Конкурсы для педагогов и детей

Конспект родительского собрания в школе с презентацией. Ошибки школьного и семейного воспитания

Ошибки школьного и семейного воспитания
Описание: Материал предназначен для проведения как общешкольного, так и классного родительского собрания
Цели: слайд2
1. Изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой.
2. Информировать родителей об организации учебно-воспитательной работе в школе и в классах.
3. Актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье.
4. Подвести родителей к анализу своих семейных установок, выявить ошибки в воспитании детей.
Ход собрания
Указание: Перед собранием все родители делятся на 3 группы. Каждому выдается анкетный лист.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители, учителя, ребята. Слайд3
Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Я начну наше собрание с вопроса: Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться.
А для начала давайте все вместе поиграем в игру “Встаньте те, кто…”. Я буду называть какой-либо признак, если он подходит для вашей семьи, то вы встаете, если нет – остаетесь на месте. Давайте попробуем: Встаньте те, у кого в семье растет один ребенок. Есть такие семьи?
Варианты:
1. У кого счастливая семья.
2. У кого трое детей
3. Кто считает себя строгими родителями.
4. Кто соблюдает семейные традиции и праздники.
5. У кого в семье только девочки.
6. Кто знает свою родословную до 4 колена.
7. Кто выезжает на природу, отдыхать всей семьей.
8. Кто считает своего ребенка непослушным.
9. У кого в семье растут одни мальчишки.
10. У кого полная гармония и взаимопонимание в семье. (Что-то вас маловато).
Спасибо за активное участие. Слайд 4
Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы - основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Хотелось бы обратить ваше внимание на одну очень древнюю притчу. Послушайте ее.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему? слайд 5
- А потому что именно ему жить в будущем.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. … слайд 6
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это – надежды и мечты его родителей.
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка
Воспитание – самое важное на свете дело. Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья
Но, как писал Макаренко "семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание"
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. Слайд 7
1.Закон единства требования отца и матери
2.Закон значимости похвалы для ребенка
3.Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи
4.Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.
Большую часть дня ребенок проводит в школе, поэтому воспитание должно опираться на педагогический треугольник: ученик - учитель - семья.
Воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

Предлагаем вашему вниманию ряд педагогических ситуаций. Каждой группе дается 2-3мин для обсуждения. Слайд 8
№ 1.Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.
Права ли она? Как поступили бы вы?
( наказание трудом, в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому, и в нашей ситуации мы можем предложить ребёнку вместе почистить одежду, тем самым ребёнок поймёт ,как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребёнок постарается быть более аккуратнее)
№ 2.За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Конечно, очень важно заинтересовать ребёнка учёбой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребёнок воспринимал вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)

№ 3.Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
( ничего нельзя делать сгоряча, нужно разобраться в ситуации, выяснить причины драки. Не бывает, что виноват только один. Нужно, чтобы ребята успокоились, самим быть выдержанными.И только потом принимать решение. Разгневанная мать может наказанием обидеть ребенка, а позже выяснится, что можно было и не наказывать, а ограничиться замечанием.)
Существуют типы семейного воспитания, которых следует избегать. Давайте посмотрим.
Слайд 9
«Кумир семьи», «Гиперопека», «Гипоопека», «Ежовые рукавицы», «Повышенная моральная ответственность», «В культе болезни».
И коротко о каждом.
Слайды 10-15
«Кумир семьи»: Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты». Растет капризным, своевольным эгоистом. Освобожден от всех обязанностей
«Гиперопека»: Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем. Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности в общении
«Гипоопека»: Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

«Ежовые рукавицы»: Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь. Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
«Повышенная моральная ответственность»: На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста. Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых.
«В культе болезни»: Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием. Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им. Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем. Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С трудом приспосабливается к действительности.
Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Слайд16
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.
А теперь просим вас оценить, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают ваши дети, воспитывает у них перечисленные ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: Слайд 17
5 – в полной мере;4 – в значительной мере;3 – на достаточном уровне;2 –на незначительном уровне;1 – практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 . Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1 . Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1 . Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1 . Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1 . Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
5 4 3 2 1. Образованность.
5 4 3 2 1 . Ум (способность здраво и логично мыслить).
В заключении послушайте старинную китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Так пусть и в ваших семьях царят мир и лад, основой которых являются любовь, прощение и терпение.
Список использованной литературы и интернет - источников.
1. Образование родителей и школа / под ред. Л. Г. Петряевской. – М: Просвещение, 1988.
2. Павлов, А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Воспитание школьников. – 2001. – № 8.
3. Перегибов, Г. Азбука воспитания: советы родителям // Воспитание школьников. – 2001.– № 7, 8.
4. Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Просвещение, 1990.
Презентация на тему: «Ошибки школьного и семейного воспитания»

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии» Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Родительское собрание в школе "Подготовка детей к урокам" Родительское собрание 7 класс

Похожие статьи:

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Опубликовано: 423 дня назад (13 октября 2015)
Просмотров: 1592
+1
Голосов: 1
Анна Юрьевна Долгова # 13 октября 2015 в 12:30 +1
Здравствуйте, Полина Сергеевна! Вы затронули очень важную тему! Родителям необходимо осознавать свой стиль воспитания и корректировать его - в этом им может помочь как раз подобная беседа на родительском собрании. Большая загруженность родителей часто не дает им остановиться и обдумать насколько правильно они поступают со своими детьми. Педагог может сыграть важную роль в осознанном родительском воспитании. Спасибо за материал!
Екатерина Aлексеевна Изикеева # 13 октября 2015 в 14:13 +1
необходимо помнить общие
внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
. Принимать активное участие в жизни семьи;
. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его
жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
. Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Евгения Авенировна Геворгян # 14 октября 2015 в 13:08 +1
Тема актуальна, материалы работы ценны тем, что задаются вопросы, побуждающие корректировать свое отношение как детей, так и родителей. Особенно понравился опрос "Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения" - из позитива выбрать позитив - такой опрос просто "заставляет" мыслить позитивно.