Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии для 7 класса

Обобщающий урок по теме  «Отдел Покрытосеменные»

Автор: Попутникова Наталья Семёновна, учитель биологии, экологии и химии МКОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа», с. Муханово Сергиево-Посадского района Московской области
Описание материала: этот конспект урока по теме «Покрытосеменные» предназначен для учащихся 7 классов. Он поможет закрепить изученное по этой теме и сформирует у учащихся целостную картину об отделе Покрытосеменные. Использование ИКТ и игровых технологий повысит интерес учащихся к данному уроку. Разработка будет полезна учителям биологии.
Возрастная категория: 7 классы
Цели: сформировать у учащихся целостную картину об отделе Покрытосеменные, дать общее представление о классах и семействах этого отдела, закрепить ранее пройденные темы, научить детей работать в группах.
Задачи:
Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме
Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.
Форма: игра «Ботанический турнир».
Оборудование: экран, персональный компьютер, презентация, жетоны, смайлики.
Применяемые педагогические технологии: игровая, групповая, личностно-ориентированная, информационно – коммуникативная.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились на очень интересном уроке. Именно сегодня мы обобщим и закрепим всё то, что мы изучали несколько уроков подряд. Для начала разбейтесь на 2 группы. Попробуем убедиться в том, как мы умеем работать в команде, чтоб достичь общего результата.
Дети разбиваются на 2 группы.
Учитель: А теперь давайте попробуем отгадать тему нашего урока с помощью ребуса (на экран проецируются картинки с изображением зайца, ветки, моркови, сыра, ели - слайд 1).
А за правильные ответы я буду выдавать жетоны. В конце урока мы выявим подсчётом их количества, какая команда работала активнее и лучше усвоила пройденный материал.
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята, вы верно разгадали ребус! Правильно, название нашего урока «Цветковые» или «Покрытосеменные». А сейчас давайте вспомним, на какие два больших класса делятся Цветковые. А помогут нам в этом эти забавные рисунки, которые можно увидеть на экране (на экран проецируется семядоли Двудольных и Однодольных растений - слайд 2).

Ответы детей (за правильные ответы дети получают жетон)
Учитель: Молодцы, ребята! Конечно же, это Двудольные и Однодольные. А чем же они отличаются? Вы помните? Сейчас  обе группы  заполнят сравнительную таблицу, которую вы видите на экране(на экран проецируется сравнительная таблица классов Однодольных и Двудольных - слайд 3) . Перечертите её на ваши листы, которые я вам раздала. Вместе  с вами мы выявим различия между двумя этими классами и посмотрим, какая из групп лучше справилась с заданием. Тогда победившая команда получит жетон.    
Заполнение таблицы учащимися и совместное обсуждение результатов.
Учитель: Вот мы с вами и выявили различия классов Однодольных и Двудольных. А теперь давайте вспомним о семействах, принадлежащих к этим классам. Сейчас я буду показывать вам картинки с растениями, а вы должны назвать это растение и сказать к какому семейству и классу оно принадлежит. За правильный ответ вы приносите своей команде жетон. Желаю успехов!
На экран проецируются следующие картинки с растениями:
1.Капуста белокочанная, семейство Крестоцветные или Капустные, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 4)
2.Ромашка аптечная, семейство Сложноцветные, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 5)
3.Тюльпан, семейство Лилейные, класс Однодольные (на экран проецируется слайд 6)
4.Клевер красный, семейство Бобовые или Мотыльковые, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 7)
5.Кукуруза сахарная, семейство Злаки или Мятликовые, класс Однодольные (на экран проецируется слайд 8)
6.Паслён чёрный, семейство Паслёновые, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 9)
7.Горох посевной, семейство Бобовые или Мотыльковые, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 10)
8.Рожь посевная или культурная, семейство Злаки или Мятликовые, класс Однодольные (на экран проецируется слайд 11)
9.Редька дикая, семейство Крестоцветные или Капустные, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 12)
10.Одуванчик лекарственный, семейство Сложноцветные, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 13)
11.Лук репчатый, семейство Лилейные, класс Однодольные (на экран проецируется слайд 14)
12.Шиповник майский, семейство Розоцветные, класс Двудольные (на экран проецируется слайд 15)
Учитель: Вы хорошо постарались и, наверное, устали. Давайте-ка мы с вами немного отдохнём и разомнёмся. Прошу вас подняться со своих стульчиков.
     Физкультминутка.
(дети выполняют те движения, о которых говорится в физкультминутке)
Мы цветочки изучали.
И немножко подустали.
Ручки наши вверх поднимем.
И помашем дружно ими.
А сейчас мы их опустим,
Ножки наши мы запустим.
И попрыгаем на месте.
Улыбнёмся дружно вместе!
А сейчас хотим опять
Урок наш с вами продолжать!

Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо отдохнули! А теперь выполним задание на соответствие. Вы видите на экране таблицу из трёх колонок (на экран проецируется таблица слайд 16). В первой колонке  написаны названия семейств Покрытосеменных. Во второй колонке  - формулы цветков растений из этих семейств. А в третьей – значение семейств в природе и жизни человека. Ваша задача – выразить свой ответ в цифровом значении. Потом совместно мы проверим, что у вас получилось. Ну что, начнём! И, как всегда, за верный ответ команда, выполнившая задание быстрее и правильнее,  получит жетон.
Работа детей и совместная проверка задания.
Учитель: А напоследок я вам приготовила ещё одно, интеллектуальное задание – составить синквейн. Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления.
Ответы детей:
1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.
Учитель: Умницы, тогда первая команда составляет синквейн по теме «Растение класса Двудольные», а вторая – по теме «Растение класса Однодольные». У вас есть 5 минут. Правильно составленный синквейн приносит команде жетон.
Примерные ответы детей:
Ландыш
Майский тенелюбивый.
Цветёт, плодоносит, лечит.
Относится к семейству Лилейные класса Однодольные.
Цветок.

Капуста.
Культурная краснокочанная.
Растёт, пьёт, кормит.
Относится к семейству Крестоцветные класса Двудольные.
Овощ.

Учитель: У вас очень хорошо получилось составить синквейн. Вы сегодня очень старались на уроке, выполнили все задания, которые я приготовила для вас.
Рефлексия. Скажите, пожалуйста,
Интересно ли было вам на уроке?
Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Хотелось ли бы вам работать так же на следующих наших с вами уроках? У вас на столах лежат смайлики, покажите своё отношение к нашему сегодняшнему уроку.
Ответы детей. Учащиеся демонстрируют своё настроение с помощью смайликов

Учитель: Спасибо, что мой урок понравился вам.
А домашним заданием вам будет составить кроссворд по теме «Семейства Покрытосеменных».  Вы можете выбрать любое семейство этого отдела, какое вам больше всего запомнилось  на уроке и составить по нему кроссворд. До свидания, ребята!

Похожие записи:

Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски» Конспект урока по адаптивной физической культуре для 6 класса Урок биологии тему "Корень", 7 класс. Конспект Конспект урока - путешествия по математике в 1 классе по системе Занкова
Тест по биологии. Взаимоотношения общества и природы в доисторическое время
Опубликовано: 3768 дней назад (24 ноября 2013)
Просмотров: 5461
+3
Голосов: 3
Марина Викторовна Вицкова # 24 ноября 2013 в 14:22 0
Очень интересный конспект.молодцы!
Марина Михайловна Сосевич # 2 ноября 2015 в 14:53 +1
Здравствуйте. Грамотно составленный конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС. В игровой форме ребята повторяют сложную тему. Сами формулируют тему и подводят итог урока. Спасибо. Удачи в работе.
Наталья Семёновна Попутникова # 17 ноября 2015 в 16:23 +1
Большое спасибо!