Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Трудовое воспитание в детском саду

Значение труда в природе, требования к его организации
Пономарёва Людмила Геннадьевна,
воспитатель I кв. категории,
МБДОУ «Савинский детский сад»
д. Савино Карагайского района Пермского края.

Аннотация: В статье представлены педагогические и гигиенические требования к организации детского труда, оборудование для труда детей, а также виды и содержание трудовой деятельности в природе по возрастным группам.
Значение труда в природе, требования к его организации
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, приобщать ребенка к труду необходимо в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе организационного труда в процессе прогулки.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует всестороннему развитию. Он расширяет кругозор детей, способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, живущими на участке, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять по времени между участниками труда, оценивать результаты.
Труд в природе создает благоприятные условия для развития физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движения, укреплению нервной системы. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к труду:
1. Организация разнообразного по содержанию труда.
2. Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями.
3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения.
4. Трудовая деятельность систематически усложняется.
5. Трудовая деятельность должна быть регулярной.
Гигиенические требования к труду:
1. Труд должен быть посильным.
2. Продолжительность труда:
младшая группа – 5-7 минут;
средняя – 10-15минут;
Старшая – 10-25 минут;
Подготовительная – 15-30 минут.
3. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда.
4. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.
5. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим.
6. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня.
7. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.
Оборудование для труда детей необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, достаточно прочного материала. Для уборки участка, работы на огороде и цветнике используется следующий инвентарь:
1. Лопаты для перекопки земли.
Лоток лопаты: 15-13 см
Длина ручки: 75 см
2. Деревянная лопата для расчистки снега:
Длина: 80 см- 1 м
Лоток: 12-14 см
Диаметр ручки: 2 см.
3. Грабли деревянные для сгребания листьев.
4. Грабли железные для рыхления почвы, выравнивания гряд.
Количество зубьев – 7
Высота зубьев – 5 см
Длина гребенки – 20-22 см
Длина граблей – 100 – 110 см
Диаметр ручки – 2-3 см.
5. Метелка для очистки участка, веранд от сора и сухих листьев.
Длина – 1 м.
Диаметр – 2-3 см.
6. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев
Длина - 20-25 см
Ширина – 20 см
Высота бортика – 3-4 см
Длина с ручками – 100-110 см.
7. Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев.
Высота бортов - 20 см
Длина с ручками – 100 см
Диаметр колес – 12 см.
8. Трамбовка для снега
9. Движок для сгребания снега
10. Скребки металлические
11. Санки, корзины, ящики для перевоза снега на санках.
12. Ведра - 1,5-2 л.
13. Лейки – до 2 л.
14. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.
Длина лотка – 10 см
Ширина – 7-8 см
Длина совка -16-20 см.
15. Ручные цапки «кошки» для рыхления земли.
Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе хранится на участке детского сада в шкафу, где сделаны полки, удобные для детей.
В каждой возрастной группе определены виды и содержания трудовой деятельности детей, задачи которой решаются в процессе труда.
Трудовая деятельность детей в младшей группе по всем сезонам:
В огороде и цветнике:
• Посадка крупных семян на готовые грядки (лук, горох, бобы).
• Полив гряд, клумб.
• Сбор урожая в огороде (морковь, лук).
• Сбор семян цветов.
• Наблюдение за рыхлением и пропалыванием.
На участке:
• Полив песка в песочнике.
• Уборка участка от листьев и мусора.
• Разгребание дорожек от снега.
• Подкормка птиц зимующих.
• Наблюдение за окучиванием деревьев и кустарников снегом.
Трудовая деятельность детей в средней группе по всем сезонам:
В огороде и цветнике:
• Вместе со взрослыми готовят землю для посадок.
• Разравнивают почву граблями.
• Посадка крупных семян.
• Полив грядок и клумб.
• Пропалывание грядок с растениями, ярко отличающимися от сорняков (лук, салат).
• Рыхление между рядами.
• Сбор овощей на огороде.
• Сбор семян цветов.
На участке:
• Уборка сухих листьев и мусора.
• Полив песка в песочнике, перекопка.
• Разгребание снега на дорожках.
• Подкормка зимующих птиц.
• Помощь в окучивании деревьев и кустарников снегом.
Трудовая деятельность детей в старшей группе по всем сезонам:
В огороде и цветнике:
• Участвуют в перекопке земли, вскопанной взрослыми.
• Подготовка гряд и клумб.
• Посев семян овощей и цветов.
• Высадка рассады.
• Полив, рыхление грядок и клумб.
• Сбор овощей на огороде.
• Сбор семян цветов.
На участке:
• Участвуют в посадке деревьев и кустарников.
• В жаркое время устанавливание поилок для птиц.
• Сбор семян деревьев и кустарников, дикорастущих трав для подкармливания птиц в зимнее время.
• Уборка сухих листьев и мусора.
• Полив песка в песочнике и перекопка его.
• Уборка снега на дорожках.
• Сгребание снега стволам деревьев и кустарников.
Трудовая деятельность детей в подготовительной группе по всем сезонам:
В огороде и цветнике:
• Перекопка грядок и клумб.
• Планирование грядок и клумб.
• Рыхление грядок и клумб.
• Посев семян в гряды.
• Высадка рассады.
• Полив.
• Прополка.
• Подвязывание растений (горох, томаты).
• Пасынкование (томаты).
• Сбор урожая.
• Сбор семян цветов.
• Подзимний посев овощей (петрушки, морковки)
• Забота о грядках в зимнее время.
На участке:
• Посадка деревьев и кустарников со взрослыми.
• Наблюдение за побелкой деревьев и обрезкой веток.
• Уборка участка от листьев и мусора.
• Перекопка песочника, полив песка.
• Сбор семян деревьев, кустарников для подкармливания зимующих птиц.
• Уборка участка от снега.
• Окучивание деревьев и кустарников снегом.
Формы организации труда:
1. Индивидуальный труд
2. Дежурства
3. Коллективный труд
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада: в младшей группе поручения состоят из 1-2 операций, труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает всех детей. Также в этой группе применяется коллективный труд. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Дети работают в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер (2-3 дня дети выполняют одно и то же поручение), также применяется коллективный труд. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более 2). В старшей и подготовительной группах индивидуальные поручения становятся более длительными, ребенку поручают даже вырастить растение в подарок, длительно ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой. В старшей группе вводится поручение – дежурство. Воспитатель знакомит с обязанностями дежурных, одновременно дежурят 2-3 ребенка. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности и деловитость. Усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Также используется труд совместный, по этому типу может быть организован труд в огороде, цветник: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья сеет семена. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность проведения трудовых операций, заранее распределять обязанности и готовить самостоятельно весь необходимый инвентарь.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Список использованной литературы:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с
2. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с
3. Старший воспитатель \\ № 12. Декабрь, 2013 г. М., 2013.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Конспект занятия по трудовому воспитанию в младшей группе

Похожие статьи:

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду

Сценарий выпускного праздника в ДОУ «Прощай наш детский сад» | Проект в средней группе ДОУ. Насекомые
Опубликовано: 3576 дней назад (14 июня 2014)
Просмотров: 24177
+7
Голосов: 7
Людмила Анатольевна Панова # 14 июня 2014 в 17:49 +3
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. Спасибо за материал. Удачи в профессиональной деятельности. Мой голос ВАМ!!!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 14 июня 2014 в 21:55 +1
Людмила Геннадьевна такой интересный и полезный материал вы представили. Все прописано:гигиенические и педагогические требования, необходимое оборудование (со всеми соответствующими размерами),трудовая деятельность по сезонам во всех возрастных группах, индивидуальные формы работы. Трудовое воспитание самое важное в развитие ребенка. Формирование навыков трудовой деятельности необходимо начинать с раннего детства, когда у ребенка есть желание помогать, быть полезным. Тогда к старшему дошкольному возрасту они уже будут самостоятельно выполнят все трудовые поручения. Воспитывая любовь к труду мы учим работать детей в коллективе, развиваем коммуникативные навыки, умение договариваться и уступать друг другу. Спасибо Вам за интересный материал. Голосую +1
Надежда Николаевна Добрецкая # 15 июня 2014 в 10:22 +1
Считаю очень важным трудовое обучение начинать как можно в раннем возрасте. Конечно всегда нужно учитывать возраст детей, и все требования: гигиенические и другие. Воспитывать любовь к труду у детей сейчас этого так не хватает в моей работе. Дети равнодушны к труду. Я работаю со взрослыми детьми поэтому знаю о чем говорю. чем раньше учить детей любить труд, тем лучше вырастут наши дети. Спасибо Вам, что Вы поднимаете эту тему.
Дилара Минулловна Бирюкова # 16 июня 2014 в 15:16 +1
Людмила Геннадьевна, труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Голосую.
Александр Семенович Жбанов # 19 июня 2014 в 21:36 +4
Хорошо, что Вы затрагиваете трудовое воспитание с малых лет. Современных детей нелегко привлечь к труду, тем более повсюду свои требования СанПина, да и домашнее трудовое воспитание желает быть лучше. Часто родители, желая пожалеть ребенка, наносят больше вреда, сами этого не замечая. А ведь когда то в семьях у каждого ребенка, как и у взрослого, были свои трудовые обязанности, особенно в деревне. Спасибо, Людмила Геннадьевна за актуальный материал!+1
Елена Васильевна Гигирева # 23 сентября 2014 в 21:06 0
Детский сад стремится научить ребенка жить в этом мире, жаль только родители придерживаются мнения, что "подрастет -научится."Важно научить ребенка трудится тогда,когда ребенок этого желает сам. Очень полезный материал!