Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Статья «Люби и знай свой край»
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Автор: Пономарева Людмила Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.

Описание материала: Предлагаю вам статью по теме «Люби и знай свой край». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих по теме «Гражданское воспитание дошкольников с приоритетом в патриотическое воспитание».

Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования – основной частью которого является воспитание патриотизма. К.Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно раннего детства.
4 года я работала по теме: «Люби и знай свой край» в рамках патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу).
Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в своей стране.

Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе знакомства с прошлым и настоящим родного края.
Задачи:
1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его своеобразии.
2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада, деревни, народностей Пермского края.
3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм, толерантность, национальное самосознание).
Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности – обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала.
Тема достигается через:
1. Занятия;
2. создание мини-музеев или русской избы;
3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;
4. чтение, заучивание художественной литературы, фольклора, знакомство с писателями Пермского края
5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды;
6. конструирование макетов домов, улиц, схем;
7. экскурсии в краевой музей, прогулки по деревне, близокружающим местам;
8. просмотр д/фильмов, слайдов;
9. домашние задания.

Тема основывается на плане - программе Ахметовой Н.Н. «Краеведение в детском саду» I часть, «Люби и знай свой край» II часть.

Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России, развитие познавательных интересов детей, их творчества и способностей, формирование эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков. И в конечном итоге - формирование начал национального самосознания ребенка.
Направления в работе:

1. Социальное воспитание (семья)
2. Родной край (прошлое и настоящее)
3. Национальное воспитание (знакомство с народами Пермского края.)

Первые два года работы на старшей и подготовительной группах по ознакомлению дошкольников с родным краем прошли в полном энтузиазме. Оформляла альбомы с фотографиями, подбирала открытки, иллюстрации с видами городов, оформляла паспарту о животных, растительном мире Прикамья. Подобрала художественную литературу: писателей и сказочников Прикамья; занялась оформлением музея «Русская изба», купила глобус ,карты пермского края, России. Поддержку в оформлении избы-музея оказали родители и сотрудники, предметы быта, труда, одежды были собраны с их помощью.
Музей «Русская изба» считалась основой краеведческого материала – в ней проводились занятия, чтения, рассматривание предметов быта, игры.
Дети были заинтересованы, потому что в своей работе я использовала прием домашнего задания. Например: «нарисуйте с родителями жилище будущего», «сочините в семье рассказ о свое деревне». А потом оформлялись выставки с рисунками, альбом с рассказами детей.
Также знания детей пополнялись с посещением краеведческого кружка. Кружок проводился 1 раз в неделю, его посещали дети старшей и подготовительной групп. Большую роль я отводила экскурсиям – экскурсии и прогулки по улицам деревни, к памятникам, к любимым местам детей, а также с целью рассматривания и сравнивания домов: деревянных, каменных, панельных; с целью запоминания названий улиц, почему они так называются.
В начале и в конце года экскурсии в краеведческий музей и по улицам района.
Выезжали в театр г. Перми и Кудымкара.
Дидактическая игра «Путешествие по карте» познакомила детей с географическим положением, ландшафтом, природными ископаемыми, растительным и животным миром каря.
Тема «Удивительный мир вещей» очень интересна. Это путешествия в прошлое иголки, телефона, часов и.т.д. После занятий и бесед я оформляю мини-музей. Помощь оказывают родителя. После бесед предлагаю детям рисовать или делать аппликацию на темы: «нарисуйте какие бы вы часы хотели иметь?», «украсьте сарафан, фартук, головной убор».
Большое значение имело знакомство детей со знаменитыми людьми родного края. Познакомила детей с писателями и сказочниками Пермского края. Один раз в неделю посещали с детьми библиотеку. Библиотекари оказали помощь в подборе художественных произведений писателей: Воробьева В.И., Давыдычева Л., Кузьмина Л, Бажова П., Пермяка и.т.д. Особенно пользовался успехом у детей сборник «10 сказочников под одной крышей». Провела консультацию для сотрудников детского сада и собрание для родителей на тему: «Писатели Прикамья – детям». Подобрала книги и вырезки из газет по творчеству поэтов – земляков Подаруева В., Рябинина А., Дудина И.
Хочется отметить работу по направлению национальное воспитание – знакомство детей с народами, проживающими на территории Пермского края, с их обычаями, традициями, одеждой, играми, фольклором. В Пермском крае живет более 80 народностей. Русские - самый многочисленный народ (2,5 млн.), на 2 месте – татары (150 тыс.), на 3 месте – коми-пермяки (123 тыс.). Знакомить детей нужно с теми народностями, которые находятся в ближайшем окружении. Савино – деревня многонациональная. Большинство проживающего населения – это русские и коми-пермяки. По знакомству с коми-пермяками я провела ряд занятий и бесед. Пригласила в гости родителей – коми-пермяков, одетых в национальную одежду. Они пели и говорили на своем языке, играли с детьми в коми-пермяцкие игры. Тема «Знакомство с коми-пермяцким народом, фольклором, легендами» хорошо отражена в книге Ворошниной III ч.
По социальному воспитанию отдала предпочтение работе по разделу «Семья». С младшей группы стала оформлять семейный альбом, готовили с детьми подарки к праздникам родителям, сравнивали модели ладоней «мама, папа, я». Вместе проводили праздники с чаепитиями. Провела занятия «Разговор о маме», «Что любит папа». В средней группе пополнили семейный альбом – познакомила с функцией бабушки, дедушки; родственными отношениями: сын - дочь, внук – внучка, брат – сестра. С младшей группы у нас вошло в традицию отмечать дни рождения детей с чаепитием. В старшем возрасте провела беседы об истории семьи, провела занятия: «Наши предки – пещерные люди», «У каждого человека есть свое имя», «Что означают наши имена».
На краеведческом кружке оформляли генеалогическое древо. Провела игру «геральдика» - гербоведение, где рисовали дети с родителями их герб семьи, флаг со знаками, символами, отражающими фамилию семьи или их труд.
По вопросам диагностики в конце года в подготовительной группе выявлено:
• с высоким уровнем развития – 6 человек, 27,4%;
• средний уровень – 12 человек, 54,5 %;
• низкий уровень – 4 человека, 18,1%.

Сотрудничество со школой:
На открытом уроке по окружающему миру дети показали хорошие знания по знакомству с родным краем, отлично ориентировались по карте, находили краевой и районный центры.

Список использованной литературы:
1. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н.В.Москва, 2001 г.
2. План-программа по краеведению. I часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.
3. Люби и знай свой край. II часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе Дошкольникам о родном крае Экскурсия по городу Воронеж Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

Конспект занятия в подготовительной группе | Сценарий развлечения в подготовительной группе «Летят перелетные птицы»
Опубликовано: 966 дней назад (15 апреля 2014)
Просмотров: 8671
+1
Голосов: 1
Светлана Николаевна Крючкова # 15 апреля 2014 в 13:32 +1
интересный опыт работы! Тема очень актуальна для сегодняшнего дня.Сейчас сама упорядочиваю материал по ней. Благодаря Вашей статье многие моменты взяла себе на заметку, обязательно воспользуюсь ими в своей деятельности.Здорово, когда в дошкольном учреждении есть педагоги, занимающиеся данной темой, вместе с музыкальным работником данное направление будет раскрыто еще лучше.
Татьяна Николаевна Нелюбина # 15 апреля 2014 в 17:55 0
Людмила Геннадьевна очень содержательная,интересная статья. Направленная на патриотическое воспитание дошкольников. Это так актуально сегодня. В последние годы падает уровень духовной культуры подрастающего поколения. Если с раннего возраста воспитывать у детей любовь к малой Родине и России, развивать познавательные интересы детей, их творческие и способности. В будущем можно воспитать человека-гражданина, свидетеля и участника истории. Спасибо, что вы выбрали такую целенаправленную тему. Голосую за вас!!!