Конкурсы для педагогов и детей

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Формирование навыков самообслуживания  у обучающихся  с умеренной умственной отсталостью
Преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсации отклонений развития детей с множественными нарушениями начинается с привития им навыков санитарии, гигиены и самообслуживания. Ребенка нужно не только научить выполнять все действия, связанные с гигиеной тела, самообслуживанием, но и выработать у него привычку к аккуратности, чистоплотности. Привычка может возникнуть только в том случае, когда от ребенка изо дня в день требуют выполнения определенных действий.
Представления и знания об одежде.
Освоение понятия одежда происходит от частного к общему. Большое внимание надо уделять расширению ряда наименований предметов одежды, а также формированию у детей достаточно полных знаний об отдельных предметах одежды.

Для решения названных задач важно использовать натуральные предметы. Работа может проводиться как в классе, так и в раздевалке. Воспитанники рассматривают развешанную  на вешалках одежду, называют ее, рассказывают о назначении. Представления и знания детей о конкретных предметах одежды, их наименованиях закрепляются в процессе:
• учебных заданий, упражнений:
- показ детьми называемой педагогом одежды;
- называние детьми демонстрируемой одежды;
-нахождение в группе разной одежды, предметов одинаковых по наименованию.
- расположение изображений возле соответствующих натуральных предметов одежды;
• процессе дидактических игр:
-«Одень-ка!». Для игры нужны куклы и наборы кукольной одежды (можно использовать вырезанные из бумаги материалы):
1. Учащимся предлагается одеть куклу в называемую педагогом одежду.
2. Учащимся предлагается одеть куклу по своему усмотрению, потом назвать надетые на нее предметы одежды.
-«Что лишнее?». Среди четырех-пяти предметов одежды находятся три-четыре предмета одного наименования и один - другого. Педагог просит исключить из группы не подходящий остальным предмет и объяснить, почему он к ним не  подходит.
-«Показ мод». Дети называют одежду, надетую на куклах или на детях, демонстрирующих предметы одежды.
-«Посмотри и запомни». Педагог предлагает детям посмотреть на развешенную на вешалках одежду и запомнить ее (могут использоваться изображения предметов одежды). Затем дети отворачива¬ются и называют одежду, которую они запомнили. Называть может один ребенок, а остальные его дополняют при необходимости, или  же каждый ребенок называет по одному предмету одежды, пока не будут названы все.
Игра может усложняться:
1.Дети должны называть одежду последовательно слева - направо (или наоборот) либо сверху - вниз (или наоборот).
2.Педагог называет различные предметы одежды, а дети хлопают в ладоши (или говорят: «есть» либо «нет») на названия тех предметов, которые    развешены на вешалках.
3.Педагог сам называет одежду, развешенную на вешалках (или изображения одежды). Среди названных предметов есть лишний или какой-либо предмет не назван. Дети должны ответить, какой пред¬ает лишний или какой не назван.
-«Чего не стало?». Дети называют представленную одежду. Затем они отворачиваются или закрывают глаза. Педагог убирает один-два предмета. Дети открывают глаза и называют, чего не стало.
-« Что изменилось?». Материалы те же, что и в предыдущей игре. Но когда дети закрывают глаза, педагог меняет предметы одежды местами или добавляет один-два предмета. Дети открывают глаза и называют, какие произошли изменения.
-«Найди ошибку». Педагог предлагает детям внимательно по¬слушать, как он или какой-нибудь игровой персонаж, будет называть одежду. При этом намеренно до¬пускаются ошибки. Дети должны найти ошибки и ис¬править их.
-«Магазин». На доска изображены две-три полки магазина. На каждой полке размещены изображения одежды. Детям предла¬гается назвать одежду, которая продается в этом магазине. Потом в магазин «приходит» какой-либо игровой персонаж и «по¬купает» некоторые предметы одежды. При этом один или несколько рисунков незаметно прячется. Дети должны определить, что купил этот персонаж в магазине.
Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не рас¬купят все товары. Роли покупателей могут выполнять и сами дети.
Кроме того, представления и знания детей о предметах одежды закрепляются в процессе:
• сюжетно-ролевых, режиссерских игр;
• игровых ситуаций;
• рисования, аппликации;
• складывания разрезных картинок;
• отгадывания загадок;
• чтения произведений художественной литературы;
• экскурсий в магазины одежды;
• повседневных упражнений детей в назывании их одежды.
Изучение конкретных предметов одежды предполагает не только знакомство с их названиями, но и с их признаками. Вначале по вопросам педагога осуществляется выделение и называние отдельных при¬знаков единичных предметов одежды. Вслед за называнием очередного признака на доске размещается соответствующий элемент схемы-опоры. Данные схемы помогают детям рассказывать о предметах одежды.
При обучении анализу предметов одежды, выделению их харак¬терных признаков в определенной последовательности можно ис¬пользовать прием параллельного анализа, когда один предмет одеж¬ды анализирует, описывает педагог, а другой - ученик. Педагог пред¬лагает ученику рассказать о своей одежде то же, что расскажет он.
Для закрепления представлений и знаний учащихся о назначении предметов одежды, умения о них рассказывать, можно использовать следующие приемы:
- описание предметов своей одежды, одежды товарищей;
- описание одежды на изображениях;
- моделирование одежды способом подвижной аппликации: дети создают модели одежды из отдельных ее деталей: по заданию-описанию педагога; по своему усмотрению с последующим ее описанием;
-задачи-описания: педагог описывает одежду какого-либо учени¬ка, куклы либо персонажа на рисунке, дети должны узнать по опи¬санию, чья это одежда;
-рисование или только раскрашивание готовых контурных изоб¬ражений одежды: по заданию-описанию педагога; по своему замыслу с последующим ее описанием.
Овладение детей умениями анализировать и описывать конкретные предметы одежды подводит их к установлению признаков раз¬личия и сходства в двух (или более) сопоставляемых предметах одежды, что осуществляется посредством их сравнения.
Разносторонние, достаточно полные знания об отдельных конкретных предметах, а также умения сравнивать их между собой и находить сходство и различие являются основой для овладения общими понятиями. После перечисления и описания четырех-пяти конкретных предметов одежды детей просят назвать их общим словом. Затем, в процессе беседы выясняется, для чего и кому нужна одежда.
Далее проводится работа, направленная на формирование умения отнести конкретные предметы к общему понятию «одежда»:
• учебные задания, упражнения:
- выбор из ряда тех предметов, которые относятся к указанному общему слову;
- словесное обозначение готовой группы из нескольких предметов одежды;
- нахождение лишнего предмета, не относящегося к группе «одежда».
• дидактические игры:
-«Четвертый лишний»;
-«Наведи порядок»;
-«Не ошибись»;
-«Цепочка»;
-«Найди такой же предмет»;
-«Найди ошибку».
3. Решение логических задач.
4. Экскурсии в магазин одежды.
Важным компонентом системы знаний об одежде являются знания о видах одежды по назначению, по сезону. Нужно помочь детям уяснить функциональное назначение разных видов одежды, почему, для чего и когда какая одежда называется. Рассматриваются натуральные предметы одежды определенного вида с целью выделения именно тех свойств данной одежды, которые определяют ее функциональное назначение. Так, знакомясь с видами одежды по назначению, дети, опираясь на свой личный опыт, уточняют представления и знания о том, сколько раз в течение суток и когда они переодеваются, меняют свою одежду. Воспитанники вспоминают, какую одежду они обычно надевают после уроков, когда идут на спортивные занятия, в гости и т.п. Очень важно формировать у обучающихся представления и знания о необходимости переодевания, его значении для удобства и здоровья человека.

В процессе закрепления этих представлений и знаний у учащихся могут использоваться следующие методы и приемы:
• учебные задания, упражнения:
-из группы одежды выбрать одежду определенного назначения;
-определить вид одежды по функциональному назначению и на¬оборот;
• дидактические игры:
     -«Оденем куклу в школу» (в гости и т. п.);
     -«Покупка одежды»: ребенку предлагается купить в «магазине» одежду для занятий спортом (праздничную и др.);
   -  « Четвертый лишний»;
• игровые ситуации:
-определить по одежде, в которую одет Буратино (кукла), куда он собрался идти и чем заниматься;
-определить несоответствие одежды персонажа (например: «Буратино (кукла) собрался в гости (на стадион). Правильно ли он оделся?»);
4) анализ сюжетных рисунков, показывающих, например, что происходит, если дети не переодеваются в соответствующую их занятиям одежду;
5) сюжетно-ролевые, режиссерские игры, в процессе которых закрепляются знания о видах одежды;
6) разрешение проблемных ситуаций.
Кроме того, данные знания закрепляются ежедневно во время соответствующих режимных моментов.
Когда дети познакомятся с двумя и более видами одежды, воз¬можно использование заданий на классификацию.
Аналогично может проводиться работа по формированию представ¬лений детей о сезонной одежде, об одежде для девочек и мальчиков.
Практически значимыми являются знания о видах тканей, из ко¬торых шьют одежду, так как уход за одеждой из разных тканей (на¬пример, стирка, глажение) имеет свои особенности.
При знакомстве с определенным видом ткани  демонстрируются предметы одежды, сшитые из данной ткани. Дети ощупывают эту одежду, получая путем тактильного восприятия представление об определенном виде ткани.
Затем можно предложить обучающимся из группы одежды, различающейся по виду ткани, выбрать только одежду из определенной ткани. Потом аналогичные упражнения проводятся на кусочках ткани. Можно также предложить детям одеть кукол только в одежду из этого вида ткани.
После  знакомства детей с двумя видами, возможны упражнения на классификацию одежды или кусочков ткани по видам.
Формирование навыков ухода за одеждой.
При обучении детей уходу за одеждой важно сформировать у них представления и знания о необходимости такого вида труда для здоровья человека, для его внешнего вида. Надо очень эмоционально контра¬стно выражать отношение к разной по внешнему виду одежде: по¬ложительное, радостное - к чистой, опрятной и негативное, нетер¬пимое - к грязной, мятой одежде. При этом могут быть использованы различные приемы:
-сравнение одежды: чистой и грязной, выглаженной и мятой, по¬рванной и зашитой;
-рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой или грязной, выглаженной или мятой одежде и оценка их внешнего вида;
-моделирование реальных ситуаций, в которых воспитанники должны оценить поведение детей-актеров, связанное с их отноше¬нием к внешнему виду своей одежды, к уходу за ней;
-игровые ситуации, связанные с незнанием различных игровых персонажей о необходимости ухода за одеждой. Дети в таких ситуа¬циях будут выступать в роли наставника, поясняющего, убеждаю¬щего, почему надо ухаживать за своей одеждой;
-просмотр фильмов, обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей одежде, к уходу за ней.

Если у ребенка будет сформировано эмоционально положительное отношение к опрятной одежде и нетерпимое, даже брезгливое, - к неопрятной, то это будет хорошая основа, стимулирующая его стремление к овладению различными видами ухода за одеждой.
Обучая непосредственно процессам ухода за одеждой, педагог первоначально сам демонстрирует все необходимые действия. Очень важно при показе четко, доступно объяснять детям значение каждо¬го момента, действия, почему его следует выполнять именно так, а не иначе. Осознанное восприятие способствует точности и проч¬ности усвоения детьми необходимых знаний и умений. При перехо¬де воспитанников к упражнениям в овладении определенными на¬выками и умениями важно очень внимательно следить за правиль¬ностью выполнения каждого действия, за их последовательностью, чтобы у детей с самого начала формировались правильные стерео-типы действий, движений. С этой точки зрения первые занятия являются очень ответственными и трудными.
Эффективными вспомогательными средствами при обучении детей многим трудовым процессам являются технологические, опорные карты. Их использование  помогает детям усваивать знания об основных этапах определенного процесса, их последовательности, а также контролировать правильность выполнения необходимых действий.
Формируя навыки и умения ухода за одеждой, очень важно всегда эмоционально отметить и положительно оценить усердие детей при осуществлении ими ухода за одеждой. Следует отметить, как они положительно выглядят в чистых, выглаженных платьях, брюках, какие они стали красивые, как приятно находится возле таких чистых, красивых, опрятных детей.
Формирование навыков хранения одежды.
Формируя у детей умения складывать одежду, а также развеши¬вать ее на вешалках, необходимо, в первую очередь, объяснить им важность этих видов ухода за одеждой. Как эффективный дидакти¬ческий прием может быть использован прием сравнения: дети убеж¬даются на наглядных примерах, как влияет на внешний вид одежды аккуратное ее складывание или развешивание.
Обучая учащихся непосредственно складыванию (либо разве¬шиванию) одежды, необходимо с самого начала формировать точ¬ные представления о последовательности выполняемых действий и характеристике их правильного выполнения. Поэтому педагог сначала демонстрирует, например, процесс  складывания одежды сам, сопровождая его объяснениями. Такую демонстрацию можно повторить несколько раз: первый раз - в обычном темпе, остальные показы - в замедленном.
Затем педагогом производится показ, каждый этап которого че¬редуется с практическими действиями детей. Переход к очередному этапу осуществляется лишь после того, как педагог проверит пра¬вильность выполнения детьми действий на предыдущем. Тем самым осуществляется предупреждение формирования неточных, ошибочных действий у детей.
В дальнейшем дети переходят к выполнению трудового процес¬са по словесному указанию педагога.
И, наконец, воспитанники самостоятельно выполняют весь трудо¬вой процесс. Можно использовать в качестве помощи технологические карты. Желательно приучать детей комментировать выполняемые ими действия, что будет способствовать осознанному и точному закреплению соответ¬ствующих знаний.
При обучении складыванию различных вещей первоначально можно предлагать детям для упражнений вещи с обозначенными (за¬утюженными) линиями сгибов.
Воспитанники закрепляют умения складывания, развешивания, а также размещения одежды на стуле, на полке, в шкафу в повсед¬невной деятельности: во время режимных моментов, связанных с переодеванием; раскладывание и развешивание одежды после гла¬жения и т. д. Кроме реальных ситуаций, связанных с необходимос¬тью складывания каждым ребенком своей одежды, можно исполь¬зовать также:
• учебные задания:
- Покажи... (Кате), как ты умеешь складывать рубашку (май¬ку и т. д.).
- Научи…, как надо складывать рубашку (майку и т. д.).
- Помоги..., сложить рубашку (майку и т. д.).
- Посмотри, как дети сложили рубашки. У всех ли рубашка сло¬жена правильно?;
• игровые ситуации, связанные с показом детьми трудового про¬цесса неумелым игровым персонажем;
• оценка образцов выполненной работы: вниманию детей пред¬лагается несколько образцов сложенной (развешенной) одежды. Дети должны оценить, насколько верно выполнено складывание (разве¬шивание) у каждого образца, определить ошибки и исправить их. Данный прием можно представить в виде игровой ситуации, когда каждый предлагаемый вниманию детей образец - это результат вы¬полнения действий каким-либо игровым персонажем;
• задания-соревнования: «Кто быстрее» (например, повесит одежду на вешалку); «Кто лучше, аккуратнее» (например, сложит одежду на стуле). Предпочтение, на мой взгляд, следует отдавать заданиям типа «Кто лучше...», побуждающим детей к качественно¬му выполнению требуемых действий;
• экскурсии в магазин, где продается одежда, с целью наблю¬дения за способами размещения там одежды.

Важный блок знаний и умений связан с подготовкой сезонной одежды к хранению.
Они формируются непосредственно в соответствующие временные периоды размещения определенного вида сезонной одежды (зимней, летней, демисезонной) на хранение.            Также необходима тесная связь, взаимопонимание и преемственность в работе с родителями с целью закрепления у детей дома, под контролем родителей, первоначально формируемых педагогами знаний и умений по подготовке сезонной одежды к хранению.
Формирование навыков чистки одежды.
Важно сформировать у детей понимание необходимости регулярной чистки верхней одежды (особенно загрязненных мест). С этой целью можно использовать следующий прием. Вниманию детей предлагаются два пиджака или два других предмета одежды, в оди¬наковой степени измазанные мелом. Педагог чистит один из них одежной щеткой. После этого он предлагает детям сравнить внешний вид этих двух пиджаков. Детей подводят к выводу о необходимости чистки одежды. Далее можно использовать упражнения детей в на¬хождении на предметах одежды загрязненных мест либо в нахождении предметов одежды, нуждающихся в чистке.
Затем педагог вновь показывает воспитанникам процесс чистки одежды, объясняя каждое действие. Следует обратить внимание детей и на возможность при необходимости смачивания щетки водой, что педагог также должен продемонстрировать.

После этого воспитанники берут ранее найденный ими предмет одежды, нуждающийся в чистке, щетку и приступают к выполнению этого трудового процесса под наблюдением педагога. Дети могут выполнять задания парами, осуществляя взаимоконтроль.

Формирование навыков стирки одежды.
Важно сформировать у воспитанников необходимость периодической стирки одежды и стремление содержать одежду в чистоте. При этом можно использовать:
-прием сравнения чистой и грязной одежды;
-игровые ситуации с различными персонажами, утверждающими, например, что одежду стирать вовсе не нужно;
-обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов;
-анализ рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одеж¬де, оценка их внешнего вида.
Сам процесс стирки условно можно разделить на три этапа:
-подготовительный: отбирается одежда, нуждающаяся в стирке; проводится ее сортировка (по цвету, по степени загрязнения); обо¬рудуется рабочее место;
-основной: наливается необходимой температуры вода; растворяется в ней стиральный порошок; замачивается в этой воде одежда; намыливается одежда; отстирывается; выполаскивается одежда не¬сколько раз в чистой воде; отжимается;
-заключительный: выстиранная одежда развешивается для просушки.

В соответствии с выделенными этапами, логично производить и формирование необходимых умений - также в три этапа.
На подготовительном этапе обучения педагог должен показать детям наглядно значение сортировки одежды. Например, он стирает в тазу сильно загрязненную вещь, после чего дети смотрят, какой стала вода. Спрашивает у детей: «Можем ли мы в такой грязной воде стирать вот эту вещь?» - и показывает лишь слегка заг¬рязненный предмет одежды. Аналогично наглядно объясняется необходимость сортировки (следовательно, и последовательности стирки) светлых и темных вещей. Так же можно наглядно доказать детям и обязательность очистки карманов перед стиркой от мусора и посто¬ронних предметов (например: конфет, фантиков от конфет, каранда¬шей). Педагог стирает, например, рубашку, в кармане которой лежит фантик от конфеты, и демонстрирует детям окрасившийся карман рубашки. После показа и объяснения педагога учащиеся упражняются в подготовке одежды к стирке: выбирают грязную одежду и складывают ее отдельно от чистой; сортируют одежду по цвету, по степени загрязнения, достают из карманов мусор и посторонние предметы.

На основном этапе обучения педагог показывает всю последовательность действий - от приготовления воды до отжимания постиранной одежды, подробно объясняя значение каждого момента: температуры воды; количества стирального порошка; необходимости намыливания загрязненных мест одежды; приложения усилий при отстирывании загрязнений; тщательности выполаскивания и отжимания одежды. Необходимый порядок действий целесообразно рассмотреть затем на рисунках, фотографиях, изображающих основные этапы данного трудового процесса. Учащиеся должны поупражняться в расположении рисунков в нужной последовательности - в составлении технологического плана. Можно проводить это в игровой форме: дети должны показать неумелому игровому персонажу последовательность операций при стирке.

Затем педагог вновь показывает основной этап процесса стирки, но в этот раз побуждая детей говорить ему, что и как надо делать.
Потом учащиеся приступают к стирке тряпочек или носовых платков, последовательно выполняя действия по указанию педагога и отвечая на его вопросы. Освоив необходимые приемы работы, учащиеся приступают к стирке предметов одежды, вначале мелких.

Целесообразно объединять воспитанников в группы, где организация их деятельности может осуществляться различны¬ми способами:
- совместно-последовательным: каждый ребенок выполняет определенный этап работы: первый - готовит воду для стирки, полоскания, растворяет в воде стиральный порошок; второй - замачивает и отстирывает одежду; третий - выполаскивает; четвертый - отжимает (или третий ребенок выполаскивает и отжимает). Дети постепенно меняются местами, тренируясь последовательно в выполнении всех операций;
- совместно-индивидуальным: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Дети могут стирать в одном тазу (даже одновременно по двое), но каждый выполняет весь данный этап стирки определенного предмета одежды сам;
- каждый член группы последовательно выполняет весь основ¬ной этап процесса стирки одного предмета одежды. Во время работы одного воспитанника все остальные члены бригады внимательно наблюдают за производимыми им действиями, дают им оценку. За¬тем к работе приступает другой ребенок. Такая организация деятель¬ности детей способствует закреплению у них представлений и зна¬ний о правилах выполнения стирки.

Необходимо с самого начала внимательно следить за правильнос¬тью выполнения воспитанниками всех операций, действий, составля¬ющих этот трудовой процесс. Это позволит своевременно оказать нуж¬ную помощь, дополнительно еще раз показать выполнение определен¬ной операции, или подсказать, или подбодрить, чтобы ребенок действовал увереннее. Во время тренировочных упражнений с тряпоч¬ками, а затем и при стирке вещей важно говорить детям, какими чисты¬ми, красивыми будут их вещи после стирки. Но для этого надо хорошо постараться - тщательно намыливать и отстирывать все загрязненные места. Нужно научить детей перед замачиванием внимательно рассмат-ривать приготовленную одежду, замечая на ней особенно сильно за¬грязненные места. Важно также обращать внимание детей и на необхо¬димость тщательного полоскания одежды, смене воды при этом.

На заключительном этапе процесса стирки объясняются и пока¬зываются способы развешивания одежды и значение их для после¬дующего глажения.
С целью закрепления представлений и знаний детей о последо¬вательности выполнения процесса стирки в целом, правилах его вы¬полнения можно использовать:
• технологические и операционные карты:
-рассказ по готовому плану о процессе стирки;
-составление плана действий;
-исправление деформированного плана;
• учебные ситуации с сознательно допущенными педагогом ошибками;
• игровые ситуации, в которых дети стремятся научить какого-либо игрового персонажа стирать одежду;
• имитирующие игры: «Что я показала?», «Покажи, как мы уме¬ем стирать», «Что я забыла сделать?»;
• сюжетно-ролевые игры;
• оценка реальных ситуаций.
Формирование навыков глажения одежды.
При формировании знаний о значении глажения для внешнего вида вещей эффективным дидактическим приемом является сравне¬ние выглаженных вещей с невыглаженными, мятыми.
Очень важно научить детей соблюдать технику безопасности при пользовании утюгом: включать и выключать его, держа за вил¬ку, ставить утюг вертикально в нерабочий период, не оставлять горячий утюг подошвой на ткани. Последнее правило можно пояс¬нить, показав детям заранее приготовленный кусок ткани с жел¬тым пятном от утюга. Объясняя технику безопасности, можно так¬же использовать иллюстрации, показывающие как правильное, так и неправильное обращение с утюгом и его последствия. Каждое правило дети должны осознать: почему надо делать именно так, что может случиться, если поступать иначе.

Обучая процессу глажения, первоначально педагог сам демонст¬рирует все необходимые действия, подробно объясняя каждое. Дети в это время стоят возле него, наблюдая за трудовым процессом. За¬тем, обучающиеся по одному выполняют глажение под наблюдением педагога и товарищей. Желательно, чтобы при этом ребенок комментировал свои  действия, либо сам, либо совместно с педагогом. Возможно также, чтобы педагог и ребенок глади¬ли вместе.

Первые тренировочные упражнения проводятся на кусочках хлоп¬чатобумажной ткани или на носовых платках. Основными целями этих упражнений являются: закрепление на практике представлений и знаний детей о правилах техники безопасности при работе с утю¬гом, обучение необходимым действиям в их правильной последова-тельности: включение утюга, ожидание его нагревания, определе¬ние готовности утюга к работе, выполнение характерных движений утюгом по поверхности ткани, установка утюга вертикально, пере¬ворачивание ткани на другую сторону, глажение ее с этой стороны, установка утюга вертикально, выключение утюга. Выполнение пер¬вых тренировочных упражнений может осуществляться без вклю¬чения утюга.

Тренировочные упражнения помогут разнообразить такие за¬дания:
-оценка воспитанниками действий, выполняемых их товарищами;
-выполнение педагогом под наблюдением воспитанников процесса глажения с различными типами ошибок, которые должны касаться всех формируемых знаний и умений: техники безопасности, после¬довательности действий, характера движений. Дети должны заме¬тить ошибки и показать (а по возможности и объяснить), как надо делать правильно.
Только когда у воспитанников будут первоначально сформиро¬ваны вышеназванные знания и умения, можно привлекать детей не¬посредственно к глажению конкретных вещей. При этом важно сра¬зу объяснять последовательность глажения.

Когда дети овладеют техникой глажения, следует обратить их вни¬мание на то, что после глажения иногда остаются невыглаженные мес¬та. В этом случае их надо увлажнить теплой водой (можно опрыскать либо использовать влажную хлопчатобумажную тряпочку) и вновь прогладить.

Педагог должен также объяснять воспитанникам, что после гла¬жения вещь должна полежать, пока не остынет, и лишь после этого ее можно убирать в шкаф: во-первых, чтобы не помялась, а во-вторых, чтобы из-за разницы температур не стал влажным воздух в шкафу.

Формирование представлений и знаний об обуви.
Работа по формированию у детей представлений и знаний об обу¬ви проводится тем же образом, как по теме «Одежда», и имеет та¬кую же направленность.
Знакомя детей с обувью, необходимо уделять внимание расши¬рению их представлений и знаний о ряде наименований предметов обуви, их признаках. Для полноценного решения этих задач важно использовать натуральные предметы. Воспитанники рассматривают демонстрируемую обувь, называют ее, либо это делает педагог, в случае незнания или неверного называния детьми. Представления детей о конкретных предметах обуви, знание их наименований за¬крепляются в процессе:
• учебных заданий, упражнений:
-называние детьми демонстрируемой обуви;
-нахождение в группе пар обуви одинаковых по наименованию;
-расположение изображений возле соответствующих натуральных предметов обуви;
-нахождение и составление пар обуви среди группы разрознен¬ных предметов обуви;
• игровых ситуаций:
-Правильно ли Буратино разместил картинки с  изображением  обуви?
-Правильно ли Буратино подобрал пары обуви?;
• дидактических игр:
-«Встань-ка». Педагог называет какую-либо обувь, а дети, у кого на ногах есть такая обувь, должны встать, или потопать ногами, или под¬прыгнуть.
«Кто что купил?» (« Что купили?»). Педагог сообщает детям, что некоторые персонажи (например, лиса) «купили» себе обувь. Эти покупки находятся в предъявленной группе обуви (могут быть натуральные образцы либо изображения). Перед персонажами ставятся пустые коробки для обуви с картинками (например, сапог). Дети должны найти и положить в коробки обувь, которую купили эти персонажи.
Игра может усложняться:
1. В группе обуви находятся несколько пар одного наименова¬ния. Дети, описывая нужную пару, должны ориентироваться на пол персонажа и выбирать соответственно обувь (например, если персо¬наж - заяц, то выбирать мужские туфли, если зайчиха - женские).
2. Игровые персонажи указывают на коробках не конкретные наи¬менования обуви, а ее вид по любому основанию: сезонная обувь -«зимняя», «летняя», «демисезонная»; по материалу изготовления -«кожаная», «резиновая» и т. д.
Эти варианты усложнения игры можно использовать при изуче¬нии детьми обуви соответствующих видов.
-«Показ мод».
-«Что лишнее?».
-«Посмотри и запомни» («Выставка обуви»).Игра может усложняться:
1. Дети должны называть обувь последовательно, слева направо (или наоборот);
2. Педагог называет различную обувь, а дети хлопают в ладоши, или топают, или говорят «есть» либо «нет» на названия той обуви, которая находится на выставке;
3. Педагог сам называет обувь, расположенную на выставке, но среди названной им обуви есть лишняя, которой нет на выставке, или какая-либо обувь не названа, дети должны заметить и исправить «ошибки» педагога.
-« Чего не стало?».
-«Что изменилось?»:
1. Материалы те же, что и в предыдущей игре. Но когда дети закры¬вают глаза, педагог меняет обувь местами или добавляет одну-две пары. Дети открывают глаза и называют, какие произошли изменения.
2. Несколько детей одеты в разную по наименованию обувь. Когда остальные ученики закрывают глаза, эти дети быстро меня¬ются обувью (вместо детей могут быть игрушки либо игровые пер¬сонажи).
-«Шапка-невидимка». Перед детьми ставится ряд из нескольких пар обуви. Педагог говорит, что к детям пришли гости, но пока они в шапках-невидимках, а видна только их обувь. «Я вам буду загады¬вать загадки, и если вы отгадаете, кто из гостей в какой обуви пришел, то они будут снимать шапку-невидимку»
- «Найди ошибку».
-«Магазин». На доске,  словно на пол¬ках магазина, размещены изображения обуви. Дети называют обувь, которая продается в этом магазине, отвечая на вопросы педагога.
Затем в магазин «приходит» какой-либо игровой персонаж и «по¬купает» какую-нибудь обувь. При этом одна-две пары обуви неза¬метно прячутся. Дети должны по оставшейся обуви определить, что «купил» этот персонаж в магазине.
         Игра может продолжаться до тех пор, пока вся обувь не будет раскуплена. Покупателями могут выступать и сами дети. Кроме того, представления детей о конкретных предметах обуви и знания их наименований закрепляются в процессе:
• сюжетно-ролевых, режиссерских игр;
• рисования, аппликации;
• складывания разрезных картинок;
• отгадывания загадок;
• чтения произведений художественной литературы;
• экскурсий в обувной магазин;
• упражнений в повседневной деятельности в назывании детьми их обуви.
        Формирование знаний у воспитанников о предметах обуви вклю¬чает в себя не только расширение знаний об их наименованиях. Сле¬дует научить детей выделять признаки конкретных предметов обу¬ви, а затем и целостно описывать их. Вначале по вопросам педагога осуществляется выделение и называние отдельных признаков конкретной обуви, при этом используются лишь натуральные образцы. Вслед за называнием очередного признака на доске размещаются соответствующие элементы схемы-опоры. Схемы помогают учащимся в процессе составления описания и его воспроизведения.
          При обучении анализу, описанию обуви можно использовать при¬ем параллельного анализа, когда одну пару обуви анализирует, опи¬сывает педагог, а другую - ученик.
         С целью закрепления  умения рассказывать об  обуви можно использовать следующие приемы:
-описание своей обуви и обуви товарищей;
-описание обуви на изображениях;
-задачи-описания: педагог описывает обувь какого-либо ученика либо персонажа на рисунке, а дети должны узнать по описанию, чью обувь он описал;
-рисование или раскрашивание контурных изображений обуви:
• по заданию-описанию педагога;
• по своему замыслу с последующим ее описанием.
            Важно также проводить работу, направленную на формирование у воспитанников знаний об обуви как об особой группе предметного мира и умений относить конкретные, отдельные предметы обуви к общему понятию «обувь». С целью закрепления данных знаний и умений применяются учебные задания, упражнения:
-выбор из ряда предметов тех, которые относятся к указанному общему слову;
-словесные обозначения готовой группы из нескольких предметов;
Также применяются дидактические игры:
-«Четвертый лишний»;
-«Наведи порядок»;
-«Не ошибись!»;
-«Цепочка»;
-«Найди такой же предмет»;
-«Найди ошибку»;
         Знания закрепляются и в процес¬се занятий по ознакомлению с видами магазинов, экскурсий в обувной мага¬зин (отдел магазина).
          Необходимыми и практически значимыми в жизни являются зна¬ния о различных видах обуви: в зависимости от сезона ее использование, от назначения, от материала изготовления. Например, от ма¬териала, из которого изготовлена обувь, его свойств зависят спосо¬бы ухода за обувью, а также возможность использования в различ¬ных жизненных ситуациях: так, в мокрую, дождливую погоду неце¬лесообразно обувать текстильную обувь, в то же время в жаркую, сухую погоду вряд ли ногам будет комфортно в резиновой обуви.
             При знакомстве детей с различными видами обуви рассматрива¬ются только натуральные образцы. При этом следует обращать вни¬мание детей именно на те свойства данной обуви, которые определя¬ют ее функциональное назначение и служат основой для отнесения к определенному виду. Например, мех внутри сапог нужен для защиты от холода, следовательно, эта обувь нужна в холодную погоду, зимой.
             При знакомстве с обувью, изготовленной из определенного ма¬териала (например, кожи), демонстрируется различная кожаная обувь. Дети рассматривают, ощупывают ее, педагог рассказывает о свойствах этого материала. Затем можно предложить воспитанникам из группы различной обу¬ви выбрать только кожаную. Можно также попросить выйти и стать у доски тем воспитанникам, у кого на ногах кожаная обувь.
           Аналогичным образом дети знакомятся с обувью из других ма¬териалов. После знакомства воспитанников с двумя видами обуви возможны упражнения на классификацию их по видам.
             В процессе закрепления представлений и знаний воспитанников о различных видах обуви можно использовать различные методы и приемы:
• учебные задания, упражнения:
-из группы обуви выбрать обувь определенного вида;
-классифицировать обувь;
• дидактические игры:
-«Покупка обуви». Ребенку предлагается «купить» в «магазине» обувь для спортивных занятий или домашнюю.
-«Четвертый лишний».
-«Что купили?».
- «Помоги выбрать обувь». Воспитанники должны помочь каким-либо игровым персонажам вы¬брать из группы обуви (могут быть изображения) спортивную обувь или домашнюю. Эта игра может использоваться при изучении лю¬бых видов обуви.
Кроме того, представления и знания о различных видах обуви закрепляются в процессе:
• игровых ситуаций:
-определить по обуви какого-нибудь персонажа, куда он собрался идти;
-определить несоответствие обуви персонажа конкретной ситуации;
• анализа сюжетных рисунков, показывающих, например, несоот¬ветствие обуви детей конкретной ситуации;
• решения проблемных ситуаций;
• сюжетно-ролевых, режиссерских игр;
• повседневной деятельности.
Формирование навыков ухода за обувью.
         Приступая к обучению детей уходу за обувью, необходимо форми¬ровать у них положительное отношение к чистой, ухоженной обуви и нетерпимое - к грязной, неопрятной. Воспитанники должны опреде¬лить по предъявленной обуви, ухаживают ли за ней ее хозяева, а если нет, то в каком виде ухода она нуждается. Можно использовать так¬же такие дидактические приемы:
-сравнение ухоженной и неухоженной обуви по внешнему виду;
-наглядные проблемные ситуации;
-рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и гряз¬ной обуви, оценка их внешнего вида;
-моделирование реальных ситуаций, отражающих отношение де¬тей к своей обуви, к уходу за ней;
-игровые ситуации, побуждающие воспитанников к рассказыва¬нию, объяснению игровым персонажам важности ухода за обувью;
-обсуждение произведений художественной литературы, отража¬ющих отношение детей к своей обуви, к уходу за ней.
          Обучение выполнению определенного вида ухода за обувью начи¬нается с показа и объяснения педагога. Затем педагогом производится повторный показ, который чередуется с практическими упражнения¬ми детей. В дальнейшем дети переходят к самостоятельному выпол¬нению трудовых процессов, но под наблюдением педагога. Важно с самого начала заметить неточности в выполняемых действиях, что¬бы избежать формирования ошибочных стереотипов.
         При обучении детей уходу за обувью у них формируются не толь¬ко правильные трудовые действия и приемы, но и умения выпол¬нять их в определенной последовательности. Эффективным сред¬ством обучения детей последовательности операций, действий в определенном трудовом процессе являются технологические карты. Желательно побуждать детей к комментированию производимых действий, к отчетам о проделанной работе, к планированию предстоящей работы.
        После выполнения любого вида ухода за обувью, следует привлекать внимание детей к результатам их труда.
         Овладение процессом ухода за обувью не представляет сложно¬сти для воспитанников. Главное, чтобы имелся в наличии необходи¬мый инвентарь, о чем и должен позаботиться педагог. Практичес¬кую деятельность детей на занятии можно организовывать в парах либо группах.
                            Формирование навыков сушки обуви.
          Способ сушки мокрой обуви зависит от материала, из которого обувь изготовлена. Поэтому одним из важнейших элементов таких занятий являются упражнения детей в выборе обуви определенного вида (в зависимости от материала изготовления) из предложенных пар, в классификации обуви по группам (на том же основании).
          Сами же действия по уходу за мокрой обувью, по ее просушке не являются трудными для овладения. Они требуют лишь тщатель¬ности выполнения и соблюдения правил размещения обуви относи¬тельно отопительных приборов.
                             Формирование навыков чистки обуви.
        Перед тем, как обучать детей процессу чистки обуви, им демон¬стрируют несколько пар, разных по ухоженности и из разного ма¬териала. Дети выбирают из них обувь, на которую приятно смот¬реть, чистую. Педагог предлагает детям вернуть красоту остав-шейся обуви - почистить ее.
      Затем педагог спрашивает у воспитанников, знают ли они, как можно почистить эту обувь. Потом показывает, сопровождая свои дей¬ствия объяснениями, как надо чистить замшевую (валяную, текстиль¬ную) обувь. Вслед за этим дети выбирают обувь из такого же матери¬ала и упражняются в выполнении данного вида ухода за обувью.
      Более сложным процессом является чистка кожаной обуви кре¬мом. Перед показом этого трудового процесса воспитанники рассмат¬ривают необходимый для его выполнения набор предметов труда, учатся соотносить цвет крема с цветом обуви (они должны быть оди¬наковыми). В ходе объяснения и показа педагога следует обращать внимание детей на небольшое количество крема, которое нужно брать, на правильное обращение с тюбиком во время выдавливания крема, на равномерное распределение крема по поверхности ботинка.
       При выполнении процесса чистки кожаной обуви кремом важно научить воспитанников организации рабочего места и подготовке их самих к работе:
-дети должны повязать фартуки и засучить рукава;
-расстелить на полу полиэтиленовую подстилку или газетный лист;
-предметы разложить в порядке употребления слева направо.
                    Формирование умения готовить обувь к хранению.
            Занятия по обучению воспитанников подготовке сезонной обуви к хранению проводятся после того, как они овладевают навыками и умениями сушки и чистки обуви, так как именно эти процессы и являются основными при подготовке обуви к длительному хране¬нию. Поэтому такие занятия можно считать закрепляющими знания, навыки и умения детей по уходу за обувью. Новым на таких заняти¬ях может быть лишь овладение воспитанниками умениями сохране¬ния формы обуви разными способами и непосредственно располо¬жение обуви (заворачивание в бумагу либо укладывание) в месте для хранения.
      Основное же внимание следует уделить формированию у детей знаний о последовательности работы и умений ее планировать. В этом педагогу и воспитанникам могут помочь технологические карты.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Конспект для детей 3 класса с ОВЗ по предмету «Ручной, художественный труд»
Опубликовано: 999 дней назад (12 марта 2014)
Просмотров: 4359
Рубрика: Методика
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!