Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе. Приметы весны

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи, в старшей дошкольной группе.
Тема занятия: Составление рассказа с опорой на схему. Приметы весны.
Цель: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить знания детей о временах года, их названиях и очерёдности
• Закрепить знания детей о весенних месяцах, их названиях и очерёдности
• Словарная работа: «скворечник»
• Развитие слуховых и зрительных памяти, внимания и мышления
• Развитие логического мышления
• Развитие умения дополнять и продолжать рассказ друг друга
• Развивать умение составлять рассказ по схеме
• Закрепить умение составлять сложные распространённые предложения

Коррекционно-развивающие:
•развивать высшие психические функции (память, мышление, внимание);
• Развитие речевого дыхания
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности.
- закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой, изучаемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала;

Оборудование:
• Изображение весенней лесной опушки на формате А1 с жилищами зверей и зверьми
• Предметные картинки (медведь, заяц, белка, ёж, проталина, солнце, ручьи, скворец,)
• Магнитофон
• Записи звуков пения лесных птиц, ручья, поезда
• Подготовленная «проталина»
• Корзина или мешочек
• Фотоаппарат
• Изображение солнца, скворца и скворечника, ручья (большие)

В кабинете заранее развешены солнце, скворец у скворечника, весенняя опушка, расположен на полу ручей.
Ход занятия:
Логопед: ребята, сейчас я вам прочту стихотворения ,а вы угадайте, какое время года в нём спрятано:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей - пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает.
Дети: Весной!
(Если позволяет погода, то логопед с детьми могут обсудить погоду на улице, посмотрев в окно)
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в весенний лес. Садитесь на поезд! (дети занимаю места в импровизированном поезде. Звучит шум поезда)
Логопед: Ребята, давайте поможем машинисту. Глубоко вдыхаем и произносим «Туууууууу». (Дети повторяют несколько раз)
Ну вот мы и приехали. Станция «Весенний лес»! (Логопед и дети выходят из поезда)

Логопед: Ребята, мы сегодня будем искать и фотографировать приметы весны, а потом вернёмся в группу и расскажем нашим гостям о них.
Вы будете искать приметы, а я фотографировать! (дети и логопед подходят к подвешенному солнцу и подготовленной «проталине»)
Логопед: Ребята, посмотрите, какое солнышко! Какое оно весной?
Дети: Яркое, весеннее лучистое, жаркое и т.д.
(логопед «фотографирует» солнце)
Логопед: Посмотрите ребята, какой лежит снег! Зимой он был мягким и пушистым, а какой он весной?
Дети: мокрый, грязный, тяжелый, колючий и т.д.
Логопед: Давайте превратимся в тёплый весенний ветерок и сдуем снег.
(Логопед и дети дуют на подготовленную «проталину». Появляется трава и подснежники)
Логопед: Ребята, что это?
Дети: Проталина, травка, подснежники!
Логопед: А весной трава какая?
Дети: мягкая, зелёная, нежная, молодая и т.д.
(Логопед «фотографирует» проталину)
(Звучит журчание ручья)
Логопед: Ребята, что это шумит?
Дети: Ручеёк!
Логопед: ребята, можете потрогать ручеёк (Дети садятся на корточки и трогают «ручеёк») Какой весной ручеёк?
Дети: быстрый, искристый, блестящий, журчащий и т.д.
(Логопед «фотографирует» ручеёк и переходит с детьми к подготовленной лесной опушке с жилищами животных и животными)
Логопед: Ребята, кого мы здесь видим?
Дети: Медведя, зайца, белочку, ежа!
Логопед: О какой весенней примете может рассказать медведь?
Дети: Медведь весной просыпается!
Логопед: А заяц?
Дети: Заяц весной меняет шубку с белой не серую
Логопед: А белочка?
Дети: Белочка весной меняет шубку с серой на рыжую
Логопед: А ёжик?
Дети: Ёжик весной просыпается.
(Логопед «фотографирует» опушку». Звучат птичьи голоса)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто это сидит? (Логопед, указывает на скворца у скворечника)
Дети: скворец!
Логопед: О какой примете он может нам рассказать?
Дети: Весной прилетают птицы!
Логопед: какие?
Дети: ласточки, утки, скворцы, грачи, лебеди, гуси и т.д.
Логопед: А как можно назвать их одним словом?
Дети: Перелётные!
(Логопед «фотографирует» скворца)
Логопед: Ну что ж, мы собрали много весенних примет. Пора отправляться обратно в сад.
(Дети садятся в «поезд». Звучит шум поезда)
Логопед: Давайте поможем машинисту. Глубоко вдыхаем и долго произносим: «Туууууууу». (дети повторяют) Станция «Детский сад». Выходим!
(Дети выходят из поезда и садятся в полукруг у доски)
Логопед: Доставайте из корзинки фотографии примет, которые мы нашли и рассказывайте, что это за приметы.
(Дети достают предметные картинки из корзинки, вешают на доску и рассказывают о них)
Логопед: А сейчас мы будем составлять рассказ о весенних приметах!
Наступила весна. Ярко светит солнышко. Весной оно какое?
Дети: Яркое, лучистое, весеннее и т.д.
Логопед: Снег начал таять. Каким он стал?
Дети: Мокрым, грязным, тяжелым, рыхлым и т.д.
Логопед: Побежали холодные, быстрые, блестящие, журчащие ручьи. На земле проявились проталины. На них вырастает весенняя, нежная, зелёная, первая трава и подснежники. Возвращаются перелётные птицы. Какие?
Дети: Грачи, ласточки, скворцы, утки и т.д.
Логопед: Кто в лесу просыпаются?
Дети: Медведь и ёж.
Логопед: А что делают заяц и белка
Дети: меняют шубки. Заяц с белой на серую, а белка с серой на рыжую.
Физминутка:
Логопед: А теперь мы с вами немного разомнёмся и покажем весенние приметы:
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Побежал в саду ручей,
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
(Дети повторяют движения за логопедом. Затем, садятся обратно к доске)
Рассказы детей.
Итог занятия:
Логопед: Ребята, о чём мы сегодня говорили?
Дети: О весенних приметах!
Логопед: Какие приметы вы запомнили?
Дети: Ярко светит солнце, тает снег, появляются проталины, бегут ручьи, прилетаю перелётные птицы, в лесу просыпаются медведь и ёж, а заяц и белка меняют шубки. Заяц – с белой на серую, а белка – серой на рыжую?
Занятие окончено!

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе. Дикие животные весной
Опубликовано: 80 дней назад (13 сентября 2016)
Просмотров: 146
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Балабина Оксана Анатольевна # 14 сентября 2016 в 21:53 +1
Добрый вечер Ольга Юрьевна.Спасибо за интересный ,содержательный конспект.Возьму на заметку.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 17 сентября 2016 в 04:14 +1
Здравствуйте, Ольга Юрьевна! Благодарю за приглашение! Замечательное занятие: содержательное, познавательное, насыщенное лексическими заданиями. Грамотно поставлена цель, чётко сформулированы задачи, подготовлен богатый демонстрационный материал. Дана мотивация: путешествие в лес для поиска и фотографирования примет весны. На протяжении всего занятия дети вовлечены в активную речевую работу. Параллельно с работой над формированием лексико-грамматических категорий и связной речи вы Вы учите детей подмечать красоту весенней природы и приметы весны, обращаете внимание на особенности поведения и внешний вид представителей животного мира в весенний период. В своем конспекте Вы используете разнообразные педагогические приемы, что способствует развитию речи, наблюдательности, коммуникабельности и творческих способностей детей. Ваша разработка - замечательное пособие для педагогов дошкольников. С Вашего позволения возьму конспект в свою педкопилочку. Благодарю! Примите голос № 1 и пожелание Успехов!