Конкурсы для педагогов и детей

Программа профильной смены в пришкольном лагере

Программа профильной смены "Школа чародейства и волшебства"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Программа профильной смены «Школа чародейства и волшебства» предусматривает организацию летнего отдыха детей начального и среднего школьного возраста (1-5 классы) в условиях временного детского коллектива.
Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
–повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– обеспечением преемственности в работе лагеря с дневным пребыванием детей и профильной сменой «Школа чародейства и волшебства»;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
–необходимостью использования богатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. Оптимальное количество участников - 35 обучающихся.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 6,5-12 лет.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особое значение в сфере образования имеет проблема организации каникулярного времени детей и подростков. Учреждения дополнительного образования, наоборот, именно в каникулярное время, как правило, активизируют свою деятельность.
Каникулярный отдых социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Во время каникул развертывается неформальная деятель¬ность сотрудничества, сотворчества и межличностного об¬щения (более глубокого, чем в школе), равно интересные детям и взрослым и потому в корне отличающиеся от иерар¬хических, функционально-формальных обучающих комму¬никаций.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться красиво проигрывать и побеждать.
Цели и задачи, поставленные нашей программой, отвечают реалиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развитие ребенка, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка. Программа предусматривает не только получение определенных ЗУН, но и творческую активность, развитие потенциальных возможностей детей. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяют организовать интересный и разноплановый отдых обучающихся.
Цель программы:
Создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в детском коллективе.
Задачи программы:
раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;
создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка;
укрепить физическое здоровье.

Ожидаемые результаты:

- знакомство с разнообразными формами отдыха; организация и навыки активного отдыха;
- навыки свободного общения со сверстниками;
- знакомство с разнообразными видами игровой, творческой деятельности;
- овладение основными понятиями здорового образа жизни;
- умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива;
- способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности;
- навыки самоуправления: осуществление функций командира; умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела;
- умение определять зону своего ближайшего развития, проектирование самореализации.
Работа профильной смены «Школа чародейства и волшебства» проходит в 4 этапа:
• Подготовительный
Период реализации этапа февраль-май:
- подготовка к работе смены, подбор кадров, составление образовательной программы, разработка конспектов мероприятий. В мае проводится совещание педагогического коллектива, работающего по программе.
• Организационный
Период реализации этапа май:
- подготовка и оформление документации и наглядного материала к приему детей.
• Основной
Срок реализации этапа июнь – июль: реализация программы смены.
• Аналитический
Реализация этапа август: подведение итогов, составление отчетности.
Смена лагеря проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Выбор этой формы обусловлен тем, что сюжетно-ролевая игра имеет наиболее социализирующий эффект, поскольку:
• представляет собой форму моделирования ребенком социальных отношений;
• воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме, выступает активной формой экспериментального поведения.
Основной идеей для моделирования воспитательно-образовательного пространства в каникулярный период стала идея, что личность ребенка станет доступной педагогическому воздействию при условии ее активности, субъективной позиции во всех сферах каникулярной жизни. Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, ребенок выступает в четырех положениях:
- как субъект познания (реализуя активность, направленную на познание мира);
- как субъект предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность, направленную на доступное преобразование окружающего его мира);
- как субъект общения (реализуя потребность, направленную на познание другого субъекта и взаимодействие с ним);
- как субъект самовоспитания (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и самопреобразование, самосовершенствование).

Условия реализации программы профильной смены «Школа чародейства и волшебства»:
- своевременная адаптация участников программы;
- выработка совместно с детьми ценностей, идеалов, образов с учетом их личностных интересов и потребностей;
- раскрытие и реализация личностного потенциала детей;
- создание ситуации для освоения детьми новых социальных ролей, формирование социальной активности;
- воспитание ответственности;
- оказание индивидуальной помощи ребенку в выборе видов деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, образования, оздоровления;
- введение культа здорового образа жизни в детском коллективе;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка как условия защищенности каждого ребенка;
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений доверия и сотрудничества;
- ежедневный анализ происходящего каждым участником программы, педагогическим коллективом;
- организация работы с детьми на «последействие».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Смена начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 18 дней. Согласно сюжету игры участники программы становятся студентами Школы чародейства и волшебства (далее Школа). Все участники смены получают приглашение в Школу.
Школа делится на 3 факультета: Гриффиндор, Когтевран и Пуффендуй. Каждый факультет имеет свой талисман, свои цвета и своё привидение. В течение учебного года факультеты соревнуются за кубок Школы, набирая и теряя баллы.
За достижения и промахи каждого студента — как академические, так и дисциплинарные — могут быть начислены или сняты баллы с его факультета. Таким образом, в Школе используются групповые поощрения и наказания. Снимать или добавлять баллы факультетам имеют право старосты и декан.
Отмеривают баллы большие заколдованные песочные часы. Их три: по одному на каждый факультет. Вместо песчинок в них — драгоценные камни цвета факультета: рубины в гриффиндорских часах, жёлтые топазы — в пуффендуйских, сапфиры — в когтевранских. Когда баллы добавляются или снимаются с факультета, в соответствующих часах такое же количество камней падает в нижнюю половину или, наоборот, поднимается в верхнюю.
В конце смены факультет, набравший наибольшее количество очков, выигрывает кубок Школы.
Во главе факультета стоит декан (руководитель программы). На своём факультете декан отвечает за донесение важной информации до сведения студентов, наказания студентов за серьёзные проступки, реагирование на аварийные ситуации. На каждом факультете есть староста (вожатый).
По факультетам студентов распределяет Распределяющая Шляпа. Студентов ждет много интересного, увлекательного, они будут узнавать много нового и неизведанного ими ранее, попробуют свои силы в таких дисциплинах, как трансфигурация - дисциплина, изучающая магические превращения одних предметов в другие (декоративно-прикладное творчество); Защита от Тёмных сил — дисциплина, изучающая основы здорового образа жизни; Заклинания — дисциплина, изучающая различные правила поведения (на воде, при пожаре, ТБ, ПДД); Древние руны — интеллектуально-познавательные игры; Магловедение — дисциплина, изучающая поведение и быт маглов (познавательные игры и конкурсы).
Каждый день на организационном сборе Школы - «Линейка» факультетам поясняются задачи и распорядок всего дня.
В конце смены все обучающиеся выпускаются из Школы и получают дипломы.
Модель смены:
Декан – руководитель смены;
Староста – вожатые;
Студенты – дети.
Жизнь в Школе строится в соответствии со следующими законами:
Законом территории – (принимается без обсуждения) без разрешения не покидай территорию Школы, не отступай от намеченного расписания, не мешать друг другу;
Закон зелени – ни одной сломанной ветки, ни одной помятой травинки, ни одного сломанного цветка, сохраним нашу планету зеленой!
Закон правой руки – взрослый поднимает правую руку, все замолкают.
Закон 00 – время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон жизни – долой скуку!
Закон выносливости – будь вынослив!
Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
Закон творчества – твори всегда, твори везде, твори на радость людям!
Печатный орган смены – газета «Школьные новости», в ее создании участвуют все студенты. В конце смены каждый факультет должен выпустить газету.
Диагностика настроения.
Приоритетным направлением при работе с детьми в летний период является определение эмоционального настроя участников смены.
Диагностический материал представлен в виде картинок – приведений факультетов и «письма настроения». В конце дня в Школу прилетает сова-почтальон и каждый обучающийся наклеивает свою картинку-приведение на конверт. Картинки-приведения делятся по цвету - белый, серый и черный, который позволяет определять положительные и отрицательные эмоции детей к проведённым мероприятиям. Если эмоции положительные, то картинка-приведение белая (либо серая, если что-то не понравилось), если эмоции негативные, картинка черная. В этом случае руководителю необходимо выяснить причину такого состояния обучающегося.
План-сетка мероприятий профильной смены «Школа чародейства и волшебства»
1 день
Прием в Школу чародейства и волшебства. Подготовка к открытию Школы чародейства и волшебства.
2 день
Открытие Школы чародейства и волшебства. «Платформа 9 и ¾». Веревочный курс 3 день
Знакомство с дисциплинами Школы:
Трансфигурация (изготовление волшебных палочек),
Заклинания
(правила поведения на дороге, на воде, при пожаре)
4 день
Магловедение.
А.С.Пушкин. «Викторина от кота ученого»
Рисуем по сказкам Пушкина А.С.
5 день
«Новая Нимбус-2013».
Конкурс на изготовление лучшей метлы из подручных материалов.
Конкурсно-игровая программа «Бабки Ёжки»
6 день
Соревнования за перо Феникса
Игра «Если хочешь быть здоров…»
Конкурс рисунков «Вредным привычкам – НЕТ!»
7 день
Конкурс по фигурному летанию.
Танцевальные конкурсы.
Игра «Угадай мелодию»
8 день
Чемпионат по квиддичу. Конкурс комментаторов
9 день
Интеллектуальная игра "Турнир Трех Волшебников»
Трансфигурация (изготовление академической шапочки)
10 день
Рыцарский турнир.
Подготовка к балу волшебников.
11 день
«Блистательный Гарри Поттер!»
Интеллектуально-познавательная игра.
Конкурс рисунков.
12 день
Лабиринт «Кубок огня» (игра по станциям)
Подготовка к балу волшебников.
13 день
День перевоплощений.
Театральная постановка сказки
14 день
Парад очкариков
Трансфигурация (изготовление очков)
Шахматный турнир.
15 день
Операция «Поиски Волан-де-Морта»
Викторина «Там, на неведомых дорожках…»
16 день
Волшебный Флешмоб
Изготовление свитка пожеланий.
17 день
Спасение философского камня. Подготовка к балу волшебников
18 день
Выпускной бал волшебников
Школы чародейства и волшебства.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летней игровой программы «Ура, каникулы!» для младших школьников Сценарий литературно-развлекательного досуга в школьном летнем лагере Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Сценарий музыкально-спортивного праздника в начальной школе

Похожие статьи:

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа

День Российского кино. Сценарий для летнего лагеря

Сценарий мероприятия в летнем лагере

Сценарий мероприятия для летнего лагеря

Сценарий мероприятия к Пушкинскому дню

Опубликовано: 1041 день назад (1 февраля 2014)
Просмотров: 7389
+6
Голосов: 6
Наталия Генчева # 1 февраля 2014 в 16:27 0
Программа профильной смены "Школа чародейства и волшебства" очень понравилась. Заявлены актуальные цели и задачи.Предусмотрены разнообразные виды деятельности для детей. Главное -дети попадают в сюжетно- ролевую игру с популярным сюжетом, по воздействием которой будут активны. Проведя часть каникул в "Школе чародейства и волшебства" дети на долго запомнят эти дни. Спасибо за творчество. Голосую.
Юлия Владимировна Прокопенко # 1 февраля 2014 в 16:55 0
Спасибо, Наталия, за содержательный комментарий и голос.
Нина Валерьевна Артамонова # 1 февраля 2014 в 16:55 0
Замечательная и очень интересная разработка. Молодцы. Голос!
Алёшина Марина Леонидовна # 1 февраля 2014 в 18:12 0
Юлия Владимировна, спасибо за приглашение!!!Понравилась программа летнего досуга детей,основанная на сюжете книг про волшебника Гарри Поттера .Дети любят истории,  в которых много таинственного!!!Спасибо, за интересный, подробный программный материал, которым можно воспользоваться!!!!+1
Юлия Владимировна Прокопенко # 1 февраля 2014 в 18:23 +1
Спасибо, Марина Леонидовна, буду очень рада, если мой материал пригодится в работе коллегам.
Галина Александровна Тазина # 1 февраля 2014 в 18:41 +1
Ваша программа содержательна и актуальна, подобраны интересные виды деятельности для детей, присутствует игровая мотивация. Детям надолго запомнятся каникулы.Голос!
Лидия Александровна Ермолаева # 1 февраля 2014 в 21:05 +1
Здравствуйте и большое спасибо,я взяла себе на заметку с вашей программы материал.
Наталия Александровна Клюка # 4 февраля 2014 в 00:45 0
Спасибо, Юлия Владимировна, что поделились своими наработками по организации профильной смены "Школа чародейства и волшебства". Задумка великолепна. Реализация - сплошной креатив, так интересно обыграны все моменты пребывания детей в волшебной школе. Очень понравились названия факультетов, здорово, что внесён соревновательный момент. Каждый день наполнен невероятно интересными делами и играми. Много чего хочется взять в свою копилочку. Спасибо за полное и подробное отражение содержания профильной смены на каждый день. Вам голос!