Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательский проект по географии

Пояснительная записка
Изучение географии в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта имеет важное образовательное, практическое и воспитательное значение. Формирование познавательной деятельности по географии и развитие самостоятельности происходит в тесной взаимосвязи, является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Коррекционная школа должна готовить своих выпускников к жизни, к правильному поведению в природе, жизни среди людей, к достижению успехов на работе. Вопрос «Как обучать?» детей коррекционной школы особенно актуален в настоящее время, так как каждый человек, в том числе и с недостатками в развитии, имеет право занять достойную нишу в жизни.
Современное обучение должно привить учащимся умение ставить цель в начале своей деятельности, искать пути её достижения, добиваться успехов. Решение этой задачи невозможно без использования разнообразных форм на уроке, предполагающих активную деятельность учащихся с недостатками в развитии во время урока. Как представляется, наиболее полно реализует эту задачу- вовлечение ученика в самостоятельную работу. Но плодотворная самостоятельная работа возможно только после сформированного интереса к предмету.
К девятому классу познавательная деятельность учащихся должна находиться на достаточном высоком уровне. Очень важно привить навыки самостоятельной работы не только с целью познания, но и сформировать самостоятельность как черту личности.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии расширяет кругозор учащихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально - экономические процессы во взаимосвязи. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, экологического воспитания учащихся, помогает познакомить их с профессиями, которые распространены в своём крае.
Проведению самостоятельных практических работ помогают рабочие тетради в 6 – 9 классах. Но работа с ними носит индивидуальный дифференцированный характер, поэтому в данной работе поставлена цель: изучение потенциальных возможностей учащихся с недостатками в развитии при выполнении самостоятельных работ.
Обучение географии предполагает и требует изучение материала своей местности. Курс географии в девятом классе заканчивается региональным обзором. Изучению Костромской области отводится четвёртая четверть девятого класса. На этих уроках учащиеся должны систематизировать свои знания о природе Костромской области, своего края, познакомиться с местными экономическими проблемами.
Задачи:
1. Разработать систему мер по предотвращению трудностей у учащихся при выполнении самостоятельных работ.
2. Подготовить дидактический материал для проверки качества знаний учащихся по географии 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
3. Разработать рабочую тетрадь Костромской области для 9 класса.
Теоретическая часть
(из опыта работы)
Учащиеся коррекционной школы VIII вида являются дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых интеллектуальное развитие нарушено в силу органического поражения головного мозга.
Интеллектуальная недостаточность – это общее понятие, в котором обозначается основной дефект детей, подлежащих обучению в коррекционной школе. Среди учащихся коррекционной школы VIII вида встречаются дети с разной степенью интеллектуальной недостаточностью, возникающей на более поздних этапах развития ребёнка ввиду заболевания, т.е. воспаления мозга и его оболочек.
В результате перенесённого ребёнком воспаления мозга могут возникнуть психические нарушения.
Среди учащихся встречаются также дети с перенесённой черепно-мозговой травмой, при которых происходят также у детей психические изменения.
Учащиеся с недостатками в развитии значительно отличаются от своих сверстников по характеру познавательной деятельности, и по особенностям поведения в коллективе, по работоспособности и по другим качествам личности. Для учителя важно знать эти особенности для формирования познавательной деятельности учащихся.
Среди учащихся так же встречаются дети, интеллектуальная недостаточность которых обусловлена текущим болезненным процессом. Это дети – эпилептики и дети – шизофреники.
Тот факт, что интеллектуальная недостаточность у ребёнка может вызываться разными причинами, в разное время его жизни, обязывает глубоко изучить каждого ученика, учитывать в процессе обучения особенности дефекта интеллектуальной недостаточности, постепенно формировать познавательную деятельность детей с недостатками в развитии.
Дефекты развития познавательной сферы у школьников с интеллектуальной недостаточностью разнообразны. Но у всех у них ярко выражено недоразвитие эмоционально – волевой сферы.
Уровень недоразвития речи у большинства детей с интеллектуальной недостаточностью соответствует степени их интеллектуального дефекта. Для них характерна задержка становления речи, отклонения от нормы имеют место при усвоении трудных слов по географии. Употребляемые детьми предложения чаще построены примитивно на бытовом уровне. У них часты отклонения от норм языка. Ответы учащихся могут быть излишне сжатыми или, наоборот пространными. Ученики даже старших классов испытывают затруднения в тех случаях, когда надо рассказать о ходе практической работы.
К старшим классам словарный запас значительно обогащается. Отклонения обнаруживаются во всех проявлениях школьников с интеллектуальной недостаточностью, но особенно это проявляется в познавательной деятельности, в их мышлении.
Мышление – обобщённое отражение внешнего мира, общественно обусловленный процесс познания. У школьников с интеллектуальной недостаточностью ограниченность всех уровней мыслительной деятельности. Наибольшую трудность вызывают задания по географии, требующие словесно – логического мышления, такие, как понимание тестов, содержащих те или иные зависимости – временные, причинные и т. п.
По мере обучения недостатки учеников корригируются, однако не преодолеваются. Мыслительные процессы детей с интеллектуальной недостаточностью заторможены. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого предмета отличается бедностью и фрагментарностью.
Рассматривая гербарии, учащиеся не называют главного, но отличают то, что легко бросается в глаза. Обнаруживается бессистемность, неупорядоченность.
Постепенно ученики могут овладеть умением характеризовать объект. Продвижение проявляется в возрастающем умении использовать собственный опыт. Постепенно дет с интеллектуальной недостаточностью сравнивая два или несколько объектов, с трудом находят черты сходства или различия между предметами или явлениями, а в некоторых случаях – выявление их тождества.
Более сложной задачей для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является обобщение предметов.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью опирается на процессы памяти, которая имеет свои особенности. Объём запоминаемого материала у школьников с интеллектуальной недостаточностью меньше, чем у нормально развивающегося сверстника. Точность и прочность словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, учащиеся часто повторяются, произносят отсутствующие элементы.
Запоминание текстов также страдает несовершенством, т.к. делить его на части, выделять основную мысль, определять опорные слова, устанавливать смысловые связи. В результате дети в своей памяти сохраняют лишь часть материала.
Учащиеся старших классов легче запоминают материал, когда читают вслух. Отсюда следует, что на уроках географии важно уделять внимание работе с учебником.
Характерным для ученика коррекционной школы 8 вида является нарушение волевой сферы, формирование познавательной сферы у детей с недостатками в развитии затруднено именно из за того, что волевая сфера у детей с недостатка в развитии ущербна.
Восприятие у них отличается конкретностью. Дети затрудняются нарисовать словесную цветную картинку. К условиям, способствующим улучшению восприятия следует отнести показ предмета, использование различных приёмов – применение стимулирующих реплик и системы вопросов, направляющих внимание, побуждающих к выполнению определённых действий.
Ориентировка в пространстве у школьников с интеллектуальной недостаточностью развита очень слабо.
Изучение психологических и педагогических особенностей школьников с интеллектуальной недостаточностью и их возможностей (М.Ф.Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В.Занков, М.С.Повзнер, И.В.Соловьёв и другие) позволило разработать принципы работы в коррекционной школе. Опираясь на учение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии детей, было установлено, что работа должна проводится путём использования специальных педагогических приёмов, которые постепенно будут способствовать формированию у школьников с интеллектуальной недостаточностью их познавательной деятельности.
С опорой на природоведение строятся уроки географии с 6 по 9 класс. Казалось бы, для чего учащимся специальной коррекционной школа нужна география. Однако, вникнув в содержание этого предмета, можно сделать вывод, что, хотя материал и подаётся в упрощённой форме, но имеет большое самостоятельное, познавательное и коррекционно – воспитательное значение.
Программа построена с учётом принципа научности и примитивной вовсе не является. Наблюдения в природе в начальных классах, на природоведении в 5 классе являются первоначальной основой для изучения географии. Объём знаний предусмотрен с учётом возможности учащихся с недостатка в развитии.
Начальный курс физической географии 6 класса знакомит учащихся с ближайшим окружением. Ориентирование на местности служит базой к изучению плана местности, а также способствует формированию пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых в жизни. Задания для самостоятельной работы не только помогут выявить потенциальные возможности учащихся и сформировать цель для дальнейшей работы, но и расширить их кругозор.
Изучение темы «Тепловые пояса на земном шаре» помогает усвоить причинно – следственные зависимости и взаимосвязи между расположением стран и их природой. В процессе изучения этой темы учащиеся получают представления о тропических лесах и пустынях, о жизни населения с жарким, холодным и умеренным климатом. В основу формирования понятия «климат» положены многолетние наблюдения учащихся за погодой.
Курс 7 класса посвящён России. Учащиеся узнают, что такое природные зоны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, области высоких гор и субтропиков. Каждая природа изучается в процессе сравнения.
В 8, 9 классе – география «Материков и океанов». Это Мировой океан, Австралия, Антарктида, Северная и Южная Америка, Африка и Евразия. Формирование навыков самостоятельной работы продолжается. К этому времени уже можно сделать выводы о потенциальных возможностях учащихся коррекционной школы VIII вида.

Современный урок географии
Урок — это основная форма реализации педагоги¬ческих воздействий, где происходит непосредствен¬ное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных воз¬можностей школьников. Каждый урок - это слож¬ная организационно-педагогическая система, все ком¬поненты которой взаимосвязаны и взаимообусловле¬ны. С одной стороны, урок представляет собой звено целостного учебно-воспитательного процесса. С дру¬гой стороны, урок является завершенным самостоя¬тельным фрагментом процесса обучения, по которому часто судят и о педагогическом и методическом мас¬терстве учителя, и об уровне подготовки ученика. По¬этому урок был и остается своеобразной «визитной карточкой» учителя, позволяющей коллегам судить о методическом стиле, качестве работы, творческом по¬тенциале дающего урок. Отдельный урок в системе работы учителя - это фрагмент большого действия, которое целиком и полностью режиссирует сам учи¬тель. Успех такой «постановки» зависит от того, на¬сколько правильно определены цели, отобран основной и дополнительный учебный материал, определены адекватные содержанию методы и средства обучения.
Уроки географии в коррекционной школе VIII вида можно разнообразить (уроки-игры, уроки-путешествия, практикумы и творче¬ские работы); усилением внимания к интеграции зна¬ний, а также к проведению интегрированных уроков (на этапе обобщения и систематизации знаний) с историками, учителями чтения, изо, математики, музыки.
Возможные сочетания типов уроков:
1. комбинированный
2. изучение нового – комбинированный – итоговый опрос
3. изучение нового «крупными блоками»
4. самостоятельные и практические работы при изучении нового – комбинированный – обобщение знаний (нестандартный урок): урок-путешествие, деловая игра и др.
Таблица 1

Типы уроков Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Уроки проверки и учёта знаний и умений Комбинированные уроки
Формы уроков Уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, интегрированные
уроки. Практикумы, практические работы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой Уроки внеклассного чтения повторительно-обобщающие уроки, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай». Интегрированные театрализованные (урок-суд), уроки-конкурсы, уроки-соревнования Уроки-викторины, уроки-конкурсы, уроки-сочинения и т.п.
Урок - практическая работа.
Специфика географии как учебного предмета за¬ключается в том, что необходимым условием его ус¬воения является наличие у школьников умений поль¬зоваться различными источниками географической информации: картами, статистическими данными, текстом и т. д. Овладеть этими умениями можно в хо¬де выполнения практических работ.
У школьников проблемы при выполнении практиче¬ских работ связаны прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подража¬ния, копирования. Все это приводит к перегрузке, к ни¬зкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:
1. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2. Использовать инструктивные карточки для ус¬пешной реализации принципов дифференцированно¬го обучения.
3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4. Использовать игровые элементы, творческие за¬дания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Важно, чтобы итоги работы были оценены объек¬тивно. Для этого рекомендуем следующие примерные нормы оценок:
«5» — правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
«4» — погрешности в оформлении, несуществен¬ные недочеты по содержанию;
«3» — погрешности в раскрытии сути вопроса, не¬точности в измерениях, небрежность в оформлении;
«2» — серьезные ошибки по содержанию, отсутст¬вие навыков оформления;
«1» — полное отсутствие знаний и умений, необхо¬димых для выполнения работы, грубые ошибки по со¬держанию, непонимание сути задания.
Виды практических работ.
1. По содержанию:
• Определение ГП объекта.
• Характеристика отрасли хозяйства и др.
• Оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека.
• Объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека и т.д.
• Прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу и т.д.
2. По уровню самостоятельности:
• Работа в классе под руководством учителя.
• Работа в группе с помощью одноклассников.
• Работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приёмов и т.п.

• Самостоятельная работа дома, в классе или на местности.
3. По форме фиксации результатов:
• В тетради в виде схемы, таблицы, описания.
• На контурной карте.
• Заполнение полевого дневника во время экскурсии.
• Построение плана местности.
4. По организации деятельности учащихся:
• Индивидуальная работа дома, в классе или на местности.
• Групповая работа в классе.
5.По источникам используемой географической информации:
• Карта.
• Текст.
• Картина, рисунок,
• Схема, таблица.
Учащиеся с недостатками в развитии выполняют практические работы с контурными картами согласно программе. Контурных карт специально для коррекционной школы нет. Для массовой школы они могут использоваться только частично.
Нанесение обозначений на контурную карту начинается в 6 классе. Жаркий пояс закрашивают красным цветом, умеренный - зелёным, холодный – простым карандашом. В теме «Земной шар» пунктирной линией наносят путь Магеллана. Обозначают государственные границы. По теме «Обзор частей света» контурные карты помогают сравнить их по размеру.
Практические занятия по карте закрепляются и ориентированием по карте. Например:
• - В каком направлении от Таджикистана расположена Киргизия?
+ Киргизия расположена к северо – востоку от Таджикистана.
• - В каком направлении от Украины расположена Молдавия?
+ Молдавия расположена к юго – западу от Украины.
Уроки - экскурсии
Главным критерием в выборе времени должна быть дидактическая цель, с которой проводится данная экскурсия: накопление представлений, формирование умений, изучение проявления причинно-следственных связей на конкретных объектах, повторение и т, д.
Учебные экскурсии в VI классе для школьников являются пер¬выми географическими экскурсиями. Перед выходом на местность необходимо объяснить учащимся значение экскурсий для изучения географии, цель и задачи конкретной экскурсии; рассказать о мест¬ности ее проведения и объектах, которые будут изучены; целесооб¬разно показать маршрут на схематическом плане местности. Уча¬щимся надо также сказать о том, что они должны взять с собой из оборудования, как одеться и т. п. Для подготовки к работе на местности необходимо не только показать, но и провести обучаю¬щую работу по усвоению приемов использования приборов и инст¬рументов (с нивелиром, эклиметром и др.). Под руководством учи¬теля учащиеся должны заранее приготовить полевой дневник: на¬писать план, по которому будет изучаться объект, и оставить место для записи полученных о нем данных. Затем — познакомить с прие¬мами работы на местности. Целесообразно показать детям как образец уже оформленные материалы по экскурсиям предыдущих лет, которые обычно имеются в кабинете географии.
На этом этапе определяются также (если в этом есть необхо¬димость) помощники учителя из взрослых (классный руководитель или старшеклассники, родители и др.).
Порядок проведения экскурсии следующий. По прибытии к месту назначения учитель напоминает учащимся (или спрашивает в по¬рядке напоминания) цель и задачи экскурсии, объясняет, почему именно сюда учащиеся пришли, дает соответствующие объяснения, указывает объекты, которые должны изучаться учащимися. Не должно быть экскурсий, во время которых учитель собирает вокруг себя ребят, называет и показывает природные объекты и считает, что экскурсия проведена. Не должно быть также экскурсий, на которых учитель, переоценивая возможности учащихся, на первой же географической экскурсии предлагает им все задания выпол¬нить самостоятельно. Для детей само окружение, т. е. пребывание вне стен класса, является новым условием для работы. Поэтому первые экскурсии по начальному курсу физической географии долж¬ны носить преимущественно обучающий характер.
Один из вариантов организации работы учащихся — это работа по образцу, показанному учителем. После подготовки в классе учитель на местности рассказывает об объекте (холме, реке, ручье, озере, овраге и др.), показывает прием выполнения практической работы и проверяет, насколько учащиеся его поняли (спрашивает двух-трех учащихся), затем напоминает о том, что должно быть записано в полевом дневнике. Учащиеся приступают к работе.
Второй вариант организации экскурсии предполагает, что уча¬щиеся хорошо подготовлены к самостоятельной работе. Эта под¬готовка заключается в предварительной работе учителя на мест¬ности с теми учащимися, которые во время экскурсии выполняют роль бригадиров в группах (число групп учащихся может быть сформировано по числу изучаемых объектов). Экскурсия со всеми учащимися класса начинается с ознакомления их с местностью. Затем каждая группа идет к своему объекту (например, первая — к источ¬нику, вторая работает у ручья, третья — у склона берега реки, где изучает обнажение, и т. д.). Через некоторое время происходит Смена объектов. Учитель лишь наблюдает за деятельностью групп. Корректирует, помогает.
При организации работы учащихся группами необходимо иметь ввиду, что это экскурсия - учебная, что осе учащиеся должны познакомиться с намеченными объектами для изучения и все - вы¬полнить практические работы. Поэтому применяемое некоторыми учителями распределение групп по объектам (одна изучает, например, только реку, другая — только овраг) допустимо лишь на экс¬курсиях, которые проводятся с членами географического кружка Обычно на экскурсии в зависимости от ее целей и числа учащихся, их подготовленности сочетаются фронтальные формы работы с групповыми. В заключение экскурсии учитель кратко подводит итоги, характеризует работу учащихся. Здесь же говорится о ходе дальнейшей работы над собранным материалом.
Уроки - игры.
Применение дидактических игр в процессе обуче¬ния позволяет соединить два важнейших вида де¬ятельности: учебной и игровой.
Игровая деятельность на уроке позволяет сделать процесс: обучения более интересным, привлекатель¬ным для всех, помогает осуществлению принципов индивидуализации и дифференциации обучения.
Дидактические цели применения игр на уроках географии могут быть различными:
1) отработка ранее полученных знаний и умений;
2) применение знаний и умений в новой ситуации;
3) углубление и расширение знаний;
4) воспитание таких личностных качеств, как уме¬ние отстаивать свою точку зрения; чувство ответ¬ственности за природные богатства страны; чувство любви к Родине и своему родному краю.
Таблица 2
Ситуации, в которых можно успешно использовать игры
Ситуации Итоговый результат
1. Обусловленные содержанием учебного материала Теоретический и объективно сложный материал имеет практическую направленность, его желательно «отработать в действии», т.е. в игровой ситуации, краеведческий материал.
2. Обусловленный дидактическими задачами Необходимо обобщать новый материал, углублять и отрабатывать полученные ранее знания, применять их в новой учебной ситуации.
3. Связанные с усиленным вниманием с воспитательными задачами Воспитание ответственного отношения к природе, воспитание бережливого, разумного отношения к природным ресурсам, умение отстаивать своё мнение.

Классификация игр:
1. Творческие игры:
1) ролевые (защита проектов, создание моделей)
2) сюжетно-ролевые (игры-путешествия, игры-презентации, пресс-конференции)
3) игры-состязания

2. Игры с правилами (дидактические):
1) настольные игры
2) подвижные игры на местности
Памятка для оценки ответов участников игры.
Высокой оценки заслуживает тот участник игры, который:
1) активно работает;
2) дал полный и правильный ответ на все предло¬женные задания;
3) оказывал помощь товарищам по команде (груп¬пе, бригаде);
4) дал полный ответ, пра¬вильно использовал географические термины и поня¬тия, верно назвал и показал географические объекты;
5) принимал самостоятельные решения в затруд¬нительных ситуациях;
6) объективно оценивал деятельность и результаты своих товарищей, а также свои собственные;
7) использовал в ответе не только сведения из школьного учебника.
Уроки - зачёты
Различают методы, формы, средства и виды контроля: индивидуальный учебный опрос, фронталь¬ный и уплотненный опрос, географические игры, тес¬товый контроль и т. д.
Каждая форма контроля, имея свои преимущест¬ва, вместе с тем не является универсальной. Выбор той или иной формы контроля определяется целями и задачами обучения и воспитания на данном этапе, ти¬пом урока, спецификой проверяемого учебного мате¬риала, уровнем подготовленности класса, возрастны¬ми возможностями учащихся.
Именно выбор и оптимальное сочетание разных форм контроля является наиболее трудным и мало разработанным вопросом в методике обучения географии в коррекционной школе VIII вида.
Сложный материал, большой по объему, требую¬щий анализа и обобщения знаний, предполагает про¬ведение индивидуального устного опроса с целью при¬влечения внимания класса к узловым вопросам темы.
Групповая форма работы будет эффективна при ре¬шении проблемных заданий, при проведении зачетов.

Работа с учебником
Главное учебное пособие для учащихся, которое служит источником знаний – учебник. Учебники по географии и природоведению новые, красочные, довольно трудные по содержанию. Брать знания из учебника – это не простая, но самая важная задача. Вопросы к тексту, к иллюстрациям, к картам есть в конце каждого параграфа. Их задача – сделать легче самостоятельную работу и помочь при изучении и повторении материала.
Тексты статей в учебнике написаны поурочно, но пересказывать из слово в слово учащиеся его не должны. Материала обычно даётся больше, чем предусмотрено программой. Например «Для любознательных» оставляем для самостоятельного чтения, потому что этот материал не обязателен, хотя легко запоминается.
Чтение учениками статьи в учебнике чаще всего провожу после проверки домашней работы, вводной беседы и своего рассказа. Навык и умение учеников находить в статье новое, ещё не знакомое, сравнить с тем, что уже известно, получается только к старшим классам.
Первоначальное чтение деловой статьи, если она сложная, иное, чем в массовой школе. Там учебник географии предназначается в основном для самостоятельной работы. В школе 8 вида он не входит в самостоятельную работу. Учащиеся с недостатками в развитии обязательно читают статью целиком. А затем выборочно с показом на карте, картинах, описываемых явлений или объектах. В классное чтение включаются все ученики.
Менее сложные тексты можно читать про себя, но при этом необходимо делать записи в тетрадях.
Так постепенно накапливаются знания о географической номенклатуре.

Работа по карте
Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Она является источником географических знаний. Если из учебника мы черпаем словесное описание, то карта – это источник описаний географических.
В переводе с латинского «карта» обозначает чертёж, рисунок. Природные явления и объекты показаны на карте с помощью условных знаков.
Постепенно школьники научатся читать кату. А, читая карту, можно увидеть местность. Здесь обязательно нужна система, как одной из средств познавательной деятельности. Ребята неплохо запоминают цвета физической карты. Понимают, какая поверхность обозначена на карте зелёным, коричневым, жёлтым цветом. Условные знаки столиц, городов, государственных границ не вызывают затруднений.
Упражняя в чтении карты по условным цветам, постоянно использую глобус, который наглядно показывает модель земного шара.
Пользуясь картой, можно сравнить величину государств, протяжённость границ. По карте ребята показывают путь знаменитых путешественников, узнают места их остановок, называют моря, океаны, проливы, острова.
Закреплению условных знаков помогают заочные путешествия. Учащиеся любят такие задания. Рассказывают, по какой местности они поедут до Москвы, как доберутся до Египта или до Северной Америки.
Учащиеся различают физическую карту, карту природных зон, политическую карту, карту полушарий, так как у карт разное предназначение. Работа по карте доступна и интересна учащимся с недостатками в развитии. Наибольшую трудность составляет представление истинных размеров и расстояний на карте, так как пространственное воображение у них развито слабо.
И всё - таки формирование познавательной деятельности движется вперёд. Прежде чем ребята знакомятся с основными направлениями сторон горизонта на карте, они учатся определять их на глобусе. Задания такого типа: показать северный берег Чёрного моря или определить, в каком направлении от Москвы расположен Санкт – Петербург вызывают у учащихся нашей школы значительные затруднения. При проверке географической номенклатуры с такими заданиями, как показать на карте какой – либо географический объект или определить географическое положение объекта, не все, но справляются.
При изучении природных зон дети много узнают о причинно – следственной зависимости географического характера. Карта помогает объяснить:
• почему в зоне пустынь строят оросительные каналы;
• почему в тундру главное занятие - оленеводство;
• почему в тундре долгая и холодная зима.

Учащиеся упражняются по карте в нахождении островов и полуостровов, рек и озёр, гор и плоскогорий, возвышенностей и низменностей. В Европе, Азии, Америке, Австралии.
Таким образом, работая с картой, активизируем познавательную деятельность учащихся, корригируем внимание, мышление, воображение.

Работа в тетрадях
Ведение тетрадей по природоведению и географии считаю обязательным, так как это имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Тетрадь приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.
Что мы делаем в тетрадях?
• Делаем зарисовки предметов и явлений, которые учат отчётливо представлять, внимательно всматриваться, наблюдать. Свободного рисования не допускается.
Затем ученики, пользуясь рисунком, рассказывают, что они нарисовали.
• Чертим схемы, например, схема «Строение вулкана», «Круговорот воды в природе». Это даёт учащимся возможность лучше узнать и запомнить содержание материала.
• Делаем краткие записи, выводы, новые слова. Это формирует понимание основного материала.
• Заполняем таблицы.
Лесная зона
Растения Звери Птицы Рыбы Грибы Цветы Ягоды


Реки
Название реки Откуда берёт начало Куда впадает


Тетрадь даёт представление мне об индивидуальных особенностях детей. При проверке тетрадей ясно прослеживаются черты характера детей: неуравновешенность, упрямство, перечёркнутые записи и рисунки у одних, аккуратность и старательно выполненная работа у других.

Словарная работа
На уроке географии и природоведения словарная работа обязательна. В конце учебников есть большой перечень слов, которые встречаются при прохождении нового материала. У меня все словарные слова находятся в папках по классам. В учебнике эти слова обозначены специальным знаком
Кораллы* - морские животные
Коала* - сумчатый медведь
и т. д.
Запоминать все слова конечно же нет необходимости, но и без словарных слов в познавательном отношении не обойтись.
Слова помещаю на магнитную доску. Некоторые из них являются трудными для произношения, поэтому дополнительно вывешиваю с разделением в трудном месте на слоги, например: Ат – лантический. Ант – арктический. Такие слова читаем хором с остановкой после первого слога, потом индивидуально.
Словарные слова вывешиваются на время изучения темы или на повторение соответствующей темы.
Словарная работа по географии и природоведению, как и по письму требуют системы. Каждый год даёт определённую сумму знаний. Приток этих слов не случаен, а соответствует программе. Знакомимся со словами на разных этапах урока, в зависимости от трудности и значения слова, но чаще всего до чтения статьи в учебнике. Также возможна запись слова в тетрадь в ходе чтения.
Использование ТСО и ИКТ

Сейчас наука шагнула далеко вперёд, появилась возможность демонстрировать на уроке фильмы. В кабинете создана большая фильмотека почти по всем темам географии «Материков и океанов» 8, 9 классов, географии России 7 класса.
К демонстрации фильмов я отношусь очень осторожно. При отборе фильма обязательно учитываю особенности психологии детей с недостатками в развитии. Ни в коем случае нельзя включать весь фильм, так некоторые эпизоды не будут поняты учащимися. Показываю только небольшие фрагменты, руководствуюсь учебной программой. Иногда звук не включаю, рассказываю сама, так как словесное сопровождение диктора бывает многословно и непонятно для детей с недостатками в развитии. Учащимся будут более понятны короткие фразы, произносимые синхронно со зрительным материалом.
Многие моменты из фильма ребята запоминают сами без особых комментариев. Но запоминают не главное, а второстепенное, эмоционально – насыщенное.
Во время демонстрации фильма направляю внимание детей на главное, которое необходимо в познавательном отношении. Если говорит диктор, предварительно разъясняю трудные слова, выражения. Иногда даю вопросы на листочке, предупреждая, что на них надо будет ответить после просмотра фильма. При проверке домашнего задания кадр из фильма демонстрирую снова, если он имеет значение в познавательном отношении. После просмотра фильма обязательно закрепляю полученные сведения, так как для детей с недостатками в развитии сложно уловить и запомнить то, что видели на экране. Любой учебный фильм требует обсуждения, иначе он теряет свою значимость.
Никогда не предупреждаю перед уроком, что будет показан кадр из фильма, потому что, узнав об этом, дети будут в ожидании, а объяснение может пойти насмарку.
Проверка и оценка качества подготовки школьников
В процессе обучения географии в коррекционной школе VIII вида предъявляются определённые требования к знаниям и умениям по годам обучения. К знаниям и умениям учеников с тяжёлыми осложнениями предъявляются несколько сниженные требования. Таких детей очень немного, но они всегда имеются в классе.
Важно, чтобы итоги работы были оценены объек¬тивно. Для этого рекомендуем следующие примерные нормы оценок:
«5» — правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
«4» — погрешности в оформлении, несуществен¬ные недочеты по содержанию;
«3» — погрешности в раскрытии сути вопроса, не¬точности в измерениях, небрежность в оформлении;
«2» — серьезные ошибки по содержанию, отсутст¬вие навыков оформления;
«1» — полное отсутствие знаний и умений, необхо¬димых для выполнения работы, грубые ошибки по со¬держанию, непонимание сути задания.
Снижение уровня требований осуществляется по наиболее трудным темам программы в курсе географии. В 6 классе такими темами являются «Ориентирование на местности», «План и карта».
Вместо черчения планов и определения масштаба такие ученики могут давать ответы по готовым планам, рисункам, сделанными другими учениками или учителем.
В 7 классе при изучении карты России и природы нашей Родины, в оценке знаний учеников с резко сниженным интеллектом, памятью и пространственной ориентировкой можно также сделать некоторые ограничения. Так, при работе со стенной и настольной картой учитель может помочь таким ученикам найти местоположение объектов, а ученику прочитать название. В таких случаях следует учитывать учеником названий по карте не механически, а с конкретным представлением той местности, того объекта, которые он называет. Для этого слабым ученикам особенно важно одновременно с показом на карте дать посмотреть изображение этих объектов на картине, открытке и т.п.
По темам, связанным с изучением природных условий России, основное
внимание при опросе учеников следует обращать на усвоение ими знаний о хозяйственном использовании природных богатств, о труде людей и воспитывать бережное отношение к родной природе.
Самостоятельные и проверочные работы с контурной картой (нанесение на карту изучаемых объектов, выполнение географических диктантов) даются всем учащимся класса. При этом учащимся с резко сниженным уровнем умственного развития можно разрешать пользоваться настольными картами или атласами.
Учителю должен быть известен уровень знаний и умений учащихся, в соответствии с которыми надо подготовить задания, способствующие продвижению и развитию умственно отсталых учащихся в овладении материалом по данному предмету.
Обучение географии предполагает применение большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

Методическая часть
Как показывает практика, применение знаний по географии при выполнении самостоятельных работ вызывает у учащихся с недостатками в развитии, затруднения. Отсюда, возникла необходимость исследовать потенциальные возможности учащихся при их самостоятельной работе.
Объектом исследования в данном опыте явилась самостоятельная работа учащихся 6 – 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида города Буя Костромской области, в которой обучаются дети города Буя, Костромского и Буйского районов, города Костромы. Дети имеют диагноз умственной отсталости. У некоторых из них наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы.
52% учащихся проживает в сельской местности. 73% проживают в малообеспеченных семьях, 38% в неполных семьях.
В педагогической практике учителям географии школы 8 вида встречаются определённые трудности в организации самостоятельной работы на уроке географии с одной стороны и отсутствием стремления к самостоятельной деятельности у учеников с другой стороны.
Идеей эксперимента явилось предположение, что самостоятельная работа – важнейшее средство коррекции недостатков в развитии. Однако при выполнении самостоятельной работы учащиеся в силу особенностей познавательной деятельности испытывают определённые трудности, поэтому необходима специальная педагогическая работа по организации самостоятельной учебной деятельности.
Практическим решением данной идеи явилась разработка рабочей тетради по географии Костромской области для учащихся 9 класса (приложение 2) и дидактический материал для 6 (приложение 1), который может быть использован на уроках, а так же в качестве повторения на обобщающих уроках.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся выполняют упражнения с опорой на карту и план, делают схематические зарисовки, наблюдают за погодой. Данные виды деятельности являются трудными для учащихся с недостатками в развитии. Они не в состоянии осмыслить поставленную задачу и наметить план действий, так как не могут подчинить свои действия поставленной цели. Они так же затрудняются применять полученные знания и умения, связанные с пространственной ориентировкой.
При выполнении самостоятельных работ учащиеся сталкиваются с трудностями анализа, так как при прохождении тем по географии дети чаще запоминают второстепенное, эмоционально – насыщенное, а не главное. Недостатки анализа отрицательно сказываются и на процессе сравнения объектов, а так же на характере представлений.
Особую трудность для учащихся с недостатками в развитии представляет понимание причинно – следственных зависимостей и явлений окружающей действительности. Эти отношения значительно лучше понимаются не со слов учителя, а в результате практического, действенного ознакомления с различными превращениями предметов под влиянием определённых внешних воздействий (Т.И. Головина

Для выяснения возможностей самостоятельного выполнения работ была проведена серия экспериментов с учащимися с 6 по 9 классов. Использовались методики возрастающей и ослабленной помощи учителя и свободного выбора заданий. Опыты свидетельствуют о том, что учащихся по уровню самостоятельного выполнения работ по географии можно разделить на четыре группы.
Первая группа – учащиеся, которые обладают высоким уровнем самостоятельного выполнения работ. Такие учащиеся справляются с заданиями поискового, творческого характера. Они проявляют интерес к выполнению самостоятельных работ, хотя некоторые из них так же нуждаются в стимулирующих действиях учителя. Таких учащихся 25%.
Вторая группа – учащиеся, для которых характерен средний уровень самостоятельного выполнения заданий. Эти школьники при выполнении самостоятельных работ нуждаются в направляющей помощи учителя. Такие учащиеся могут выполнять несложные задания поискового характера, но затрудняются при выполнении творческих заданий. Таких учащихся около 51%.
Третья группа – учащиеся, для которых характерен низкий уровень самостоятельного выполнения учебных заданий по географии. Этим школьникам необходима значительная помощь при выполнении самостоятельных работ. Постоянные неуспехи в самостоятельной работе формирует у них отрицательное отношение к ней. В эту группу входят учащиеся с резким нарушением целенаправленной деятельности. Они составляют около 24%.
Четвёртая группа – учащиеся, которые с самостоятельными работами по географии не справляются совсем ввиду низкого интеллектуального развития.
Данные эксперимента свидетельствуют, что с самостоятельными заданиями не справляются 87% учащихся в классе, 86,5% в 7 классе, 86% в 8 классе. Существенные трудности встретили учащиеся второй группы, которые нуждались в помощи учителя. Значительная помощь необходима учащимся третьей группы. Не справились с работой в 6 классе 11% учащихся, в 7 классе 12,8, в 8 классе 11%.
Результаты данных опытов подтверждают предположение, что задания самостоятельного характера выполняют школьники, более высоким уровнем развития.
Данные результаты получены в 2008 – 2009 году на начальном этапе эксперимента.
Анализ результата эксперимента на исследование самостоятельности учащихся
Воспитание самостоятельности – важнейшая цель коррекционного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.
Решение этой задачи зависит, прежде всего, от обеспечения актив¬ной позиции учащихся в учебном процессе, от широкого использования в ходе, урока их самостоятельной деятельности. Но в школе 8 вида лишь этого условия недостаточно для получения полно¬ценного образовательного и коррекционного эффекта. Важно, учитывая специфику самостоятельной учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта содержательные особенности программного географического материала, последовательно применять ряд взаимосвязанных дидактико-методических требований к организации практической ра¬боты учащихся на уроке. Каждое из них имеет свою педагогическую цель. Так, увеличение доли самостоятельной работы учащихся в про¬цессе урока с обеспечением разнообразия заданий дает возможность для значительного количества упражнений в самостоятельном выполне¬нии разных по характеру познавательной деятельности заданий. Это условие, так же, как и проведение самостоятельной работы на всех основных эта¬пах урока при использовании различных методов обучения, способству¬ет подготовке школьников к усвое¬нию нового учебного материала, сознательному усвоению сведений при активной умственной работе; прочному закреплению полученных знаний; формированию умений использовать их в иных ситуациях. Проведение самостоятельной работы с постепенным усложнением заданий направлено на развитие у учащихся умения работать самостоятельно, на последовательное подведение к решению всё более сложных учебно-познавательных задач. Это условие позволяет запрограммировать использование в учебном процессе различных типов заданий для самостоятельной работы с учетом особенностей конкретного географического содержания учебного материала, степени его новизны для уча¬щихся, роста их познавательных возможностей и самостоятельности.
Необходимость специального обучения учащихся самостоятельно¬му выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоя¬тельной деятельности и направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно. Это таких, как снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих познавательных силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последо¬вательный ход его выполнения, не умение владеть приемами выполнения зада¬ний, затруднения в словесном оформлении результатов работы и т.п.
Важно последовательно ви¬доизменять характер взаимодействия учителя и учащихся в направле¬нии постоянного сокращения внешних вмешательств учителя в ход работы ученика. Основным методическим инструментом при этом являет¬ся варьирование различных видов инструктирования учащихся (предва¬рительно-обобщенного, поэтапного, текущего) с учетом содержательных особенностей материала и изменяющихся познавательных возможностей учащихся. Основная педагогическая цель такой работы - достижение целостной структуры подлинно самостоятельной учебной деятельности школьников.

Итак, для преодоления трудностей в организации самостоятельных работ, принципиально важно обучать учащихся самому процессу выполнения самостоятельной работы. При этом следует придерживаться следующих характерных этапов в обучении:
1. Воспитание положительного отношения к самостоятельному выполнению заданий.
2. Обучение приёмам последовательного выполнения заданий.
Последовательность эта выглядит так:
• учитель сам непосредственно принимает участие в выполнении задания, класс коллективно работает под его руководством;
• учитель участвует в разборе задания, класс работает над ним самостоятельно;
• учитель дает задание, класс самостоятельно выполняет его.
3. Самостоятельное использование ранее усвоенных приёмов при выполнении новых заданий.
Так как школьники с интеллектуальными нарушениями с большим трудом воспринимают в целом требования задания, не могут задание представить последовательность выполняемой работы, затрудняются в оформлении результатов задания. Поэтому во время обучения школьников с нарушенным интеллектом приёмам последовательного выполнения практических работ по географии необходимо добиться:
- усвоение учащимися содержания задания;
- умение подобрать географические карты и другой иллюстрированный материал, необходимый для выполнения задания;
- умение самостоятельно оформить результаты задания.
Исходя из того, что учащиеся с нарушением интеллекта, как правило, приступают к выполнению задания, не обдумывая до конца способы действий, предварительно не ориентируются в предложенном задании, следует учить их анализировать задание.
Итак, при проведении самостоятельных работ следует соблюдать следующие условия:
- начинать организацию практических работ с простейших (как по содержанию, так и по приёмам выполнения) заданий;
- от урока к уроку усложнять содержание предлагаемых заданий, а также увеличивать степень самостоятельности учащихся при их выполнении;
- темп нарастания трудностей определять исходя из индивидуальных особенностей школьников;
- в каждую последующую работу вносить что-то новое.
Такая организация самостоятельных работ построена на принципе постепенного перехода от действий, которые учитель показывает детям, к действиям, требующим с их сто¬роны полной самостоятельности.
Постоянно стимулируя учеников к применению уже знакомых, а также новых приемов самостоятельного выполнения заданий, можно до¬биться от школьников овладения системой общих методов мысли¬тельной работы в процессе самостоятельной учебной деятельнос¬ти.
Результаты исследования
Проведённое исследование показало, что у учащихся возрастает интерес к предмету, стремление к знаниям, формируются положительные мотивы познавательной деятельности. Это достижение можно расценить как следствие систематического включения в процесс обучения разнообразных самостоятельных работ, которые представляют собой разнообразные дидактические материалы.
Для определения результативности и с целью проверки эффективности использования рабочей тетради по географии Костромской области была проведена исследовательская работа. Методы исследования: сравнительный анализ – сопоставление качества знаний учащихся 9 класса в 1 – 4 четверти за последние три года. Учащиеся 9 класса в 2008 – 2009 учебном году, в 2009 – 2010 году изучали раздел «Костромская область» без использования рабочей тетради, а в 2010 – 2011 году – с использованием данного пособия.

Анализ качества знаний учащихся 9 класса
Год обучения Качество знаний учащихся
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
2008 - 2009 49% 49,4% 50% 50%
2009 - 2010 50% 34% 49% 49%
2010 - 2011 60% 60% 58% 73%

Проведение контрольных работ за 1 – 3 четверти 9 класса показало, что в 2008 – 2009 году количество имеющих оценки «4» и «3» колебались в небольших пределах. В четвёртой четверти при изучении географии Костромской области оценки остались прежними. Состав класса был очень слабым, поэтому существенно повысить показатель не представилось возможным.
В 2009 – 2010 учебном году количество хорошистов во второй четверти уменьшилось в связи с появлением в классе новой с глубоким нарушением интеллекта. В третьей результаты стали выше, в четвёртой они остались на прежнем уровне.
В 2010 – 2011 году количество хорошистов в первой и второй четверти несколько увеличилось. В четвёртой четверти в связи с применением пособия количества хорошистов увеличилось значительно.
Анализ показал, что при применении рабочей тетради по географии Костромской области увеличилось и количество хороших оценок. Качественный анализ показывает, что при использовании данного пособия с самостоятельными заданиями качество знаний повышается по сравнению с периодом когда это пособие не применялось.

Динамика качества знаний 9 классов по географии за период
2008 2009, 2009 – 2010, 2010 – 2011 учебных годов.

Сравнительный анализ результатов обучения географии
с 6 по 8 классы
Качество знаний учащихся по географии по итоговым результатам за период с 2008 по 2011 год говорит о позитивной динамике результатов обучения географии. У учащихся наблюдается увеличение % качества знаний за счет высоких познавательных интересов и развития самостоятельности в связи с введением в учебный процесс самостоятельных практических работ. Положительная динамика качества знаний определяется созданием сотворчества детей и учителя, связанных едиными задачами, деятельностью, развитием познавательного интереса, заинтересованным отношением к обучению.
Материалы по апробации предлагаемых разработок
Определение возможностей учащихся в самостоятельном выполнении работ по географии.
В целях определения потенциальных возможностей учащихся в выполнении самостоятельных работ был проведен эксперимент (методика Липецкой Е.И.) первых двух частях эксперимента учащимся предлагалось вы¬полнить задания с использованием навыков работы на уже изученном материале. Первая часть проводились с при¬менением методики возрастающей помощи учителя. Умения самостоя¬тельно выполнять предложенное задание измерялись четырьмя уровнями. К высокому уровню относились умения тех школьников, которые самостоятельно справлялись с предложенным заданием. Средний уро¬вень отмечался у учащихся, выполнивших задание после направляюще¬го разъяснения учителя. Учащиеся, которые прибегали к значитель¬ной помощи учителя по ходу выполнения задания, были отнесены к уче¬никам с низким уровнем самостоятельности. Уровень умений самосто¬ятельно выполнить задания у учащихся, не справившихся с заданием и после значительной помощи учителя, считался нулевым.

Задания на исследование использования помощи учителя.
6 класс.
• Записать направление, по которому надо идти, чтобы вернуться обратно.

Куда пошли В каком направлении надо идти обратно
IV. На восток
На юг
На север
На запад
На северо-восток
На юго-восток
На северо-запад
На юго-запад

7 класс
• Заполнить таблицу «Географическое положение России».
Название полушария, в котором расположена Россия Направление от экватора Название материка, на котором расположена Россия Пояса освещенности, в которых расположена Россия Океаны, омывающие материк, на котором расположена Россия

8 класс
• Заполнить таблицу «Растения и животные Сахары»
Название растений и животных Сахары Как приспособились к сухому климату

1. Верблюжья колючка
2. Солянка
3. ….
4. Змеи, ящерицы
5. Антилопы 6. ….

Во второй части экспериментов была использована методика ос¬лабляемой аналогии между заданиями (методика В.А.Синева). Каждому ученику предлагались три задания: первое было аналогично выполненным на предыдущих уро¬ках; второе - по содержанию и приемам выполнения, близким к первому; третье отличалось от предыдущих по существу. В зависимости от того, с каким комплексом заданий смог справиться ученик (с первым, вторым, третьим; с первым, вторым; только с первым; ни с одним), его уме¬ние относилось к высокому, среднему, низкому или нулевому уровню.
Задания с ослабляемой аналогией
1. Аналогичное выполненным
2. Близкое к первому
3. Отличное от предыдущих
6 класс
1. а) поезд едет из Санкт-Петербурга в Москву на Юго-восток. В каком направлении он будет возвращаться?
б) летом к морю я еду на юг. В каком направлении надо ехать обратно?
в) от дома к реке я иду на северо-восток, в каком направлении я возвращаюсь?
2. В каком направлении протекает река?
В каком направлении проходит железная дорога?
Я стою на мосту через реку, где от меня находится домик лесника, лиственный лес, смешанный лес, кустарник?
3. На закате туристы подошли к деревне. В каком направлении они шли, если солнце было прямо перед ними? В каком направлении ехал автобус, если в полдень солнце светило с левой стороны?

7 класс
1.Заполнить таблицу, пользуясь картой.

Острова зоны арктических пустынь Полуострова зоны арктических пустынь


1. Заполнить таблицу «Животные Арктики»
Млекопитающие Птицы Рыбы

2. Определить глубину морей Северного ледовитого океана, пользуясь справочным материалом. Сделать вывод: какое море самое глубокое?

Моря Северного Ледовитого океана Наибольшая глубина в метрах

8 класс
I.Назовите пояса освещенности Северной Америки и нанесите их на контурную карту.
II.Определите по карте, какие природные зоны есть на материке Северная Америка, нанесите их на контурную карту.
III.Заполните таблицу «Растения и животные Северной Америки».

Природная зона Растения и животные

Для пояснения вопроса, об отношении учащихся к разным по характеру заданиям, предлагаемым им для самостоятельного выполне¬ния,
была организована третья часть экспериментов. При этом я ру¬ководствовалась соображениями о важности не только владения конк¬ретными знаниями и умениями, но и мотивационной стороны деятель¬ности, психической готовности учащегося к самостоятельному выполнению поставленных задач.
В третьей части опытов использовалась методика свободного вы¬бора заданий: учащиеся должны были выбрать для выполнения одно из трех предложенных заданий – репродуктивного, поискового и творческого типа. Известно, что для учеников с нарушением интеллекта характерно неточное понимание содержания задания и неумение самостоятельно организовать свою мыслительную деятельность в соответствии с эти¬ми заданиями.
Задания, предложенные на выбор учащимся.
1. Репродуктивное
2. Поисковое
3. Творческое

6 класс
1. Нарисуй компас и раскрась его.
2. Определи по компасу стороны горизонта в классе
3. Шоссейная дорога проходит с запада на восток. Автобус двигался по шоссе в восточном направлении. Приехав в поселок, туристы двигались к пещере, направо от шоссе. В каком направлении туристы пошли к пещере. Сделай чертеж.
7 класс
1. Заполни таблицу «Полезные ископаемые тундры»
Полезные ископаемые Условный знак
Апатиты
Никель
Железная руда
Уголь
Газ
Медь

2. Заполни таблицу «Полезные ископаемые тундры»

Полезные ископаемые Условный знак Место залегания
Апатиты
Никель
Железная руда
Уголь
Газ
Медь
3. Определи, что это за пролив соединяет эти два моря. Одно из них окраинное, другое – внутреннее. Первое море расположено значительно севернее второго. Зимой его юго-западная часть не замерзает. Второе (с ноября по май) покрыть дрейфующими льдами, а в бухтах и у берегов замерзает совсем.
8 класс
1. Записать в тетрадь название животных и растений Южной Америки.
2. На контурной карте надписать названия материка Южной Америки, островов и полуостровов гор, и низменностей.
3. Заполнить таблицу «Сходства и отличия Южной Америки»
Южная Америка Австралия

Для того чтобы более углубленно исследовать возможности са¬мостоятельного выполнения самостоятельных работ географического характера учащи¬мися каждой из выделенных групп, была организована четвертая часть экспериментов. Выяснялось, насколько учащихся из различных групп понимают содержание заданий без помощи извне, в каких видах педагогической помощи они нуждаются при выполнении работ, какого содержания должна быть инструкция учителя. Первая часть экспериментов предусматривала самостоятельное выполнение заданий без предварительной инструкции учи¬теля.
Вторая часть экспериментов предусматривала выполнение задания с предварительной инструкцией учителя. Инструкция составлялась в двух вариантах: сокращенном и подробном. По условиям эксперимента учащиеся первой группы первоначаль¬но выполняли задание без инструкции, учащимся второй и третьей групп первоначально предлагался первый вариант инструкции. Если ученик не справлялся с заданием,предлагалась инструкция второго варианта.
Как свидетельствуют результаты выполнения учащимися задания первой серии, самые низкие показатели у учащихся шестого класса: только 25% выполнили предложенное задание самостоятельно, не прибегая к помощи учителя, 30% школьников, работая над заданием, нуждались в направляющей помощи педагога, остальные выполнили задание только после значительной помощи учителя. В седьмых, восьмых классах результаты несколько выше, однако, процент школьников, само¬стоятельно выполнивших задание, низок: в седьмом классе - 35, в восьмом - 38. Высок процент учащихся, нуждающихся в значительной помощи в ходе выполнения задания (в седьмом классе 31, в восьмом - 28). Вовсе не выполнили предложенное задание от 4 до 6%, т.е. по одному учащемуся из каждого класса.
Результаты второй серии эксперимента показали, что абсолютное большинство учащихся (6 класс – 71%, седьмой – 77%, восьмой – 64%) выполнили первое и второе, либо только первое задание, и лишь около 22% учащихся каждого класса справились со всеми предложенными задания¬ми.
Таким образом, результаты первой и второй серии опытов очень близки и свидетельствуют о том, что дети с нарушенным интеллектом в большинстве случаев не умеют выполнять первоначальные самостоятельные работы географического содержания без специальной подготовки и помощи извне.
В работах многих дефектологов подчёркивается, что у детей с нарушением интеллекта недоразвита активная сторона деятельности, не развиты в должной мере волевые качества, в связи, с чем ребёнок всегда идёт по линии наименьшего сопротивления.
Третья серия эксперимента показала, что преобладающее большинство учащихся независимо от года обучения, взяли для выполнения задания
репродуктивного характера (6 класс – 69%, 7 класс – 58%, 8 класс – 57%).
Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что большинство учащихся прибегают к выбору заданий, не требующих анализа, сравнения, установления причин и следствий, детальных словесных описаний на основе актуализации представлений.
Из числа выбравших задание репродуктивного типа только 44% выполнили правильно. Среди школьников, выбравших задание поискового и творческого типов, правильно выполнили их лишь 40%.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выводы о низком уровне самостоятельного выполнения.
Кроме того, они свидетельствует о снижении у учащихся положительного отношения к самостоятельному выполнению заданий, особенно более сложных, требующих активной мыслительной деятельности.
Здесь отмечено два интересных факта: с одной стороны, характерно неверие в свои познавательные возможности в силу чего они идут по линии наименьшего сопротивления; с другой - в ряде случаев положительные мотивы деятельности, заключающиеся в желании выполнить сложное задание, находятся в противоречии с имеющимися у учеников знаниями, навыками, возможностями.
Библиографический сп
исок[/h2]:
1. Головина, Т.И. Практические работы по географии во вспомогательной школе/ Т.И. Головина. – М:Просвещение,1965.- 43с.
2.Дульнев, Г.М.,О воспроизведении вновь усвоенных слов учащимися вспомогательной школы/ Г.М. Дульнев. –Известия АПН 1948. -76с.
3.Липецкая, Е.И., Использование дидактического приема сравнения на уроках географии во вспомогательной школе/ Е.И. Липецкая.- Л.,1969.- 45с.
4.Лифанова, Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии. Начальный курс .Учебное пособие для 6 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ Т.М. Лифанова.- М., Просвещение,1999.- 78с.
5.Лифанова, Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для старших классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ Т.М. Лифанова.- М., Просвещение.1998.- с.
6. Пороцкая, Т.И. Обучение географии в вспомогательной школе/ Т.И. Пороцкая.- М., П., 1977.- 87с.
7. Программа специальной коррекционной образовательной школы 8 вида V – IX классы, под ред.Воронковой В.В., М.: Гумманит. изд. центр Владос, 2011.- Сб.1.
8. Румынина, Н.С., Сапроненкова, Н.С. Практические работы по географии VI-X классы / Н.С.Румынина, Н.С. Сапроненкова.- М., «Школа-Пресс», 2001.- 76с.
9. Баринов, И.И. Современный урок географии: методические разработки уроков / И.И. Баринов.- М.: Школа-Пресс., 2000-128с./

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Опубликовано: 865 дней назад (27 июля 2014)
Просмотров: 8742
Рубрика: Методика
+3
Голосов: 3
Елена Олеговна Павлова # 27 июля 2014 в 23:43 0
География, как предмет, стоит на грани "вымирания" . Сейчас же практически ни в одном ВУЗе не готовят учителей по географии. Ваш материал очень интересен. Успехов Вам в вашем педагогическом мастерстве.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 июля 2014 в 14:27 +1
Добрый День, Ольга Владимировна! Сразу начну с дискуссии, мне хочется согласиться только на 50% с Еленой Олеговной, преподавателей географии готовят, живу в Ростовской области, где замечательный факультет ЮФУ, вопрос в другом, все ли учителя географии с достоинством преподают свой предмет?! А ВОТ, ТОТ МОМЕНТ, ЧТО УРЕЗАЛИ ЧАСЫ К ТАКОМУ ИНТЕРЕСНЕЙШЕМУ ПРЕДМЕТУ, ТАК ЭТО ДА, ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНО! Теперь, что касается вашей работы Ольга Владимировна, я думаю, что ваша информация будет полезна для молодых специалистов, начинающих географов не только коррекционной школы, но и для обычной! Мне хотелось бы вам порекомендовать познакомиться с требованиями Сайта, касающиеся оформления публикации, с этим у вас определённые проблемы, поэтому рекомендую посетить данный адрес - http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Желаю вам успехов! Голос за содержание.
С уважением, Т.Н.
Марина Семёновна Долгова # 28 июля 2014 в 22:16 0
Добрый вечер, Ольга Владимировна!Данный материал представляет собой большую исследовательскую работу в области обучения географии детей в коррекционной школе.Материал интересен, согласна, что для детей такого уровня нужно больше впечатлений, больше демонстрационных материалов, больше наглядности. Поэтому считаю, что все приёмы обучения, приведённые Вами, правильны в использовании. Из опыта своей работы в данных классах меня очень выручают современные тетради для самостоятельных и практических работ с печатной основой. Удачи Вам и творческих поисков! Голосую +1.
С уважением, Марина Семёновна Долгова.
Наталья Владимировна Перевалова # 3 августа 2014 в 18:22 0
Хорошая самооценка - это здорово, теория - это прекрасно! А что-нибудь из практики?
Ольга Владимировна Смирнова # 9 января 2016 в 12:50 0
Добрый день, Наталья Владимировна! Хочу внести ясность в Ваш комментарий. Видимо Вы не внимательно изучили мою работу, поскольку не нашли практической направленности. Задания для для выполнения самостоятельных работ учащимися выложены в конце эксперимента в приложении.
Ольга Владимировна Смирнова # 9 января 2016 в 13:06 0
И ещё, самое главное, что весь материал - ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ, ТО ЕСТЬ ИЗ ПРАКТИКИ.