Конкурсы для педагогов и детей

Заседание родительского клуба в детском саду. Сценарий

Сценарий заседания родительского клуба «Логопедическая школа»
Автор: Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет
Тема встречи: «Развитие фонематических представлений у детей в играх и в повседневной жизни как фактор успешного обучения грамоте»
Цель: Ознакомление родителей с понятием «фонематический слух» и его ролью в освоении детьми грамоты; обучение родителей играм на развитие у детей фонематических функций в повседневной жизни. Предотвращение типичных ошибок при обучении детей чтению дома.
План заседания:
1. Мастер – класс для родителей «Как подготовить ребенка к школе, развивая фонематический слух»
2. Обсуждение «Типичные ошибки при обучении чтению детей в домашних условиях»
3. Вопросы – ответы

Оборудование
: карточки с заданиями; цветные фломастеры, краски и 2 подставки с пластиковыми ячейками (по 4 шт. в каждой), кисточки; слоговые таблицы.

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена интересующей вас теме: Как подготовить ребенка к школе? Что такое фонематический слух и как его развить? Как научить ребенка читать и не допустить ошибок при этом?
1 вопрос.
Для начала давайте разберем одно понятия. Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?
Под этим понимают способность воспринимать в речевом потоке звуки речи, так называемые фонемы, различать их последовательность в словах. Эта способность обеспечивает понимание слов и их значений.
Эльконин Д.Б. определял фонематическое восприятие как «слышание» звуков в слове и умение производить анализ слова по звуковой форме при его внутреннем проговаривании. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет , по мнению Эльконина это начинается со слуховой дифференциации звуков, сначала идет акустическое различение звуков, затем включается артикуляция. Если нет нарушения фонематического слуха у ребенка, то даже если еще пока ребенок не научился произносить все звуки, но он выделяет проблемный звук на слух и может его различать среди других.
Следовательно, фонематический слух нужен для освоения детьми грамоты, от его уровня развития зависит овладение навыками чтения и письма.
Среди младших школьников нередко встречаются те, кто затрудняются определить, из каких звуков состоит слово, сколько звуков, в какой последовательности они идут. Это соответственно приводит к ошибкам на письме. Работа по развития фонематического слуха у младших школьников затруднена, это связано с тем, что наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для его развития является 6-летний возраст. Вот именно поэтому, в работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется большое внимание развитию данной функции.
Условно работу по формированию фонематического слуха можно разделить на этапы:
1- Узнавание, различение неречевых звуков («Узнай, какой предмет звучит?»), развитие слухового внимания (Сколько раз я хлопнула в ладоши?)
2- Развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу (кошка-мошка, крыса-крыша, бочка-почка)
3- Различение слогов и фонем (па-па-ба)
4- Развитие звукового анализа
Элементарный (простой) анализ – это выделение звука на фоне слова (Есть ли звук У в слове «кошка»?, Слышишь ли ты звук С в слове «сумка»?); выделение первого ударного гласного в слове (Аня, Ольга, Ира, утка); определение качественных характеристик звука (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Сложный анализ предполагает вычленение первого или последнего согласного в слове; определение места звука в слове; определение последовательности звуков в слове, их количество.
5- Обучение детей слоговому анализу
Делить слова на слоги можно начать с обучения детей произносить слова так, когда мы кого- нибудь зовем (например игра «Позови слово домой»: длительно тянем слова- мааааа-ма, коооо-шка, муууу-ха), дети на слух должны понять на сколько частей можно разделить слово, в помощь можно подключить отстукивание слов по слогам ладошкой по столу, хлопки в ладоши.
Когда дети научатся различать гласные, то количество слогов можно определить по количеству гласных, что слышны в слове.

Предлагаю перейти к практической части и познакомиться с играми, которые я рекомендую вам проводить с детьми дома.
1 направление – игры на развитие слухового внимания
Поиграйте дома с ребенком, попросите сесть к вам спиной и отгадать, что за звук он услышит. Это может быть шуршание бумаги, разрывание бумаги пополам, переливание воды из стакана в стакан, помешивание ложечкой в стакане, стук барабана, звон погремушки или колокольчика и др.
Попросите ребенка закрыть глаза, а сами встаньте слева, потом справа, позади, впереди ребенка и позвоните в колокольчик. Ребенок должен определить, где позвонили и назвать «слева», «справа», «спереди», «сзади», «сверху», «снизу». Только после этого ребенок открывает глаза. Также можно кому - нибудь из взрослых позвать ребенка по имени, когда у него закрыты глаза. Задача ребенка – узнать, кто его позвал по имени.
2 направление – игры на развитие фонематического слуха
Игра «Повтори – не ошибись»:
взрослый называет ряд отдельных звуков, он должен их повторить ( АОИУ, ИАУЫ); называет слоговые ряды (са-са-са, са -са-за. Са-за-са-за), слоговые ряды разной ритмической структуры САСА – СА - СА (ПЕРВЫЕ 2 СЛОГА ВМЕСТЕ – ПАУЗА…СЛОГ-ПАУЗА..-СЛОГ)
Игра «Выдели первый звук»: взрослый называет слова с ударным первым гласным (УДОЧКА, ОКУНЬ, АНЯ, ОЛЯ, ИРА, УТКА..), а ребенок должен выделить какой звук слышится первым и произнести его.
Игра «Услышь звук»: взрослый называет несколько звуков, среди которых он должен услышать заданный звук и хлопнуть в ладоши на этот звук
А: а у и м с а и п и р а и у и а
Игра «Назови слово»
Взрослый дает ребенку задание придумать слово на нужный звук в начале
А: Аня, аист, Америка.
Сейчас предлагаю вам рассмотреть основные понятия, употребляемые в процессе подготовки ребенка к обучению грамоте:
1. Звук и буква. Слог. Слово, предложение
2. Гласный и согласный звук
3. Согласный твердый или мягкий, согласный звонкий или глухой.
Скажите чем отличается понятие звук и буква? (ответы родителей) Какие гласные звуки вы знаете? (ответы) Гласных звуков всего 6 (А О У И Ы Э), ЕСТЬ ЕЩЕ Я Ю У Ё ..-ЭТО ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ СОСТОЯТ ИЗ ДВУХ ЗВУКОВ. (я –ИЗ Й +А)

Какова роль гласных? (слогообразующая) Напоминаю правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Задание родителям: Предлагаю вам поупражняться в делении слов на слоги. У каждого из вас карточка из 5 слов с разным количеством слогов. Попробуйте самостоятельно сейчас разделить слова на слоги. (Родители упражняются в делении слов на слоги, затем проверяем правильность выполнения)
А вспомните, как вас самих в детстве учили делению, каким способом? Да, подставляем ладонь к подбородку, сколько раз опускается нижняя челюсть вниз, столько и слогов. Мы в детском саду учим детей делить слова на слоги при помощи хлопков в ладоши, а также просим прошагать слово: шаг – это слог.

Далее разбираем остальные понятия.

4. Ударение – падает только на гласные звуки.
Используем для постановки ударения прищепки: даю детям карточку со словом, ребенок читает ее сам или с помощью взрослого, определяем какой звук ударный и сверху над буквой ударного звука прицепляем прищепку, т.е. это ударение.

5. Место звука в слове – начало –середина –конец
6. Звуковая схема слова – для ее составления используем 3 цвета: красным обозначаем гласные звуки, синим – согласные твердые, зеленым – согласные мягкие. Для составления звуковой схемы мы используем карандаши, кружки разноцветные, а самым интересным детям приемом является «раскрашивание» слова красками, т.е. мы составляем звуковую схемы слова при помощи красок.
Игра «Раскрась слово»
для этого мы берем контейнера пластиковые из подставок для киндер –яиц, разрезанные на нужное количество ячеек (от 3 до 5), воду и краски.
Задание родителям.
Ваша задача составить схему двух слов : ВОЛК, ЛИСА. Перед вами 2 подставки по 4 контейнера с небольшим количеством воды в каждом. Называете звуки по очереди, определяете какой это звук, потом соответствующей краской окрашиваем воду в контейнере и так с каждым звуком.
7. Схема предложения.
Каждое слово обозначаем чертой, предлог обозначаем треугольником, заглавную букву в начале предложения показываем вертикальной чертой слева от первой полоски, конец предложения – точка.
Задание родителям :составить схему предложения: Кошка села на окошко.
Предлагаю вашему вниманию игры с детьми в домашних условиях и на природе для запоминания образа букв.
Игра «Буквы из всего»
- предложите ребенку выложить знакомые буквы из подручных средств: например, буквы из мозаики, можно из счетных палочек, из пуговиц, карандашей. Из круп (гороха, фасоли) можно выложить буквы на столе. Также попутно развивая моторику, можно лепить буквы из пластилиновых жгутиков, выкладывать из веревочек и шнурочков.
Во дворе можно предложить ребенку написать буквы на песке палочкой, на снегу, выложить букву их сухих палочек и листьев, а также ориентируясь на зрительный образ буквы придумать про нее загадку , например, маленькая, круглая, любит охать. А в лесу можно тоже увидеть букву, например, сучок на дереве похож на букву У, хвоинка на букву Л.
2 вопрос.
Переходим ко второму вопросу повестки заседания- «Типичные ошибки при обучении чтению детей в домашних условиях»
Ваши дети скоро пойдут в школу, и каждый родитель, конечно, желает того, чтобы обучение в школе шло безболезненно и успешно. И перед вами стоит вопрос: Как же помочь своему ребенку? Так как перед школой ребенок должен накопить определенный багаж знаний, то родители начинают обучать детей чтению и письму дома, но тогда вам не следует забывать, что нередко вами могут быть допущены ошибки. Давайте остановимся на этих ошибках. Приступая к обучению ребенка чтению, не следует забывать, что в основе чтения лежит не буква, а звук, и большинство родителей путают понятия «звук»-«буква», показывают ребенку букву и называют ее «МЭ, хотя правильнее было хотя бы назвать «ЭМ», но детям нужно называть букву также как и звук - «М», хотя бы на первых порах. Запомните правило: никаких призвуков гласных в назывании буквы не должно быть, только называем букву так же, как и звучит ее звук.
Учим читать слитно по слогам, протягивая звуки., а не побуквенно, например, ребенок слог МА читает, разрывая на М..А…потом повторяет уже слог ма. Что мы может сделать в этой ситуации.
1. читаем слоги из двух гласных, протягивая каждый звук длительно.
2. потом начинаем читать слоги, где в начале стоит гласный звук, затем уже согласный. Типа, ам (читает проятжно ААААААААААААААААм), ом (ООООООООМ), УМ ( УУУУУУУУУУУУУУУУУм), ИП (ИИИИИИИИИИИИИИИИИИП).
Затем слоги СГ (согласный – гласный): МА, МО, МУ. Тянем согласный ММММММММММММ потом плавно на этом же выдохе произносим второй звук АААААА, получается МА.

Как помочь в ситуации, когда ребенок забывает буквы, путает их с другими, пишет неправильно? Первоначально проверьте, как ребенок ориентируется в пространстве, как он различает правую-левую руки, может ли назвать предметы слева от него, справа от него. Как показывает на себе части тела, например, правое ухо, левый глаз. Задание усложняется, если вы попросите ребенка показать правой рукой левое ухо и т.д. Если ребенок пишет зеркально, то это как следствие несформированности данных понятий.
Существует много печатных изданий , в которых предлагаются игры с буквами. Приобретайте их вашим детям. Можно выложить букву из бросового материала (как уже было предложено выше), можно предложить ребенку найти правильно написанную букву среди других, написанных неправильно. Предложить обвести букву по образцу, по трафарету и раскрасить, писать букву по точкам и контурам. Здесь уже нет границ вашей фантазии, помогут любые варианты, лишь бы ребенок запомнил верно образ буквы.
3 Вопрос.
Ну а теперь пришло время вашим вопросам и ответам. (идет обсуждение интересующих вопросов)
На сегодня наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование штампами Сценарий заседания родительского клуба в детском саду Сотрудничество семьи и детского сада

Похожие статьи:

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Работа логопеда с родителями в детском саду | Педагогический проект в старшей логопедической группе ДОУ
Опубликовано: 735 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 1159
+10
Голосов: 10
Ирина Александровна Егорова # 30 ноября 2014 в 17:49 +5
Хороший и добротный сценарий для организации работы с родителями. Позволяет качественно и грамотно научить развивать фонематический слух и восприятие у дошкольников. Голос.
Порохова Эльвира # 30 ноября 2014 в 18:18 +3
спасибо Ирина Александровна!
Ирина Юрьевна Ручина # 1 декабря 2014 в 20:16 +5
Эльвира Геннадьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Сценарий заседания родительского клуба у Вас получился очень интересный, познавательный, мне понравился. Такие мероприятия знакомят родителей с понятием "фонематический слух" и его ролью в освоении детьми грамоты. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Порохова Эльвира # 1 декабря 2014 в 20:19 +3
спасибо Ирина Юрьевна!
Ирина Валерьевна Дыкун # 3 декабря 2014 в 16:41 +5
Отличный сценарий для работы с родителями. Этот сценарий очень помогает ознакомится родителям с такими понятиями как "фонематический слух". Успехов в дальнейшей работе.
Порохова Эльвира # 3 декабря 2014 в 16:57 +3
спасибо Ирина Валерьевна