Конкурсы для педагогов и детей

Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к праздничной культуре

Автор: Переводова Ольга Васильевна, учитель-дефектолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 92» компенсирующего вида г.Дзержинска Нижегородской области.
Описание работы: Материал представляет собой опыт работы по социализации детей 6-7 лет с нарушением интеллектуального развития через приобщение к праздничной культуре. Материал содержит перспективное планирование праздничных событий, имеющих социальную значимость, на год. Может быть полезен не только учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития, но и педагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Перед нами, педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, говорится о поддержке социализации, индивидуализации ребенка, его приобщении к ценностям, традициям, нормам российской и общечеловеческой культуры.
Развитие личности ребенка в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого условия, открывающие возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с окружающим миром.
У нас в детском саду проводится большая работа по социальному развитию воспитанников, направленная на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу через приобщение воспитанников к праздничной культуре.
Из календаря праздников на год мы выделили события, имеющие социальную значимость для наших детей, выходящие на воспитание различных личностных качеств. Кроме традиционных праздников, в них вошли такие, как: Святки, Масленица, Жаворонки, День здоровья, День семьи, День города, Всемирный день охраны окружающей среды и другие. В плане праздничных дат мы указали цель и примерные мероприятия, проводимые в детском саду. К ним относятся различные тематические мероприятия, выставки творческих работ детей, педагогов и родителей, конкурсы, театрализованные представления, концерты, встречи с детьми из других детских садов, посещение Библиотеки семейного чтения им.А.С.Пушкина и клуба инвалидов «Вера», с которыми мы тесно сотрудничаем.

Перспективное планирование праздничных событий, имеющих социальную значимость, на год:

Святки. 7-18 января
Цель: Расширять знания детей о культуре и традициях русского народа. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями. Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Примерные мероприятия: Тематическое мероприятие в библиотеке им.А.С.Пушкина. Познавательный вечер «Русские народные украшения». Просмотр сказки «Серебряное копытце» в клубе инвалидов «Вера».

Масленица. 24 февраля-2 марта (2014)
Цель: Познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями. Использовать в активной речи детей русский фольклор. Познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
Примерные мероприятия: Тематические мероприятия в группе. Продуктивная деятельность по теме. Развлечение с участием родителей «Проводы масленицы». Катание на лошадях.

Сороки (Жаворонки). 22 марта
Цель: Поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.
Примерные мероприятия: Тематическое развлечение «Жаворонки». Выставка детских рисунков «Птицы прилетели».

Всемирный день здоровья. 7 апреля
Цель: Формировать представления о физических потребностях своего организма, адекватных способах их удовлетворения. Воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Примерные мероприятия: Тематические занятия в группе. Работа в литературном уголке: чтение художественной литературы; заучивание пословиц, поговорок о здоровье рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье. Физкультурно-познавательный досуг «Мы здоровью скажем «Да»! Консультации для родителей на информационном стенде «Похвала режиму». Медицинская страничка «Советы доктора Айболита» в газете для родителей.

Пасха. 20 апреля (2014)
Цель: Приобщать дошкольников к народной культуре посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение». Знакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи. Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Примерные мероприятия: Тематические комплексные занятия «Пасхальная радость». Участие в городском конкурсе «Пасхальный колокольчик».Чтение художественной литературы («Пасхальный благовест» С. Есенина, «Пасхальные вести» Я. Полонского, «Птичка» А. Пушкина, «Вербочки» А. Блока, «Христос Воскрес!» А. Майкова). Народные подвижные игры.

День победы. 9 мая
Цель: Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Дать элементарные знания детям об истории Великой Отечественной войны и ее участниках. Поддерживать интерес к героическому прошлому своей страны, чувство гордости и уважения к участникам войны.
Примерные мероприятия: Совместное тематическое мероприятие с библиотекой семейного чтения им. А.С.Пушкина. Экскурсия к Вечному огню. Разучивание стихов и песен на военную тему. Раскрашивание картинок с изображением военной техники. Изготовление открыток для ветеранов войны.

Международный день семьи. 15 мая
Цель: Углублять представления о семье и ее истории. Воспитывать ответственное отношение к семье как к базовой ценности общества. Развивать положительные эмоции и чувства. Воспитывать осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений.
Примерные мероприятия: Выставка рисунков «Наша дружная семья». Консультация для родителей «Как провести досуг с детьми». Посиделки «Мы дружно живем» (развлечение детей с родителями).

День города. Последняя суббота мая
Цель: Расширять представления детей о родном городе. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о замечательных людях, прославивших город.
Примерные мероприятия: Беседы о родном городе в группе. Экскурсии по центральным улицам города: проспекту Циолковского, проспекту Ленина, бульвару Мира. Выставка рисунков « Мы любим свой город».

Международный день защиты детей. 1 июня
Цель: Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Расширять представление ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную позицию через взаимодействие с другими детьми.
Примерные мероприятия: Рисунки на асфальте «Нарисуем мелом радужное детство». Кукольный театр для детей «Теремок».

Всемирный день охраны окружающей среды. 5 июня
Цель: Формировать предпосылки экологического сознания у воспитанников, навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Привлекать родителей и сотрудников к решению экологических проблем и благоустройству территории детского сада.
Примерные мероприятия: Выставка совместных творческих работ взрослых и детей на тему «Хоровод цветов». Тематическое развлечение «Путешествие капельки». Чтение художественной литературы на природоведческую тему.

Всемирный день пожилого человека. 1 октября
Цель: Формировать эмоционально-положительный контакт ребенка со взрослыми. Учить проявлять доброжелательное отношение к людям пожилого возраста. Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, бурное выражение радости), связанные с общением с человеком пожилого возраста.
Примерные мероприятия: Детский концерт для сотрудников. Изготовление подарков детьми для сотрудников и родных.

День матери. Последнее воскресенье ноября
Цель: Формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери. Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании матери. Формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния матери, умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
Примерные мероприятия: Тематические занятия в группе «Моя мамочка». Выставка детских рисунков и поделок для мам. Тематическое развлечение «Маму поздравляем, маме помогаем».

Декада инвалидов. 1–10 декабря
Цель: Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями. Расширять представление ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную позицию через взаимодействие с другими детьми.
Примерные мероприятия: Проведение тематических занятий с детьми «Что такое доброта и забота?» Выставка детских работ «Как прекрасен этот мир». Консультации для родителей на информационных стендах «Учимся творить добро». Театральная гостиная в клубе инвалидов «Вера». Совместное мероприятие с библиотекой семейного чтения им. А.С.Пушкина. Концерт воспитанников из других детских садов. Выпуск специального номера газеты для родителей «Солнышко».

Рекомендуем посмотреть:

Факторы, осложняющие социальную интеграцию детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Мы тоже имеем права», 2-4 классы Конспект НОД во 2 младшей группе по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты» Консультация для воспитателей по теме "Социально-ориентирующие игры"

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

Разрезные картинки для дошкольников своими руками | Методическая разработка НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет
Опубликовано: 942 дня назад (7 мая 2014)
Просмотров: 1465
Рубрика: Опыт работы
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!