Конкурсы для педагогов и детей

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(к)ОУ VIII вида

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(К)ОУ VIII вида
Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми.

Описание материала: данный материал предназначен для учителей русского языка С(к)ОУ VIII вида и других образовательных учреждений. Может быть использован и на учебных занятиях, и во внеклассной деятельности.

Развитие речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида решается в процессе преподавания всех учебных предметов. Т.к. общее нарушение интеллектуальной деятельности таких детей часто осложнено недоразвитием слуховых и речедвигательных анализаторов, что приводит к значительным затруднениям в овладении речью.

Особенностями речи  учащихся с интеллектуальной недостаточностью  являются ограниченность и бедность словарного запаса, недостаточная выразительность,  неправильное понимание и неточное использования слов, искажение логической зависимости явлений, нарушение последовательности в высказывании и др.  Поэтому в специальной (коррекционной) школе VIII вида развитию речи уделяется пристальное внимание. Т.к.,  от того, насколько будет правильно сформирована речь обучающихся, зависит и успешность усвоения ими  материала всех  учебных предметов, и степень общего развития, и овладение профессионально-трудовыми навыками, и дальнейшая успешная социализация в обществе.

В своей практике для коррекции и развития речи учащихся специальной (коррекционной) VIII вида при подборе речевого материала уделяю особое внимание пословицам и поговоркам.  Знакомство с пословицами и поговорками  не только пополняет их активный словарь, но и активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать высокие нравственные качества. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида, приобщаясь к образцам устной народной речи,    учатся понимать красоту слова, осознают современность и непреходящую ценность пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Уважение к труду и людям труда, любовь к своей Родине и  родителям, чувство товарищества – всему этому учат пословицы.

При работе над пословицами следует учитывать степень сложности их содержания. Вначале на занятиях предлагаются пословицы и поговорки, имеющие только прямой смысл. Например: ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.  Важно, чтобы дети уловили, что в пословицах есть поучение, проверенный народом совет, которому нужно следовать в жизни.

Затем, в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, можно вводить пословицы, которые имеют прямой и переносный смысл. Сначала разбирается прямой смысл, затем – переносный. Например: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.  Прямой смысл: чтобы правильно отрезать, к примеру, ткань и не испортить, нужно несколько раз всё проверить и четко измерить, а потом уже резать. Затем смысл пословицы расширяется другими близкими детям ситуациями. Очень важно для разъяснения переносного смысла пословиц использовать приём перенесения сюжета пословицы в знакомую для учащихся ситуацию. Например: ОТОЛЬЮТСЯ ВОЛКУ ОВЕЧКИНЫ СЛЁЗКИ. Для понимания этой пословицы вопрос: « А были ли у нас в классе случаи, когда кто-то сделал что-то плохое, сначала ходил безнаказанным, а потом понёс заслуженное наказание? Перенесение сюжета пословицы в ситуацию взаимоотношений в классе даёт толчок новому повороту мысли и достигается правильное понимание переносного смысла. То, что было непонятно, когда речь шла о животных, становится ясным,  как только переходит в знакомую житейскую ситуацию.

Для лучшего представления сюжета пословицы можно давать учащимся задания представить себя участником ситуации, описанной в пословице. Например: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ. Пусть дети представят себе ситуацию, когда хотели поймать одного зайца, а  увидев двух, начали метаться от одного к другому. Поймали бы они в результате хотя бы одного зайца? Такой прием наглядного представления сюжета пословицы помогает раскрыть её сущность.

В случае полного непонимания пословицы, учитель дает развернутое объяснение с соответствующими примерами. Можно проиллюстрировать сюжет пословицы подходящими картинками или предложить учащимся самим нарисовать картинку к пословице.
Раскрытие смысла пословиц в дальнейшем позволит определять близкие по смыслу пословицы или определять их общую тему.

Все приемы по раскрытию смысла пословиц и поговорок активизируют воображение учащихся, развивают умения рассуждать и сравнивать, расширяют представления о главных жизненных ценностях.

На уроках русского языка я подбираю пословицы в качестве речевого материала для закрепления грамматических тем, особенно при изучении темы «Предложение. Ведь по форме пословицы представляют собой логически законченные предложения.

Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» подбираются пословицы:

ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
ТРУД И НАКОРМИТ, И НАУЧИТ.
НЕ СЛОВАМИ СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК, А ДЕЛАМИ.

Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце»:

ВЗЯВШИЙ МЕЧ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ.
ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.
КНИГА – ЛУЧШИЙ ТОВАРИЩ.


Тема "Неопределенная форма глагола":

БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ.
НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ,
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

Тема «Правописание НЕ с глаголами»:

ПРАВДА В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ, В ОГНЕ НЕ ГОРИТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ,
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
                                                            
Пословиц и поговорок в русском языке много и тематика их разнообразна. Каждый педагог может подобрать свой материал к любой изучаемой теме в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач к конкретному занятию.

Приемы работ с пословицами и поговорками.

1.«Собери пословицу».
Из данных слов  собрать пословицу:  

ТОВАРИЩА, А, ПОГИБАЙ, ВЫРУЧАЙ, САМ.
ДЕЛО, ГУЛЯЙ, СМЕЛО, СДЕЛАЛ.
ИСПОРТИШЬ, НЕ, КАШУ, МАСЛОМ.

2.«Исправь пословицу».
Исправление речевой ошибки:

СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, ТРУС ПОГИБАТЬ.
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДИН У НЕГО И РОДИНА.
БЕЗ ЗАБОТЫ И РЕПА ВЫРАСТЕТ.

3.«Соедини начало и конец пословицы».
В левом столбике даны первые части пословиц и поговорок, в правом  столбике вразброс даны вторые части:

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,                            А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ,                          КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.    
ТОТ НЕ ОШИБАЕТСЯ,                           ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

4.«Закончи пословицу».
Учитель произносит часть пословицы, а по второй задаёт вопрос. Учащиеся должны вспомнить пословицу и сказать её полностью:

ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ,  а как труд влияет на человека?
ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ ИЗ ЗЕМЛИ, а знания откуда?
ЧТОБ В ПОЧЁТЕ БЫТЬ, как надо к труду относиться?

5.«Подбери фразу к пословице».
Пословицы записываются столбиком, а рядом фразы. Нужно соотнести смысл фразы с пословицами и подобрать фразу к пословице, которая выражает ту же мысль.

Пословицы:
ДОЛОГ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.
РАБОТА БЕЗ УМА НИКОМУ НЕ НУЖНА.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ.
Фразы:
Непродуманная работа бесполезна.
Чтобы вкусно покушать, нужно хорошо поработать.
От безделья и время тянется долго.

6.«Найди сходную пословицу».
Напротив пословицы, записанной в левом столбике, записывается  несколько в правом. Нужно сопоставить пословицы и подобрать к первой пословице сходную по смыслу.

НА ЯЗЫКЕ МЁД, А НА СЕРДЦЕ ЛЁД.
а) МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ.
б) НЕТ ДРУГА - ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
в) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

6.«Сделай правильный выбор».
Даётся пословица без последнего слова, нужно выбрать из предложенных вариантов:

ДОРОГУ ОСИЛИТ…   а) спортсмен, б) путешественник, в) идущий.
НЕ ВСЁ ЗОЛОТО, ЧТО… а) закопано, б) на ушах, в) блестит.
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА …  а) знает, б) берёт, в) награждает.

7.«Назови общую тему пословиц».
Даются пословицы, детям нужно назвать тему, которой они объединены.

С КНИГОЙ ЖИТЬ – ВЕК НЕ ТУЖИТЬ.
КНИГА – КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ.
КНИГИ ЧИТАТЬ – СКУКИ НЕ ЗНАТЬ.     ( тема «Книга»)

Постоянная и систематическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида много даёт учащимся. Они учатся находить народные изречения в текстах, классифицировать их по темам, анализировать смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям. Это обогащает их речь, повышает общий уровень, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, народу, создавшему такие мудрые изречения.

Рекомендуем посмотреть:

Как делать работу над ошибками? Конспект урока русского языка в 7 классе Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи» для 9 класса школ 8 вида Дидактический материал к балладе М.Ю. Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса школ

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Пословицы и поговорки о смелости, трусости

Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке

Пословицы и поговорки о книге, о письме

Пословицы и поговорки про ученье, про знания, про учёбу

Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида "Спряжение глаголов" | Внеклассная работа по русскому языку в С(к)ОУ VIII вида
Опубликовано: 1003 дня назад (11 марта 2014)
Просмотров: 4806
+4
Голосов: 4
Татьяна Николаевна Даниленко # 12 марта 2014 в 11:47 0
Елена Владимировна, спасибо за очень интересный и содержательный материал. По моему он предназначен не только учителям русского языка, но и педагогам вообще.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 12 марта 2014 в 12:00 0
Елена Владимировна, Вы предложили очень интересный материал. Я тоже люблю использовать пословицы не своих уроках. Есть о чем подумать и в плане правописания, и в плане содержания.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 12 марта 2014 в 16:50 0
Елена Владимировна! Интересный материал! Полезная информация для педагогов!
Ольга Анатольевна Купцова # 13 марта 2014 в 22:43 0
Обожаю пословицы и довольно часто использую загадки в младших классах, когда объясняю тему урока по ИЗО.Замечательный материал! Спасибо!