Конкурсы для педагогов и детей

Декоративное рисование в 1 классе специальной коррекционной школы

Статья по теме:
«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Автор: Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования ;
- сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
- вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

Латинское слово «декор» означает «узор». Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.



Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.

Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.


Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).

Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.


При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.

Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.



Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.
В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.
Спасибо за внимание.
Литература.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Участник №89 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Аппликация из пластилина для детей. Мухомор | Розы из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 903 дня назад (18 июня 2014)
Просмотров: 5537
Рубрика: конспект
+10
Голосов: 10
Александр Семенович Жбанов # 18 июня 2014 в 17:19 +5
Здорово, что Вы делитесь опытом работы с коллегами.Ваш материал будет весьма полезен для многих учителей ИЗО. Спасибо! +1
Светлана Александровна Овчинникова # 20 июня 2014 в 20:02 0
Александр Семенович, благодарю за теплые слова и оценку. Буду рада если кому-то пригодится.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 июня 2014 в 21:12 +1
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА, внимательно ознакомилась с вашим занятием. Работая в специализированной(коррекционной) школе, вы каждый день дарите свою заботу детям, которые особенно в вас нуждаются. Учитывая особенности учебного заведения и возможности детей видно, что ваши труды не прошли бесследно. Фотоматериал подсказывает, как ребята справились с декоративным рисованием. Молодец!+1
Светлана Александровна Овчинникова # 22 июня 2014 в 22:03 0
Татьяна Николаевна, благодарю за теплые слова и оценку моей работы. Детям нравится работать с трафаретами, при этом используют простой карандаш.
Наталья Владимировна Сюнякова # 22 июня 2014 в 21:26 +1
Светлана Александровна, с большим интересом прочитала Вашу статью. Я много лет проработала воспитателем в коррекционной школе с детьми с ОВЗ. В своей работе практиковала декоративное рисование. Ребята работали с большим удовольствием. Да и сейчас, работая учителем математики с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я тоже использую на уроках элементы декоративного рисования. При изучении геометрического материала предлагаю детям на практических работах составить узоры из изученных ранее геометрических фигур. Большое спасибо за представленный материал. Голосую +1.
Светлана Александровна Овчинникова # 22 июня 2014 в 22:06 0
Наталья Владимировна, спасибо что познакомились с моей работой и оценили ее. Трафареты с ИЗО то же применяю на уроках математики, и при изучении геометрических фигур, и при счете, решении задач.
Людмила Александровна Казакова # 28 июня 2014 в 09:10 +1
Светлана Александровна, внимательно ознакомилась с Вашей статей. Статья интересная, полезная. Со своего опыта знаю, что дети с овз очень любят рисовать по трафарету, так как другие приемы рисования им даются трудней.На таких занятиях, как Вы уже пишете, закрепляются знания геометрических фигур,пространственных отношений. Молодцы! Голосую +1.
Светлана Александровна Овчинникова # 4 июля 2014 в 20:20 0
Спасибо за подробный комментарий. Декоративное рисование наиболее доступный вид изобразительной деятельности для детей с ОВЗ. С удовольствием рисуют по трафаретам, а вот обводить шаблоны им дается сложнее.
Юлия Владимировна Мещерякова # 3 июля 2014 в 21:57 +1
Светлана Александровна,Ваша статья очень интересная и полезная.Подобран достаточно хороший материал.Читала Вашу работу с большим интересом.Вы умница.У Вас есть чему поучиться.Отдаю свой голос +1.
Светлана Александровна Овчинникова # 4 июля 2014 в 20:24 0
Юлия Владимировна, огромное спасибо за поддержку. Буду рада, если кто-то воспользуется данным материалом.
Татьяна Николавна Астахова # 4 июля 2014 в 22:02 +1
Светлана Александровна, спасибо за статью. Думаю, что Ваш опыт работы будет интересен многим педагогам в коррекционной работе. Примите мой голос!
Светлана Александровна Овчинникова # 4 июля 2014 в 22:23 0
Татьяна Николавна, спасибо за положительный отзыв и оценку моей работы. Подобные конкурсы на сайте дают возможность делиться опытом, получать новые знания.
Наталья Писарева # 7 июля 2014 в 22:42 +1
Светлана Александровна, с удовольствием отдаю голос за вашу статью! С интересом прочитала данный материал, и кое-что взяла себе на заметку. Большое спасибо!
Светлана Александровна Овчинникова # 7 июля 2014 в 23:20 0
Наталья, огромное спасибо за оценку моей статьи. Я буду рада, если Вы воспользуетесь предоставленным материалом. Спасибо организаторам сайта, за возможность делиться опытом, узнавать новое.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 20:00 +1
Уважаемая Светлана Александровна! Ознакомилась с Вашей статьёй: «Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида». Ваш материал обязательно будет полезен для учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и не только. Огромное спасибо Вам за распространение педагогического опыта. Вы знакомите педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования, сообщаете о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ, вызываете интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования. Примите мой голос! И ещё раз огромное спасибо за Ваш труд! +1!!!
Светлана Александровна Овчинникова # 5 августа 2014 в 21:03 +1
Светлана Николаевна,благодарю за теплые слова и оценку моей работы. Буду рада, если кто-то воспользуется данным материалом.
Вера Александровна Орехова # 6 сентября 2014 в 08:35 +1
Светлана Александровна, спасибо, что познакомили педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования и рассказали о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ. Очень полезный и познавательный материал, который заинтересует многих педагогов. Спасибо за Ваш труд и опыт, которым вы снами делитесь. +1. Желаю творческих успехов!
Светлана Александровна Овчинникова # 3 июня 2015 в 18:31 0
Вера Александровна! Спасибо за визит, теплые слова и голос.