной организации: эукариотическом и прокариотическом;

• - сформировать у учащихся знания о бактериях и синезелёных.
Воспитывающие:
• развивать интерес и бережное отношение к природе;
• продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.

10. Тип урока: изучение материала, первичное закрепление знаний.
11. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Оборудование: ноутбук, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии, таблицы прокариотической и эукариотической клеток, ролик, информация с дополнительной литературой, (приложение 1)
13. Образовательный канал
Тема урока «Прокариотическая клетка».
№ Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция. Модуль 1: К-типа Анализируют и отвечают на карточки, просмотривают информацию на электронных карточках (роликах, без звука) и записывают на доску все знания по бактериям, которые у них восстановились (или не записывают, если материал не вспомнился, а опрашивается другой ученик) Сообщает тему урока.
Даёт задание по новой теме, в ходе выполнения которого, требуется восстановить знания полученные при изучении бактериальной клетки (7 класс).
Записывается информация в «Бортовой журнал».

3.Целеполагание, мотивация. Модуль 2:И - типа
Записывают тему урока в тетрадь, а далее просматривают знакомую или незнакомую информацию, её записывают.
Объявляются цель и задачи урока Обращает внимание на тот материал, который удалось восстановить учащимся о прокариотах.
4.
Изучение нового материала
Модуль 2:И-типа
«Прокариоты»/анимация, сравнительная таблица «Прокариоты и эукариоты»
Прослушивают сообщение.
Получают задания. Просматривая ролик надо выделить особенности строения, процессы и роль прокариот.
Изучают теоретический материал в процессе просмотра ролика и работая с текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь.

Формулирует вопросы и задания.
1 ряд. Записать информацию о строении (стр.123 контроль по рисунку);
2 ряд. Записать информацию по процессам (стр. 124 контроль по тексту);
3 ряд. Записать информацию по роли в природе и жизни человека .
Инд. сильн. Задания по прокариотам и эукариотам (стр.121 и 122). Сравнить и найти особенности каждой группы.
5. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных ситуациях. Проверяют полученную информацию.
Разбирается схема особенностей прокариот и эукариот при участии группы сильных учеников. Коррекция и комментарии ответов учащихся по заданиям.
6.Закрепление знаний.
Модуль 3: П –- типа
Выполняют практические задания задание с использованием компьютера и ЭОР.
Комментирует задание.
7. Подведение итогов урока Формулируют выводы по уроку.
Выставляют оценки. Обобщает.
Оценивает работу учащихся.
8. Домашнее задание Варианты заданий:
Прочитать стр. 122-124 учебника, подготовить тонкие и толстые вопросы, синквейн «прокариоты» и «эукариоты».
Записывают домашнее задание.
Формулирует домашнее задание. Предлагает различные варианты выполнения.

Приложение 1.
Всюду жизнь: бактерии, живущие в экстремальных условиях.

Природа. Наука. Питательный уран.
Ученые из Университета Престона обнаружили бактерий, живущих на глубине 2,8 км под землей. До недавнего времени они были совершенно изолированы от поверхности и, как оказалось, полагались на урановые руды в качестве источника энергии для жизни. Скальная кора Земли фактически не изведана на глубинах более полукилометра. Найденные организмы живут в другом полностью отличном от нашего мире. Ученые исследовали заполнившийся водой разлом на одном из золотых рудников около Йоханнесбурга, ЮАР. Они взяли пробы воды, просачивавшейся в шахту с большой глубины. Анализ ДНК показал присутствие в пробах воды нескольких видов бактерий, среди которых доминировал новый вид бактерий Firmicutes. В замкнутой подземной среде бактерии Firmicutes играют ту же роль, что на поверхности играют фотосинтезирующие организмы. Эти бактерии усваивают первичную энергию, чтобы передать ее всем членам сообщества. На поверхности первоисточником энергии для всего живого является энергия Солнца. А вот под землей, как утверждают ученые, первичным источником энергии служит радиация урановых руд. Именно она позволяет бактериям расщепить воду на водород и кислород, а также способствует формированию сульфатов из содержащих серу полезных ископаемых. Найденный вид Firmicutes, использует для своего питания комбинацию водорода и сульфатов, а отходы жизнедеятельности этой бактерии могут служить источником пищи для других микроорганизмов, живущих глубоко под землей. Анализ возраста разлома и генетический анализ бактерий показали, что от своих наземных сородичей они были полностью изолированы от 3 до 25 миллионов лет назад.
Под океанским дном
Ученые из британского университета Кардиффа нашли живые микроорганизмы при бурении океанского дна. Они выяснили что на глубинах в 400—800 метров ниже дна, в толще древних отложений и пород живут миллиарды бактерий. Возраст некоторых экземпляров оценивается в 16 миллионов лет. Исследователи полагают, что именно в подобных условиях, в глубинах донных пород, более чем 3,8 миллиарда лет назад зародилась жизнь и лишь позднее, когда среда на поверхности стала пригодной для обитания — жизнь проникла в океан и на сушу. По некоторым оценкам, эта бактериальная биосфера, расположенная под морским дном, очень велика и по массе превосходит все бактерии, живущие на суше. Потому она оказывает заметное влияние на геологические процессы, на баланс диоксида углерода и другие жизненно важные процессы. Возможно без таких подземных бактерий у нас не было бы нефти и газа.

Подледный улов
Российские и французские ученые, при глубинном бурении на антарктической стации Восток, во льду, поднятом с многокилометровой глубины обнаружили следы бактерий, до сих пор встречавшиеся лишь в некоторых горячих источниках. Бурение остановлено за несколько десятков метров от крупнейшего подледного озера Восток, но в поднятых образцах льда уже есть следы воды из озера, которые попали в верхний слой льда в результате перемешивания или землетрясения. Образцы льда содержат полосы темного осадка. В этом осадке и были найдены генетические следы бактерий, которые обычно живут при температуре 50—60 градусов Цельсия. Возможно это связано с тем, что озеро Восток имеет некоторую гидротермальную систему, которая подогревает воду. Жизнь в озере Восток может быть близким аналогом жизни, которая, вполне вероятно, существует подо льдом некоторых спутников планет-гигантов, в частности, на спутнике Сатурна Энцеладусе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Дидактический материал по биологии 9 класс коррекционная школа VIII вида Урок по биологии, 9 класс. Гипотезы о возникновении жизни на Земле

Похожие статьи:

Урок – викторина в 9 классе по биологии «В мире биологии»

Урок по биологии на тему: «Биотические факторы среды», 11 класс | Внеклассное мероприятие: Правильное питание подростков
Опубликовано: 28 дней назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 156
+3
Голосов: 3
Людмила Васильевна Гоголева # 5 ноября 2016 в 18:32 +1
Ольга Владимировна, здравствуйте.Просмотрела технологическую карту урока. Вы видимо используете на своих уроках технологию модульного обучения.Работа по подготовки технологической карты проделана огромная, понадобилось, наверное, много сил и терпения. Вы умница. Я использую другие технологии обучения в своей работе. Виден дифференцированный подход к учащимся, работа с сильными учениками, а это важно, потому что слабые ученики обычно отнимают у учителя больше времени. Творческих успехов вам и терпения. С уважением, Людмила Васильевна.Голос.
Ольга Владимировна Перковская # 6 ноября 2016 в 11:51 0
Людмила Васильевна, спасибо большое за комментарий! Мне очень важно мнение работающих людей. Я готовила весь блок темы "Клетка" для аттестации (6 уроков на 9 классе). Очень многое Вам удалось в моём уроке увидеть. Вам успехов! Заходите!
Светлана Викторовна # 5 ноября 2016 в 21:12 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Наталья Леонидовна Макарова # 9 ноября 2016 в 05:17 +1
Ольга Владимировна,ознакомилась с работой,как и всегда очень грамотно методически выстроены все этапы урока.Голосую
Ольга Владимировна Перковская # 9 ноября 2016 в 12:56 0
Спасибо большое за внимание, комментарий и голос!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 10 ноября 2016 в 16:29 +1
Ольга Владимировна, здравствуйте!
Читая технологическую карту для учащихся 9 класса "Прокариотическая клетка", поймала себя на мысли, что я со своим творчеством так далеко ушла от клеточного строения, и мне пришлось читать материал с со справочником: не хватило анимационных роликов с вашего урока и картинок с клетками. Сама структура урока чёткая, понятная, в табличном варианте читалась бы намного интересней! Просматривается взаимосвязь с ранее изученным материалом, с 7 класса. С удовольствием погрузилась в чтение информации о жизни бактерий в экстремальных условиях: ведь до сих пор учёные всей планеты выдвигают различные версии о происхождении жизни на земле, а конкретного ответа, увы, нет! Голос!
Ольга Владимировна Перковская # 10 ноября 2016 в 17:10 0
Спасибо большое, Алёна Дмитриевна за добрые слова. Всё отправила по урокам и разработкам, но ничего так и не вставлено!