Конкурсы для педагогов и детей

Урок по биологии на тему: «Биотические факторы среды», 11 класс

Конспект урока биологии для 11 класса на тему: «Биотические факторы среды»
Урок изучения нового материала с использованием частично - поискового и проблемного методов.
Цель:
сформировать понятия о типах межвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в экосистемах.
Актуализировать знания учащихся по терминам "симбиоз", "хищничество", "паразитизм", "конкуренция", «сотрапезничество», «антибиоз».
Задачи:
Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об отношениях организмов в природе, влиянии организмов друг на друга;
• Значение взаимоотношений в природе;
• Формировать единую картину живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
Развивающие:
• развивать умения самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ;
• развивать навыки работы с исследовательским листом по заданиям;
• формировать познавательный интерес обучающихся к изучению экологии.
Воспитательные:
• воспитание интереса к познанию живой природы через решение биологических задач
Ввести новые понятия: "антибиоз", "комменсализм", "протокооперация", "мутуализм", «сотрапезничество»

Оборудование: мультимедийная установка, экран, ролики по теме урока, исследовательский лист, групповые задания, презентация.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Мотивация учебной деятельности.
1). Просмотр ролика «Гармоничное устройство жизни» (только 1 мин. 20 сек.) И-р[1]. Беседа с учащимися о теме урока.
Цель и задачи урока формируются учащимися. Записывается тема в тетрадь (слайд 1).
2). Формируются группы для работы на уроке. Объяснение системы работы по исследовательскому листу. Задание №1 выполняется совместно.
3). Задание с опережением (электронная карточка) выполняется сильным учеником. И-р [4].
Исследовательский лист
1). Существуют несколько видов отношений. Их надо распределить по трём группам (см. таблицу №1) и записать в таблицу (слайд 2). В таблице имеются колонки:
виды отношений их характеристики,условные знаки взаимодействия видов м/у собой (+ - 0), формулировка определения данного взаимоотношения организмов, примеры среди растений или животных (можно другие царства),значение биотических связей в природе(экосистеме). Типы отношений включают: симбиоз, антибиоз, нейтрализм.
Отдельно на исследовательском листе находятся виды взаимоотношений: комменсализм (лат. con mensa — буквально «у стола» , «за одним столом»); квартиранство, симбиоз, антибиоз, нейтрализм, нахлебничество, протокооперация, хищничество, паразитизм, мутуализм [mutuus — взаимный, обоюдный], конкуренция, каннибализм.
1.1). Что из перечисленного лишнее, а может это понятие не имеет право на существование (слайд 3)? Проверка выполнения первого общего задания (слайд 4).
Далее даётся время для выполнения заданий в группах.
Таблица №1. Взаимоотношения м/у живыми организмами и их
характеристики.

Группа 1.
Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (-) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Исходя из этого расставьте в таблице условные знаки.
Виды отношений (с учётом условных знаков отражающих взаимодействия организмов м/у собой):
Полезновредные (+-), взаимовредные (---),взаимополезные (++), полезнонейтральные (+0).
В колонку таблицы: условные знаки взаимодействия видов м/у собой поставить нужные знаки.
Группа 2.
Соотнесите предлагаемые понятия и определения и занесите их в нужные строки таблицы согласно видов отношений.
Группа 3.
Рассмотрите рисунки (1-10) на карте взаимосвязей м/у организмами и распределите их по видам отношений.
Группа 4.
Определите значение существующих у видов взаимоотношений в природе (эволюции).
2). Перед второй частью работы в группах по исследовательской карте говорится об относительном распределении по группам взаимоотношений м/у организмами. Идёт демонстрация ролика «Сотрапезничество». После просмотра предлагается дать определение и условными знаками определить тип взаимоотношений.
3). Работа в группах:
I группа. Расставляет условные знаки взаимодействия видов м/у собой
(+ - 0).
II группа. Готовит формулировки данных взаимоотношений.
Определения различных видов взаимоотношений.
Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) комменсализм (квартирантство); 5) комменсализм (нахлебничество); 6) паразитизм; 7) хищничество (трофизм), 8) аменсализм; 9) протокооперация.

1. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
2. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
3. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
4. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
5. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
6. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
7. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
8. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
9. Совместное существование приносит пользу представителям обоих видов, но такое сожительство необязательно.
ответы:
1) 8; 2) 5; 3) 1; 4) 4; 5) 2; 6) 3; 7) 6; 8) 7; 9) 9
III группа. Записывает, распределяя предложенные примеры в картинках в таблицу (см. приложение №1).
IV группа. Решет проблемную задачу. «Почему симбиоз является частным случаем паразитизма? (на примере лишайника)».
4). Заслушиваются ответы групп.
1 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 4-11).
2 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 12-19).
3 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 20-29).
4 группа даёт ответ на вопрос (слайд 30).
5). Демонстрируется ролик
«Биотические факторы», как грач в муравейнике «обрабатывает» перья лимонной кислотой. И-р[2].
(с учащимися идёт беседа о виде взаимоотношений).
6). Демонстрируется ролик
«Пример симбиоза муравьи и гусеницы», как муравьи пасут и доят гусеницу австралийской бабочки голубая-женивье (с учащимися идёт беседа о виде взаимоотношений). И-р[3].
Делается вывод о значении биотических связей в природе (слайд 31).
II. Подводятся итоги урока.
Домашнее задание (слайд 33- 34).
Список литературы:
1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Интернет-ресурсы:



Ролик: «Биотические факторы»



Ролик: «Пример симбиоза муравьи и гусеницы»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии в 11 классе с презентацией. Учение Дарвина
Сказка о снежном барсе для школьников | Технологическая карта урока биологии. Прокариотическая клетка, 9 класс
Опубликовано: 36 дней назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 193
+7
Голосов: 7
Юлия Владимировна Слесарева # 5 ноября 2016 в 12:43 +3
Отличная работа, интересная. Голос
Ольга Владимировна Перковская # 6 ноября 2016 в 12:30 +1
Спасибо БОЛЬШОЕ, Юлия Владимировна!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 5 ноября 2016 в 19:01 +2
Ольга Владимировна, здравствуйте!
Труженица, по другому не назовёшь! Всё четко простроено, выверено по минуткам и секундам. Чувствуется ритм, динамика и напористость!
В детстве обожала разбираться, кто на ком паразитирует, было интересно узнавать причинно-следственные связи между животными, насекомыми, и как ни парадоксально - людьми... Биология - это такой однако предмет, на котором нет ни одного равнодушного ребёнка. Голос!!!
Ольга Владимировна Перковская # 6 ноября 2016 в 12:28 +1
Спасибо, Алёна Дмитриевна, что посещаешь мои мероприятия! Твоё мнение мне очень важно и к нему я всегда прислушивалась. Приятно, когда человек замечает то, на что другие смотрят и не видят. Удачи и всех благ!
Светлана Викторовна # 5 ноября 2016 в 20:52 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть ссылки на слайды, поэтому Вам необходимо выслать презентацию по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы сами вставим презентацию в Ваш материал
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Ксения Алексеевна Круглова # 14 ноября 2016 в 01:12 +2
здравствуйте,Ольга Владимировна! до чего же интересная работа!!!с удовольствием посмотрела видеоролики и в очередной раз убедилась, на сколько животные умные существа и как они гармонично уживаются и в природе и с природой...симбиоз муравьев и гусеницы - для меня вообще открытие!!! я рада за нынешних учеников в том плане, что сейчас очень много видеоматериала о природе, где очень четко показаны многие процессы...такая наглядность помогает лучше усвоить то,что с трудом можно представить, пусть даже по картинке...благодарю Вас за приглашение на урок, мне всё очень понравилось...мой голос!
Ольга Владимировна Перковская # 14 ноября 2016 в 08:12 +1
Огромное спасибо за Ваш визит Ксения Алексеевна! Часть материала не размещена. Жаль, что полного представления у посетителей не возникло! Удачи и хороших материалов!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 16 ноября 2016 в 10:36 +1
Добрый день, Ольга Владимировна! Спасибо Вам за приглашение на интересный урок с экологической направленностью! Действительно, поражает многообразие экосистем и взаимоотношений между живыми организмами! Сейчас мы с моими второклассниками тоже готовим и придумываем, а потом обсуждаем экологические сказки! Вы представили нашему вниманию очень интересные видеоматериалы и сценарий урока! Желаю Вам дальнейших творческий достижений! С удовольствием голосую за Вашу публикацию!
Ольга Владимировна Перковская # 16 ноября 2016 в 12:42 +1
Уважаемая Альмира Идрисовна! Большое спасибо за Ваш комментарий! Я очень ценю мнение коллег! С большим удовольствием познакомилась и с Вашим. Успехов Вам с ребятами в написании сказки! творческого вдохновения! Ведь не зря говорится: "Дорогу осилит идущий!"
Раиса Фёдоровна Холкузиева # 18 ноября 2016 в 19:40 +1
Доброго времени суток, Ольга Владимировна! Спасибо за приглашение на замечательный урок. Использован интересный вид работы. Предоставлены прекрасные видеоролики. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Дальнейших творческих успехов. Голос.
Ольга Владимировна Перковская # 19 ноября 2016 в 07:35 +1
Здравствуйте, Раиса Фёдоровна! Спасибо большое за внимание к моему материалу! Ценю Ваше мнение. Всех благ!
Ирина Николаевна Ступченко # 19 ноября 2016 в 12:08 +1
Такой урок интересный. Когда училась сама, то с удовольствием посещала уроки биологии. Нравилось всё, что связано с живой природой. Это же так увлекательно. И побывав на Вашем уроке, вспомнила и свою учительницу, и школьную юность. Спасибо огромное за приглашение и за приятные воспоминания. Всё очень понравилось. Голос!
Ольга Владимировна Перковская # 19 ноября 2016 в 17:05 0
Ирина Николаевна, спасибо за визит! Здорово, что биология Вам нравилась. Сейчас другие возможности и наш предмет просто возродился! Столько роликов! Даже внутрь клеток можно заглянуть у организмов! Спасибо и за комментарий!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 ноября 2016 в 10:33 +1
Спасибо за приглашение! Вашим ученикам очень повезло с педагогом! Урок прошел интересно и пользой! Голос!