Конкурсы для педагогов и детей

Использование элементов песочной терапии в коррекции звукопроизношения дошкольников

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме:"Использование элементов песочной терапии в коррекции звукопроизношения дошкольников".
Автор: Поветкина Надежда Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Теремок», г. Новоалтайск Алтайский край
Описание материала: Обобщение опыта работы по теме:"Использование элементов песочной терапии в коррекции звукопроизношения дошкольников". Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Песочная терапия успешно использовалась в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей и взрослых. Позднее специалисты предложили систему песочных игр в целях коррекции и развития дошкольников.
Эта система меня заинтересовала, и я решила использовать элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. В процессе работы применяла различные логопедические игры с песком, помогающие скорректировать имеющиеся у дошкольников проблемы развития речи.
Игры с песком я использовала на основе следующих принципов:
наглядности;
доступности;
развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;
«включение в работу» помимо тактильного анализатора также речевого, слухового и зрительного.
Определила цель песочной терапии:
Создание условий для естественной стимулирующей среды для эмоционального комфорта и развития звукопроизношения.
Поставила задачи:
1. Познакомить детей с техникой песочной терапии с целью поддержания эмоционального комфорта, снятия психофизического напряжения.
2. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
3. Учить выстраивать композиции на песке для развития мелкой моторики, познавательных и психических процессов.
4. Повысить мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей, обучающей работе логопеда. В условиях реализации требований ФГОС предполагает становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования и раскрывает значимость и возможность практического применения метода песочной терапии в работе учителя-логопеда. Использование различных форм и методов логопедической работы с применением элементов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, познавательными и игровыми видами детской деятельности.
В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Включение элементов песочной терапии в коррекционную работу усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Совершенствуется художественно - эстетическая деятельность, что способствует развитию творчества и коммуникативных навыков общения ребёнка.
Свою работу по использованию метода песочной терапии я начала с:
1. Изучения данной технологии и создания условий для использования элементов песочной терапии на логопедических занятиях.
2. Подобрала методическую копилку.
3. Выявила противопоказания для занятий с песком (это кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках).
4. Ввела правило работы в песочнице: мы не выбрасываем песок из песочницы, мы не бросаем песок в других детей, мы не берем песок в рот, после занятий с песком помоем руки.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Я использую элементы песочной терапии в качестве вспомогательного средства при автоматизации звуков, развитии сенсомоторных навыков у детей посещающих логопункт. В качестве песочницы использую короб, наполненный цветным песком.
Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующей задачи занятия, которые позволяют вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развития мелкой моторики рук; графических навыков; активизация словаря и связной речи дошкольников.

Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.
Артикуляционные упражнения Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. (Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)
Автоматизация звуков. Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.
([Р] круги, спиральки на песке, [С] насыпать горочку из песка, [Ш] дорожка для змейки и др.)
Развитие фонематического восприятия (Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)
Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
Игра «Нарисуй сказку». Логопед просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.
«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Рисуем на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист – цветок - дерево).
«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом.
«Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие мелкой ручной моторики. Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.
«Фигуры на песке». Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала. Описание:ребенку предлагается начертить или построить на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) и назвать где и какая фигура находится.
«Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»). Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. Описание: ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.
«Буквы на песке». Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики. Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.
Занимаясь с детьми, нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы и мастер классы. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.
В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Конспект НОД для старших дошкольников по автоматизации звука [л]
Опубликовано: 225 дней назад (27 апреля 2016)
Просмотров: 510
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Лилия Вкторовна Чукаева # 27 апреля 2016 в 18:52 0
Здравствуйте, я только начинаю работать логопедом и ваша опыт о песочной терапии меня заинтересовал. Очень много познавательной информации, интересные игры. Я обязательно изучу подробно песочную терапию и несколько игр возьму для работы, если вы не возражаете. Спасибо вам большое, ждем новых ваших статей по обмену опытом.
Галина Александровна Буцая # 28 апреля 2016 в 21:41 0
Интересный материал для логопедических занятий, активизирует детей на выполнение основной задачи- коррекции речи
Елена Владимировна # 30 апреля 2016 в 17:13 0
Узнала много нового. Спасибо Вам за материал.