Конкурсы для педагогов и детей

Аппликация из манной крупы

Автор: педагог дополнительного  образования  МАООУ санаторно-лесная школа -  Потапова Мария Петровна

Аппликация из манки

немного о работе.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликация  (от латинского «прикладывание») - это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, а материалом  для изготовления аппликации – бумага, ткань (хлопок, шёлк, бархат), шерстяные нити, шнуры, кожа, мех,  войлок, фетр, сафьян, бисер, цветные бусины, высушенные листья.

Аппликация связана с познавательной  деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Прочитав в журнале «Ручная работа» ( №14 (66), июль 2008 г.) статью о том, что можно выполнить аппликацию из соли и речного или морского песка, подумала: «А, почему бы не попробовать использовать манную крупу?». Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т.к. она легче по весу,  окрашивание не занимает много времени, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей  любого  школьного возраста.
Окрашивание манной крупы.
1.На  двойной слой газеты насыпать нужное количество манки ( примерно горсть ).
2.Положить небольшое количество краски «Гуашь» в стаканчик, налить воды и перемешать.
3.Затем вылить полученную смесь в манку и перемешать  круговыми движениями растирая манку до полного окрашивания. Манка должна быть рассыпчатой и равномерно окрашенной, после высыпать в сито и просеять на 2-3 раза.
4.После окрашивания высыпать манку на сухую газету, которая заберёт оставшуюся влагу в течение 5-7 часов и рассыпать по баночкам - манка  готова к применению.
Хранить окрашенную манку лучше в открытых ёмкостях, которые вставляются друг в друга (например, стаканчики  «Ролтон»

Аппликация из манной крупы.Конспект занятия

Задачи занятия:
Обучающие:
•Познакомить учащихся с одним из вариантов выполнения аппликации.
•Обучить некоторым приёмам работы с природными материалами.
Воспитывающие:
•воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.
Развивающие:
•Развивать трудовые умения и навыки.

Оборудование: лист картона, копировальная бумага, пластиковая палочка для работы с пластилином, карандаш, кисточка для клея №1, клей ПВА супер, краски гуашь или акрил, кисточка для краски (белка, колонок №1,2), крашенная манка 5-6 цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 минуты)
Мы продолжаем работу  с манной крупой. Мы с вами уже познакомились с различными видами окрашивания манной крупы.
Сегодня я познакомлю вас, с аппликацией из манной крупы и аппликацией,  в которой не   используется такой  инструмент как ножницы.
2. Повторение изученного материала (8 минут)
Вспомним материал предыдущих занятий
Вопрос 1: Какие материалы нужны для окрашивания манки?
Ответ: мака, вода, гуашь, тарелка, сито…
Вопрос 2: Технология окрашивание манки?
Вопрос 3:  Как сушить и хранить цветную манку?
3. Изучение нового материала (8 минут)
Посмотрите на образцы аппликаций, выполненные из манки. Обратите внимание на подбор цветов, цвета не должны выпадать из общей гаммы, линии должны быть ровные, аппликация не заходит за контур нанесённого рисунка, правильно подобран фон.
4.Практическая работа. 50мин.
Чтобы выполнить аппликацию из манки, нужно :
1.  ознакомиться с представленными рисунками;
2.  выбрать наиболее понравившийся рисунок;
3.  перевести его на картон, используя копировальную бумагу;
4.  нанести клей по контуру рисунка                    
5.  сразу насыпать манку нужного цвета.                              
6.  лишнюю манку ссыпать в ёмкость, аккуратно сгибая картон
7.  пластиковой палочкой подравнять контур рисунка, снимая лишнюю манку     с клеем не допуская высыхания;
8. Нанести клей на внутреннюю часть рисунка. Заполнить манкой нужного цвета.                                      
   Лишнюю манку также ссыпать в ёмкость. Дать клею высохнуть.
9. Следующий контрастный слой манки в нужных местах по эскизу можно наносить после полного высыхания первого нанесённого слоя;
10. Если для более рельефного выражения идеи нужно использовать третий слой, то время высыхания увеличивается в два раза;
11. После высыхания нанести на аппликацию необходимые акцентные линии ( для более яркого зрительного восприятия изображения), тонкой кисточкой  краской «гуашь» или «акрил».
5. Физкультминутка (2 мин)
(упражнения выполняются в середине   практической  работы)          
-выполняем  вертикальные движения глазами вверх (считаем до трёх), вниз (считаем до трёх);
-выполняем  горизонтальные движения влево и право;
-выполняем круговые движения глазами по часовой стрелке, а затем против часовой;
-наклоняем голову вниз, касаясь подбородком груди и назад до касания затылка со спиной;
-выполняем наклоны головы влево и вправо до касания с плечом;
-выполняем повороты головы влево и вправо до упора;

6. Итоги урока (10 минут)
Уборка рабочего места.
Выставка готовых работ.
Оценивание работ учителем и учащимися.

Анализ ошибок

Вопрос 1: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данной работы?
Ответ: Трудно чётко и ровно нанести контрастные линии – акценты.
Вопрос 2:  Какие навыки вы приобрели, выполняя эту работу?
Ответ: Умение правильно подбирать цвета, т.к. крупа заранее окрашена ( имеет определённые оттенки), необходимо заранее продумать наиболее приемлемую цветовую гамму. Исправить ошибку в выборе цвета ( подкрашивание после завершения работы) не всегда приводит к желаемому результату.
Вопрос 3: Можно ли выполнить из манки рельефную аппликацию?
Ответ: Можно путём нанесения последующих слоёв, увеличения их количества, но выполнить это можно только при условии терпеливого отношения к работе. Нужно дожидаться полного высыхания каждого последующего слоя.
Занятие также можно провести , если добавить фото  с использованием  интерактивной доски.

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация из природного материала своими руками для детей. Дельфины Аппликация из осенних листьев для детей средней-старшей группы. Ежик Конспект занятия для детей старшей группы. Аппликация из крупы Аппликации из манки для детей. Мастер-класс

Похожие статьи:

Аппликация из чая и крупы. Мастер-класс

Аппликация из крупы для младших школьников. Мастер-класс

Аппликация из круп и семян для школьников

Осеннее дерево из природного материала своими руками | Новогодняя Ёлочка из фатина своими руками
Опубликовано: 1110 дней назад (19 ноября 2013)
Просмотров: 7770
+3
Голосов: 3
Ольга Третьякова # 19 ноября 2013 в 10:15 +1
Спасибо за подробное описание покраски манной крупы, моим дошколятам наверно будет интересно поработать в такой технике...+1
Валентина Николаевна Разумова # 19 марта 2016 в 19:42 +1
Очень интересный и полезный материал представлен в вашей разработке, Мария. Пригодится для педагогов, увлекающихся творчеством с детьми. Жаль, что нет фотографий, хочется посмотреть на результат работы.