Конкурсы для педагогов и детей

Проведение занятий в УДО

Особенности проведения занятий объединения «Домашний зоопарк» на базе БОУ ДОД г.Омска «Детский ЭкоЦентр»
Дополнительное образование детей создает условия для развития творческих интересов  и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Особенностью проведения занятий в отделе зоологии является непосредственный контакт обучающихся с биологическими объектами – животными. Образовательные программы, которые реализуются в отделе, рассчитаны в основном на детей 8-15 лет и направлены на повышение интереса обучающихся к зоологическим наукам.
С 2009 года мною проводятся занятия по программе «Домашний зоопарк». Основное направление работы объединения – углубление знаний детей о домашних и диких животных, овладение навыками учебно-исследовательской деятельности. Данная программа не имеет известных аналогов в системе дополнительного образования. Типовые программы по зоологии рассматривают систематику, экологические группы животных, их фенологию. Животные, содержащиеся в домашних условиях, особенно экзотические виды, не являются объектами подробного изучения этих программ. Наличие уникальной материальной базы (детского зоопарка) дает возможность применить свои знания на практике, совершенствовать навыки по уходу за животными, вести исследовательскую работу в области разведения экзотических видов, разработки зоотехнических мероприятий по оптимизации условий их содержания и рационов кормления. В каждом разделе программы предусмотрено использование живых объектов. Например, раздел «Млекопитающие» подразумевает использование в качестве объектов наблюдения грызунов (хомячки, песчанки, морские свинки, дикобраз, белки), копытных (пони, овцы, козы, осел), приматов (игрунки карликовые и обыкновенные), хищных (мангуст полосатый, енот полоскун, носуха, лисы, енотовидная собака), насекомоядных (ежи обыкновенный и ушастый). В разделе «Птицы» используются декоративные (попугаи: корелла, волнистые, какаду, неразлучники, ожереловые; амадины, горлицы) и сельскохозяйственные виды (бентамки, фазаны, перепел). При изучении амфибий и рептилий на занятиях в качестве живых объектов выступают рогатка Кранвелла, жаба ага, пятнистый эублефар, ошейниковая игуана, василиск шлемоносный, геккон токи, среднеазиатская и индийская звездчатая черепахи, молочная змея Кэмпбелла и другие.
Помимо работы с живыми объектами, как уже говорилось ранее, в объединении проводится учебно-исследовательская деятельность. Крайне важным является то, что результаты исследований могут быть использованы сотрудниками зоопарка в работе по оптимизации условий содержания коллекции, рационов кормления и по развитию самой коллекции. В выборе объектов исследования большую помощь оказывают методисты-зоологи нашего зоопарка (Куликова Галиопи Георгиевна, Сасько Ирина Игоревна), никогда не отказывает в консультации заведующая отделом «Детский зоопарк» Кистенева Евгения Николаевна, за что мы им очень благодарны.
Использование живых биологических объектов дает возможность удерживать интерес обучающихся к исследовательской деятельности на высоком уровне. У ребят формируется культура самостоятельной работы, что способствует их будущему профессиональному самоопределению.
При выборе темы исследования мы руководствуемся интересами детей и доступностью объектов исследования. Нами выполнены следующие работы:
1) «Изучение зависимости развития молодняка серой крысы от рациона кормления в условиях МОУ ДОД «Детский ЭкоЦентр»
2) «Влияние видов кормов на рост и развитие мадагаскарских шипящих тараканов в условиях инсектария МОУ ДОД «Детский ЭкоЦентр»
3) «Кормовые предпочтения двупятнистого сверчка (Grillus bimaculatus) в условиях инсектария МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический Центр»
4) «Гнездование бриллиантовых горлиц и зебровых амадин в условиях Детского ЭкоЦентра»
5) «Влияние видов кормов на рост и развитие гигантских лесных тараканов (Blaberus giganteus) в условиях инсектария Детского ЭкоЦентра»
Данные работы выставлялись на Открытую научно-практическую конференцию «Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения – 2011 г.)» и Учебно-практическую конференцию «Сохранение природного и культурного наследия» Межрегионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая берёза».
Помимо использования на занятиях живых объектов и проведения исследовательской деятельности, удержать внимание и развить интерес детей к зоологии помогает применение интерактивных методов обучения, использование в процессе освоения программы информационных технологий.
Интерактивное обучение (“interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать) — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают (Мижериков, 2004).                    
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.    

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д.
Особенности интерактивных методов (Жук; Кошель, 2004):
  -  реализация возможна лишь через совместную деятельность педагога и учащихся;
  - принудительная активизация мышления обучаемого (вынужденная активность), т.е. учащийся должен быть активным независимо от его желания;
  - обеспечение постоянной вовлечённости учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть достаточно устойчивой и длительной;
  - самостоятельная выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
  - постоянное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса;
  - проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и учащихся в совместной учебной деятельности «учение–обучение».
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:
1. Тренинги
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам (Берч, 2003).
Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии (Кобзева, 2006).
2. Программированное обучение
При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала.
3. Учебная дискуссия
Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).
Формы дискуссий:
"Круглый стол" - беседа, в которой “на равных” участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с “аудиторией” (остальной частью класса);
"Заседание экспертной группы" (“панельная дискуссия”) (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.
"Форум" - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с “аудиторией” (классом).
"Симпозиум" - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы “аудитории” (класса).
"Дебаты" - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.
"Судебное заседание" – обсуждение , имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
4. Деловые и ролевые игры
5. Мозговой штурм
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике (Мижериков, 2004).
6. Кейс-метод (разбор ситуаций)
Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности  подходу. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.
7. Аквариум
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее (Мижериков,2004).
“Техника аквариума” выглядит следующим образом:
1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.
3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.
4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.
7. “Аквариумное” обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Таким образом, наличие богатой материальной базы при реализации программ дополнительного образования в комплексе с новыми образовательными технологиями позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, эффективным и качественным.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Опубликовано: 1023 дня назад (20 февраля 2014)
Просмотров: 1892
+1
Голосов: 1
Александр Семенович Жбанов # 20 февраля 2014 в 18:51 0
Ну что же, молодцы "Домашний зоопарк"! Очень полезная информация, думаю многим педагогам она пригодится! Спасибо, Татьяна Сергеевна!
Татьяна Сергеевна Потерюха # 21 февраля 2014 в 11:52 0
Спасибо, Александр Семенович, я только рада, если кто-то найдёт что-нибудь полезное для себя!