Конкурсы для педагогов и детей

Формирование коммуникативных УУД у учащихся с КИ в ходе подготовки к общешкольному проекту «Моя устная речь»

В условиях модернизации российского образования по-новому ставятся вопросы о результатах образовательного процесса. Закон об образовании требует от педагогов нового образовательного результата — формирования УУД. Для категории учащихся с КИ на занятиях по РС и ФП актуальным является формирование коммуникативных компетенций.
Начиная со среднего звена, ученики нашей школы ежегодно участвуют в реализации общешкольного проекта «Моя устная речь». Это позволяет оценить:
• уровень сформированности произносительных навыков;
• уровень сформированности связной речи;
• умение вести диалог по заданной теме;
• умение отвечать на вопросы собеседника по услышанному тексту;
• типичные для каждого ученика проблемы;
• динамику развития речи.
Для успешного прохождения экзамена учащемуся необходимо устно пересказать содержание четырех текстов по развитию слуха, пройденных на занятиях в течение года, и быть готовым к диалогу по четырём темам.
Экзамен проходит в присутствии администрации школы, коллектива сурдопедагогов и учителей предметников. Учащиеся выбирают один из четырех билетов и готовятся к выступлению, по итогам которого комиссия заносит в протокол сведения об уровне развития речи ребенка и нарушениях звукопроизношения, требующих коррекции. Принята следующая оценка уровня сформированности речи:
• оптимальный;
• допустимый;
• тревожный;
• критический;
• катастрофический.
С каждым годом в нашей школе растёт количество учеников, перенесших КИ. На 2013-2014 учебный год их число составило более 40 человек. Это на 37% больше, чем в прошлом году. Среди них 10 человек – ребята, которым операция была проведена в школьном возрасте. Подготовка этой категории детей к участию в проекте требует грамотно выстроенной системы работы. Мы берём за основу традиционные направления работы над слухом у детей после КИ. В то же время мы стремимся использовать тот же речевой материал, что и для категории слабослышащих детей, адаптируя его.
Сурдопедагог должен учитывать, что для детей, прошедших процедуру КИ в школьном возрасте, характерны особенности речевого развития, поскольку их речь долгое время формировалась в условиях сенсорной депривации. Это проявляется в своеобразном развитии словарного запаса, грамматического строя речи, ограниченном понимании речи и затруднённом восприятии смысла читаемого. Учащимся требуется помощь учителя в разъяснении смысла новых слов, установлении связи внутри предложений и между отдельными частями текста, понимании подтекста рассказа.
Наряду с коррекцией данных особенностей, актуальными остаются задачи реабилитации после КИ:
1. тренировка восприятия на слух различных единиц речевой информации;
2. работа над формированием словарного запаса;
3. развитие представлений об окружающем мире;
4. коррекция развития познавательных процессов.
На занятиях по РС и ФП мы делаем упор на тренировку восприятия и накопление словарного запаса. Остальные задачи могут быть решены под контролем специалиста в условиях семьи.
Важным помощником в подготовке к экзамену выступает персональный компьютер. В условиях акустической депривации основным каналом восприятия становится зрение, и современные мультимедийные программы направлены именно на использование этого анализатора. На занятиях мы используем такие программы как Microsoft Power Point и свободное программное обеспечение XMind.
Сопровождая длительное время ученика, мы можем прогнозировать сложности, которые он будет испытывать при восприятии текста. Перечислим некоторые виды работ, которые может использовать специалист в рамках работы с компьютерными программами:
для расширения словарного запаса:
1) соотнесение слова и картинки;
2) включение незнакомого слова в словосочетание/предложение в правильной форме;
3) подбор синонимов и антонимов;
4) составление словосочетаний по картинкам;
5) составление предложения по картинке;
для коррекции произношения:
1) заполнение таблиц по правилам орфоэпии;
для понимания текста:
1) составление вопросного плана;
2) работа с «АВК» по тексту;
3) соотнесение вопросного плана и «АВК»;
4) выстраивание последовательности картинок;
для развития слуха:
1) составление и восприятие на слух таблиц слов по количеству слогов;
2) определение единицы речевого материала (слово, предложение, звук и т.д.);
Необходимо отметить, что наряду с этими упражнениями мы используем и традиционные виды работы, например игра на развитие памяти «Снежный шар».
Работа с Microsoft PowerPoint имеет ряд преимуществ:
1) нет необходимости распечатывать большое количество наглядного материала;
2) возможность видеть все этапы работы над текстом и возвращаться к сложностям;
3) возможность скопировать методический материал на компьютер родителей (тиражируемость);
4) интересные для подростка формы и виды работы;
5) возможность самоконтроля для ученика.
Ещё один интересный и современный вид работы – это работа с интеллектуальными картами. Методика работы с интеллектуальными картами позволяет:
1) задействовать визуальный канал восприятия;
2) структурировать информацию и актуализировать ключевые моменты;
3) активизировать межполушарные связи;
4) окинуть взглядом всю необходимую информацию;
5) улучшить запоминание информации;
6) повысить интерес к занятию.
С помощью интеллектуальных карт удобно представлять тексты описательного характера, используя для этого как программу XMind, так и традиционные карандаши и белый лист.
Использование данных видов работы требует от педагогов высокого уровня компьютерной грамотности и творческого подхода. Однако по итогам проекта можно сказать, что все дети показали значительное улучшение своих результатов.

Рис.1. Пример аудио-визуального курса по тексту "Нюрка"

Рис.2. Пример слайда Microsoft Power Point по теме "Птицы"

Рис.3. Пример карты памяти по теме "Черника и голубика"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О.А. Красильникова, «Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения», Каро, СПб, 2006г. – 298с.
2. И. Королёва, П.Янн, «Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов», Каро, СПб, 2011г. – 239с.
3. И.Королёва, «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых», Каро, СПб, 2009г. – 751с.
4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н., «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», ВЛАДОС,2004г. – 154с.
5. Т. Бьюзен, Б. Бьюзен, «Супермышление», «Попурри», Минск, 2003г. – 230с.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедический конструктор Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Опубликовано: 970 дней назад (15 апреля 2014)
Просмотров: 1162
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!